‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Воспитание души

считают главным в своей работе с детьми педагоги Оренбургской Православной гимназии.


считают главным в своей работе с детьми педагоги Оренбургской
Православной гимназии.

…Из-за закрытых дверей класса донеслось слаженное пение: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» Уроки в Оренбургской Епархиальной Православной гимназии имени святого праведного Иоанна Кронштадтского начинаются с молитвы. 140 мальчиков и девочек обучаются в двух корпусах гимназии не только литературе, математике, истории и другим школьным предметам, но и основам святоотеческой Православной веры. Ректор Православной гимназии протоиерей Георгий Горлов встречает корреспондента «Благовеста» в учительской: у него пока нет урока. Спрашиваю у батюшки-ректора, как давно создана гимназия.

Особенный год

— Наша гимназия действует с 16 августа 2001 года, уже восьмой год, — рассказывает протоиерей Георгий Горлов. — Начинали с двух классов, первого и второго. Было всего 17 детей, учились в две смены. Теперь тот второй класс у нас вырос до девятого, это и будет первый выпуск неполной средней школы. Для нас это очень ответственный этап в жизни. Тем более это юбилейный год: столетие преставления нашего Небесного покровителя — святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этом особом для нас году мы стараемся так трудиться, чтобы Господь милостию Своею дал нам возможность и дальше продолжать развиваться, и чтобы наш Небесный покровитель на небесах молился за нас.
— А почему именно святого праведного Иоанна Кронштадтского вы избрали своим покровителем?
— Сам он при жизни преподавал Закон Божий. Даже уже будучи Всероссийским пастырем, к которому десятки тысяч людей ехали со всей России, Батюшка оставался законоучителем в гимназии. И самому ему, когда был ребенком, было довольно тяжело учиться, и только благодаря усердной молитве, которую он совершал по ночам, совершилось чудо: Господь просветил ему разум. И мы молимся своему святому, чтобы Господь просветил разум наших учеников и, конечно, учителей.
— В этом юбилейном году было что-то особенное в жизни гимназии?
— Каждый год мы посвящаем свой праздник, день гимназии, какой-то теме: семье, России… А 19 октября этого года — в день нашей гимназии — говорили о святом Иоанне Кронштадтском. И наши уже традиционные Сретенские чтения в феврале будут посвящены юбилею Кронштадтского Батюшки. Все в этом учебном году посвящено этой дате…
Недавно милостию Божией мы посетили Свято-Иоанновский монастырь на Карповке, в Санкт-Петербурге, где покоятся святые мощи батюшки Иоанна. Мы очень давно к этому стремились, и вот теперь смогли 35 лучших учеников отвезти в паломничество по святым местам Петербурга и Москвы. Милость Божия была так велика, что мы выехали 1 ноября, в день рождения и День Ангела Батюшки, а в Петербург попали в день, когда молитвенно вспоминают схиигумению Ангелину, первую настоятельницу и строительницу монастыря на Карповке. Служба проходила в нижнем храме, прямо перед усыпальницей святого праведного Иоанна Кронштадтского. После службы и панихиды по схиигумении Ангелине нам разрешили отслужить молебен с акафистом. Мы с детьми перед гробницей Батюшки Иоанна пели акафист — о чем давно мечтали. Но и всегда мы каждую неделю по субботам служим молебен с акафистом святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Есть у нас свой гимназический журнал «Светлячок», обычно мы делаем два выпуска журнала, на Рождество и на Пасху, а в этом году будет еще и юбилейный, посвященный Иоанну Кронштадтскому. Это журнал для взрослых и детей, и в нем, конечно, есть и работы учеников. Хотя все же «Светлячок» больше адресован взрослым, и мы сейчас думаем над тем, как сделать его более детским по содержанию.
— У вас столько детских рисунков на стене — даже, смотрю, и ваш портрет с такой любовью дети изобразили… Развиваете в детях творческие начала?
— Вера — дар Божий, у каждого свой путь, свой интеллектуальный багаж, свой опыт богообщения. Поэтому мы можем дать детям только знания о вере, а сама вера открывается по-своему в жизни каждого человека. А как ее открыть? Надо воспитать человека в его цельности, единстве духа, души и тела. Если не воспитать душу, то и дух вряд ли загорится так, как должен гореть. Поэтому мы поставили своей задачей развитие творческих способностей детей. В настоящем творчестве человек ощущает присутствие Божие в своей жизни — когда неведомо откуда приходит прозрение, озарение, и он рисует, сочиняет, что-то творит. Мы развиваем у своих учеников лучшие душевные качества, чтобы на этой основе воспитывать и духовные. Для этого у нас обязательное музыкальное образование, почти все дети занимаются музыкой — освобождаем только тех, которые всерьез занимаются спортом или в художественной школе. Мы заключили договор с музыкальной школой № 1 — это первая школа не только по порядковому номеру, но и старейшая школа, в ней очень хорошие учителя. А в различных кружках гимназии дети лепят, шьют, вышивают из всего, что возможно. Господь послал нам таких замечательных преподавателей, которые из любого бросового материала учат делать произведение искусства.

«Душа с душою говорит»

А в конце года учащиеся старших классов наряду с другими предметами сдают экзамен по творчеству. Некоторые работы учеников выполнены на стыке разных дисциплин. Так, в прошлом году были изготовлены рабочие тетради по Закону Божию для 1 класса. Ученики не только заполнили эти тетради духовным содержанием, но и сами разработали компьютерный дизайн. Сделали рабочую тетрадь по Православной культуре для 5 класса, учебник Закона Божьего для 1 класса. Конечно, учителя помогали. Экзамен по творчеству проходит в два дня. Устраивается выставка работ, сделанных своими руками, и потом комиссия принимает творческие работы. Есть произведения вполне зрелые. Из работ пятиклассниц Ани Смекаловой «Мемуары кота Коти» и Маши Соколовой «Лучший друг, или Возвращение Жучка» мы издали небольшую книжечку. Это не просто экзамен, но — душа с душою говорит. И они взрослые такие, умные такие. Некоторые даже сами устраивают экзамен своим педагогам и открывают нам то, что мы не видим в себе или забыли уже…
Вот повесть одного ученика «Детство Алеши» — о мальчике, страдающем от одиночества… Мы ведь, взрослые, требуем от учеников пятерки, ругаем за двойки, за поведение… — забывая о том, что это живые люди, в чьих душах происходят процессы удивительные. И вот из таких детских работ открывается, что, может быть, мы кого-то не согрели, не дали того, что должны бы дать.
На Рождество и Пасху мы делаем большие представления, на которые приглашаем детей из воскресных школ и детских домов, детей-инвалидов.
Мы с этими спектаклями ездим в гематологическое отделение детской областной больницы, где лежат дети, больные лейкемией. Так вот нам Бог судил, потому что в свое время родители больного ребенка обратились к нашим детям за молитвенной помощью — чтобы дети молились о нем. И с этого началось наше общение с больными детьми.

— И это ведь тоже — проповедь Христа! Делами милосердия…
— В Орске в Православной школе историю преподает Православный никарагуанец, его зовут Лесто Умбертович. И он на недавнем «круглом столе» у нас в гимназии, в Оренбурге, горячее всех говорил: «Вы, русские, храните веру, потому что ваша вера есть основа истории вашего Отечества и опора вашей жизни!» Удивительно было слышать это из уст человека, который вырос в другой — такой далекой — стране, но всей душой воспринял Православие.
На уроках Закона Божьего дети изучают вероучительные предметы, а в преподавание Православной культуры вошли история Церкви, церковнославянский язык, изобразительные искусства. Но и на общеобразовательных предметах мы обращаемся к Православной культуре. Так, история России неразделимо связана с историей Русской Православной Церкви. На основе опыта других гимназий мы разработали свою программу преподавания — это не догма, мы ее тоже, с обретением собственного опыта, меняем.
К сожалению, у нас нет одного общего большого помещения, здесь у нас начальная школа, а среднее звено в другом корпусе. И на службе дети редко встречаются: ученики начальной школы посещают храм по воскресным дням с родителями, а дети постарше ходят по субботам на Литургию специально для детей.
— В храме Святителя Луки?
— Да, мы считаем его своим, хотя это храм военного госпиталя. Но мы создали его своими силами и с тем именно прицелом, чтобы окормлять и воинов, и учащихся гимназии. Еще во время чеченской кампании мы с сестрами милосердия сестричества при Димитриевской церкви просили выделить нам какое-то место, где мы могли бы не просто общаться с воинами, беседовать с ними о вере и ставить для них концерты, но и вместе молиться. И вот нам отдали здание бывшего склада 1912 года постройки, милостию Божией сделали там храм. А во имя кого освящать, вопрос не стоял, потому что Святитель Лука служил и просвещению душ, и лечению воинов. Он был ученый, врач, Архиерей, молитвенник. У нас там теперь и храм, и актовый зал, где мы проводим праздники.
— Скажите, батюшка, а летом дети предоставлены сами себе или есть Православный лагерь?
— Уже шесть лет действует лагерь на базе грязелечебницы в Соль-Илецке. Господь послал нам на помощь главного врача Оренбургской областной физиотерапевтической больницы Алексея Равильевича Абдрахманова. Он взял наших детей на попечение. Что интересно, два брата — главврач и начмед: Алексей Равильевич — Христианин, а Александр Равильевич — мусульманин. Один унаследовал веру Православной мамы, другой — веру отца. И оба активно участвуют в жизни своих духовных общин.
С тех пор, как лагерь находится на попечении грязелечебницы, дети не только отдыхают, но и получают лечение: солевая шахта, грязелечение, весь комплекс лечения. Ездим на соленое озеро, нас пускают туда безплатно (все ведь теперь за деньги…). И дети получают и духовную подпитку, вся молитвенная жизнь проходит в храме. Мы еще и ездим в село, где стоит разрушенный храм, молимся, делаем приборку…
А 1 сентября мы всегда начинаем с Литургии. Все вместе причащаемся из одной Чаши. Несколько раз в году мы все вместе обязательно причащаемся: это очень важно.

Литургия для детей

— А как вам пришла мысль служить детскую Литургию?
— Необходимость отдельной церковной службы для детей возникла сама собой. Когда в храме много народа, то дети нередко увиливают от молитвы: забиваются куда-нибудь в уголочек, достают телефон и играют. Современные веяния голову настолько кружат, что ребенку тяжело справиться с собой. И если мы ребенка где-то в толпе потеряем, трудно будет потом вернуть в церковь. Поэтому мы даже сначала не разрешали взрослым приходить на детскую Литургию. Кроме, понятно, учителей и священнослужителей. Теперь уже дети привыкли, и мы приглашаем всех, особенно новоначальных. В этом году планируем начать служить с детьми и вечернее Богослужение.
Преподавание церковнославянского языка у нас заканчивается в пятом классе, и мы успокаивались: дети знают этот язык. Но когда нет практики, знания быстро улетучиваются. А пение в церковном хоре, участие в Богослужении — лучшая практика!
Дети много трудятся, много сил отдают. Но все равно они потребители. Хочется, чтобы они что-то могли бы делать и по-настоящему переживать боль других людей. Хотим Рождественским постом провести акцию милосердия: надо сделать иконостас в детской гематологической больнице. Пусть дети потрудятся своими руками. Младшие ученики сделают поделки, мы пойдем поздравлять на Крещение. Покажем спектакль, подарим подарки. Кроме детской больницы, пойдем и в дом престарелых.
— Семь лет позади. Можно ли сейчас уже говорить о том, что нечто самое главное педагогам удалось воплотить?
— Мы на пути. Что-то получается, что-то нет… Когда начинали, был период эйфории: как хорошо — все можно! Потом — другая крайность: все плохо, все ужасно. А сейчас спокойное ощущение того, что все нормально, идет работа. Мы не ставим перед учениками задачу всем стать священниками или матушками. Только бы они были верующими, достойными людьми, служили своему Отечеству и не забывали про Церковь. Всякое бывает в жизни, они могут упасть и отпасть, но человек, который видел свет в конце туннеля, все равно придет к свету. Самое главное, чтобы дети видели мощь и красоту Православия, чтобы они знали, что с Богом-то хорошо. И то, что надо молиться, поститься, в церкви стоять, — это не тяготы, а радость.

Нужна забота государства!

Наша гимназия из воскресной школы выросла. И я считаю очень важным развивать систему воскресных школ. Там, может быть, меньше знаний, но вера глубже. Когда-то одного мальчика в нашей еще воскресной школе спросили, что она для него значит. И он ответил: «Я шесть дней учусь в обычной школе и жду, когда смогу пойти в воскресную школу. Мои друзья здесь, моя жизнь здесь, все интересы здесь. Шесть дней я мучаюсь, а седьмой для меня как праздник». Не все могут попасть в гимназию (у нас серьезный отбор, два человека на место), а в воскресную школу попасть проще. Надо только хотеть больше знать о Православии, жить в церковной ограде.
Создана ассоциация Православных школ Приволжского федерального округа. И стало бы еще больше таких школ, если бы была забота со стороны государства. К сожалению, Православная школа в нашей стране нужна только Церкви и родителям. Мы восьмой год существуем без финансирования. Живем только за счет попечителей. Приходится основную массу времени тратить на поиск средств. Все говорят: да, дело хорошее, нужное… Но помочь не спешат. Это самая большая проблема, которая подкашивает все на корню. Надо, чтобы государство помогало Православной школе — тогда и можно будет всерьез говорить о духовном возрождении России. Православной России.
Семь лет назад, до гимназии, в этом здании был детсад, еще раньше — детская библиотека имени Кольцова, в войну — детдом. А когда-то это был дом хлебопромышленника, купца, и сейчас на красном кирпичном фасаде четко видны выделенные белой краской снопы хлеба и большие кресты по углам. И, значит, здание это изначально было предусмотрено Богом как дом, где, придет время, будут взращивать в душах семена Божией веры.

На снимках: отец Георгий Горлов не только ректор, но и любимый учитель у оренбургских гимназистов; на здании Оренбургской Православной гимназии видны кресты, выложенные из кирпича благочестивыми строителями этого дома еще более века назад; «Хорошие у нас педагоги — сплав опыта, молодости и таланта», — убежден ректор гимназии протоиерей Георгий Горлов.

Ольга Ларькина
Фото автора
05.12.2008
1013
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru