‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Вы поедете на бал?..

В начале мая начинаются съемки телесериала по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».


Недавно в престижном Московском университете путей сообщений (бывший МИИТ) среди студентов было проведено анкетирование. На вопрос, кто из них читал Библию, не ответил положительно ни один человек. Зато печально известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» читали все. «В аудитории поднялся целый лес рук!» — с изумлением рассказала нам преподаватель, проводившая это анкетирование.
И вот 6 мая известный по экранизации «Собачьего сердца» и «Идиота» режиссер Владимир Бортко приступает к съемкам десятисерийного телесериала по этому роману. Наверное, и дату начала съемок режиссер выбрал не случайно — ведь это день Георгия Победоносца: уж не поддержкой ли этого великого святого — победителя демонов — решили заручиться втянутые в демонический проект кинематографисты? Не выйдет… Заказчиком экранизации стал государственный телеканал «Россия». То есть этот один из самых дорогих проектов в истории Российского телевидения будет осуществляться в том числе и на деньги налогоплательщиков — а значит, и наши с вами… Вскоре в течение десяти вечеров вся страна затаив дыхание будет следить за раскруткой хитроумного сюжета, где «добрый» Воланд будет дурить простаков-москвичей, отрезать им головы, превращать в вампиров, сводить с ума, скакать в Страстную Пятницу на бесовском шабаше…
Но самое главное — в стране с Православной традицией, где уже и на флаге одного из субъектов федерации, Пензенской области, изображен Спаситель Христос, будет в течение нескольких дней откровенно извращаться образ Богочеловека Христа. А нам, верующим в Него, придется трусливо отводить от экрана глаза и стыдливо отгонять от экрана своих близких — чтобы хотя бы они не заразились тлетворным духом сатанинского бала…
Все попытки экранизировать дьявольскую книгу Булгакова в России были пресечены Сверхъестественным вмешательством Божиим. Тому же Бортко уже не удалось однажды осуществить свою мечту на НТВ — Гусинский вдруг впал в немилость и отказался финансировать фильм… Могущественный в то время секретарь Союза кинематографистов Элем Климов отступил перед этой загадочной книгой — хотя попытки и были. Режиссер Юрий Кара до сих пор не понял, почему снятый им фильм (с блестящим набором актеров) в течение десяти (!) лет так и не смог пробиться на экраны. Но мы-то понимаем, что Бог не попустил этого. Почему? Ведь столько зла льется на нас с голубых экранов… Об этом мы подробно писали ранее (см. №3`2000 г.). Но стоит повторить лишь одно: между текстом и читателем есть все же интеллектуальная дистанция, которая умело сокращается мастером художественного слова, но никогда не исчезает совсем. Между кинематографическим образом и зрителем такой дистанции уже нет… И зло, изображенное столь обаятельным, надежно поселяется в памяти. Оно будет потом всплывать в сознании во время вечерней молитвы, во сне, в момент принятия важных решений… Кинообраз начнет в сознании «жить» — станет «прилогом» к греху и тем самым постепенно будет разрушать душу… Но если раньше мы не могли себя защитить от этого дьявольского кинонашествия и потому Сам Господь приходил к нам на помощь, сейчас мы хотя бы можем громко, внятно выразить свой протест. И тогда, быть может, вновь что-то не заладится у умелого режиссера. Прозвучит ли этот протест сейчас? Или мы вновь опоздаем и будем реагировать на уже снятую картину, где известные всем актеры — Абдулов (Коровьев), Дапкунайте (Маргарита), Миронов (Бездомный) и прочие разыграют для нас черную мессу. В которой будет и человеческая кровь, и сатанинское «причастие», и конечно же слабый, растерзанный, но все равно носящий на себе бледный отсвет Истины Иешуа…
Первым отдаленным раскатом грома прозвучало интервью с замечательным артистом Олегом Янковским, которому была предложена роль Воланда. «В России вокруг «Мастера и Маргариты» всегда что-то нехорошее витает, — сказал актер. — От роли Воланда я отказался. Не знаю, как это играть. Как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него. А просто пучить глаза я не хочу. Я считаю, что дьявола играть нельзя».
…Какое время на дворе, таким и представляется нам этот роман. Когда-то в советские годы книга эта воспринималась большинством как сатирическая, как некий гротеск с выдуманными персонажами. Зазвучали на улицах словечки про «примус починяю», про то, что «рукописи не горят»… Потом интеллигенция «заметила» в книге Распятого Иешуа Га-Ноцри, думая, что видит перед собой Христа. Сейчас же, после всего, что мы пережили, главной в киноверсии станет непременно дьявольская линия в романе — потребитель уже созрел для такой вот продукции…

Игумен Вениамин (Лабутин), Первый проректор Самарской Духовной семинарии:
— Михаил Булгаков очень талантливый писатель. Но в этом романе (желая того или нет) он изображает привлекательным сатанизм. Ведь Воланд, дьявол, предстает в романе очень интересным собеседником, остроумным, по-своему справедливым даже. И параллельно с этим Булгаков показывает в образе Иешуа — Христа Спасителя — достаточно пассивным, бездеятельным. И вот такое уничижение Бога и показ ложного «величия» дьявола достаточно опасны. Булгаков уравнивает добро и зло. Православные должны настороженно относиться и к роману, и к фильму. К хорошим последствиям показ этого сериала не приведет. Сейчас у нас стремительно растет увлечение оккультизмом, магией, и от просмотра фильма эта тенденция будет только усиливаться. К сожалению, сейчас телевидение работает в основном на удовлетворение низменных потребностей публики. Хороших фильмов снимается крайне мало. Снимаются те фильмы, которые разрушают душу. Усилился и интерес работников телевидения к темной мистике — знанию не от Бога. Мне не известны случаи, когда бы люди пришли к вере после чтения произведений Булгакова. И все же в советские годы определенная положительная роль романа была. Если в то время полностью отвергалось бытие Бога, то Булгаков все же говорил о бытии Христа. И показывал в том числе и какие-то отдельные привлекательные стороны Христианства. Но сейчас о положительном влиянии романа говорить не приходится. Если бы ко мне обратились прихожане за благословением молиться, чтобы фильм не вышел на экраны, я бы им, наверное, такое благословение дал. Но при этом сказал бы: все происходит по воле Божией — что-то по произволению, а что-то по попущению Его. Сейчас усиливается противодействие Богу, так как мы переживаем последние времена. И вот эти съемки фильма — еще одно тому подтверждение…

Николай Коняев, председатель Общества Православных литераторов г. Санкт-Петербурга, писатель:
— «Мастер и Маргарита» — произведение весьма далекое от Православия. Оно ближе к сатанизму. Это не может не сказаться на читателях и зрителях. Но все будет зависеть от того, как это будет показано на экране. Все зависит от режиссера, он ведь может и выявить негативное в романе, противопоставив ему позитивное… Ведь и нечисть будут играть актеры. А актеры — люди, создания Божии… Я не уверен, что режиссер захочет показать на экране апологию дьяволу. Но само произведение абсолютно антиправославное. Лучше было бы не снимать такой фильм, а делать что-то другое. Но вот и у нас с пятого городского канала телевидения исчезла программа «Вестник Православия», ее заменили финскими мультфильмами… И никакие протесты Православных не возымели действия.
Съемки сериала «Мастер и Маргарита» будут осуществляться в рамках тенденции наступления на Православие, а более широко — разрушения нравственных ценностей. Это заказ от тех сил, тех людей, которые владеют сегодня основными богатствами в нашей стране. Им надо оправдать безнравственное, аморальное перераспределение собственности. А для этого нужно разрушить у людей последние нравственные ориентиры. Чтобы они совершенно не отличали добра от зла, Бога от дьявола… Для этого и прибегли к известному сатанинскому роману. Этот фильм станет одной из линий наступления на Православное сознание.

Николай Переяслов, секретарь правления Союза Писателей России, г. Москва:
— Почему именно сейчас решили обратиться к этой экранизации? Наверное, потому, что популярность подобного ряда фильмов на Западе велика, и это подтолкнуло и наших деятелей кино «задрав штаны, бежать» за западным кинематографом. Мистика сегодня — одно из доходнейших русел творческих, тут можно зарабатывать большие деньги. Обыватель весьма падок до темной мистики. Вот поэтому решили и у нас воспользоваться очень популярным романом Булгакова. Каким получится фильм — определит талант режиссера. Но для Православных не так страшен сам факт, что на экране будет показан дьявол, как то, что ему в романе фактически никто не противостоит. Образ Иешуа, созданный Булгаковым, — это все-таки не образ Богочеловека Христа. Это слабый, сомневающийся, колеблющийся философ, абсолютно безпомощный перед силами тьмы. И когда нет Божественного противостояния бесовскому — зритель остается один на один с дьяволом на экране. Это самое отрицательное в экранизации… Я не думаю, что последствия от этого фильма будут уж какие-то слишком чудовищные — по той причине, что на экране телевизора давно уже ничего другого собственно и не происходит. Ну не Булгаков, так другие вещи того же порядка там давным-давно присутствуют, и напитывают зрителей балом у сатаны. На телеэкранах этот бал идет уже давно…
Впрочем, посмотрим, на чем сделает акцент режиссер. Если симпатии режиссера будут на стороне Воланда, это будет по-настоящему страшно и нанесет по душам зрителей сильный удар. Если же симпатии будут на стороне Иешуа, это может как-то смягчить ситуацию.
Как реагировать Православным на эту экранизацию? Я не знаю, нужны ли в этом случае пикеты и плакаты. Но нужны наши молитвы и нужна четкая позиция Церкви по этому роману и готовящейся экранизации.

Алексей Солоницын, председатель общественного движения «Самара Православная», писатель, член Союза кинематографистов:
— Мы все в свое время были очарованы этим романом. Ибо для нас, «темной» советской интеллигенции, он открывал Богочеловека Христа. Но мы не видели, что писатель, наделенный очень крупным талантом, выросший в духовной среде, не понял самого главного. Он писал о Сыне Божием, а у него Иешуа — обычный человек… Этот роман запутывает сознание и без того запутавшейся нашей интеллигенции. Но самая сильная часть в романе, на мой взгляд, посвящена Понтию Пилату. Мой брат — известный актер Анатолий Солоницын — незадолго до смерти, уже больной, говорил мне: «Какое счастье было бы сыграть Пилата…» Роман Булгакова казался нам каким-то вершинным произведением. Сейчас я так не считаю.
Режиссер Бортко знает о тех провалах и мистических неожиданностях, которые постигали его предшественников, пытавшихся экранизировать эту книгу. Но, по признанию режиссера, его это не смущает… Что же, посмотрим, какую судьбу уготовает Бог его фильму…
Бортко недавно удачно экранизировал «Идиота». Скорее всего, и сейчас он пойдет по тому же пути — будет добросовестно перелистывать из серии в серию страницы этой книги. Но пользы от этого будет мало. По сравнению с советским временем мы настолько выросли, настолько ушли вперед — много издано замечательной духовной литературы, — что Булгаков и его роман становятся просто занимательным чтением, не более. А вот духовный вред от экранизации будет несомненно. Я с большим нетерпением жду просмотра другой экранизации — «Страстей Христовых» Мела Гибсона. Вот фильм, который называют подвигом человека, который всю жизнь шел к этой картине. И в которой за Библейским сюжетом показано звериное лицо нашего времени.

Владимир Мельник, профессор филологии, член-корреспондент Академии наук, г. Москва:
— Мало кто понимает, отчего такой эффект, такая популярность у книги: там есть отраженный свет Евангелия. Но свет этот искаженный. Это попытка дьявола рукой талантливого писателя «убить» Евангелие, подменить его. И главное — после нее кажется, что с Евангелием ты уже знаком, и читать его не обязательно и скучно.
С детства (уже после смерти отца — благочестивого Православного человека, преподавателя Киевской Духовной Академии) Булгаков тяготел к мистическому, оккультному, к спиритизму. Однажды ночью разбудил сестру и дрожащим голосом сказал: «Знаешь, где я сейчас был? На балу у сатаны!» А потом — увлечение наркотиками. Роман писался в состоянии постоянного наркотического возбуждения. А ведь наркотики — элемент духовной практики оккультизма. В письме к 
В. Вересаеву 2 августа 1933 г. он пишет о «Мастере и Маргарите»: «В меня вселился бес… Я стал мазать страницу за страницей… роман». Вот кто стоит за спиной автора «Мастера и Маргариты», вот кто диктует его талантливые страницы… он же, по сути, и есть главный герой романа.
Церковь не случайно не приняла булгаковский роман. О чем он, о ком? Ересь в романе прикрыта талантом Булгакова. Иешуа в романе — жалкий, странный человек, бродячий философ, и только! В нем нет ничего от «власть имеющего», от того Христа, Которого мы знаем по Новому Завету. От Христа взята одна лишь его человеческая черта, а все Божественное сознательно затушевано. Говорят, что квартира-музей Булгакова в Киеве поражает Православных людей тем, что она заполнена множеством чувственных иконописных изображений и крестов католического образца, и везде там Христос — не более чем страдающий человек. Булгаков давно не верил в Христа как Бога. Зато «власть имеющим» представлен Воланд, сатана. Сколько величия, сколько демонического обаяния! Особенно на фоне жалких людишек, с их глупостями, суетой и «квартирным вопросом». И совсем забыто, что человек сотворен по образу и подобию Божиему. И что в немощах человеческих тем не менее совершалась даже в описанные годы в России — сила Божия! Булгаков смеялся над толпами тщедушных мещан, но он не хотел видеть, где были действительно сильные, мужественные люди этого времени: целый сонм новомучеников отдавал жизнь за Христа, за то, чтобы не погибла Русская Православная Церковь. Что знал о них замороченный бесом наркоман Булгаков?
Кто такая, в сущности, Маргарита? Блудница, оставляющая своего мужа ради «Мастера». Затем она вступает в сговор с нечистой силой, становится «королевой бала» у сатаны. А летит туда на метле, как и положено ведьме. Все это поэтизируется в романе очень талантливо. В овеянных ложной поэзией образах нет ни покаяния, ни смирения, ни настоящей любви. Зато есть безконечное уныние и крайнее в своем отчаянии стремление к жалкому вечному «покою». Не к свету, не к правде, не к любви! Вместо неоценимо богатого дара от Царя Небесного герои романа получают «в утешение» жалкую подачку от сатаны — некий «покой» от земных страданий и неправд. Это духовно разоруженные люди, пошедшие на сговор с дьяволом, на подписание известного «контракта».
В свое время, когда советская интеллигенция была совсем оторвана от Церкви, когда не было возможности прочитать Евангелие, роман Булгакова порою даже играл положительную роль: читатель хотя и видел Христа-интеллигента, Христа-гуманитария — другого все равно не знал и все-таки задумывался о вечных истинах. К тому же так хорошо узнавалась бездуховная, пошлая сущность окружающей жизни. Многим тогда думалось: пусть Воланд и демон, но своими скандалами и «чертовщиной» в Москве он напоминает именно о существовании иного мира, он выступает чуть ли не «адвокатом» Христа. Как ни странно, многие из читателей романа, ныне воцерковленные люди, — пришли в Церковь через этот роман. Душа отдыхала на мысли, что грубо атеистическое, несвободное, «лагерное» — это еще не все. Что есть иное, настоящее, вечное. Таковы были пути Господни. А что теперь?
У нас есть для всех сегодня доступное Евангелие. И читать надо его. И Христа узнавать через Евангелие, а не через Булгакова. Зрительный киноряд очень убеждает — на уровне «подкорки». Кто не знаком с Евангелием, может принять булгаковский роман за его достоверное изложение. А гуманитария Иешуа — за безсильного, но очень «психологического» Вседержителя. Какой может быть киноверсия, примерно понятно. Этот режиссер недавно показал нам — и, на мой взгляд, талантливо — «юродивого» князя Мышкина. Это было буквальное текстуальное прочтение Достоевского. Теперь он хочет показать нам юродивого Иешуа. Уверен, что и это может быть талантливо. Но если в первом случае был психологический роман Достоевского, то во втором — подмена Евангелия. Киноверсия не собьет людей, знающих Новый Завет. Скорее всего, они не станут и смотреть этот фильм. Но тех, кто его не знает, кто полюбил книгу за Воланда, — тех фильм собьет окончательно. Кино — великая сила, обоюдоострый меч: может спасать, а может погубить. Не потому ли в последнее время именно киношники заинтересовались евангельскими событиями? Чаще всего скандально. Теперь и государство выделяет на киноверсию деньги. Не радует меня такая забота о нашей культуре. Булгаков по внушению дьявола (сознательно или нет) противопоставил Евангелию от Матфея — дьявольскую версию. Пойдет ли на такую подмену режиссер? Это дело его совести. Актер Янковский, так блестяще игравший и первых любовников, и Мюнхаузена, и других, играть Воланда отказался… Правильно сделал!

cм. также:

Антон Жоголев
23.04.2004
989
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru