‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Священник Петр Пантюхин

Не прославленный новый мученик за Христа.


В списке репрессированных священнослужителей и мирян Самарской епархии (см. книгу “Новые мученики и исповедники Самарского края". Сост. А.Е. Жоголев. — Самара, 1996 г.) Петру Васильевичу Пантюхину посвящено всего две строки: “1896 г.р., священник Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян 18 января 1938 года”.
Но вот недавно в редакцию поступили материалы о жизни и смерти этого еще не прославленного нового мученика за Христа. В г. Новосибирске живет его внучка, Людмила Романеева. Недавно она отправила письмо на имя Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Вот что в нем говорится:
“Мой дедушка Петр Васильевич Пантюхин служил священником в храме Святой Троицы в г. Сызрань до 1937 года. 12 декабря 1937 года он был арестован и приговорен к расстрелу постановлением “тройки” при УНКВД Куйбышевской области. Он был расстрелян 18 января 1938 года вместе с другими священнослужителями. В настоящее время жива его старшая дочь Клавдия Петровна Кутырева, 1918 г.р., которая признана пострадавшей от политических репрессий.
Мой дедушка не отказался от веры, он умер за нее. Ваше Высокопреосвященство! Прошу комиссию по канонизации Вашей епархии исследовать документы, которые могли бы послужить к прославлению священника Петра Пантюхина”.
Мы публикуем краткую биографию священника-мученика Петра Пантюхина, написанную Петром Чугункиным и присланную в редакцию Людмилой Романеевой.

Пантюхин Петр Васильевич родился в 1896 г. в селе Елшанке Теренгульского района Ульяновской области в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротел и воспитывался в семье дяди — церковного старосты деревянного храма с. Елшанки (позже снесенного) во имя Великомученика Георгия Победоносца.
Примерно с 1923-1924 гг. и до 1928 г. служил дьяконом в Богородицкой церкви с. Троицкое Сызранского района Самарской области.
Примерно в 1928 году рукоположен в священнический сан и назначен священником в церковь села — Благовещенский монастырь, что на правом берегу реки Волги, между селом Кашпир и селом Паньшино. Впоследствии эта церковь была снесена.
В 1929 году отец Петр был переведен священником в храм села Паньшино Радищевского района Ульяновской области. Каменный красный храм впоследствии был снесен.
В 1931 году в с. Паньшино отец Петр был арестован. Около полугода он находился в тюрьме г. Сызрани, откуда был выслан на “Свирьстрой”.
Примерно в 1933 году со “Свирьстроя” он был выслан на вольное поселение в Вологодскую область (пригород г. Вологды).
В 1936 году отец Петр возвратился с семьей на жительство в г. Сызрань и временно поселился в доме нашей многодетной семьи. Моя мать Надежда приходилась отцу Петру двоюродной сестрой.
В 1937 году отец Петр был определен священником в действующий тогда храм Святой Троицы в г. Сызрани.
В субботу 11 декабря 1937 года отец Петр отслужил Всенощную службу, на которой присутствовал и я (мне было 14 лет) вместе с родителями.
В ночь на воскресенье, 12 декабря 1937 года (день выборов в Верховный Совет СССР), между первым и вторым часом ночи отец Петр был арестован и исчез безследно. В ту же ночь был арестован весь причт церковный Троицкого храма (священники, дьяконы, монахини и даже бухгалтер артели “Кооптранспорт”, работавший в церкви в свободное от основной работы время регентом).
Утром в воскресенье 12 декабря 1937 года мои родители без меня пошли к ранней Литургии в Троицкую церковь. Храм был открыт. Никого из священнослужителей в нем не было. Были только члены приходского совета, обслуживающие храм. Продавались свечи, иконки и прочие церковные атрибуты, но служить Литургию было некому.
Полтора-два года храм был открыт для верующих, но службы не проводились. Люди приходили, покупали что можно было купить в церкви, возжигали свечи, молились и уходили. Потом храм закрыли. Позже закрыли “живоцерковный” (обновленческий) Покровский храм. В 50-х годах XX века оба храма снесли.
В г. Нижний Тагил Свердловской области до сих пор проживают старшая дочь отца Петра Клавдия, 1918 года рождения, а также его младший сын Владимир, которому было три года на момент ареста отца, и он его не помнит.
В 1943 или 1944 году старшая дочь Клавдия делала запрос о судьбе отца Петра в Сызранское НКВД. Ее туда вызывали и разъяснили, что ее отец якобы находился в лагерях на Севере. Ему дали десять лет. Он их отсидел. Ему добавили еще десять, но вскоре после этого он якобы умер от рака желудка, ведь до ареста он имел язву желудка. Якобы в лагере отец Петр работал по многим гражданским специальностям. Кому-то нужна была эта чудовищная ложь. Оказалось, что отца Петра расстреляли через полтора месяца после его ареста. Возможно, даже в г. Сызрани.

Петр Чугункин
г. Москва.
14.05.2004
1321
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
6 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru