‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Илья Русский

Так называли в средневековых немецких сказаниях былинного богатыря из Мурома.

Так называли в средневековых немецких сказаниях былинного богатыря из Мурома

Признать в Илье Муромце историческую личность долгое время не позволяло наше атеистическое воспитание. Ведь в таком случае нужно было бы признать и истинность Православия: на его защите стоял богатырь, по своей силушке не уступавший и библейскому Самсону.

«Из того ли-то из города из Мурома, из того села да Карачарова выезжал удаленькой дородний добрый молодец»… Пожалуй, трудно сегодня найти такого человека в России-матушке, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего града Мурома. Илья Муромец — самый известный и в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось из былин и сказок. А ведь еще не так давно, до начала XIX века, наши предки даже не сомневались в том, что речь идет не о сказочной, а о реальной исторической личности, о сильном и мужественном воине, послужившем киевскому князю. Более того, он являлся главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода — Ильей Русским.
В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для него был сооружен специальный придел, то есть ему была оказана такая же честь, как и Великим Князьям. Позже его мощи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры. В 1638 году эти мощи были описаны лаврским иноком Афанасием Кальнофойским, который и определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, то есть в 1188 году.
Нетленные мощи богатыря являются неопровержимым доказательством его реального бытия. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается Русской Православной Церковью святым. Он был официально канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Киево-Печерской Лавры. Его память совершается первого января (по новому стилю). Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная в середине XVII века.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившееся тело, принадлежавшее человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Илии Муромца.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. В ту советскую атеистическую эпоху комиссия сделала «заключение», якобы останки принадлежат человеку монголоидной расы (?!), а ранения имитированы монахами Лавры. Но в 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела более тщательную экспертизу мощей преподобного Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований оказались поразительны. Определен возраст: 40-55 лет. Это был человек славянской внешности. Выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о том, что нашего героя в юности был паралич конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. При обследовании мощей святого Ильи специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой оказался жертвой вражеского нашествия. Это произошло во время очередного опустошительного набега на Киев, когда Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, а большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому времени богатырь, навоевавшись, уже принял монашество в Киево-Печерском монастыре. И, естественно, бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского Православия и свою обитель.
К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно: XI-XII века. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 году. Таким образом, подтверждается уверенность лаврских монахов в том, что он жил при Владимире Мономахе, а не при святом равноапостольном князе Владимире (как повествуется в былинах).
Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Но очевидно, что монашеский постриг он принял в конце своей жизни. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье. Самый известный из них рассказывает о победе воина-Христианина над язычником — Соловьем-разбойником, «Одихмантьевым сыном». Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «из того-ли города из Мурома, из того села из Карачарова», не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества Киевской Руси. Связь имени былинного героя с городом Муромом вполне соответствует и эпической, и исторической действительности.
Мощи былинного богатыря обладают чудотворной силой. Они помогают не только Православным, но и иноверцам. В этом убедилась моя знакомая киевлянка Светлана Матис: на ее глазах у мощей преподобного получил исцеление человек, приехавший в Киев из Азербайджана. Со Светланой Матис я познакомился в приходе Святителя Петра Могилы, находящемся в Шевченковском районе Киева. Она является воцерковленным человеком, прихожанкой нашего маленького храма. Однажды Света рассказала мне о чудесном исцелении мусульманина. Зовут его Керимов Мирзаюсиф Агакерим оглы, приехал он в Киев из Баку, чтобы сделать операцию ног у киевских врачей. У него были очень больные ноги. Дочь Светланы работает в МВД. Она и привела Керимова к своей матери, так как прямо с вокзала он как "лицо кавказской национальности" попал в милицию для выяснения целей приезда. Денег на дорогую операцию у него не было. Узнав о нетленных мощах киево-печерских святых, он попросил Светлану и ее мужа отвести его к ним. Передвигался приезжий очень плохо. Однако после того как приложился к мощам святого Ильи, он уже смог обходиться без посторонней помощи. Обрадовавшись неожиданному исцелению, он попросил Светлану, чтобы она надела на него нательный крестик. Этот маленький эпизод заставил и меня снова обратить внимание на преподобного Илию. Придя в Ближние пещеры, я благоговейно прикоснулся к раке, где почивает «Илюшка, по отчеству Иванов сын» (так он представлялся киевскому князю Владимиру). В лучах свечи, играющей отблесками по низким сводам глиняных подземных лабиринтов, его рака казалась даже тесноватой для богатырского тела Ильи Муромца. Он почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято в Православной Церкви: три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони (во времена старообрядческого раскола этот факт служил сильным доказательством в пользу троеперстного сложения!).
И все же самым большим чудом преподобного Илии Муромца, наверное, можно считать то, что в атеистической стране, где из школ и из детских садов было изгнано всякое упоминание о Христианской вере, тем не менее русские, украинские и белорусские мальчики десятилетиями воспитывались на былинах (читай — житии!) великого русского святого. И впитывали Православный воинский дух, можно сказать, с молоком матери. Приобщались к родным истокам благодаря подвигам монаха и воина — Ильи Муромца «из того из города из Киева, из того села да Карачарово….»

На снимках: рака с мощами преподобного Илии Муромца; далее — иконы преподобного Илии Муромца.

Валентин Ковальский, г. Киев.
Тропарь святому преподобному Илии Муромцу, глас 3
Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.
10.02.2006
1865
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru