‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Царская святыня

В храме Святых Царственных Страстотерпцев при самарской школе № 54 появилась необычная икона.


Икона Спасителя с предстоящими — Небесными покровителями Царской Семьи — теперь украсила собой храм Царственных Страстотерпцев при школе № 54.
В храме Святых Царственных Страстотерпцев при самарской школе № 54 появилась необычная икона.

Об этой важной дате в истории России — 17 октября (ст.ст.) 1888 года — сегодня мало кто вспомнит. Что произошло в тот день? Чем он был так знаменателен? Вот что можно найти об этом событии в энциклопедии: «17-го октября 1888 года Император Александр III вместе со всей семьей и сопровождающими лицами возвращался на поезде из Крыма. Внезапно, в семи верстах от станции Борки Харьковской губернии, поезд, шедший со скоростью более 60 верст (64 километра в час), сошел с рельсов. Вагон, где ехала Царская Семья, разрушился, основание его вместе с колесами скатилось с насыпи, стены сплюснулись и разломились, и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла пассажиров. Под обломками этого вагона погибла буфетная прислуга (Императорская Семья в час крушения завтракала). Мебель, посуда, зеркала — все было разбито. Картина была ужасная: разбитый вдребезги поезд, убитых 21, тяжело раненых 24, двое из которых умерли потом, легко раненых 14. Но случилось чудо — из членов Императорской Семьи никто серьезно не пострадал. Великокняжеский вагон развернуло поперек пути и накренило над откосом. Сила удара была настолько мощной, что Великий князь Михаил Александрович, которому было 10 лет, был отброшен на откос. Шестилетнюю Великую княгиню Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены и потолок вагона. Во время крушения на Императора Александра III упала крыша вагона. Он смог удержать тяжелейшую крышу на своей спине, пока шла эвакуация людей из вагона».

Жизнь всех этих членов Императорской фамилии подвергалась смертельному риску во время крушения поезда. Справа — Император Александр III, слева — Наследник, будущий Император Николай II.
Счастливое избавление Императорской Семьи от гибели во время крушения поезда под Борками было воспринято как чудо. Сам Император Александр III чуть позже запишет в своем дневнике: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Это произошло в день памяти преподобномученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). После чудесного спасения Царской Семьи во имя этих святых были построены десятки храмов по всей России. Событие 17 октября увековечено устройством многих благотворительных учреждений, у места крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. Тут же, в нескольких саженях от насыпи, сооружен великолепный храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения». Кроме того, люди стали заказывать иконы в память об этом событии и предлагать их в дар Царской Семье. Одна из таких икон недавно появилась и в Самаре, она была передана благотворителями в храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев при школе № 54.
— Для нас это одна из величайших святынь, — говорит настоятель храма священник Иоанн Болгов. — Когда привезли ее, мы читали перед ней акафист Спасителю, служили молебен. И было впечатление, что мы молимся у этой иконы вместе с Царем.
О появлении в школьном храме необычной иконы рассказывает самарский антиквар Андрей Болдырев:
— Я помогаю в алтаре храма в честь Царственных Мучеников. Зная об этом, знакомые мне предложили посмотреть и приобрести для храма эту икону. Я посмотрел и понял, что она должна быть в нашем храме. Нашел средства, мы ее купили и передали в храм. На этой иконе изображено предстательство тезоименитых святых Царской Семьи Императора Александра III перед Спасителем — святой благоверный князь Александр Невский, святой покровитель Императора Александра III, святая равноапостольная Мария Магдалина, покровительница Императрицы Марии Федоровны, Святитель Николай, покровитель будущего святого Царя Николая II, святой великомученик Георгий Победоносец, покровитель среднего сына Александра III Георгия (он скончался спустя 11 лет после катастрофы от туберкулеза), святой благоверный князь Михаил, покровитель Великого Князя Михаила Александровича, младшего сына Императора, святая равноапостольная княгиня Ольга и святая преподобная Ксения — покровительницы дочерей Александра III.
Все исполнено в академической манере письма. Все святые и Господь находятся на облаках, а внизу, очень мелко и как бы в тумане изображен паровоз, сошедший с рельсов. Для икон такой сюжет редкий, больше ни одной иконы с паровозом, насколько мне известно, нет.
Вообще, 17 октября 1888 года — день для России судьбоносный. Современниками это событие оценивалось исключительно как чудо, потому что в России была спасена Династия. Ведь ситуация, когда в России не осталось бы никого из Царской Семьи, в тот день была как никогда реальна. Естественно, существовали основные законы Российской Империи, которые позволяли передать трон ближайшему Великому Князю. Но в любом случае наша история могла пойти совершенно иным путем.


Так выглядело после трагедии место крушения Царского поезда…
Люди по всей России после чудесного спасения Царской Семьи начали писать иконы, посвященные этому событию, и посылать Государю. Говорят, что такими иконами были увешаны все стены дворца. Икон было много, и располагались они не только в Зимнем дворце, но и в других резиденциях Романовых. Видимо, такие иконы писались и в храмы.
Эта икона напоминает не только о чудесном спасении Царской Семьи, это и некое напоминание всем нам об опасностях путешествий.
Событие на станции Борки действительно было чудом, которое наглядно продемонстрировало Промысл Божий о Династии Романовых. Не случайно на иконе присутствует и строчка из 90-го псалма: «Ангелом Твоим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих».
Это событие послужило, кстати, началом самой, наверное, блестящей карьеры конца XIX века в России, — карьеры Сергея Юльевича Витте. Человека неоднозначного, сделавшего немало для России.
Дело в том, что катастрофа произошла не случайно. Императорский поезд был очень тяжелым и очень быстро двигался. Весил он как товарный, а шел со скоростью экспресса. Это происходило потому, что каждое более-менее знатное лицо, сопровождающее Государя, требовало себе отдельный вагон или хотя бы отдельное купе. Из-за огромного веса императорский поезд постоянно кренился, и его буквально на каждой станции поправляли.


Эту часовню, возведенную в память о крушении Царского поезда в Борках, недавно восстановили украинские железнодорожники.

Конечно, Царский поезд никто не останавливал, и он ехал с максимальной скоростью, которую мог развить. Так царский поезд ездил едва ли не с открытия Николаевской железной дороги. А незадолго до катастрофы на опасное положение императорского поезда обратил внимание Витте, он тогда занимал какую-то должность в Южном управлении железной дороги. Войдя в вагон царского поезда, он увидел крен, начал говорить о том, что это все небезопасно, и даже написал докладную записку министру о движении царского поезда. И когда после катастрофы было начато следствие, эта докладная всплыла. Александр III увидел, что единственный, кто всерьез был обезпокоен происходящим и принимал какие-то меры, был Витте. Это и послужило началом карьерного взлета этого чиновника. Вскоре он стал министром путей сообщения, а потом и премьер-министром.

Я передал эту икону именно школьному храму, потому что этот храм освящен во имя Царственных Страстотерпцев. А икона имеет непосредственное отношение к Царю Николаю. В биографии Николая II был ряд событий, когда его жизни была прямая угроза, и крушение императорского поезда — одно из них. Эти события воспринимались им как промыслительные. Вот почему этой иконе определено место в нашем храме. Есть немалая вероятность, что у этой иконы молился Царь Николай II.
А еще эта икона должна ограждать наш город от различного рода катастроф. Я думаю, что нашу икону можно смело считать образом, у которого можно сугубо молиться перед путешествием по железной дороге, служить молебны перед любым путешествием.
Я думаю, что появление такой святыни в нашем городе — это и память о Царской Семье, и еще одно благословение нашему городу от Святого Царя Николая.

Записала Татьяна Горбачева
14.05.2010
1253
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru