‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Второе солнце Дона

Так издавна называли Свято-Вознесенский кафедральный войсковой собор в г. Новочеркасске.


Так издавна называли Свято-Вознесенский кафедральный войсковой собор в г. Новочеркасске.

Главный храм Дона, храм Войска Донского. Именно сюда донские казаки приходили возносить свои молитвы Богу, Пресвятой Богородице, всем святым, здесь служились молебны перед всеми важными событиями. Посещение собора — одна из целей нашего паломничества <Волга Православная-2003>. По Волго-Донскому каналу мы доплыли до Ростова-на-Дону, а оттуда едем на автобусах по трассе вдоль неширокой по сравнению с Волгой, но глубоководной реки Дон, в Новочеркасск. В прошлом это была территория Великой Скифии. Она называлась Дикое поле, или Великий луг, и находилась за границами Русского государства. На рубеже XV-XVI веков тут стало формироваться донское казачество, казаки объединялись в отряды и в войско Донское. Русское правительство пригласило казаков на службу, положило им жалование. Казаки защищали южные рубежи страны, принимали участие в войнах, которые вела Россия. Столицами донского казачества в разное время были Монастырский городок, Азов, Черкасс-юрт. В 1644 году построили город Черкасск на острове, но он не мог расти. Решено было перенести столицу на новое место. Так возник Новочеркасск, последняя столица донского казачества. На праздник Вознесения Христова 18 мая 1805 года донской атаман Матвей Иванович Платов одновременно заложил город и собор. Город имеет лучевую планировку. А на самом высоком его месте находится главная площадь, на которой стоит величественный, красивый храм.
Экскурсия по храму была короткой, автобус повез паломников дальше по Новочеркасску. А я решила остаться. Хотелось узнать больше об этом необычном храме, который прозвали так поэтично и духовно — <второе солнце Дона>, о его святынях. Помог мне в этом пономарь собора Максим Кузин. Он с любовью рассказывал о храме, чью историю он хорошо знает. Атаман Платов мечтал построить собор, в котором воплотилось бы духовное и материальное достоинство казачества, его могущество как Православного воинства. По проекту первого собора, на паперти должны были стоять... пушки! Но службы в соборе начались лишь через сто лет — в 1905 году. И не потому, что храм так долго строили. Просто его удалось возвести только с третьей попытки. Дважды он разрушался сам, еще недостроенный. В первый раз, когда установили купол, своды не выдержали тяжести. Во втором случае на сырой кладке возвели купол, своды сместились, и все опять рухнуло. Разрушение собора наука объясняет тем, что город стоит на карстовых пустотах, местный известняк непригоден для таких нагрузок. Но народ объяснил это явление с духовной точки зрения. В Старочеркасск для храма в то время кто-то подарил большой колокол. А когда начали строить в Новочеркасске храм, этот колокол забрали сюда во временный деревянный собор рядом со строящимся каменным. Народ считал, что все беды с собором происходили потому, что для него отобрали колокол, который предназначался для другого храма. В 1891 году произошла третья закладка собора. Котлован под фундамент рыли два года, он уходит вглубь на несколько десятков метров. Третий храм был построен в 1905 году академиком архитектуры Ященко. Казаки отовсюду везли на стройку яйца, и цемент для кладки камня замешивали на яйцах. Для строительства использовался полый кирпич, что помогло сделать здание более легким. С того времени и до сих пор собор стоит крепко. В 1904 году храм расписали и в1905 году освятили. Он получился трехэтажный: нижний и верхний подвалы и сам храм. Собор имеет внушительные размеры: внутренняя высота храма — почти 60 метров, наружная — почти 80, диаметр центрального купола почти 22 метра. Собор вмещает пять тысяч молящихся. В нижнем подвале раньше находился церковный склад, а в верхнем подвале — нижний храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь под мраморными плитами похоронены известные Православные воины: атаман Платов, Орлов-Денисов, Ефремов, Бакланов, которого называли донским Суворовым... Всего 24 усыпальницы. В нижнем храме находится баптистерия, где крестят с полным погружением в воду.
В советское время собор сильно пострадал. Чтобы погубить здание, власти перекрыли дренажную систему, которая отводила воду. Вода стала собираться в нижнем подвале, и до сих пор там стоит вода на полтора метра, из-за этого страдает роспись в храме. Дренажную систему пытаются восстановить, но сделать это не просто. К 200-летию города и закладки собора, к 2005 году хотят отреставрировать и расписать храм полностью, хотя мешает сырость. Но самое главное, что Божией милостью храм уцелел, его не взорвали, как многие другие храмы. В 1930 году собор в Новочеркасске закрыли. С 1930 нижнем храме находилось зернохранилище. В верхнем храме устроили машинно-тракторную станцию. Хранили горюче-смазочные материалы, трактора ездили по собору. Все ценное унесли из храма, даже литые из бронзы Царские врата, позолоченные и посеребренные, сняли и увезли в неизвестном направлении. Полы, как и иконостас, были мраморные. Их выкорчевали и увезли в Ростов-на-Дону и выложили этим мрамором фасад драмтеатра им. М. Горького. В годы Отечественной войны с куполов храма сняли позолоту, чтобы она не стала ориентиром для немецких летчиков. В 1943 году собор открыли вновь, и по сей день он не закрывался.
Высоко над аркой храма написаны три Богородичные иконы, центральная — чудотворная Аксайская икона Пресвятой Богородицы. Видимым чудом собора называют его роспись. Донская икона Пресвятой Богородицы одно время мироточила. А икону Царя-Мученика Николая II вместе с Цесаревичем-Мучеником Алексием в казачьей форме, который был атаманом всех казачьих войск России, недавно принесли крестным ходом воронежские казаки и подарили собору. В 1887 году в Новочеркасске побывал Император Александр III с наследником. Будущему Государю Николаю Романову как атаману казачьих войск здесь вручили пернач — небольшой жезл с короной наверху, символизирующий казачью власть
Меня поразила одна деталь: наверху, на хорах за Царским балконом существуют комнаты, которые были в свое время специально сделаны для того, чтобы казаки с духовенством обсуждали в них разные животрепещущие вопросы. На стенах развешаны картины: закладка собора, возвращение атамана Платова после войны с Наполеоном, поход Ермака на Сибирь... Орнамент сделан в виде веточек, на которых в кружочках написано родословное древо Православных Русских Царей. Как тесно жизнь казачьего Православного воинства была связана с Церковью и с Православной монархией! В этом был источник ее силы и ее побед.

Людмила Белкина
18.07.2003
1253
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru