‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Духовный бисер России

На Православных выставках-ярмарках в Москве как-то особенно остро ощущаешь, что мы, Православные, живем в едином духовном пространстве Святой Руси.


На Православных выставках-ярмарках в Москве собирается, кажется, вся Православная Россия. Здесь как-то особенно остро ощущаешь, что мы, Православные, живем в едином духовном пространстве Святой Руси. Это словно духовный бисер, разложенный на прилавках Чьей-то щедрой рукой…Мы все связаны, все больше знакомы и молимся друг за друга, а то, что происходит в Днепропетровске, Порт-Артуре или в Северной Осетии, так же важно и близко нам, как то, что происходит у нас дома. Вот только две встречи на недавно прошедшей в Москве на ВДНХ Православной выставке-ярмарке.

Храм на крови

В веселой толчее и многолюдстве ярмарки выделялась длинная живая очередь. Стар и млад, отложив покупки и неотложные дела, прикладывались к лежащей на аналое иконе Царственных Мучеников, а приветливый батюшка благословлял и щедро помазывал всех благоуханным миром. Протоиерей Виктор Головченко (г. Днепропетровск, Украина) строит единственный на Украине храм Царственных Мучеников. Вот что он мне рассказал:
— Этот храм возводится не на простом месте. В 1930 году там было построено здание НКВД, в 47 году оно стало кинотеатром, потом пустовало. Отдел культуры городской администрации предложил его нам. Я истории этого здания не знал и вначале отказывался, потому что это огромное здание, заброшенное, надо много труда в него вложить. А потом выяснилось, что там были застенки НКВД, а еще раньше это была центральная площадь, на ней рубились красные с белыми. Это здание стоит на крови, с духовной точки зрения, кровь вопиет к Богу — поэтому так безболезненно было передано в 1994 году это здание Церкви. Мы решили построить именно храм Царственных Мучеников. Но они в то время еще не были в России канонизированы, поэтому храм вначале назывался в честь Державной иконы Божией Матери, сейчас — во имя Царственных Мучеников, а Державной иконе мы хотим посвятить придел.
В нашей жизни что-то меняется, но это все внешне. А, в сущности, духовно все идет как издревле и всегда возвращается на свои круги. Расстреливали, мучили, а теперь Господь сподобил, чтобы именно на том месте был храм. Реконструкция — дорогостоящий процесс, но по милости Божией мы строимся, уже готов главный купол над центральной частью и четыре других купола. Все в строительстве этого храма — чудо. Чудо то, что нам отдали это здание. Что мы, не имея никаких средств, строим. Молятся прихожане, мы служим ночные службы, молебны святым, просим их о помощи. Особенно усердно мы обращались к святому Иоанну Шанхайскому, и сразу пришли несколько человек и предложили свою помощь. На предыдущей выставке у нас была другая икона Царственных Мучеников, по милости Божией она замироточила. Я мечтаю съездить в Екатеринбург на Ганину Яму и привезти оттуда, где страдали Царственные Мученики, этой святой земли, положить ее в алтаре.
Слава Богу, у нас сейчас нашли возможность решить важнейшую проблему идентификационных номеров. Многие наши прихожане не хотят принимать ИНН. И вот после обращения Синода Украинской Православной Церкви в декабре прошлого года что-то сдвинулось и на нашем местном уровне. Сейчас у нас в городе так: если не желаешь принимать идентификационный номер, подаешь заявление в налоговую инспекцию, что не занимаешься никакой коммерцией и просишь все расчеты производить без ИНН. Я же своим прихожанам выдаю документ, что они являются членами Православной Церкви, моими прихожанами. Этот документ заверяем, они несут его в налоговую инспекцию, и их освобождают от номера. Если прихожанин, значит, имеешь право жить без ИНН! Помогает и украинцам Святой Царь-Мученик Николай!

«Порт-Артурская Богородица»

В то время как мы разговаривали с батюшкой, принесли и установили рядом с нами большую икону «Порт-Артурская Богоматерь», иначе именуемую «Торжество Пресвятой Богородицы».
Вот это нечаянная радость! Прикладываюсь к иконе. Пресвятая Богородица сто лет назад повелела написать этот образ и отправить его в Порт-Артур, тогда русское воинство в войне с Японией одержало бы победу. Но икона не была туда своевременно доставлена. Это случилось через сто лет. Знакомлюсь с Андреем Савостицким из Царского Села под Петербургом, который возглавил в прошлом году крестный ход с иконой из Кронштадта в Порт-Артур. Мы уже рассказывали в «Благовесте» об этом большом духовном событии в №13 за 2003 год. Однако в разговоре с Андреем выяснились новые подробности этого уникального крестного хода.
— У нас было желание принести покаяние за то, что мы, русские, не доставили икону в Порт-Артур сто лет назад, — рассказал Андрей Савостицкий. — Икону написал иконописец Михаил Михайлович Осипенко (сын известного иконописца священника Михаила Осипенко, в доме которого в г. Крымске мироточили все иконы и кресты — ред.). Наша задача была исполнить повеление Божией Матери. Богородица нас не раз испытывала — насколько мы готовы совершить это деяние во славу Бога. В то же время весь крестный ход Божия Матерь Сама все устраивала. Владыка Приморский Вениамин, провожая нас, сказал: «Вас ведет Сама Божия Матерь. Как Она ведет, так и идите».
Икона была доставлена в Порт-Артур 9 мая, в День Победы. Это единственный день в году, когда мы могли попасть в Порт-Артур — обычно туда можно проехать только по специальному разрешению китайского правительства, это сейчас китайская военно-морская база. Это была Победа Божией Матери! Мы думали, что приедем в Порт-Артур гораздо раньше. Но в Забайкальске мы две недели стояли на границе, китайцы нас не пропускали. И было знамение: над Китаем поднялась черная смрадная туча, и сутки шел ураган. Когда нас не пропустили во второй раз, по телевидению и радио впервые стали говорить об атипичной пневмонии. Когда мы наконец пересекли границу Китая, через два часа после этого граница с Китаем была перекрыта. Из-за пневмонии весь Китай на карантине был, все сидели по домам, и это помогло нам более свободно продвигаться.
Сначала мы приехали в торговый порт перед Порт-Атуром, нас встретили там китайцы, мы показали им точку на карте — Люй-Шунь, по-китайски Порт-Артур. Они подогнали автобус, погрузили нас, и уже через час мы были в Порт-Артуре. Мы не знаем китайского языка, у нас нет пропуска, и Божия Матерь через китайцев провела нас в Порт-Артур. Дипломаты нас предупредили: говорите, что у вас здесь родственники, иначе вас на русское кладбище не пустят. А в первую русско-японскую войну у меня тут дедушка воевал, во вторую русско-японскую войну дедушка моей жены воевал, я об этом сказал китайскому переводчику, и нас пропустили. Мы принесли икону, расчехлили, совершили панихиду и крестный ход с иконой по кладбищу. Китайцы, которые обслуживают это кладбище, полчаса от иконы отойти не могли — и в то же время тряслись от страха. За одно то, что они в чем-то помогли Православным, им грозила тюрьма. Один из них знал русский язык и сказал: «Мария!» И все за ним следом раз двадцать потрясенно повторили: «Мария!» И потом успокоились, видимо, Божия Матерь их утешила. Когда нам уходить, слышу, переводчик китайцам говорит: «Порт-Артурская», то есть местная икона. Нам икону брать, а они ее схватили и держат: «А вы могли бы нам ее оставить?» А там раньше часовня была, китайцы ее обезглавили и устроили в ней склад. Я говорю им: «Когда у вас тут будет Православный храм, священник, тогда мы поговорим». Икона их потрясла, она вошла в их сердца. Хорошо, что первая написанная икона хранится во Владивостоке. Но еще лучше, что список этой иконы дошел до Порт-Артура. Икона должна быть у себя дома, в Порт-Артуре, там, где ее воины. Уже много десятков лет на этом кладбище никого из русских не было. В "культурную революцию" там кресты поломали, надругались над могилами. И вот пришла Сама Божия Матерь!
Сейчас Порт-Артурская икона путешествует по храмам и монастырям России. Люди испытывают потрясение от встречи с ней, особенно когда узнают историю этого образа и его роль в судьбе России.
Я попросила иконописца Михаила Михайловича Осипенко рассказать, как он писал эту икону.
— Она писалась непросто. И писалась по Божией воле. Икона стояла у меня незаконченная в городе Покрове Владимирской области семь лет, и тут нам на реставрацию попала большая икона Рудненская. Порт-Артурская стояла за ней, повернутая к стене. И ночью я увидел, что эта стена светится. Мы тут же с дочерью Екатериной — она тоже художник-иконописец, взялись за Порт-Артурскую икону и закончили ее. Один из тех, кто дошел с иконой до Порт-Артура, был иеромонах Георгий, который присоединился к крестному ходу в Дивеево. Ну, как без Георгия Победоносца на Победу?! Пока Андрей шел в Порт-Артур с иконой, мы написали вторую Порт-Артурскую икону и отвезли ее в Санкт-Петербург, она сейчас находится в Троицком соборе Измайловского полка.
Рассказ продолжил Андрей Савостицкий:
— Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» являет могучую силу России. Она в соборе Порт-Артурских воинов и моряков Цусимы, за ней идет целое воинство. Когда мы прибыли в провинциальный город Канск Красноярского края, местный священник Вячеслав с великим трепетом встретил Порт-Артурскую икону. Он рассказал нам, что к нему приходили китайцы и говорили: «Мы бы давно и Сибирь, и Дальний Восток заняли, но по границе ходит Божия Матерь и грозит нам кулаком. Мы только Ее боимся».

Людмила Белкина.
Фото автора.

Когда верстался номер,
к нам в редакцию пришла читательница "Благовеста" Анфиса Элекина из Кошкинского района Самарской области. Она рассказала, что ее прадед погиб под Порт-Артуром. И что она мечтает побывать на месте гибели своего предка и очень хочет иметь у себя в доме икону, связанную с памятью погибших под Порт-Артуром русских воинов...

На снимках: протоиерей Виктор Головченко на Православной выставке в Москве; иконописец Михаил Осипенко (слева) и Андрей Савостицкий — возле иконы "Порт-Артурская Богородица".

21.05.2004
1227
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru