‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Письма о времени (окончание)

В словаре Брокгауза-Ефрона сказано: "Время — как основное условие всякого конечного существования, не допускает рационального определения его сущности". Это честный подход. Мы ничего не знаем о времени. И потому пускаться в любые эксперименты с непостижимым — рискованно…

начало здесь

"Чуть помедленнее, кони…"
У жителя самарского села Кинель-Черкассы Ивана Михайловича Ржевского в доме было двое часов. Одни показывали подлинное время, по которому Иван Михайлович молился, работал, ходил в церковь, ложился спать, а на других было время летнее. На эти часы он смотрел нечасто, лишь когда шел в больницу или еще куда-то в "мир"… Об этом недавно умершем сельском праведнике, человеке глубокой веры мы рассказали в № 20 за 1999 год.
Другой человек, не признававший летнего времени, протоиерей Иоанн Державин (1998) был убежден, что летнее время ввели коммунисты вовсе не за тем, чтобы экономить электроэнергию, а чтобы в храмах Пасху праздновали не в то время. В этих подозрениях его укрепил известный старец Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Он рассказал про одного священника под Петербургом, который также решил служить Пасху по-старому. "И вот к нему (почувствовали!) приехали власть предержащие и потребовали служить "во сколько положено". Уже известны факты, как бесы САМИ, без человеческого вмешательства, в назначенный час переводят стрелки часов на час вперед, лишь бы сбить людей, спутать время", — говорил ему Архимандрит Иоанн Крестьянкин (см. №15 за 1995 г.). Вот почему отец Иоанн Державин до конца дней своих не переводил стрелку часов в угоду очередному "указу". Прихожане об этом знали и в храм приходили вовремя.
Наша Церковь все же приняла это самое летнее время. В храмах в это воскресенье службы начинаются, как правило, по летнему расписанию. Не приняли одиночки. И их остается все меньше…
"Время, вперед!.." — этот лозунг большевики понимали буквально. Если в 1919 году декретом совнаркома в стране было введено "поясное время" (принятое на конференции 26 государств в 1884 г. деление Земного шара на 24 часовых пояса), то уже в 1931 году "в целях экономии электроэнергии" все часы были переведены на час вперед — "впредь до особого распоряжения". Это время стали называть декретным. От поясного оно отличается на один час. А в 1981 году все с той же целью "более полного использования светлой части суток" (см. "Украинская советская энциклопедия, Киев, 1982 г., т. 8) в СССР введено так называемое летнее время. На всей территории шестой части суши с 1 апреля стрелки часов начали переводить на один час вперед, а с 1 октября снова возвращались к декретному времени. Летнее время длится полгода и опережает поясное время на целых два часа!
В своей сокровенной основе марксистско-ленинская теория имела богоборческое стремление ВЛАСТВОВАТЬ НАД ПРИРОДОЙ, в том числе и над временем, которое тоже, по их замыслам, должно было подчиняться "генеральной линии партии"… Но интересно, что эта затея была привнесена к нам с Запада, с которым большевики в то время жестко конфронтировали. Впервые летнее время было введено в Великобритании в 1908 году. Сейчас это новшество применяется в 110 странах мира. Среди стран, которые не приняли летнее время, можно выделить экономически развитую Японию. Вышли из эксперимента над временем бывшие союзные республики — Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. И лишь девять государств в мире (в их числе и Россия) живут во временном разладе с природой в два часа. Но, в отличие от других восьми стран, которые пошли на это во время Второй мировой войны, будучи оккупированными Германией и от нее получив это "новое время", мы согласились на этот шаг добровольно.
В словаре Брокгауза-Ефрона (1890 г.) сказано: "Время — как основное условие всякого конечного существования, не допускает ни эмпирического объяснения происходящего, ни рационального определения его сущности". Это честный подход. Мы ничего не знаем о времени. Да и не можем знать. И потому пускаться в любые эксперименты с непостижимым — рискованно…
О том, какими бедами оборачиваются эксперименты над временем, рассказывает председатель комитета "За восстановление в России жизни по поясному времени" петербургский ученый, специалист по системному анализу, прикладной астрономии и хронобиологии, кандидат наук Вячеслав Пантелеймонович Апрелев (его фамилия загадочным образом указывает на тот самый месяц, в который и начинается пресловутое летнее время!): "Энергетики козыряют четырьмя миллиардами сэкономленных киловатт-часов, что составляет лишь пол-процента от годовой выработки электроэнергии. На каждого человека эта сумма составляет всего-навсего стоимость одного килограмма хлеба. В год! Согласитесь вы за батон хлеба жертвовать здоровьем ваших детей и близких? Медики из ассоциации "Сибирское соглашение" установили, что после перевода стрелки часов весной на час вперед в первую пятидневку вызовы "скорой помощи" увеличиваются на 12 процентов, самоубийства вырастают на 66 процентов, от инфаркта умирают на 75 процентов больше. Примерно на треть увеличивается число несчастных случаев. И только в концу третьей недели, после сдвига стрелки на час, показатели возвращаются к исходным… Манипуляции со стрелками увеличивают общую смертность на 74 тысячи человек в год. Это вдвое больше, чем количество смертей в автокатастрофах".
Есть и другие, и тоже вполне научные основания не передвигать злополучную стрелку: из-за сдвигов времени падает производительность труда. В течение дня у человека наблюдается два всплеска работоспособности — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов (имеется в виду солнечное время, а не "искусственное"). Люди же у нас уходят с работы, когда наступает самый пик их работоспособности! Нынешняя система времяисчисления пагубно сказывается и на рождаемости, утверждают ученые НИИ акушерства и гинекологии Санкт-Петербурга.
Все это — рациональные объяснения. Но ведь время, как мы знаем, рационально не постижимо! И мне думается, что все эти факты, несмотря на свою несомненную достоверность, все же имеют отнюдь не только материальные причины, а в первую очередь духовные. Да, летнее время опасно для здоровья, да, оно ухудшает все, вплоть до демографии, — но происходит это не только потому, что мы "перескоком" на час вперед нарушили некое биологическое равновесие, а скорее потому, что мы нарушили этим шагом какие-то нам еще не известные, но явно имеющиеся духовные законы. Переводя стрелку часов, мы не только идем против природы и здравого смысла (это бы еще ладно!), мы идем против Бога. Мы согрешаем. И Бог взыскивает с нас за этот грех — нездоровьем, несчастными случаями, природными катаклизмами… Во всяком случае и я, и многие мои знакомые к этому вполне вынужденному шагу -переводу стрелки часов — относимся как к чему-то нравственно отягощающему. А совесть ведь не обманешь киловатт-часами якобы сэкономленной электроэнергии…
Этих людей — отца Иоанна Державина и Ивана Михайловича Ржевского — можно "сразить" таким аргументом: декретное время ведь тоже не настоящее, и, отказавшись переходить еще на час вперед, они все равно живут, обгоняя природное время на час. Я не знаю, что бы ответили они, но, думаю, им было бы что ответить. Например, следующее: ТОТ грех (декретное время) — не наш, это время ввели до нас и те, кто его вводил, и может быть те, кто по нему жил — ответят за это или уже ответили В СВОЕ ВРЕМЯ… Мы же на новый грех не пойдем. И будем жить, как жили… Ведь грех, как и время, рационально непостижим. Даже мирскому суду ведомо понятие: "большее преступление поглощает меньшее". Что уж говорить о Божьем суде за непочтение к времени! Мы будем судимы в первую очередь за НАШИ грехи, а уж потом за те, что достались нам в наследство…
Кстати: декретное время принималось "впредь до особого совещания". Может быть, время этого "совещания" — уже на подходе?
Церковь в нашей стране отделена от государства. И почему мы должны идти в храм по летнему времени? Ведь не живет же Церковь по государственному григорианскому календарю — отстояла свой "старый стиль". Церковь земная живет на границе времени и вечности. Обществу, государству и каждому из нас в этой нескончаемой погоне за временем очень нужна особая "точка отсчета" — нечто незыблемое, неменяющееся. Вот и нужно, чтобы Церковь жила в своем времени, пусть даже и отличающемся от "общепринятого"…
Решать такие сложные вопросы должна Богословская комиссия. Но именно решать. А не делать вид, что этих вопросов не существует. Пока же нам остается молиться о том, чтобы все убыстряющийся бег времени влек нас не к вечной погибели, а к вечному спасению.
Протоиерей Виктор Гранкин из Курской епархии недавно прислал в редакцию проповедь, словами из которой я и заканчиваю "письма о времени": "Величина вещей узнается в особенности по сравнению их между собою. Вот позади нас необъятная бездна времени, пронесшегося прежде, чем мы показались на свет Божий: сколько великих лиц появилось на земле и сошло с нее, сколько царств возвысилось и пало, сколько событий величайшей важности совершилось, и, наконец, — это величайшее из величайших событие нашего искупления, положившее грань между мирами древним и новым. Впереди нас еще более страшная, исполненная глубокой таинственности, бездна времени; пройдет, может быть, еще несколько тысячелетий, исполнится все предначертанное Богом для Его Церкви, и затем настанет нескончаемая, безпредельная вечность. И вот на этом ужасающем пространстве времен и вечности едва виднеются несколько точек, которые то покажутся, то как будто исчезнут в этой страшной бездне и затем скроются из взора людского совсем, будучи, однако же, видимы оку Божию: это моя или твоя жизнь, добрый мой слушатель, велика ли она? Велико ли дело, если бы и всю ее мы посвятили Тому, Кто нас вызвал из небытия к бытию, и не только к бытию, но и на чудный Свой свет" (1 Петр, 2,9).

Антон Жоголев
09.03.2001
899
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru