‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Остановить алкогольную угрозу!»

С таким призывом обратился к участникам научно-практической студенческой конференции в Самаре «Молодежь XXI века — будущее великой России» наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов).


С таким призывом обратился к участникам научно-практической студенческой конференции в Самаре «Молодежь XXI века — будущее великой России» наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов).

30 мая в Самаре прошла областная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь XXI века — будущее великой России», организованная совместно Самарской Епархией, межвузовской кафедрой теологии и истории религий, Самарским государственным университетом. Об этой конференции, одной из основных тем которой стала проблема защиты молодежи от алкогольной угрозы, мы расскажем подробнее в одном из ближайших выпусков.
Гостем и активным участником конференции был сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы,
наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов).
Отец Тихон — выпускник ВГИКа, стал послушником Псково-Печерского монастыря, с 1996 года он — наместник Сретенского монастыря, а затем и ректор Сретенской семинарии Опыт работы в Издательском отделе Московской Патриархии пригодился ему, когда в Сретенском монастыре было создано крупное Православное издательство. В марте 2001 года отец Тихон возглавил еще и сельскохозяйственный производственный кооператив «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области — и поднял «дышавшее на ладан» хозяйство. Не зарыт в землю и талант сценариста. Фильм «Псково-Печерская обитель» получил гран-при на XII Международном фестивале Православного кино и телепрограмм «Радонеж». Большой общественный резонанс — от озлобленной ярости до восторженной похвалы, — вызвал его фильм «Гибель империи. Византийский урок». И на конференцию в Самару Архимандрит Тихон привез свою новую работу — фильм «Чижик-пыжик, где ты был?». Представляя эту публицистическую кинокартину, он сказал:
— Есть одна проблема, без разрешения которой никакого будущего у России не будет. Это проблема алкогольной сверхсмертности в России. И почти каждый из нас, особенно мужчины, принимает в создании этой проблемы свое участие. Давайте посмотрим этот фильм, задумаемся о конкретных фактах и, может быть, вместе поразмышляем над тем, разрешима ли эта проблема у нас сегодня.
А фильм с таким как будто бы легкомысленным названием оказался очень глубоким, тревожным. Один только факт: 92 процента россиян, употребляющих алкоголь, приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а каждый третий — до десяти лет.

И это не голословное утверждение. На экране — дети и подростки, уже втянувшиеся в опасный пьяный водоворот. Искалеченные судьбы…
Что больно поразило в первые минуты — реакция зала. Взрывы хохота, когда на экране появлялись уж очень нелепые картины… Но постепенно настроение юной части публики стало меняться, смеялись все тише, а потом смех и вовсе стих. Видимо, поняли, что смеются-то над собой, над своими же сверстниками, гибнущими — или стоящими на пороге гибели..
А когда в зале вновь вспыхнул свет, Архимандрит Тихон продолжил свое выступление:


— 22 мая во всех школах нашей страны был последний звонок. Вот до какого возраста доживут мальчики и девочки, которые в этом году окончили школу?
Так вот выяснилось (есть целая система исследований, проведенных Всемирной Ассоциацией Здравоохранения), что в Англии 90 процентов мальчиков — выпускников 2009 года — доживут до пенсии. А в России знаете сколько их ровесников доживут до этих же лет? 40 процентов. Всего лишь… Конечно, эта цифра заставляет всерьез задуматься. Из сорокалетних мужчин, живущих сегодня в России, только половина доживет до пенсии. Это тоже абсолютно надежная статистическая величина. Так произойдет, если ситуация не изменится к лучшему.
Сверхсмертность — это разница продолжительности жизни между женщинами и мужчинами. Разница больше, чем 10 лет, бывает, когда страна находится в состоянии войны и мужчины умирают на полях сражений. Так вот в России сегодня — сверхсмертность. А войны нет. Именно благодаря той «веселой» истории, над который мы все сейчас так хохотали: интересно, весело, до боли знакомо. Но это — ситуация сверхсмертности. И надо понимать, что через 20 лет, то есть когда вы войдете в тот возраст, в котором люди принимают крупные государственные решения, вы будете брать руль управления страны, — ситуация в нашей стране будет совершенно другой, нежели сегодня. Потому что людей нормальных, здоровых у нас почти не останется. Если не пресечь вот эту ситуацию.
В России преждевременно от алкоголизма в год погибает по данным академика Герасименко, обнародованным в этом году, — семьсот тысяч человек. Это сопоставимо с населением всей Костромской области… Целая область вымирает в год от последствий алкогольной проблемы.
Умирают те, которые получают ранний инфаркт миокарда, циррозы печени и прочие, прочие болезни, связанные с излишним употреблением алкоголя. 80 процентов всех убийств, совершенных в Российской Федерации, совершается в состоянии алкогольного опьянения. И половина убитых в момент своей гибели были пьяны. Почти 50 процентов самоубийств тоже совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Большинство преступлений в России связаны с тем, что совершающие их находятся под воздействием алкоголя. И когда они протрезвляются, приходят в ужас, говорят, что никогда бы в жизни не сделали этого.
Надо понять, что производство и продажа алкоголя — это колоссальный бизнес, который делается на нашем и вашем здоровье. В советское время государство владело монополией на производство и реализацию алкоголя, и деньги, поступавшие в казну, были примерно такими же, как поступления от нефтяной и газовой промышленности — от 17 до 27 процентов всего валового национального продукта. В 1992 году эти огромные деньги были отданы в частные руки. Представляете, какой бешеный азарт начался у людей, когда они поняли, какие деньги они могут заработать на вашем здоровье! У молодежи есть такой термин «разводят». Вот вас как раз очень удачно и сверхэффективно «разводит» алкогольный бизнес. Ведь вы даете — за счет своего здоровья, за счет денег, которые вы сами зарабатываете или вам дают родители, — нажить колоссальные капиталы алкогольным воротилам.
Ни в какой другой стране нет такого тотального пьянства и такой зависимости от алкоголя. И мы должны знать, почему это происходит. Есть некая генетическая зависимость у нас, русских людей, россиян других национальностей. Нам говорят: «Вот, смотрите, итальянцы, французы, грузины — они же сколько пьют и ничего не случается!» Но это люди, которые выросли на виноградной культуре. В Самаре не растет виноград. В Москве тоже. А они выросли у виноградной лозы. И за столетия поколения их предков передали им свою особенность: их организм приучен к употреблению небольших доз алкоголя и к нейтрализации этилового спирта. Русские, украинцы, татары, мордва — все-все-все, живущие на территории России народы, кроме Кавказа, — они в большинстве абсолютно генетически не защищены от алкогольного яда. И мы подсаживаемся на него очень быстро, как на наркотик. А живущие на севере нашей страны чукчи, эвенки — им стоит всего несколько раз выпить, и они сразу становятся алкоголиками. В конце XIX — начале XX века скандинавские страны — Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания — полностью спивались, еще страшнее была ситуация, чем у нас. Почему? Тоже нет виноградной культуры. Но они преодолели эту беду — кстати сказать, введя не столько «сухой закон», сколько жесткие государственные ограничения. Во всех этих странах, самых развитых, с наиболее высоким жизненным уровнем жизни в мире, — госмонополия на алкоголь. И в 15 штатах США тоже государственная монополия на алкоголь. Не то что у нас.
Приведу еще одну цифру. Здесь говорилось, что 90 процентов подростков начиная с 13 лет постоянно употребляют спиртное. Так вот вы знаете, сколько процентов молодежи употребляет алкоголь каждый день? 33 процента юношей и 20 процентов девушек! Во что это выливается? В то, что смертность в нашей стране выше, чем в таких странах, как Уганда, Нигер, Камерун, Конго, Габон, Бенин, Гамбия, Судан, Мадагаскар… И список этот можно продолжать. Я специально не перечисляю мусульманские страны, где вообще не пьют. Что мы можем и что необходимо сделать?
Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла — а у нас до такого края это проблема дошла, что уже только Церкви осталось этим заниматься! — создан церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Не по борьбе с алкоголизмом — безполезно! — а чтобы защитить от алкогольной угрозы. Выдвинут ряд предложений, и эти предложения будут обсуждены на ближайшем заседании государственного совета, который будет проводить Президент Российской Федерации. Если сейчас, как в этом фильме и сказано, мы не справимся с этой проблемой, то ваши дети уже — сто процентов! — не справятся. Поэтому ответственность на нас просто колоссальная. Будут, я надеюсь, введены серьезные ограничения. Это не значит — «сухой закон», не значит, что опять, как во времена горбачевской антиалкогольной кампании запретят вино на свадьбах ставить, но уровень ответственности будет, конечно, повышен. Иначе просто потеряем страну и целое поколение.
Ну и в том числе будет очень серьезная информационная кампания. Может быть, кто-то из вас видел — по первому каналу показывали ролики социальной антиалкогольной рекламы. Эти ролики были сняты с показа. Есть огромная сила, которая старается не допустить антиалкогольной кампании. Но все-таки, я думаю, с 1 июня эта кампания начнется с новой силой.

«Это наша общая боль»


После пленарного заседания конференции мне удалось задать Архимандриту Тихону несколько вопросов, и он ответил на них специально для читателей «Благовеста»:
— Отец Тихон, как получилось, что боль родительская, боль за потерянных детей прошла через вашу душу?
— Ну, во-первых, моя работа по проблеме алкогольной угрозы, — это послушание Священноначалию. Но это ведь наша общая боль. Что там говорить: это все мы видим, стоит только выйти на улицу, за ворота ли монастыря — и мы видим спивающихся подростков. Это горе общее.
— В фильме было показано, что на вашем попечении находится школа-интернат в Рязанской области. Сколько там детей, какого возраста?
— Сто детишек, с первого по девятый классы.
— И как они к вам приходят?
— Их приводят. Это почти все — дети алкоголиков. Очень мало среди воспитанников интерната детей-сирот, а остальные — так называемые социальные сироты, из семей, где родители лишены родительских прав.
— И здесь уже они делают первые шаги к вере?
— Ну конечно, дома их такому не научат. Дома учат совершенно другому…
— Но ведь, к сожалению, даже и в верующих, благополучных семьях и то, смотришь — эта беда и их касается…
— Да не то слово! В огромном количестве семей. К сожалению, мы как-то очень снисходительно относимся к беде, которая губит и может погубить весь русский народ. Мы относимся к этому очень снисходительно, с усмешечкой, хихикая. И даже мне кто-то сказал: «Ну и ничего, что смеются! Смеясь, люди прощаются со своим прошлым». Так ведь это выражение вы помните чье — Карла Маркса. И если прислушиваться к Карлу Марксу, тем более в нашей стране, — это уж последнее дело! Смеясь, можно расстаться не только со своим прошлым, что само по себе просто ужасно, но и с настоящим и с будущим. Поэтому, конечно, усмешки по этому поводу уж совершенно несвоевременны. Во всяком случае, сегодня.
В начале фильма детишки хохотали, им было смешно. С ними просто никто на эту тему не говорил. Им говорят все что угодно: и о всяких, извините за выражение, «предохранениях», и о «планировании» семьи (с детства приучают к мысли, что не Бог, а мы сами вправе решать, родиться ли ребенку или он в семье лишний…). О том говорят, что детям вообще вредно знать, но вот о том, что они, наши дети, являются объектами агрессивной атаки алкогольной промышленности, что на них делаются деньги колоссальные, огромные, что их просто спаивают для того, чтобы выкачивать прибыль, — вот об этом, как ни горько, не говорят. Практически нигде и никто: ни учителя, ни родители — не говорят. Для детей — и здесь вот по реакции зала мы видели — все то, что они услышали об алкоголе, о его опасности — все это для них совершенно внове, это для них целое откровение.
Ну конечно, когда им показали правду, когда представили факты и статистику, когда им рассказали, к чему это в конце концов неминуемо приводит, — конечно, они были потрясены. Никто, повторяю, им об этом всерьез не говорил. Хотя это студенты, которым по двадцать лет. Вот это поразительно: почему ни дома, ни в школе, ни в университете никто с ними об этом не говорит. Хотя мы видим постоянно: дети спиваются.
— Потерянное поколение?..
— Да не потерянное оно ничего! Надо просто заняться. Что значит — потерянное. Знаете, как в поле, там полным-полно что можно сделать. Надо просто заняться. Когда мы взяли хозяйство свое — вот поле было заросшее, и сорняки сплошной стеной, и березки уже на нем росли. И казалось, потерянное поле, ничего уже с ним не сделать. Что же: взялись, распахали, выкорчевали все, что не надо, посадили на нем все, что надо и сейчас получаем урожай. Вот то же самое и здесь. Надо просто взяться.
— Но ведь в душе-то труднее корчевать!
— Так с Божией помощью все возможно! Для Бога ничего невозможного нет.
— Хорошо: а просто верующие мамы, отцы — не состоящие в каких-то обществах, — что они могут сделать в такой беде?
— Самим не пить, не подавать пример, не вовлекать детей своим примером в пьянство. Кто из взрослых, если спросить: «Хотите, чтобы ваши дети пили?», — кто скажет: «Хочу»? Зная о том, что это такое, все скажут, сто процентов: «Нет, не хотим!»
Ну тогда сами не подавайте им пример. Яблочко от яблоньки недалеко падает. Что делаете вы дома, то сугубо, то есть вдвойне, втройне, будут делать ваши дети. Вот и вся задача. А если мы не хотим исправить себя, и только сетуем, что дети живут под девизом: «Бери от жизни все что можешь», — да не дети, а родители живут под этим девизом. Вот и дети, глядя на них, тоже — берут все…
Поэтому когда дети начнут спиваться, нечего винить в этом других. Виновата в первую очередь семья. Она не смогла воспитать ребенка своим благим примером. В позу ведь встают: «А что я, себе позволить не могу?» Ну позволяй. Позволяй… Только что за этим последует, ты сам знаешь. И сам будешь виноват. И перед Богом будешь нести ответственность.
— Придем к Богу со словами, как в молитве: «Вот я и чада мои, ихже Ты дал мне еси…» И как оправдаемся?
— А вот и надо сейчас думать об этом часе. И о своих детях…

На снимках: в президиуме конференции — Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архимандрит Тихон (Шевкунов) и председатель Самарской Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов; Архимандрит Тихон (Шевкунов) на Богослужении в Кирилло-Мефодиевском соборе г. Самары; отец Тихон знакомится с экспозицией Самарского Епархиального церковно-исторического музея.

Ольга Ларькина
Фото автора
04.06.2009
927
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru