‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Благодать Божия преображает личность…»

Интервью с Екатеринбургским священником Игорем Бачининым.


В Екатеринбурге я побывала в конце зимы. И главное, что осталось в памяти от пребывания в этом городе, — присутствие Православных там заметно с первого взгляда. Мой поезд еще только прибывал к перрону екатеринбургского вокзала, когда из окна я увидела стоявший на запасном пути миссионерский вагон, названный в честь святого благоверного князя Даниила Московского. О том, что это Православный вагон-храм, свидетельствовала крупная надпись, видная издалека. В последующие дни в общественном транспорте всюду можно было прочесть объявление: по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия отдел культуры Екатеринбургской епархии приглашает горожан на концерты народного артиста России Бориса Штоколова. И дело не в том, какая именно столичная знаменитость в этот раз посетила Екатеринбург, а в том, что деятельность епархии не ограничивается чисто церковной сферой, а охватывает в том числе и вопросы культуры — Православной и светской, ориентирует горожан в этой области. Значит, голос Церкви в Екатеринбурге авторитетен и значим.

Особое, важное место в духовной жизни города занимает Ново-Тихвинский женский монастырь. При храме Александра Невского этого монастыря действует просветительский центр «Жизнь». При Ново-Тихвинском монастыре работают известная иконописная мастерская, книжное издательство. А монастырская швейная мастерская в прошлом году выполнила большой специальный заказ Дивеевской обители к торжествам, посвященным 100-летию прославления Преподобного Серафима Саровского. И, как я заметила в разговоре с клириком Ново-Тихвинского женского монастыря, руководителем просветительского центра «Жизнь» священником Игорем Бачининым, монастырь несет и свое социальное служение. Но отец Игорь на это ответил:
— В настоящее время, когда ставятся вопросы о служении Церкви обществу, все это напоминает католицизм или протестантизм. Наверное, правомерней было бы поставить вопрос по-другому. У нас в монастыре главная задача — это не социальное служение обществу. Главное в монастыре — это молитва и Богослужение, то есть духовная жизнь. В тех проектах, которые у нас осуществляются, сестры монастыря непосредственно не участвуют. Например, у нас уже восемь лет действует благотворительная столовая, где ежедневно получают безплатное питание около полутора тысяч человек. Столовая работает целый день. Но сестры в этом не принимают непосредственного участия. Есть Православный детский приют, швейная мастерская — в их работе сестры тоже не задействованы. Сестры молятся обо всем этом, и их участие — духовное. Все-таки монах не для того идет в монастырь, чтобы служить обществу, — он уходит из этого мира. А служение обществу — это уже плод той духовной жизни, которая есть в монастыре.
— Кто же осуществляет социальное служение?
— Прихожане нашего храма во имя Александра Невского.
— Как много у вас прихожан!? Я встречала их повсюду…
— Трудно назвать точную цифру. На воскресной Литургии у нас причащается около 200 человек. Хотя в обычные воскресные дни (не в праздники) храм вмещает до 6 тысяч человек. Наверное, это все-таки немало.
— Расскажите, пожалуйста, о деятельности возглавляемого вами просветительского центра «Жизнь».
— Одна из задач центра — защита жизни. Основная наша работа проходит в двух женских консультациях Екатеринбурга, с третьей мы сейчас пытаемся наладить контакты. Там присутствуют наши прихожанки и беседуют с женщинами, желающими сделать аборт. Тем, кого нам удается отговорить от совершения этого греха, и тем, кто действительно нуждается в помощи, мы стараемся помочь во всех отношениях. Приведу такой пример. Осенью прошлого года около храма на скамейке сидит девушка и плачет. Кто-то из сестер с ней заговорил и направил ко мне. Начинаем мы с ней разговаривать. Выяснилось, что девушка приехала в Екатеринбург из другой республики, жила у тети, потом познакомилась с молодым человеком, забеременела от него, находится на пятом месяце беременности. Когда тетя узнала, что племянница оказалась в такой ситуации, то просто-напросто ее выгнала. Работала Валентина в аптеке, жить ей было негде, ночевала в теплопункте аптеки на трубах. Она находилась в жизненном тупике. Валентина сама из деревни — и хорошо помнит, как отец сказал, что если какая-нибудь из его дочерей забеременеет вне брака, то он просто ее убьет. Деваться девушке было некуда, она осталась на улице. Валентина оказалась крещеная. Мы накормили ее в нашей столовой, одна из прихожанок взяла ее к себе жить. Стала Валентина исповедоваться с покаянным чувством и причащаться — впервые в жизни, стала молиться. Через некоторое время мы вместе решили, что самое реальное в ее ситуации — возвращаться домой. По крайней мере, у нее на родине была сестра, другие родственники. Все равно там у нее корни. Написала Валентина письмо родителям — мама ей ответила, папа подписался. В итоге родители ее приняли. Но в сложный период жизни девушку надо было просто поддержать, проявить участие.
Если рядом с нами оказался человек, попавший в такую трудную ситуацию, мы не можем равнодушно ему сказать — это твои проблемы. Спаситель нам завещал: носите тяготы друг друга, и тем исполните закон Христов.
К нам приходят женщины, у которых возникают различные трудные обстоятельства, связанные с беременностью. К сожалению, нередко случается так: отец будущего ребенка, узнавая о том, что женщина беременна, просто исчезает безследно. Мы стараемся найти для женщины жилье, решить проблему с питанием. Если ей нужна материальная помощь — находим возможность выплачивать по тысяче рублей в месяц в течение года после рождения ребенка. Среди прихожанок, совершавших страшный грех аборта, есть женщины, которые жертвуют деньги, приносят одежду для малыша и мамы, эту одежду штопают, перешивают, находят коляски, кроватки, все необходимое. У нас живая связь, и прихожанки пытаются в меру своих сил и возможностей все возникающие проблемы решать. Священное Писание нас учит: принесите плод покаяния. Когда женщина помогает другой женщине в такой трудной ситуации, для нее это подвиг покаяния, живое дело, через которое она может принести Богу свой покаянный плод.
Года два назад мы взяли у отца Максима Обухова фильм «Безмолвный крик», записанный на профессиональной кассете, для того, чтобы показать его по телевидению. Единственный раз нам удалось это сделать. Но зато был такой отклик. Одна женщина поделилась: «Знаете, никто из девочек, с которыми я училась в одном классе, не делал абортов. Но подобных фильмов нам никогда не показывали». Я спрашиваю: «А с чем это связано?» Она отвечает: «В 9 классе к нам в класс пришел акушер-гинеколог и принес с собой все инструменты, с помощью которых делается аборт. И когда девочки все это увидели, для многих это стало шоком, отрезвляющим фактором на всю дальнейшую жизнь».

— Отец Игорь, вы активно работаете в обществе «Трезвение». Давно ли вы занимаетесь проблемой алкоголизма?
— Этой проблемой я начал заниматься в 1989 году, когда еще был мирянином. Тогда в нашей стране существовали общества трезвости. И однажды меня пригласили в Нижнем Тагиле в колонию для женщин — провести с ними беседу, рассказать о том, что такое алкоголизм. Меня тогда очень впечатлило, что 95 процентов женщин в колонии — а это молодежь, женщины трудоспособного возраста, старушек я там не видел — попали «за решетку» из-за проблем, связанных с алкоголем. И сейчас я вижу по своему опыту, что многие жизненные проблемы берут свое начало именно отсюда, — даже проблема наркомании, которая в настоящее время выдвигается на первый план… Я думаю, что такое отношение к наркомании неоправданно. Наркомания — это следствие, а не причина. Мое общение с разными людьми — с подростками, наркоманами — убедило в том, что сначала человек приобщается к табаку или алкоголю (даже к пиву, тонику), на втором этапе человек теряет свое целомудрие, а третий этап наступает, когда в человеке внутренняя целостность уже разрушена, и в эту разверзшуюся духовную бездну и входит страшное зло — наркомания. Я знаю массу пьющих людей, которые не употребляют наркотиков. Но я не знаю ни одного наркомана, который бы не употреблял алкоголь. Чаще всего, если наркоман перестает колоться, он начинает пьянствовать, вернее, продолжает.
— По этой логике наркомания — последняя степень деградации личности?
— Я думаю, что еще не последняя. Но тем не менее слабые наркотики, которыми являются алкоголь и табак, прокладывают дорогу сильным. Это все взаимосвязано.
Наше общество «Трезвение» ставит себе задачу помочь страждущим от алкоголя и табака. Причем работа строится на методе убеждения, на нравственной и духовной помощи человеку. Два священника занимаются этой работой — я и отец Георгий. Какие-то специальные лечебные средства у нас здесь не используются. В первую очередь помочь может, конечно же, молитва. У нас есть часовня Александра Невского, каждую среду в 18 часов там собираются люди на совместную молитву об избавлении от алкоголизма и табакокурения. Мы служим молебен с акафистом. Каждые вторник и четверг у нас проводятся консультации для всех желающих избавиться церковными средствами от пристрастия к алкоголю или табаку. Проводятся трехдневные беседы (ежедневно по два-три часа) для родственников тех, кто страдает от этого недуга. И еще у нас разработан семидневный цикл бесед, на которые приходят уже сами страждущие.
— Какова эффективность этих занятий? Кому-то уже удалось избавиться от алкоголизма?
— С того времени, когда мы начали заниматься со страждущими, прошло два с половиной года. И сама форма помощи построена таким образом, что после проведенных занятий мы с человеком не расстаемся. Сейчас раз в неделю мы с этими людьми продолжаем встречаться. Они постоянно ходят к нам на исповедь, участвуют в церковной жизни. Связь с ними поддерживается. Недавно мы разослали анкеты тем, кто приходил на наши беседы. И 73 процента людей откликнулись и ответили, что решили свою проблему положительно.
С другой стороны, если говорить об эффективности и исчислять ее в процентном выражении (хотя как измерить цифрами человеческую судьбу?), я глубоко убежден, что эта форма работы способна приносить 100-процентный положительный результат. Но каким будет результат в жизни конкретного человека — это уже зависит от самого человека. У него есть действительно реальная возможность изменить свою жизнь, а избавление от алкоголизма — это уже не наша заслуга. Наша задача весьма скромная — помочь человеку стать членом Церкви, мистического Тела Христова. И когда человек входит в жизнь Церкви, начинает участвовать в церковных Таинствах, то не мы, а благодать Божия преображает человеческую личность. В ее действенности никто из верующих людей сомневаться не может!..
Прошлой весной мы решили обобщить существующий опыт, наши активисты попытались обратиться к истории и заглянули в Интернет. Подняли «Епархиальные ведомости» начала XX столетия — и нашли очень много информации, которая и сейчас не утратила своей актуальности. Когда проводился общероссийский съезд по борьбе с пьянством (не помню, в каком году это было), в резолюции съезда записали, что среднедушевое потребление алкоголя в Российской империи составляет 1,9 литра на душу населения в год. Сейчас точную цифру указать достаточно сложно — в силу того, что государство отказалось от монополии на спиртное. Но по разным подсчетам потребление алкоголя составляет не менее 20 литров на человека в год, то есть в десять раз больше, чем почти столетие назад. 45 процентов мужского населения в начале XX века не употребляло спиртного, 95 процентов молодежи в возрасте до 18 лет вообще не употребляло алкоголя. Но и тогда в обществе это считалось социальным злом, социально значимой проблемой. И в резолюции съезда указано, что проблема эта в первую очередь религиозно-нравственная. Не социальная, не политическая, а религиозно-нравственная. Поэтому формы и методы решения этой проблемы были соответствующие.
У нас в Екатеринбургской епархии в начале прошлого столетия при каждом храме существовало общество трезвости. Преосвященный Епископ Митрофан возглавлял это общество на епархиальном уровне. Существовали попечительства народной трезвости. В это попечительство у нас входил товарищ министра финансов, то есть, если перевести это на современную терминологию, заместитель министра финансов. Таков был уровень должностных лиц, которые участвовали в решении этой проблемы, потому и был результат.

Фото автора.

На снимках: Храм Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга; иерей Игорь Бачинин.

Татьяна Трубина-Гусельникова
02.07.2004
985
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru