‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дело святого Василия Грязнова

К лику святых причислен основатель Павлово-Посадской текстильной фабрики, изготавливающей женские платки.


Может ли стяжать благодать не монах, не высокородный князь, — обычный мирянин, тем более — купец или предприниматель? Ведь, по Евангелию, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк., 18, 25). В наши дни для многих верующих это вопрос далеко не праздный. И потому так безценны для нас примеры высокой подвижнической жизни в миру, увенчавшейся от Господа Небесной наградой. Такой пример являет житие святого Василия Павлово-Посадского — выходца из крестьянской семьи, фабричного рабочего, а впоследствии купца первой гильдии и совладельца крупной фабрики в Павловском Посаде.

Василий родился 21 февраля 1816 года в деревне Евсевьево Богородского уезда Московской губернии, что в пяти верстах от Павлова Посада. Выучился грамоте по Часослову и Псалтири, сызмала жил в трудах и молитве. Но в жизни среди фабричной молодежи было так много соблазнов — и юноша поддался им, стал пить вино. Совесть обличала его, и Василий горько оплакивал свою греховность, каялся — и вновь согрешал… Сам он за эти падения прозвал себя Грязным, или Грязновым. Но однажды Василий получил такой урок, что вразумил юношу раз и навсегда. Один его товарищ стал хулить святую икону Божией Матери — и тут же скончался. И словно гром небесный, в душе Василия прозвучали слова: "Если ты вполне не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".
Василий твердо решил исправиться. В ночной молитве он слышит голос, повелевающий идти в Николаевскую Берлюковскую пустынь, и отправляется в святую обитель. Здесь он исповедуется и причащается — и радостно ощущает, что пагубные страсти больше не имеют над ним прежней власти. Настоятель пустыни благословил Василия вернуться в мир и обращать к Православию раскольников.

Василий много читает, напитывает душу святоотеческим словом и Евангельской истиной. Многих раскольников ему удалось вернуть в лоно Святой Православной Церкви. Вскоре в нем стали проявляться дары прозорливости. Как-то он принес найденный на дороге узелок со сдобным пирогом: "Пирог отравлен и специально подброшен на дорогу!" Пирог бросили курам — и те, склевав угощение, подохли.
К Василию потянулись люди, видевшие его нелицемерную любовь к Богу. Они ходили в Божий храм, усердно молились, вместе читали Священное Писание и духовные книги. Купец Широков не простил Василию то, что праведник обличил его как тайного раскольника, — и стал распространять слухи, будто Грязнов — опасный сектант. И Василия Ивановича арестовали по обвинению в организации "фармазонской секты". Но как ни усердствовали клеветники, правда восторжествовала, Василий Иванович был оправдан.
Василий при жизни сподобился посещения великих святых: Преподобного Сергия Радонежского, священномученика Харлампия, мучениц Веры, Надежды и Любови. В 1848 году Павловский Посад охватила эпидемия холеры — и все, кто обратился к молитвам Василия Ивановича, остались живы. Немало чудесных исцелений произошло по его молитвам — глухие обретали слух, горбатая девочка избавилась от горба, многие недуги отступали перед силой его молитвы.
Сестра Василия вышла замуж за владельца платочной фабрики в Павловском Посаде Якова Ивановича Лабзина, и Лабзин обрел себе в Василии не только родственника, но верного друга, молитвенника, помощника и советчика. Со временем Яков Иванович убедил Грязнова стать совладельцем ставшей известной на всю Россиию платочной фабрики — и с тех пор дела на фабрике шли успешно, в рабочем люде не было обычного ропота и недовольства. Василий Иванович не щадил ни себя, ни своего состояния. К нему приходили совершенно незнакомые люди из отдаленных селений — и никто не уходил с пустыми руками и неутешенным сердцем.
Высоко ценивший Василия Грязнова Святитель Московский Филарет поручил ему наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с первым ее настоятелем игуменом Парфением. А в 1860-е годы по благословению Митрополита Филарета Василий Иванович основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Рядом с двухэтажным зданием общины Василий Иванович устроил себе отдельную келью. Незадолго до своей кончины Василий Иванович вместе с Яковом Лабзиным подал прошение о дозволении устроить на свои средства мужской общежительный монастырь с каменной трехпрестольной церковью. Василий Грязнов желал вступить в этот монастырь. Но прошение было отклонено. В воскресенье 16 февраля 1869 года, приняв Святые Тайны, Василий Иванович отошел к Богу. Через пять лет тело почившего праведника было перенесено в храм, воздвигнутый Яковом Ивановичем Лабзиным на кладбище. При перезахоронении были отделены два нетленных перста, их поместили в серебряном ковчеге.
В Павловском Посаде свято чтили память Василия Грязнова. К нему на могилку шли и ехали недугующие — и получали исцеления. У многих жителей в домах были его портреты и иконописные изображения, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым. Прославлению праведника в лике святых помешала только революционная смута.

Даже почивший, праведник был страшен безбожной власти. Неслыханное дело: 17 октября 1920 года над ним устроили суд! На выездной сессии Московского народного суда был разыгран судебный фарс. Умерший праведник был представлен как "хитрый плут и прожженный пройдоха", "пьяница и разбойник с большой дороги", "покровитель капиталистических акул текстильной промышленности". Грязнову ставили в вину то, что он якобы "исполнял сыскные и жандармские обязанности по придушению как местных раскольников, так и совершенно отошедших от религии". Мерзкая клевета изливалась со многих страницах сфабрикованного дела и на Покровско-Васильевский женский монастырь, у истоков основания которого стоял Василий Иванович. Мало того: был снят атеистический фильм "Василий-разбойник", в котором святой образ праведника подменили образом злодействовавшего в тех краях настоящего разбойника, Василия Чуркина.
Но пришел час, и эта кривда развеялась. 7 августа 1999 года святой праведный Василий Павлово-Посадский причислен к лику святых. А еще одним достойным "памятником" Василию Грязному — молитвеннику и фабриканту — стало с успехом действующее до сих пор Павлово-Посадское производство по изготовлению красивых, пестрых, словно сошедших с полотен Палеха женских платков. Ведь у этого дела есть благословение Святого.

На снимках: икона святого праведного Василия Павлово-Посадского; Покровско-Васильевская обитель, где покоятся нетленные мощи святого; рака с благоуханными нетленными мощами святого праведного Василия Павлово-Посадского.

см. также

Ольга Ларькина
07.01.2005
2317
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru