‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Здесь явилась «Казанская»…

Будет ли на этом месте вновь действовать Казанский Богородицкий монастырь?


Недавно к нам в редакцию из Казани приехала монахиня Евфросиния (Мухамедзянова). О ее непростом пути к Православной вере мы уже писали в № 11 за 2005 год. В ту пору она руководила восстановлением Свияжского монастыря. Сейчас матушка Евфросиния содействует тому, чтобы в Казани, на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, был восстановлен Богородицкий монастырь. Каким предстанет вновь перед верующими всей России освобожденное после долгих лет пленения и осквернения место явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери? Что мы можем сделать для того, чтобы возродился в прежнем величии этот древний центр паломничества? Эти и другие вопросы затрагиваются в письме монахини Евфросинии. Не со всеми ее выводами можно согласиться, но хорошо, что начался открытый разговор о будущем величайшей святыни Православия.

«На этом месте должен быть монастырь!»

Казань и сейчас, как встарь, завораживает приезжих: такой музыки в душе, то с восточной грустью, то со славянской печалью, нигде больше не услышишь. Казань как город-сарай, перевалочный пункт из Европы в Азию, из прошлого в будущее, из преходящего — в вечность. В нашем городе мирно соседствуют татары и русские, мусульмане и Православные. В древнем Казанском кремле в равном великолепии соседствуют недавно построенная мечеть Кул-Шариф и отреставрированный Благовещенский собор. Предваряя всемирную славу города, вернулась к нам икона Божией Матери «Казанская». Этот чудотворный список прославился в Америке и Европе, вызвал благоговейное почитание тысяч людей во всем мире. Как предсмертное завещание, был он передан Папой Римским Иоанном Павлом II не католикам, а в Дом Пресвятой Богородицы — в Православную Россию. Соблюдение исторической правды и отеческое попечение о верующих Казани и всей Республики Татарстан побудило Патриарха Московского и всея Руси Алексия II передать эту святыню в Казань.
Если бы Сама Царица Небесная не соблаговолила вернуть Свой чтимый образ в Казань, разве бы совершилось это чудо? Получив этот безценный дар, залог любви Царицы Небесной к городу, удостоенному явления самого почитаемого в мире образа Божией Матери — Казанского, можем ли мы оставаться должниками в любви? Сможем ли мы раскрыть и исполнить то высочайшее предназначение, для которого и вернулась в Казань святыня? Ведь в том море восторга и духовной радости, который охватил весь Татарстан, когда во главе Крестного хода шел Патриарх с иконой Божией Матери к месту ее обретения, мы едва расслышали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «На этом месте должен быть монастырь!» Святейший Патриарх напомнил нам, что икона передается в Казань с условием восстановления монастыря, который начал свою летопись с обретения здесь иконы. Почему же мы не спешим исполнять Первосвятительское благословение? Почему не созидаем на прежнем месте Богородицкий монастырь? Ведь это дивное место явления святыни хранит могучий дух молитвы четырехсот его бывших насельниц, а на территории монастыря еще сохранилось двенадцать монастырских строений. Так почему же судьбу этого святого места сегодня определяет не Казанская епархия, а светские власти города? Сумеют ли они разобраться в том, как лучше обустроить это святое место?
В газете «Раифский вестник» от 8 апреля с.г. в небольшой статье с названием «На месте обретения чудотворной иконы создадут паломнический центр» ни словом не упомянуто, что здесь собираются воссоздавать монастырь. Напротив, говорится, что в смете расходов исполкома города Казани по обустройству территории будущего паломнического центра значится и снос ветхих строений, а это можно понять как уничтожение последних уцелевших монастырских зданий. Говорится о строительстве гостиницы для паломников, об озеленении, вывозе мусора с этого места, но только не о монастыре. К тому же весь проект паломнического центра на месте явления Казанской иконы Божией Матери составлен по европейскому образцу, как, например, в Лувре, Фатиме — католических центрах почитания Богоматери, с установлением исполненной в католических традициях скульптуры Царицы Небесной на месте обретения чудотворной иконы. А снос монастырских зданий, которые даже в советские годы сохранил Господь, расчистит дорогу для бизнес-туризма с гостиницей, кафе и прочими атрибутами мирского отношения к святыне.
За те два года, что уже прошли с возвращения в город Казанской иконы, еще не произошло того, о чем так мечтала Казань — в наш город не вернулась былая слава международного и всероссийского паломнического центра, как это было встарь. И только воссоздание Казанского Богородицкого женского монастыря и открытие на его базе паломнического центра вернет Казани всемирную известность.
До революции в Казани были сильны традиции женского монашества. В Богородицком, Феодоровском, Предтеченском и Свияжском женских монастырях подвизалось около полутора тысяч насельниц. Сегодня их у нас не более двадцати. А ведь в Казани достаточно женщин, желающих служить Богу в монашеском образе на своей родине. Но им приходится зачастую покидать родную землю, где пока еще мало женских монашеских общин. И эту проблему решило бы возрождение Богородицкого монастыря.
В Казанском Богородицком женском монастыре мы имели такое сокровище, драгоценнее которого только Небеса имеют, — святое и благодатное присутствие Матери Божией, которое неизъяснимым влечением притягивало в эти места сотни тысяч паломников со всей России. В ту пору городская казна на 75 процентов состояла из паломнических вложений! И ведь справлялся монастырь с таким притоком паломников! А при монастыре были и богадельня, и больница для бедных, и церковно-приходская школа с детским приютом. Монастырь был как небесный град в центре Казани — за своей оградой, со своей Небесной Игуменией Матерью Божией.
Опыт многих крупных обителей показывает, что современному монашеству вполне по силам организация паломнических туров. Ведь настоящее паломничество предполагает хотя бы короткое пребывание в особой обстановке: монастырские службы, участие в церковных таинствах, монастырские трапезы, соприкосновение с подлинной монашеской жизнью оказывают неизгладимое благотворное влияние на мирских людей. И люди вновь и вновь стремятся к родникам духовности.
Девочке Матроне, когда она сначала страшилась исполнить приказание Матери Божией и не объявляла духовенству и воеводам о том, чтобы с почестями обрели они образ — через который изольется благодать Божия и на это место, и на весь город, который прославится от этого явления, — было сказано Пресвятой Богородицей: не исполнишь приказания — понесешь наказание, а икона явится в другом месте… Воля Матери Божией открылась простой, чистой душой девочке. А в наше время воля Матери Божией открылась нам в благословении Святейшего Патриарха на возрождение здесь монастыря. Мы не можем сами, по своему усмотрению распоряжаться святыней мирового масштаба. Мы должны исполнить благословение Святейшего Патриарха. И если для этого у Казанской епархии нет пока достаточных средств и возможностей, может быть, стоит обратиться за помощью к президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, мудрому и заботливому попечителю двух ее народов, татарскому и русскому, — за помощью в созидании монастыря на историческом месте? Ведь от того, в каком состоянии будет находиться это святое место, во многом зависит престиж местных властей. А многочисленное русское Православное население города и республики еще раз почувствует заботу правительства Республики Татарстан, которое дает равные возможности жить по вере и русским, и татарам в нашем городе, на нашей древней земле!

Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова)

«Монастырь духовно уже начал созидаться…»

От редакции. За разъяснениями мы обратились к секретарю Казанского епархиального управления Александру Петровичу Павлову. Оказалось, монахиню Евфросинию в Епархиальном управлении хорошо знают, ведь она одна из немногих в городе Православная монахиня — татарка по национальности, и к тому же активно участвовала в возрождении Свияжского монастыря. Но в епархии настороженно относятся к ее деятельности по отстаиванию идеи возрождения Богородицкого монастыря. Считается, что дело идет своим чередом и не нужно нагнетания страстей и каких-то волевых решений. Со временем, постепенно сама логика событий приведет к воссозданию монастыря… Но проблему, поднятую в письме, в епархии посчитали важной и актуальной и согласились дать развернутый комментарий газете «Благовест».

— Когда Казанский Богородицкий монастырь закрыли и разрушили, часть его территории передали табачной фабрике, — говорит секретарь Казанского епархиального управления Александр Петрович Павлов. — Сейчас эта фабрика не действует, никакое производство там уже не ведется, но юридически она до сих пор существует. Дело идет к закрытию этой табачной фабрики. Церковь сейчас не в состоянии сама освоить эту громадную территорию, ведь монастырь был раньше одним из крупнейших в России. Тем более что на бывшей монастырской земле были построены в том числе и жилые дома, и предстоит расселение многих семей. Своими силами епархия пока не в состоянии облагородить это место, вернуть ему прежнее благолепие. Делать это нужно совместно с городскими властями. И городская власть проявляет в этом инициативу, оказывает помощь. Сейчас оформляется юридическое закрытие табачной фабрики, начинается снос тех зданий, которые построила фабрика. Ни в коем случае не пострадают монастырские строения — это ведь памятники архитектуры! Их, наоборот, будем восстанавливать. Наша ближайшая задача — снести стену табачной фабрики и открыть доступ верующим из Крестовоздвиженского храма к месту обретения чудотворной иконы Божией Матери. Это самое главное сейчас — чтобы люди могли свободно приходить туда, поклониться месту явления святыни.

— Какие храмы действуют сейчас на бывшей монастырской территории?
— Уже действуют два храма: маленькая надвратная Софийская церковь и Крестовоздвиженский храм, где находится чтимый список Казанской иконы, недавно переданный Казани Святейшим Патриархом Алексием II. Икона доступна для всех, в храме каждый день совершаются Богослужения. В сильно изуродованном состоянии сохранился храм Николы Тульского, он пока не действует. Еще недавно в нем находилось табачное производство. Верхняя часть храма была разрушена, сейчас храм просто трудно узнать… Мы должны полностью отреставрировать его. Для этого нужно убрать третий этаж и по старинным чертежам восстановить святыню.
Богослужение в этих храмах уже ведется по монастырскому уставу, настоятель монастыря — игумен Питирим, и молятся здесь «о братии святой обители сея». То есть монастырь уже духовно начал созидаться. Просто юридического статуса у монастыря пока нет. Мы не обращались в Патриархию за благословением на открытие обители, потому что время для этого еще не пришло. Не облагорожена территория, не все храмы восстановлены. Но со временем монастырь будет организован и признан. Сейчас в монастыре уже подвизается пять насельников.
— А ведь раньше на этом месте был женский монастырь…
— Да, это так. Но сейчас планируется открыть здесь мужской монастырь. Это распространенная практика. Например, Зилантов монастырь в Казани раньше был мужским, а сейчас женский.
— Как отнесутся казанские власти к тому, что в центре города появится Православный монастырь?
— Мы не слышали возражений против этого. Но мы все равно немножко осторожничаем, сразу не говорим о своих планах по возрождению монастыря. Мы же находимся на стыке двух религий и в соответствии с этим действуем, живем, развиваемся. Потихоньку-потихоньку само собой все сложится, без ажиотажа, и будет здесь монастырь. А сейчас самое главное облагородить это место, закрыть табачную фабрику и добиться того, чтобы люди могли спокойно приехать сюда, помолиться на месте явления Иконы, приложиться к списку чудотворного образа…
— Уже утвержден проект памятника на месте явления Иконы?
— Раньше на этом месте был возведен очень большой собор. Потом его полностью разрушили, до основания. Восстановить его сложно, на это нужны очень большие средства. Но само место явления Иконы существует. Раньше над ним был алтарь храма, а теперь просто асфальт, и это место обязательно нужно как-то обозначить для людей. Высказываются разные предложения, как это лучше сделать. Есть мнение, что лучше всего поставить часовенку. Другие считают, что лучше положить большой камень, на котором будет высечено изображение иконы и написаны слова о том, что именно здесь состоялось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Есть и такой вариант: поставить на этом месте скульптуру Царицы Небесной. Сейчас ставится много памятников Православным святым, например в Радонеже есть памятник Преподобному Сергию Радонежскому. И в этом нет ничего «неправославного». Так почему бы нам в Казани, на месте явления Иконы, не установить памятник Божией Матери? Причем, по замыслу, Божия Матерь будет держать в руках Свой Покров… Но этот проект еще не утвержден. При решении этого вопроса нам придется учитывать мнение городских властей, так как памятный знак будет возводиться на средства города. Так что все варианты пока не окончательные, рабочие…
— Что будет представлять из себя паломнический центр на месте явления Иконы?
— Любое место паломничества можно назвать паломническим центром. Ведь сюда будут приезжать люди для поклонения. Но место паломничества не может ограничиваться только храмом. Это и гостиница, и какие-то магазины для сувениров, и точки питания… Все это и можно назвать двумя словами: паломнический центр.
— Сможет ли Казань со временем хотя бы отчасти вернуть себе славу того всероссийского паломнического центра, которая была у города до революции?
— Может быть, это и будет, но только со временем, постепенно. Механически, искусственно этого не сделаешь никак. Если люди не захотят сюда ехать, они и не поедут.
— Началось ли массовое почитание переданной городу Казанской иконы Божией Матери?
— К иконе идут люди. И не только Православные, но и мусульмане. В центре Казани на небольшой территории находится много храмов. И не всегда бывает так, что храмы в центре полны народа, ведь очень много горожан переселили на окраину, в «спальные» районы. Но в Крестовоздвиженском храме, который находится в центре города, поблизости от других церквей, уже есть свои прихожане. Верующие казанцы полюбили этот храм.

На фото: место явления Казанской иконы Божией Матери находилось под алтарем этого собора (полностью разрушен); вид на Казанский Богородицкий монастырь.

Антон Жоголев
27.04.2007
1224
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru