‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Капельки вечности

Записки редактора.


Записки редактора.

Вызов виртуального мира

Молодой руководитель фирмы по продаже компьютеров недавно сказал мне:
— Эти компьютеры всех опутали! Люди ходят со стеклянными глазами — и ничего не видят перед собой. Им компьютер заменяет друзей, любимую женщину, работу... Раньше компьютер был чем-то вроде удобной, скоростной печатной машинки. А теперь... Целые огромные художественные миры созданы падшей человеческой фантазией в компьютерных играх, да такие еще, что на скучную, будничную реальность после них и смотреть не захочешь. Когда я после института несколько лет «западал» по компьютерным играм, там был примитив по сравнению с сегодняшними возможностями. Но и тогда — когда меня в компьютерных играх «убивали», — это не было чем-то совсем игрушечным, ненастоящим: я всем телом чувствовал какой-то удар, стресс. А что говорить о теперешнем!
Вот и показало «зубки» это удобное изобретение! «Сеть» стала реальностью и с быстротой невероятной опутывает собой весь мир. Человек не в силах бороться с собственным изобретением. И монитор выходит победителем из борьбы...
Сейчас мой знакомый предприниматель обдумывает такую идею: как хотя бы своих сотрудников отсечь на восемь рабочих часов в день от этой сгущающейся виртуалки. Чтобы хотя бы в рабочее время не лазали по порносайтам и не играли в компьютерные бирюльки. Это технически достижимо, надо только решиться... И он, похоже, решился. Вот только простит ли ему этот вызов виртуальный мир? 

Иномарка
 

Знакомый предприниматель купил себе шикарную иномарку. Показал мне ее, посадил, поехали. Ну и как оно, спрашиваю, небось не то что прежняя «десятка»? И уже ожидаю услышать привычный восторженный ответ. Но вдруг слышу совсем другое:

Скажу тебе правду, - едва ли не шепчет мне он. — Я бы и дальше ездил на своей «десятке» (только кондиционера все-таки не хватает). Но тут вот что: у меня ведь бизнес. Друзей много богатых, серьезные дела. И меня прямо замучили - один за другим говорят: «Почему ты на такой машине ездишь? Давай прямо сейчас поедем в фирму и купим тебе что-то получше». Сначала я отмахивался... целый год. А потом не выдержал. Поехал и купил вот это, — он с раздражением ударил ладонью по удобному импортному рулю. — Больше не теребят меня. Стал как все. Зато старший сын, ему шесть лет только, теперь то и дело плачет. Говорит, ту машину жалко ему, не дает ее продавать. А эту, говорит, никогда не полюбит. Ту, прежнюю, нашу ему подавай... Так и стоит «десятка» моя во дворе, сына не хочу расстраивать - не продаю. Да и самому ее как-то жалко...

Святой из Сан-Франциско

В жизни нет ничего случайного. А уж в духовной жизни — тем более. Не случайно и то, что в наши Православные русские святцы окольным путем, но все же пробрался самый по духу близкий нам католический святой — Франциск Ассизский. Было много в его жизни такого, что Православный человек не может принять и даже понять не всегда может — стигматы, какая-то нездоровая восторженность, отсутствие духовной трезвости, все эти уж очень красивые и восторженные «братец ветер», «сестра нищета»... Это все, несомненно, присутствует. Но было у него и такое, что роднит его с русскими святыми — черты юродства, открытость и братство со всем миром — от маленькой птички до короля... Прославили на недавнем соборе как общероссийского святого Святителя Иоанна Сан-Францисского, и его титул теперь перешел к нам в святцы. Значит, и святой Франциск стал к нам как-то ближе. Широко известно видение одной женщине-католичке, которой католический святой Франциск советует идти к... Преподобному Серафиму Саровскому. Он советует ей искать истину в Православии... Оно и понятно, что Правая вера у Батюшки Серафима из Сарова, а не у Франциска из Ассизи. Но именно этот пламенный человек указал той женщине путь к истинной вере... Не какой-то другой — и совсем уже чуждый нам по духу католический праведник, а именно этот — почти такой же нищий, как наш преподобный Нил Сорский. Почти такой же юродивый, как наши блаженные Василии да Иваны. Почти такой же добрый, как Батюшка Серафим. И теперь вот русские люди, поминая нашего святого — Иоанна из Сан-Франциско, невольно будут вспоминать и порывистого католика из далекой Ассизи...

Правда и ложь искусства

…Перед концертом на Большой сцене знакомая певица всерьез разругалась с партнером по дуэту. Перед тем как им выйти на сцену и вместе спеть дуэт, от волнения они наговорили друг другу неприятных слов (это могут понять лишь те, кто когда-нибудь выходил на сцену, пусть и не такую большую). Но вот они вышли на сцену — и все сразу забылось! Спели блестяще, голоса летели куда-то ввысь, сливались, звенели... Зал долго им аплодировал. А после выступления они опять надулись и продолжили выяснять отношения.
Правда искусства и ложь жизни...
…Певица выступала с концертом в прокуренном и покосившемся сельском клубе. В зале сидело всего несколько продрогших селян. Они лузгали семечки и на певицу смотрели без любопытства. А она все равно старалась. «Хоть бы один крикнул мне «Браво!» — мечтала она. Но никто «браво» и не думал ей кричать. Так и закончился концерт — редкими и тихими хлопками. «И на том спасибо!» — с грустью подумала она.
Певица вышла на заледенелое крыльцо клуба, поскользнулась, упала, — и шапка, как корона, слетела с ее головы. «Браво! Браво!» — наконец закричали выходившие из помещения зрители.
Ложь искусства и правда жизни.

Церковная лексика и уголовный жаргон

Читаю нашумевшую книгу «Тайна русского слова», написанную Православным азербайджанцем Василием (Фазилем) Ирзабековым. Эту своеобразную оду русскому слову! И невольно задаюсь вопросом: а какую речь породила сегодняшняя церковная среда? Какую струю внесла она в волнующееся море великорусского языка? Трудно ответить на этот вопрос. В голову лезут какие-то несущественности. Словцо «пиджачник», например, встречается только в церковной среде. Им обозначают мирян — преподавателей в духовных школах, тех из них, кто не принял сана — например, по этой терминологии, «пиджачником» является известный профессор Алексей Осипов (в армейской среде «мирских» — не военных! — людей называют: «шпаки»). Слово «болящий» употребляют нередко в переносном значении — им порой обозначают человека психически не совсем нормального. Больного именно на голову. Да и само выражение «больной на голову», кажется, встречается только в нашей, церковной среде. В миру говорят ярче — «крыша съехала».
От одного старого священника услышал вполне характерное: «Да у них все там делается «тайнообразующе» (мол, ни с кем не советуются перед принятием решения). Такая вот казенщина с церковной лексикой, призванной отражать великие моменты Богослужения. Слово заимствовано из Херувимской песни — «Иже Херувимы, тайнообразующе».
Сочен и колоритен даже сегодня особый, веселый семинарский жаргон. «Влепить тропарь» — отгадайте, о чем это? Правильно! Выговор за поведение. Или вот такой диалог: «Да он у нас все еще не успокоился. — А что такое? — Все ТМС ищет... — Какой такой ТМС? — «Тайный мистический смысл»...
Хорошо словцо «зааминить» — правда, смысл его объяснить непросто. 
Есть термин «типиконщик» (переводить, думаю, не надо). Но все это, к сожалению, совсем узко и можно услышать лишь в самой что ни на есть церковной среде. На жизнь «большого» русского языка почти не влияет. Зато как значительно повлиял с начала девяностых на русский язык бандитский жаргон! Все эти «наезды» да «разборки», «стрелки» и прочая «крутизна»... Обидно! Но надо признать: в той, криминальной среде язык в чем-то талантливее и динамичнее, чем в нашей. Что-то не слышно, чтобы кто-то из политических лидеров пересыпал в своих речах церковными терминами. Зато пресловутое «мочить в сортире» или «хотели как лучше» — вошло в народную лексику. Если и не навсегда, то очень надолго.
А когда-нибудь, думаю, мне доведется услышать и такое:
— Поздняк метаться, братва, «Иже Херувимы» поют...

«Зайчик беленький по грязи декабрьской скачет...»

Почти середина декабря уже. А снега нет, как не было. Грязь. А сегодня и вовсе туман. Того и гляди ландыши начнут распускаться. Зима ли это? И что это вообще такое?
Думал, думал об этом, и вспомнил о зайчике. Дочь говорила, что в деревне у бабушки на осенних каникулах видела зайчика у соседей. Зайчика этого совсем маленьким поймали еще летом и посадили в клетку. Так он в ней и сидит. Был он серенький, а в начале ноября, перед Казанской, стал белеть. Пошли белые пятнышки по серо-коричневой заячьей пушистенькой спинке. Попросил я маму узнать про зайчика. Как он там, к декабрю побелел ли? Она позвонила, справилась. Ей ответили: почти весь уже побелел. Только по бокам и на мордочке есть серые пятнышки. А так совсем белый... Природу не обманешь — на календаре зима. Вот и побелел наш зайка в ожидании снега. А снега-то и нету. И скачут, скачут по грязи несчастные белые зайчики. Не спрятаться им от волка, не убежать от охотника — всюду выдаст их белая спинка на фоне осенней грязи... Несчастные зайчики переходной эпохи. Парниковый эффект, зима задерживается, а зайцы своими белыми спинками напоминают нам о том, что порядок есть — но только он нарушен. И давно нужен снег!

Замена паспорта

Знакомый священник менял паспорт (исполнилось 45). Пришел из паспортного стола с новым паспортом прямо к нам в редакцию и рассказал...
В паспортном столе обратил на себя внимание плакат с перечислением причин, по которым следует менять паспорта. Причин может быть несколько. Ну, понятно, возраст. Потеря документа — это тоже нормально. Смена там фамилии в случае замужества... Но вот озадачила — смена пола! Это что еще за причина такая новая? Если, значит, был(а) женщиной, а стал(а) мужчиной — то паспорт, будь добр, смени в месячный срок. Или, скажем, был мужчиной, а похимичил чего-то и стал, наоборот, женщиной — вот и в документе это должно найти отражение... Нет, понятно, в мире каких только не бывает извращений! Но чтобы на государственном уровне эти извращения учитывать... Да еще строго так — в месячный срок... Священник был озадачен. Еще и тем озадачен, что эта новая «причина» даже и не в конце в том перечне стояла, а в середине — между возрастом и сменой фамилии... Словно бы так и надо.

Благословение Митрополита Иоанна

На Введение, после храма, пришел в Православный магазин на улице Радонежской. А туда же одновременно с нами — и тоже после Литургии — пришла несколько знакомая мне немолодая женщина, Алевтина. Про нее я слышал, что знала она в молодости Митрополита  Мануила. Да вот все не было случая у нее спросить. А тут наконец-то случай представился. Она с охотой стала рассказывать, как ее мама два раза приводила ее, совсем еще молодой, за советом к Владыке Мануилу. Он был уже старенький, принимал людей в домике на Рабочей улице. Ей запомнился только его взгляд — пронизывающий до глубин, и руки — белые, несколько пухлые. Дворянские, как ей показалось... Потом он передал ее маму в духовные чада Владыке Иоанну — будущему Митрополиту Санкт-Петербургскому. И Алевтина вслед за матерью стала его духовной дочерью. Часто ему писала уже в Петербург. Спрашивала совета и всегда получала письма с наставлениями. Рассказала, как в 1991 году получила от Митрополита благословение выйти на пенсию и начать строить храм на Севере (где тогда жила), стать старостой. Так и сделала по его совету... Храм этот был при ее участии построен и сейчас действует. Поговорила Алевтина, повспоминала. Несколько растрогалась. Наконец, ушла. А вскоре же и вернулась! Вспомнила, что это письмо, столь дорогое ей, сейчас оказалось с ней, в ее сумке... «Даже не знаю сама, почему взяла в храм эту сумку — где все ценные письма у меня хранятся. Никогда не брала — а вот сегодня взяла...» Достает большой конверт со стопкой стареньких писем. Ищет то письмо от духовного отца. Вот оно, точно, находит. Дает мне его читать. Конверт и письмо написаны одной рукой — Владыки Иоанна (видно, обходился без секретаря!). Дата — 22 июня 1991 года. Обычное письмо Архипастыря своей духовной дочери. Извиняется, что долго не отвечал и смог ответить только сегодня, в день 50-летия с начала войны. Советует работать в храме, выйдя на пенсию. И с Севера пока не уезжать... Предлагает ей выслать три книги, которые только и имеются на этот момент в Санкт-Петербургской епархии (одна из них — Святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь»). Всего три книги — на крупнейшую епархию! В 1991 году... А в конце приписка есть: «передай мое благословение всем мной знаемым...»
Прочел я эти слова, и мороз пробежал по коже. Вот она, причина, по которой попало мне в руки это давнее письмо. И оттуда Архипастырь передал свое благословение «всем знаемым». А ведь меня он знал, благословлял при жизни... А потом наставлял несколько раз и во сне. А вот еще раз благословил — спустя годы, и уже наяву... Сердцем почувствовал я: получено благословение. Не просто так в той сумке оказалось письмо. Для стяжавших «дух мирен», каким был Владыка Иоанн, нет ни времени, ни расстояний. И если Митрополит  Санкт-Петербургский захочет кого-то благословить, не сомневайтесь, он найдет, как это сделать.

Антон Жоголев
18.01.2009
790
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru