‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Сила Моя совершается в немощи»

Размышления о покаянии.


В № 2 газеты «Благовест» была поднята тема о необходимости всенародного покаяния. Думается, что поднята она донельзя вовремя. Иначе можно просто не дождаться марта 2007 г., когда исполнится 400 лет принесения народного покаяния, бывшего в 1607 г. в Москве в Смутное время, а также 90-летия отречения от Престола Императора Государя Николая II.
Помню, в 2003 г. в Ипатьевом монастыре в Костроме в ночь с 16 на 17 июля была отслужена Литургия, с чтением покаянных молитв. Когда весь храм встал на колени, то кожей почувствовал: именно сейчас от нашей молитвы очень многое зависит. Как Господь сейчас решит — так и будет. Накануне вечером был страшный холод; казалось, вот-вот пойдет снег. Утром, в 5 часов, когда вышли на улицу, то даже слезы навернулись: отлегло, холод отпустил, наступает лето. Это был явный знак милости Божией.

Известный дивеевский подвижник наших дней иеромонах Владимир (Шикин) нередко по окончании молебнов у раки Преподобного Серафима Саровского поднимал над головой Евангелие и громко возглашал: «Умоляю вас, кайтесь! Последние времена!» Этот возглас всегда звучал настолько пронзительно, что никто не оставался равнодушным. Казалось, что само небо преклонялось с этими словами к очерствевшим сердцам людей.
Если говорить об этимологии слова «покаяние», то для верующих воцерковленных Христиан нет необходимости объяснять его значение. Для Православных покаяние — это сама жизнь. Для христиан околоцерковных и более того, нецерковных, смысл понятия «покаяние» затерт до неузнаваемости. Между тем смысл этого понятия лежит на поверхности. Греческое слово «метанойя» означает в прямом смысле «перемена разума», «перемена ума», «переразумение», «переосмысление». В ином плане — «сверхразумение», «сверхосмысление». То есть отказ от своего падшего ума и принятие разума Христова. В конечном итоге — перемена жизни. Хочется с горечью констатировать: основная масса верующих во Христа никаких таких перемен уже не желает. 
В Евангелии от Матфея написано: «Услышав это, Ирод-царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф., 2, 3). О чем они встревожились? О том, что в их жизни, спокойной и размеренной, могут быть ПЕРЕМЕНЫ. Иудейское общество того времени таких перемен не желало, а потому на вопрос Ирода: «где должно родиться Христу?» — они же сказали ему: «в Вифлееме Иудейском…» (Мф., 4, 5). А затем через тридцать три года на вопрос прокуратора Иудеи: «Царя ли вашего распну?» (Ин., 19, 15) — ответили: «распни, распни Его!» (Лк., 23, 21).
Народ того времени, в своей массе, жаждал чудес, жаждал исцелений, жаждал хлеба, ожидал справедливого правления. Но при этом вовсе не жаждал Истины, не жаждал перемен, не желал отказаться от заблуждений, не желал изменения жизни.
Любой человек может без труда проследить на примере жизни народов, на собственном примере, на примере других людей, что всякий раз, когда происходит тайное предательство — «Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском», — и, если не происходит покаяния, то заканчивается это «тайное» явным — «распни!».
Как правило, для того, чтобы обнаружить это «тайное», Господь попускает в обществе потрясения, дабы вывести народ из состояния сна, из состояния нежелания перемен. Первым таковым потрясением для Иудеи было избиение четырнадцати тысяч младенцев Вифлеемских. Надо ли говорить, что для иудейского народа это был шок (!) на многие годы. Наверняка разговоры об этом шли еще долго, и, наверняка, неоднократно задавался вопрос: что это за Младенец, из-за Которого избили четырнадцать тысяч младенцев? Но прошло время, и когда о сбывшемся пророчестве Иеремии уже основательно забыли, в страну Иорданскую пришел некто, о котором пророк Исайя говорил: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу…» (Ис., 40, 3). Библейская и евангельская история в разных интерпретациях так или иначе повторяется. Все и всегда начинается с тайного отступничества, а заканчивается явными гонениями. И нежелание перемен (в религиозном понимании — покаяния), заканчивается потрясениями.
С этой позиции хотелось бы провести параллели с днем сегодняшним. Позволю себе высказать мнение, что события, происшедшие в Беслане, в чем-то аналогичны событиям двухтысячелетней давности. Говорим «Беслан», а уста упрямо произносят «Вифлеем». Две тысячи лет назад страшным злодеянием детоубийства некто невидимый произнес: ЭТО возможно. А затем, через тридцать с небольшим лет, ЭТО проявилось во всей полноте, но уже распятием Самого Христа-Спасителя.
Точно так же и в событиях новой истории, когда 1 марта 1881 г. был явно, у всех на глазах убит Божий Помазанник, Император Александр II, было снова сказано: ЭТО возможно. А 4 (17) июля 1918 г. ЭТО проявилось во всей полноте: были расстреляны Царственные Страстотерпцы.
События в Беслане должны подвигнуть нас к перемене разума, к перемене жизни. Тем более, недавние политические события на Украине: перевыборы Президента, едва не столкнувшие с оси Третий удел Богородицы, и одновременно (26 декабря, в день перевыборов) происшедшее землетрясение в Индийском океане, — должны подвигнуть к тому, чтобы задуматься: после Беслана мир стал другим.
И даже если коснуться прозаических сегодняшних проблем — отмены льгот — это только одно из звеньев цепочки — мира после Беслана, мира, победно шествующего в новую эпоху, эпоху ценностей глобализации. Мир стал другим, и не остановить это шествие человеческими усилиями — митингами, решениями правительства и даже военными действиями — «человекам это невозможно…» (Мк., 10, 27).
Хотелось бы вспомнить о событиях из жизни античного Рима, происшедших за полтора века до Рождества Христова. Богатый, сильный и хорошо укрепленный город Карфаген весьма много досаждал Риму и римским владениям. Этот сильный и агрессивный сосед нередко становился угрозой существования самого италийского государства. Один из сенаторов римского парламента выдвинул лозунг: Карфаген должен быть разрушен! Каждое свое выступление он неизменно заканчивал этими словами. В конце концов Карфаген пал.
События Третьей Пунической войны и падение Карфагена подробно описал Гюстав Флобер в романе «Саламбо». Также Флобером было описано, какую чудовищную духовную опору имел этот город. В Карфагене, главным божеством которого являлся Молох, в жертву приносили не только взрослых людей, но и грудных младенцев. Во время осады города в жертву принесли всех детей, не пощадили даже царского сына. И Карфаген пал! Тяжелый карающий римский меч обрушился на этот город!
Хотелось бы задать вопрос применительно к нашим дням: существует ли нужда во всенародном покаянии или, может быть, достаточно того, что в девяностых годах произошло Второе крещение Руси? Достаточно того, что повсюду возрождаются храмы, монастыри, духовная жизнь? Достаточно того, что прославлены Царственные Мученики и Новомученики Российские? Да, само по себе это немало. Все это было необходимо для благосостояния России. Но надо быть честным до конца: Второе крещение Руси — это уже факт истории, а не сегодняшнего дня. Время всеобщего возрождения храмов и монастырей, видимо, подходит к концу. За последние пять-шесть лет по России прошли десятки больших и сотни малых Крестных ходов. На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году был прославлен сонм Новомучеников и исповедников Российских. Все это было и все это помогло России устоять. Но для того, чтобы Россия могла существовать и далее, необходимо последнее — покаяние.
В житии святого праведного Прокопия Устюжского описан эпизод, когда праведный Прокопий с плачем призывал народ покаяться, но люди только смеялись над ним. И вот через три дня на город пошла комета. Подобно карающей деснице Господней, на город шла пылающая глыба из камня и льда. Пламя, камень и лед. В ужасе пали устюжане в храмах, на лица свои. Повсюду били в набат. Стоял плач. Ужас и стон. И Господь помиловал рабов Своих — каменный дождь обрушился на подступах к городу. Это чудо совершилось не молитвами угодников Божиих, не заступничеством  только Божией Матери. Это чудо совершило само ПОКАЯНИЕ.
Прошло Второе Крещение Руси. Прославлен сонм Новомучеников Российских. Возрождается духовная жизнь. Каждый год масштабные Крестные ходы освящают безкрайние пространства России. Но одновременно с этим утверждается культ золотого тельца. Прелюбодеяние, растление и содомский грех становится нормой. Матери по-прежнему уничтожают во чреве собственных детей: по два миллиона в год. Куда там, Карфаген! Куда там, Ирод! И дети, убиенные в Беслане, вопиют: так больше нельзя, ибо иначе нас всех может постигнуть участь Карфагена. Город горел шестнадцать суток, и после этого посреди него была пропахана полоса в знак проклятия.
Для того, чтобы остановить победное шествие Молоха глобализации, который, вне всякого сомнения, будет пожирать не только наших детей и наши собственные души, но будет пожирать государства и народы, превращая их в безликую космополитическую массу; для того, чтобы остановить его, наверное, вновь надо произнести слова Марка Порция Катона: «А все-таки Карфаген должен быть разрушен!» Карфаген духовного безразличия! Карфаген духовной теплохладности! Карфаген «дружбы с миром»! Ведь так до сих пор и не принесено покаяние в цареотступничестве и цареубийстве. Не принесено покаяние в нарушении клятвы верности династии Романовых 1613 года. Необходимо снять с себя проклятие цареотступничества. И тогда произойдет то, о чем сказано Спасителем: «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк., 10, 27).
Приснопамятный Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) неоднократно говорил в своих проповедях о необходимости покаяния. Ибо только через него, через исповедь собственной немощи мы позволяем Богу действовать в нас и через нас. В одной из своих бесед он говорил буквально следующее: «Я ко всему готов, ибо надеюсь не на свои силы, но на благодатную помощь Божию».
«Сила Моя совершается в немощи (2 Кор., 12, 9), — сказал некогда ученикам Своим Господь и Бог наш Иисус Христос. Сие и буди, буди! Аминь.

Александр Сороковиков
г. Покров Владимирской области.
01.04.2005
861
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru