‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Мы становимся родными…»

Православное паломничество стало яркой чертой церковной жизни современной России…


Первая Самарская Паломническая служба была создана в 1997 году по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия при редакции Православной газеты "Благовест". Позднее Паломническая служба образовалась в самостоятельную структуру. Сейчас подобные ей паломнические центры созданы при многих храмах Самарской епархии. Самарские паломники ездили в Троице-Сергиеву Лавру, одними из первых стали ездить в Санаксарский монастырь и Дивеево. И третий маршрут, который был изначально, — Ташла. К явленной чудотворной иконе Божией Матери "Избавительница от бед" и святому источнику всегда стремились и стремятся паломники из Самары. Уже на следующий год стали расширять "географию" поездок. Состоялись первые поездки в Псково-Печерский монастырь. Группа верующих побывала на Пасху в Иерусалиме, у Гроба Господня. Потом были освоены новые маршруты: Валаам, Москва, Новгород Великий, Санкт-Петербург, Александра Свирского монастырь, теперь и Соловки. Становление и успешное развитие Паломнической службы в Самаре связано с человеком, многим самарским паломникам хорошо известным, — Еленой Александровной Родниной.

— Иногда в поездках люди высказывают недовольство: не тот уровень комфорта, три километра пешком идти — "А за что же мы деньги платили!.."
— Да, такое отношение к паломничеству как к туризму встречается, — рассказывает Елена Александровна. — Но человек, отправляющийся в паломническую поездку, должен четко представлять себе, ради чего он едет и что его ждет. Мы не просто едем знакомиться с достопримечательностями, в погоне за яркими впечатлениями. Паломничество — это долгий совместный путь, освященный общей молитвой, это и труд, предпринимаемый нами для спасения собственных душ. На Руси издревле пешком шли в Киево-Печерскую Лавру, в Иерусалим. И эти странствия оставались в памяти поколений, как семейные предания. Паломников раньше еще поклонниками называли. Люди ведь шли поклониться Святому Гробу Господню, другим великим святыням.
Какой-то минимум удобств, особенно в больших маршрутах, мы всегда стараемся предоставлять. Когда едем по 12-13 дней, людям не помешает и душ, и ночлег более удобный. Но хотелось бы, чтобы люди видели в паломничестве не разновидность религиозного туризма, а возможность напитать душу Божией благодатью, помолиться у святых мощей, познакомиться со многими святыми местами и решить для себя, где они могли бы впоследствии пожить подольше, потрудиться на послушании.
— Случается ли что-то необычное в таких поездках?
— У одной нашей паломницы, поехавшей с нами в Оптину пустынь этим летом, отец страдает алкоголизмом. Доходит до того, что он бросается с ружьем на своих близких. Сам он хотя и крещеный, крестик не носит. По пути в Оптину мы купили в Серпухове специально для него крестик. Я подошла к иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" приложить крестик. Держу — и вдруг он как бы выпрыгивает у меня из рук. Поднимаю и, крепко держа в руках, прикладываю к иконе — он опять вылетает из рук и падает на пол. На следующий день приезжаем в Оптину пустынь. Там эта женщина уже сама прикладывала этот крестик к мощам Амвросия Оптинского — и у нее в руках он тоже подпрыгнул и упал… Она на меня оглядывается, глаза испуганные, не поймет, в чем дело, потому что это уже третий раз. Мы спросили у одного старенького иеромонаха обо всем происшедшем. И он сказал: это явное чудо. Все это произошло с крестиком из-за большой греховности человека, для которого этот крестик куплен. То, что он в Бога не верует, крест не носит, и подпал под власть одержащих бесов. Эти бесы не могут смириться с великой силой приобретенного для него креста и всячески стараются помешать спасению его души. Действительно, когда мы приехали, то отец этой паломницы рвал и метал, был невменяемый. Но уже на следующий день произошли потрясающие перемены. Ему предложили очень хорошую работу — и в тот же день его безпрепятственно уволили на прежнем месте работы, а на новом оформили. Дела в семье стали налаживаться.
Два года назад со мной ездила в Тихоново-Калужскую пустынь одна паломница, страдавшая недугом пьянства. В той поездке она помолилась на камне преподобного Тихона Калужского. Камень весь истерт, люди в малейшую щелочку засовывают свои записочки, чтобы батюшка молился за них. И вот эта женщина призналась мне, что за эти годы она совершенно бросила пить. Приехала, говорит, тогда домой, хотела по привычке выпить — и не смогла. "Чуть попробовала — и так мне стало плохо, — говорит. — И потом уже больше у меня даже и таких попыток не было". Я так порадовалась за нее. Даже внешне эта женщина стала другой: похорошела, стала радостной. Я заметила, что после поездок в Тихоново-Калужскую пустынь у паломников дома наступает благая тишина, меняются отношения в семье. И сами мы иными глазами смотрим на своих близких… Ведь священники всегда говорят нам: не кричите на детей — а мы кричим. Гневающийся на ближнего своего убивает его своим гневом, мы же убиваем так самых дорогих нам людей.

Три года назад мы впервые приехали в Тихонову пустынь. Обычно ездили в Оптину пустынь, а в Тихонову попали впервые. Встретили в обители нас очень гостеприимно. Все помолились у Тихонова камня, приложились к нему — и пошли дальше на экскурсию. Я осталась у этого камня. Захотелось побыть здесь еще. Так нужно было высказаться обо всем, что меня печалило. Легла, голову на камень положила и плачу: "Преподобный отче Тихоне, пожалей меня, помоги! Жить по-другому, с людьми ладить. Детям моим помоги…" И вдруг вижу с закрытыми глазами — как по облакам, по небу в полный рост идет Тихон Калужский. Идет и улыбается, руки слегка распростер. Лик светлый, радостный. Я оторопела, вскочила — для меня это было полнейшей неожиданностью! Ведь это батюшка Тихон меня услышал и пришел ко мне, откликнулся на мою молитву! Я опять легла на камень, закрыла глаза, но больше это видение уже не повторилось. Побежала в храм, нашла инока-экскурсовода и говорю:
— Батюшка, я сейчас Тихона Калужского видела!.. Может, от лукавого это все?
А он рассмеялся по-доброму:
— Да ты радуйся, все очень хорошо. Бывают у нас такие случаи, люди видят преподобного Тихона.
— Многие едут в паломничество в надежде встретить духоносного старца, получить от него духовный совет, попросить молитв. Были ли в ваших поездках такие встречи?
— Были — как же. Назову лишь два имени. Санаксарского схиигумена Иеронима (Верендякина) последний раз я видела за несколько дней до его кончины. Он был уже очень болен, но стоял на вечерней службе. И я с удивлением отметила, что взгляд его несколько раз задерживался на мне. Словно батюшка хотел этим взглядом (как я теперь понимаю) проститься со мной и с теми самарскими паломниками, которые духовно окормлялись у него. Другом и сомолитвенником батюшки Иеронима был духовник Свято-Троицкого монастыря в Чуфарово. Три раза мы были в этой обители, но, к сожалению, схиигумена Феофана удалось застать лишь один раз, потому что батюшка очень много ездит, совершает там, куда его приглашают, молебны о здравии. Батюшка Феофан пришел в Чуфаровский монастырь в 1994 году из Санаксар, где служил с 1991 года вместе с батюшками Иеронимом и Питиримом. Все, кто знает этого старца, отмечают его высокую духовность, молитвенный дух. Известно немало случаев исцелений по молитвам батюшки Феофана одержимых и страждущих недугами пьянства и наркомании. Он очень добрый и мягкий человек, напоминающий по духу батюшку Иеронима.
Мы приехали утром, отстояли службу. Батюшка нас ждал. Часа два он служил молебен о здравии, читал записочки, молился. А после молебна он принимал всех нас в келье, по одному человеку. С каждым говорил, каждому помогал своей молитвой и советом. И это продолжалось до пяти часов утра! А в семь часов он уже был на службе в храме. В первой нашей поездке в Чуфарово нам помогал добраться до монастыря некий человек — он уже много лет не мог ходить, а батюшка своими молитвами поставил его на ноги.
— Бывает, наверное, в дороге вы совершаете для себя какие-то духовные открытия?
— Ехали мы из Пскова в Санкт-Петербург, оставалось еще полдня свободные. Решили остановиться где-то по дороге и перекусить. Пошли поискать воды — водители обещали вскипятить нам и заварить чаю. И один питерский дачник Владимир сказал нам, что неподалеку отсюда, в 9 километрах от места нашей остановки, находится могила псковского подвижника иеромонаха Мардария. У этой могилы происходит много исцелений от самых разных недугов. Люди приходят сюда, молятся, просят помощи в своих скорбях у батюшки Мардария — и он откликается на их молитвы. Пошли 26 человек из 39, впереди всех — батюшка Геннадий Феоктистов, настоятель самарского храма Всех Святых. Нас догоняет на "жигулях" местный житель, сотрудник лесничества — и берется довезти самых немощных паломниц. Он довез людей до самого кладбища и проводил до могилки. По дороге рассказал об этом местночтимом псковском святом, почившем в 1765 году. Помог нам и санкт-петербуржец Владимир. Увидев, что мы пошли пешком, догнал нас и всех перевозил небольшими группками к кресту. И на обратном пути подвез к автобусу.
Мы прошли по лесной тропинке, спустились в овраг, где течет красивый широкий ручей, вода прозрачная, на дне видны все камешки, плавают мелкие рыбешки. В ручей впадает вода из святого источника. От купели, сделанной в виде колодца, мы поднимаемся по узенькой тропочке к небольшому кладбищу. Могилка старца Мардария очень ухоженная, вся в цветах. 11 сентября, в день его памяти, на могилу съезжаются псковские священники, служат панихиду. Был Яблочный Спас, и на могилке лежали освященные яблоки, на столбе горела неугасимая лампада. И тихая радость была на сердце от того, что дивный — и неизвестный нам до того дня — подвижник Божий позвал нас и приветил на своей могиле. Это было чудо…
…Был случай: парень с девушкой познакомились в поездке. Пересели вместе и всю дорогу не разлучались. Вернулись в Самару и продолжали встречаться. Так мне рассказали, что они уже повенчались. Другая пара — пока встречаются. А сколько верующих людей в этих поездках находят друзей, духовных братьев и сестер: переписываются, перезваниваются. Мы становимся как родные…

На фото: Елена Роднина в Соловецком монастыре; В Чуфарово. Слева от Елены Родниной — схиигумен Феофан.

Ольга Ларькина
04.10.2002
1237
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru