‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Сережкины каникулы

Страница для детей.


Рассказ для ребят.

— Зачем тебе вода? — спросил Сергей. Ожидая на крыльце храма свою маму, он с любопытством наблюдал, как малышка с косичками-пружинками ловит дождинки. Девочка, вытягивая ручки, бегала под дождем и набирала в свое красное ведерко струйки дождя.
— Я спасаю лужи…— кричала в ответ промокшая малышка.
«Здесь даже дети странные», — подумал Сергей. До школы оставалось всего несколько деньков, и он мог их так славно провести, но нет же… Мама взяла и без всякого его желания увезла в поездку по храмам и монастырям. Мало того, что скоро школа, в которую не очень хотелось идти, так еще почти неделя среди молящихся бабушек и непонятных для него детей.
Вообще-то ходить в школу для общения и знакомства Сергею даже нравилось. И учителей он уважал и сейчас в каникулы даже немного скучал по ним. Но вот чувствовать себя «тупым» да серым ему надоело, и первое сентября он ожидал как наказания. Как бы он ни пытался слушать внимательно на уроке учителя, ни зубрил правила или словарные слова, ни перерисовывал в пятый раз рисунки, учеба у него не шла. Ну просто не шла, и всё, да еще по всем предметам. В этом году только благодаря маминым просьбам его не оставили на второй год в пятом классе. А вот огорчать маму он хотел бы меньше всего на свете…
Паломники заказали различные требы и мелкими перебежками под дождем перебирались к главному храму. Мама взяла Сергея за руку, и они пробились поближе к экскурсоводу. Вся группа смогла уместиться под крышей, только малая с косичками-пружинками брыкалась ножками, пыталась слезть с папиных рук и выбежать под дождь.
— В детстве святой Сергий Радонежский, — говорил экскурсовод, — в отличие от своих успешных в учебе братьев, отставал в знаниях. Учителя ругали Варфоломея…
— Какого Варфоломея? — заинтересованно спросил Сергей.
— Такое имя при рождении дали будущему святому родители. Сергием же он стал после пострига в монахи. Грамота ему не давалась. Родители сильно огорчались, сам он старался, но учеба вперед не шла…
— Прямо как я, — подумал Сережа, — и имена одинаковы, и проблемы схожи, хотя так давно это было — как говорит мама, седая старина…
— А потом случилось чудо, — продолжила экскурсовод. — Мальчику в лесу явился таинственный монах, какой-то неизвестный миру подвижник, а может быть и вовсе небожитель. И он помазал лоб мальчику благоуханным маслом. И с тех пор будущий Сергий стал очень хорошо учиться, на одни пятерки… И теперь другим детям с Неба помогает в учебе… Как тот таинственный монах, который ему самому помог хорошо учиться.
Вся группа стала проходить к раке с мощами Преподобного Сергия Радонежского, и маленькая девочка с красным ведерком оказалась рядом с Сергеем.
— Зачем ты лужи спасаешь? — спросил он у малышки.
— Ты разве не знаешь? Они вы-сы-ха-ют… и их не будет, а у меня в ведерке лужи остаются…
Он посмотрел — и точно, всё ведро было полно воды, и прямо с этим ведром она сидела на папиных руках и удалялась под своды величественного храма.
«Нет, она не странная, — подумал Сергей, — просто очень-очень добрая, такая добрая, что защищает даже уличную лужу…»
Тайна царила в этой церкви, в темных сводах и в простой росписи стен, в ликах святых, которые, как показалось Сергею, смотрели на него глазами с живым огоньком. Очередь потихоньку продвигалась, и вот уже Сережа видел, как паломники молились и друг за другом прикладывались к раке святого. Стеклянную дверцу открыли, и Сергей немного напугался: теперь он был так рядом с тем, кто еще утром казался мальчику ненужной маминой затеей, и теперь ему было за это очень стыдно. Что-то величественное и непостижимое открыло для Сергея свои двери, и от этого стало тревожно и захотелось плакать.
— Маму жалко, она так переживает из-за моей плохой учебы, святой Сергий, помоги… — и он приложился прямо к самим мощам, от которых шло еле уловимое благоухание.
Автобус с паломниками уезжал из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, многие уже мирно засыпали под монотонный гул мотора и убаюкивающую тряску по неровной дороге. Сергею не спалось, все было тем же за окном: деревья, дома, дороги, — но теперь это имело другой смысл. Вдруг он вспомнил, как перед стенами Лавры, в рядах коробейников, им с мамой предложили купить… домового.
— Купите, купите, и в вашем доме появится счастье, — кричала бойкая торговка. Многие из группы брали, а мама только печально усмехалась, и теперь он понимал, почему. Счастье или несчастье дается Господом, приходит людям с Неба, а не от цветастой соломенной куклы. Да еще изображающей всякую нечисть…
— А иконочку Преподобного Сергия я к мощам святого приложила, — сказала Сереже мама. — Повешу теперь ее над твоим столом. Чтобы он смотрел на тебя, когда ты учишь уроки. И не давал отвлекаться.

Прошли годы. Сергей вырос и выучился на ученого-биолога, защитил кандидатскую диссертацию, объездил весь свет и создал несколько своих интересных теорий. Но истина, которую подарила та летняя поездка, всегда жила в нем и сколько раз помогала принять правильное решение в науке и в жизни. И в тех ответах добро и милосердие всегда брало верх над человеческой разумностью, это и делало его интересным и талантливым ученым. По милости Господа Сергей Иванович проработал некоторое время в научной лаборатории, что находится вблизи Радонежа, города, подарившего Руси великого святого — Преподобного Сергия Радонежского. И всегда над его столом — теперь уже большим, заставленным не учебниками, а интересными и сложными приборами, — висела иконочка Сергия Радонежского. Та самая, которую мама тогда приложила к мощам святого.

Обласкайте ребенка вниманием

В начале учебного года редакция решила провести небольшое родительское собрание для своих читателей и попросила настоятеля храма Святых Царственных Мучеников при самарской Православной школе № 54 иерея Иоанна Болгова ответить на несколько вопросов.

— Батюшка, помимо покупки портфеля и учебников как нам, родителям, надо подготовить ребенка к школе?
— К школе надо готовиться как к ратному подвигу и духовному труду. Как обычно Православный человек начинает всякое дело? Молится на молебне и берет благословение у священника. Так надо подходить и к началу учебы. Сейчас в последнее воскресенье перед первым сентября во всех самарских храмах служатся молебны на начало учебного года.
В школу ребенок отправляется за знаниями. Но все ли знания полезны? От всего ненужного и плохого здесь уже родители не могут уберечь, но сможет защитить родительская молитва. Это обычная молитва родителей за свое чадо, которую можно найти в любом молитвослове.
Малышу, который идет в первый класс, обязательно надо рассказать, что у него начинается новое послушание, оно будет на долгое время, и относиться к нему следует серьезно. Причем если ребенок будет его выполнять правильно и усердно, то в этом ему будет помогать Сам Господь.
Расскажите ребенку, что кроме него в классе будут и другие ребята, и учиться они будут все вместе, поэтому кроме себя надо научиться любить других людей и видеть в них образ Божий. Надо уделить ребенку столько времени, сколько потребуется, и этими наставлениями подготовить маленького человека к школе. Чтобы не получилось, как в одном анекдоте, когда ребенок приходит домой из школы и обиженно говорит своим родителям: «Что вы сразу-то не сказали, что это на целых десять лет». А еще поговорить обязательно с преподавателем.
— И что же Православные родители должны сказать преподавателю своего ребенка?
— Надо рассказать, что ваш ребенок воцерковленный, ходит в храм, и чтобы к нему с этой стороны отнеслись внимательней. Многие Православные детишки молятся перед началом урока, мне говорили об этом педагоги многих школ, так вот учитель-профессионал к этому отнесется правильно.
— Батюшка, как научить ребенка верно выстраивать отношения с учителем? И как помочь ему не обижаться на педагога, когда учеба не очень хорошо идет?
— Учитель — это прежде всего помощник в жизни и в получении новых знаний. Ребенку надо сказать, что он не первый и единственный ученик. До него уже в этой школе у этого учителя было много детишек, все они получали знания, и неплохие, поэтому подожди, не искушайся и не расстраивайся… Все Бог дает для нашего блага. Другого помощника в знаниях не будет, кого Господь дал, с тем помощником и учиться надо. А к любой помощи следует, соответственно, с благодарностью относиться. Сделали замечание — должен быть благодарен за это, поругали — исправляйся… В основном я заметил, что проблемы с педагогом у ребенка начинаются с родителей. Когда в семье начинаются разговоры, что учитель плохой, и всякие еще небрежные слова говорятся, то у ребенка все это записывается в памяти, и он подсознательно начинает неуважительно относиться к школе и к педагогам. Авторитет учителя должен в семье поддерживаться, и за него надо молиться, чтобы Господь дал сил и разумения ему правильно учить наших детей.
— А если учитель некрещеный?
— Все равно молиться надо, помянуть в своих молитвах этого человека, и Господь вразумит его. У учителя очень тяжелый труд, если ему духовной помощи от нас не будет, то и начинаются искушения.
— Вы не первый год работаете в школе, можете сказать, что в наших детях год от года меняется к худшему? На что родителям надо обратить пристальное внимание?
— Сегодня по радио слышал, что в Курске и в Белгороде принята программа по противодействию мату. Жаль, что у нас в городе этого нет. С каждым годом все больше детей ругаются матом, разговаривают на сленге. И я заметил, что такие ребята не могут даже сформировать и высказать свою мысль, они не могут построить фразы. А это снижает не только словарный уровень, а тормозит умственные способности ребенка. Чем больше мата на улицах, тем глупее наши дети. Родители мало общаются и практически не разговаривают со своими детьми, или они на работе, или смотрят телевизор. Учитель тоже со всеми тридцатью учениками класса не в силах поговорить, остается только улица… Начните общаться со своими детьми, говорите с ними, узнайте, чем они живут. Проводите со своими детьми как можно больше времени. Чем больше сейчас мы уделим им внимания, тем нам же будет проще, когда они вырастут. Первое — это духовная поддержка своего ребенка, потом общение, а уже на десятом месте должно стоять, как одеть и прокормить ребенка. На самом деле одевает и кормит нас Господь Бог.
— Но что делать, если работа забирает все время, а еще приходится ездить в командировки?
— Возьми с собой ребенка и покажи ему тот город. Да, у тебя там дела, да, там коммерческие интересы, но среди этого всего найди время для ребенка. Можно просто бегать по утрам или вечерам с ребенком и общаться, говорить и быть в курсе всех его дел. Такому ребенку, обласканному родительской любовью и вниманием, не захочется говорить на уличном сленге и браниться, ему захочется вести беседу и благодарить Господа за все. За интересную школу и за понимающих родителей.

Иллюстрации: фрагмент картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; иерей Иоанн Болгов.

Ольга Круглова
27.08.2009
738
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru