‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Невская Скоропослушница

Эта особо чтимая икона Санкт-Петербурга являла Небесный покров городу в годы войн и гонений.


В 2005 году по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Православном календаре появилась новая икона Божией Матери — Невская, празднование которой приходится на 22 ноября. Невская Богородица — это особо чтимая икона Санкт-Петербурга, являвшая Небесный покров городу в годы войн и гонений, источавшая и поныне источающая множество чудес, исцелений, почитавшаяся еще Членами Царской Фамилии и получившая ныне официальное прославление. Об этом образе рассказывает настоятель храма во имя Святого Апостола Иоанна Богослова Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, занимающийся историей чтимых икон Божией Матери.

Образ Божией Матери «Скоропослушница» — это прославленная чудесами и особо чтимая всем Православным миром икона, хранящаяся на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре и насчитывающая более чем тысячелетнюю историю. Эта икона стала откровением Царицы Небесной всем Православным о том, что никто не может услышать человека так скоро, как Божия Матерь, никто не посещает так скоро нас в скорбях и печалях, как Пречистая Богородица.
Около 1878 года в Санкт-Петербург из этого монастыря прибыли иеромонахи Афанасий и Варсонофий для сбора средств на храм Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции). Ими в числе прочих святынь был принесен список «Скоропослушницы», который отличался от известного афонского образа Богородицы. На принесенной иконе Божия Матерь была изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы». Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, которая стала первым местом, принявшим икону в Санкт-Петербурге. Знаменательно, что именно она станет спустя век местом постоянного пребывания этой святыни.
С 1879 по 1932 год святой образ находился в Николо-Барградском храме (сначала — Николо-Александровская часовня). Осенью 1885 года (по другим источникам — в 1880 году) в часовне произошел пожар, в результате которого она сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Скоропослушницы. В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися…
Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых жителей неизгладимое впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе потянулись вереницы богомольцев, пред нею непрерывно стали совершаться молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня. Мученическая кончина Великого Князя Сергия Александровича, убитого 5/18 февраля 1905 года террористом Каляевым, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в память о убиенном Князе — почетном ктиторе. Ходатайство было поддержано Великою Княгинею Елисаветой Феодоровной, высказавшей пожелание, чтобы в молитвах о почившем Князе объединена была и память «о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных». На месте Мирликийской часовни воздвигли памятную церковь. Новый храм был выполнен в стиле Дионисия, и его называли частицей Древней Руси в этом несколько европейском городе.
В октябре 1907 года на должность настоятеля Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге по личному представлению Великого Князя Михаила Александровича был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов, † 1947 г.), впоследствии известный старец Ефрем. Отец Георгий с благословения священноначалия вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной литургии. Этот подвиг он совершал в течение сорока лет, вплоть до начала своей предсмертной болезни. Отец Георгий пользовался любовью своих прихожан, огромной известностью в столице в разных слоях общества, в том числе среди Членов Императорской Фамилии, так что некоторые из них были его духовными чадами.
Будучи духовником Великого Князя Николая Николаевича, в то время командующего войсками гвардии, председателя Совета государственной обороны, иеромонах Георгий часто служил молебны перед «Скоропослушницей» о русском воинстве. Отец Георгий посылал в благословение Великому Князю снимки с чудотворной иконы «Скоропослушница». В ответ Великий Князь Николай Николаевич писал (2 июля 1912 года): «Высокочтимый отец Георгий! В суете последних дней не мог найти несколько свободных и покойных минут, чтобы поблагодарить Вас за снимок с Чудотворного Образа Божией Матери «Скоропослушницы» и за Ваше письмо. Я первый раз сподобился увидать Лик Скоропослушницы, я крепко очарован Им, глаз не оторвать: что за сверхдивные черты и выражение. Несказанно счастлив, что по Ея молитве и заступничеству Вы опять в дорогом для Вас храме».
Особо почиталась икона Скоропослушницы святыми Царственными Мучениками. В письме Императрицы Александры Феодоровны своему мужу в ставку Главнокомандующего во время Первой мировой войны упоминается о посещении Императрицей недавно освященного храма: «Мой родной и милый! Теперь ты снова в ставке и, боюсь, чувствуешь себя ужасно одиноким. Стоять одному в церкви, во время этих чудных служб, будет грустно… Ольга написала тебе все, что мы делали в городе; я только добавлю, где мы с Татьяной были, пока Ольга была в Зимнем Дворце. Мы ездили в новую маленькую церковь Бари во имя Скоропослушницы (Барградский Николо-Александровский храм — прим. о. Геннадия Беловолова) и видели там дивную икону — такой чудный, кроткий лик, и во время молитвы перед ней охватывает такое хорошее чувство. Я там поставила за тебя свечку, у Казанской Божьей Матери, куда мы ездили, также. Посылаю тебе маленький образок, привезенный мною оттуда, — у тебя их уже много, но когда ты прочтешь надпись на обратной стороне, она, может быть, поможет тебе в твоей трудной работе». В письме от 29 октября 1916 года Императрица снова упоминает о молитве перед образом Скоропослушницы: «Мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки — ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда». И еще одно письмо, написанное уже после революции, 15 декабря 1917 года Анне Вырубовой, из далекого Тобольска. «Что впереди? Не догадываюсь, — писала Царица, — Господь знает и по-Своему творит. Я Ему все предала. Помолись же за нас — за нас, за нашу дорогую, любимую Родину, когда будешь у Скоропослушницы. Ужасно люблю Ее чудный Лик!»
Особенно почитала эту икону преподобномученица Елисавета Феодоровна. Когда она была в Святой земле и находилась в мучительных размышлениях, принимать ли ей Православие — ее супруг не неволил ее, не обязывал, не ставил это условием брака — ей подарили икону Скоропослушницы. И, как потом она говорила, именно в этот момент она решила принять Православие. «Скоропослушница» стала для нее благословением, определившим ее духовное решение. Великие Князь и Княгиня прикладывали немало усилий к благоукрашению этого удивительного образа. Елисавета Феодоровна заказала для иконы Божией Матери «Скоропослушница» киот, являвшийся точной копией киота иконы Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе в Москве, чем еще раз подчеркивалось не только петербургское, но и уже общероссийское значение этого образа.
Об особом значении иконы «Скоропослушница» говорит такой факт. В 1922 году, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, приведшая к потере многих святынь, священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский, обратился к властям с просьбой сохранить наиболее чтимые иконы. Среди них был образ Спасителя из часовни на Петроградской стороне — молельный образ Петра I, Казанская икона Божией Матери, Скорбящая Божия Матерь с грошиками, «Скоропослушница», Тихвинская Исаакиевская икона и Святитель Николай Чудотворец Колпинский. Шесть главных чтимых икон. Милостью Божиею они были сохранены.
Последние годы существования Николо-Барградского храма были ознаменованы приходом еще одного известного священника — протоиерея Владимира Шамонина. В храме в это время нужен был настоятель. И Владыка Вениамин посчитал, что им должен быть именно отец Владимир — молодой батюшка, служивший в то время в Феодоровском соборе на Полтавской, уже известный своим благочестием и ревностью. Митрополит Вениамин послал к нему своего секретаря с тем, чтобы предложить ему настоятельство в Барградском храме, у «Скоропослушницы». Протоиерей Владимир осознавал, какая это высокая честь, и сказал, что недостоин, отказался. Тогда Митрополит Вениамин второй раз направил своего секретаря к отцу Владимиру. Но отец Владимир, вновь показав свое смирение, сказал, что никак не достоин такой святыни. И Митрополит Вениамин в третий раз послал своего секретаря. На этот раз он пришел во время проповеди, в которой отец Владимир говорил о Промысле Божием, о том, что нужно подчиняться ему. И секретарь, подойдя к нему, сказал: «Вот вы сейчас говорили чудесную проповедь о Промысле Божием, а он таков, что Матерь Божия хочет вас к Своей иконе «Скоропослушница» настоятелем». И тогда уже отцу Владимиру ничего не оставалось делать, как согласиться. И он служил пред этой иконой в самые тяжкие и скорбные годы истории Санкт-Петербурга, когда ее название стало великим утешением, когда люди ждали скорой помощи в гонениях, скорбях, и храм был переполнен. И более того, именно в 20-е годы возникла новая традиция — возить икону по Петербургу. Ее приглашали в дома, ее приглашали на молебствия, и «Скоропослушница» в это время объехала весь Петербург, она буквально обошла его, покрыла Своим покровом.
Икону возили открыто, на коляске, или даже носили Крестными ходами по домам. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика с иконой, и встречный народ весь становился на колени и кланялся. Это в двадцатые годы — потрясающая картина! Трудно даже сейчас такое себе представить. Если кому-то привозили икону, жильцы соседних квартир узнавали об этом — неизвестно каким образом. Все выходили на лестницу, во двор, выводили детей, выносили больных. Часто мимоходом заносили икону в другие квартиры, другие дома. Некоторые ходили просто по улицам, на случай, если проедут с чудотворной иконой.
Лик Божией Матери часто менялся. Становился то печальнее, то радостнее, то бледнее, то розовее, то серьезнее, то ласковее. Это знали все. Часто можно было услышать: сегодня Божия Матерь на нас сурово посмотрела, или Матерь Божия улыбается нам. Во время Литургии, когда служил отец Владимир, Лик сиял.
К этому времени относится множество чудес. В храме велся особый журнал чудес и исцелений от иконы Божией Матери «Скоропослушница». К счастью, некоторые выписки из него сохранились в воспоминаниях дочери отца Владимира:
«Заброшенная больная женщина в своей квартире — общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180 градусов и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
Икону так часто возили, что с нее была написана копия, которую оставляли вместо нее в храме. В связи с этим произошла знаменательная история, о которой рассказала одна из жительниц Петербурга, Вера Ананьевна Викторова. Ее бабушка Софья Александровна и мать Людмила Леонидовна жили на Знаменской улице близ подворья Леушинского монастыря и были прихожанами подворского храма Святого Апостола Иоанна Богослова. Однажды в первые годы после революции они пригласили к себе домой послужить молебен с иконой «Скоропослушница» из Николо-Барградского храма.
«Икону привезли на конке на лошадях. Совершал молебен отец Алексий Верзин, который служил тогда с отцом Владимиром. После молебна сели за стол, батюшка говорит: «Надо потушить свечи». А мама, тогда еще ребенок, попросила: «Батюшка, а пускай погорят свечечки?» Батюшка разрешил: «Ну, пускай…» Одна свечечка свалилась и прикоснулась к иконе. Когда все схватились, было уже поздно. Заметка на руке Божией Матери так и осталась. Батюшка расстроился, что ему придется перед настоятелем отвечать. Потом икону отдавали в реставрацию. Однако сколько раз ни реставрировали ее, никак не удавалось полностью избавиться от следа. Старцы потом сказали, что это Господь так попустил, потому что священники другой раз развозили копию иконы Божией Матери. И чтобы так больше не делали, Сама Божия Матерь отметила Свой образ. Этот след и доныне заметен на деснице Пречистой».
Богоборные власти не могли простить иконе стольких явных чудес и всенародного почитания. Несмотря на то что храм считался достопримечательностью Петербурга, художественной ценностью, в 1932 году он был закрыт, а икона предназначена к изъятию и — нетрудно догадаться — уничтожению. Все обращения к местным властям были безплодны. Тогда отец Владимир предпринял необычайный шаг. Сознавая себя служкой иконы Божией Матери, ее хранителем, он решился ехать в Москву к Калинину. И произошло удивительное — по его вере, молитве и чудесному заступничеству Божией Матери эта поездка к «всероссийскому старосте» возымела благой результат. Об этой невероятной для того времени истории рассказал сам батюшка Владимир в стихах — он написал целую поэму, которая, к сожалению, не сохранилась, известны только четыре строчки:
Как Чацкий, я кричал: «Карету!»
И есть на свете уголок,
Где рясофорному поэту
Калинин, коммунист, помог.

Икону удалось спасти, перевезти из Барградского храма в храм Бориса и Глеба, что на Синопской набережной. Буквально через два месяца сам храм был безжалостно взорван. Сохранилась фотография первого мгновения взрыва, когда храм дал трещину, и уже через секунду все превратилось в пыль и груду камней. Много снимков разрушенных храмов, но здесь такой момент запечатлен — он потрясает, хочется этот храм как бы обнять, спасти, сохранить… — но, к сожалению, на этом месте пустота, Дом Божией Матери Скоропослушницы на Песках разрушен.
Но Милостию Божией сохранена сама икона. В 1938 году она была принесена в Князь-Владимирский собор, и он стал на двадцать лет еще одним Домом Божией Матери Скоропослушницы. Именно здесь этот образ пережил всю блокаду. Во все 900 дней он был одной из немногих доступных святынь страждущего города, пред которыми обретали утешение верующие люди. Сохранились свидетельства молитв пред ней, чудес. Вот выдержки из записей одной блокадницы, Веры Быстровой: «Ничего нового, холодно. Проблема с продуктами. Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и Скоропослушнице. Как они мне укажут и помогут». Первая мысль — скорее к Скоропослушнице.
И Скоропослушница не оставила сей град. Осенью 41-го ударили необычайно сильные ранние морозы, и уже в ноябре на Ладоге стоял крепкий лед. Со станции Заборье отправились «эмки» и «полуторки» к Ладоге на Кобону и дальше следовали по Дороге жизни в блокадный город, спасая тысячи человеческих жизней. И первые «эмки» двинулись… 22 ноября, на праздник иконе Божией Матери «Скоропослушница». Конечно же, это не случайно: Матерь Божия вымолила эту Дорогу жизни, проложила, открыла, была Покровительницей, Молитвенницей. Матерь Божия не оставила город во время войны, как и в годы гонений, явила Себя Покровом града на Неве. В память об этом в Заборье, у самого начала Дороги жизни, в 1997 году был заложен прекрасный шатровый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
В 1957 году был открыт Троицкий собор Александро-Невской Лавры, и по благословению Митрополита Елевферия в Лавру был принесен образ Скоропослушницы. Владыка, видимо, руководствовался мыслью, что Троицкому храму нужна святыня: мощей святого благоверного князя Александра Невского там тогда не было, не было и никаких чтимых икон. А храм открыт, и нужно, чтобы он вновь стал духовным центром. И Митрополит благословляет перенести икону Скоропослушницы в Троицкий собор. Этот образ стал первой перенесенной сюда после многих лет гонений святыней. Можно себе представить, с какой скорбью эту весть приняли прихожане Князь-Владимирского собора. Они объявили особое стояние в храме, с утра до вечера читали молитвы, но не желали отдавать икону. Старожилы и старые прихожане собора до сих пор вспоминают об этом. И тогда Владыка благословил перевезти икону ночью. И когда в очередной раз утром прихожане заполнили храм, то они увидели, что икона стоит на своем месте, но в ней что-то изменилось. Была изготовлена копия, которая находится и поныне в том же самом месте в Князь-Владимирском храме.
Подлинная икона была перенесена в Лавру. Так исторический круг замкнулся. Первое место, куда была принесена эта икона с Афона, была Лавра. И вновь она стала домом иконы Божией Матери «Скоропослушница». Столько раз эта икона являла покров Петербургу — русским Царям, князьям, мученикам, в блокаду и в годы гонений. И всем с верою притекающим к ней Матерь Божия была скорою Заступницею и Утешительницею. Вершиной почитания образа стал в прошлом году Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II о том, чтобы усвоить иконе Божией Матери «Скоропослушница» имя, титул «Невская икона Божией Матери». Промыслительно, что в этот юбилейный год 120-летия чудесного обретения иконы на месте пожара она уже была не только чудесно, но и официально прославлена, названа именем Невской, что, безусловно, символично. Это отражает и само название края, название реки, на которой стоит город, название Александро-Невской Лавры.

Записала Екатерина Резникова
г. Санкт-Петербург
07.07.2006
2909
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru