‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Подворье в Крыму

"Русская Церковь укрепляется в Крыму учреждением и строительством подворий, духовной работой среди русских и других Православных."


На этот раз мои странствия по Крыму сопровождались какими-то почти мистическими совпадениями. Целый год со своего прошлого приезда в Крым я молился и писал о Святителе Луке (Войно-Ясенецком) — и, надо же! — попал к его новой серебряной раке именно в тот момент, когда ее ненадолго открыли для высоких гостей. Когда я зашел в Свято-Троицкий Симферопольский собор, тут же подъехала машина с Митрополитом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии, и Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Они приехали приложиться к мощам Святителя Луки. Освящая новый автобус, подаренный благодарными греками Крымской епархии, заодно и нас, стоявших рядом, окропили святой водой. И всем разрешили приложиться к открытой раке, к панагии Святителя Луки. Благодарю Бога за Его ко мне милость. И еще одно совпадение: зашел во двор собора — и тут же ко мне подошла женщина по имени Вера, бывшая жительница Самары. Оказывается, она приняла меня за редактора "Благовеста" Антона Жоголева. Сказала, что якобы он скоро должен приехать сюда, так как ожидается приезд самарской группы Православных паломников. Каково же было ее изумление, когда я представился как корреспондент "Благовеста". Значит, сопровождал меня в странствии Святитель Алексий, покровитель Москвы и Самары. Но самое удивительное, увиденное мною в Крыму, — было... подворье Симбирского женского монастыря.

Год назад в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре игумении Симбирского Свято-Михаило-Архангельского монастыря матушке Магдалине посоветовали завести подворье на Крымской земле. Она уехала из Лавры в некотором недоумении: как сладить такое дело? Благословилась у Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла. А решилось все неожиданно быстро. Одной знакомой матушки Магдалины пришло письмо из Крыма: родственники писали, что соседи продают дом. И отправилась матушка Магдалина в Феодосию покупать дом — будущее подворье. Сторговались...
Мать Зосима, мать Елисавета и мать Инна исполняют нелегкое послушание с весны 2002 года. Нанимают строителей для благоустройства монастыря и сами штукатурят, красят, белят, насаживают новый сад, учатся растить виноград. Но это еще не все. Поселок Приморский, в котором почти на берегу моря расположилось подворье, населен хорошими, но, к сожалению, в массе своей далекими от веры людьми. Увидев монахинь, проходящих по улице, люди задают им вопросы, потом приходят на подворье поговорить о наболевшем, что-то узнать, спросить. Пользуясь религиозной непросвещенностью населения, в Приморском, как и во всем Крыму, ведут свою работу различные секты. Даже среди рабочих, строящих подворье, встретился протестант. Он постоянно вызывает на спор монахинь и приходящих к ним и настроен агрессивно. При отсутствии хороших мастеров приходится инокиням все переносить и терпеливо отвечать на его каверзные вопросы.
Еще так устроил Господь, что монахини строят в Приморском не только подворье обители, но и жизнь местной церкви, которая уже четыре года располагается в подвале жилого дома. Служит в столь необычно устроенной маленькой церковке во имя Святителя Николая молодой еще священник — отец Богдан. Не сразу, с проверкой принял он симбирских монахинь в свой храм. Да оно и понятно: мало ли какие люди, рядящиеся в различные одежды, бродят по благословенной крымской земле. Спросил: "В Кого и во что веруете?" — и заставил монахинь спеть Символ веры. И лишь потом принял с душевным расположением.
Подвал есть подвал: хотя церковь благоустроена с любовью, стоять на службе там тяжело, несмотря на несколько выходящих прямо в единственное окно вентиляторов. Душно. Симбирские монахини взялись читать Апостол и петь на клиросе, вообще помогать отцу Богдану во всех его трудностях. До приезда симбирянок батюшка один бился над строительством нового храма: искал благодетелей, которые помогают то кирпичом, то машиной, то раствором, ездил по Крыму договариваться о ценах, поставках материала. Теперь планирует устроить хорошую церковную лавку. С приходом инокинь ему стало хоть немного легче. Многое они решили делать вместе — и авторитет Православной Церкви в Крыму от этого выигрывает.
Но и у монастыря помощников уже немало. Собираются вокруг симбирского подворья люди с верой в душе. Приносят продукты со своих огородов, помогают в строительстве, в уборке территории подворья — во славу Божию. Трогательное впечатление производит мужчина лет сорока пяти, Леонид, каждый день являющийся сюда как на работу. О религии почти не говорит: корчует старые деревья в саду, сжигает ветки в сооруженной им же печи и так далее. Подарил монастырю старенькую стиральную машину, утюг — почти все свое холостяцкое добро.
И Господь помогает монахиням. На Страстной неделе привезли и сбросили на тротуар перед воротами подворья несколько тонн песка и щебня. Тут же подоспели представители местной администрации: нужно срочно, к Первомаю, убрать все во двор. За неисполнение распоряжения — штраф 50 гривен (300 рублей), а если в течение трех дней стройматериалы не уберут — штраф уже в десятикратном размере. Опечалилась мать Зосима. Даже Евангелие на Всенощной не дослушала до конца — ушла со службы убирать щебенку во двор. Да разве можно одной лопатой столько перебросать женскими руками? Но вот после службы Православный народ подошел — все со своими лопатами. Убрали быстро. А сестры сделали чай с вареньем, угостили всех на славу. Но вот что отметили: народ сидел за чаем долго, разговаривали, не расходились никак, — а стали убирать со стола — варенье и не тронуто. Изголодались прихожане по общению с родными по духу людьми.

Еще помогает бывший духовник монастыря, недавно преставльшийся ко Господу санаксарский схиигумен Иероним (Верендякин). Мать Зосима говорит, что он умилостивляет сердца человеческие. Сосед пообещал дать воду для строительства, а сам вдруг передумал. Монахини помолились, попросили батюшку Иеронима помочь. И когда мать Зосима вторично пошла к соседу с просьбой, неожиданно он сам горячо взялся за дело — забегал, засуетился: "Сейчас, матушки, все сделаем". Наполнили огромный бак воды, но еще и чудо отметили: вода в баке, несмотря на большую стройку, полив и прочее, не кончается все лето. И мне довелось из этого бака брать воду и умываться... Попутно мать Зосима вспоминает, что как духовник отец Иероним как бы и не отличался ничем особенным, лишен был всякой эффектности. И других учил именно — не выделяться.
Не оставляет своею помощью Святитель Николай. Мать Зосима искала себе помощника по строительству — и не могла найти. Сама она расценок на материалы и работы не знает, с представителями местных властей не знакома. Пошла в церковь, встала перед иконой Святителя: "Святитель Николай, пошли человека сегодня на помощь. Я буду знать, что он — от тебя". И в тот же день предложила свою помощь женщина — бывший известный в Феодосии строитель. Она-то и учила мать Зосиму, как и каких рабочих нанимать, как правильно договор составлять и прочим тонкостям.

Судьба Крыма, как бы она ни решилась, всегда будет связана с Россией, с Православием. Ведь что такое Крым для нас? Он был и остается болевой точкой русского и Православного сознания. Именно в Крыму, в Херсонесе, принял крещение святой равноапостольный великий князь Владимир. В Крыму проходили стопы св. апостола Андрея Первозванного, учителя славян св. равноапостольного Кирилла, св. безмездных врачей Космы и Дамиана (вода из их источника на южном берегу Крыма обладает, по всеобщему признанию, несомненной целительной силой). В Крыму приняли честную кончину папа Римский священномученик Климентий и св. великомученица Параскева Пятница. В Крыму почивают мощи Святителя Луки Войно-Ясенецкого.
И если мэр Москвы Ю. Лужков обозначил русское присутствие в Крыму строительством новых жилых домов для офицеров русского Черноморского флота, учреждением филиала МГУ в Севастополе, Русского культурного центра в Симферополе и других городах Крыма, то Русская Православная Церковь обживает Крым, думается, даже более надежно — учреждением и строительством подворий, духовной работой среди русских и других Православных, жаждущих духовной пищи. Ведь сегодня в Крыму сложилась чрезвычайная для Православия ситуация. Здесь действует около пятисот (!) религиозных организаций, причем весьма высокую активность проявляют мусульманские религиозные общины. Духовное управление мусульман, пытаясь решить проблему подготовки кадров духовенства, широко использует помощь миссионеров из ряда исламских стран, прежде всего из Турции, которая выступает как главный опекун и спонсор процесса возрождения ислама в Крыму. Политологи прогнозируют политизацию ислама на полуострове. Значительно активизировалась деятельность евангелистских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, адвентистов и так далее.
В разговоре со мной мать Зосима сказала о местных жителях: "Они как дети". Вот этих забывших о религии детей и соблазняют ныне многочисленные волки в овечьей шкуре, заставляя их отречься от родной, пришедшей от предков и святого князя Владимира Православной веры. Не об этом ли думали лаврские старцы, благословляя открыть в Крыму подворье? Сами сестры просто исполняют свое послушание и не думают о глобальных геополитических вопросах. Ищут свое скромное место в жизни Приморского. А вместе мы пришли к такому выводу: главное, что по благословению старцев подворье открыто. Будущее, пока скрытое от нас, покажет, зачем русские монахини садят виноград на берегу Черного моря в Крыму.

Владимир Мельник, г. Москва
13.09.2002
1106
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru