‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Лишь высокая цель дает силы и благодать»

Продолжение беседы с кандидатом медицинских наук, психологом, настоятелем храма Святого Димитрия Солунского в самарском селе Сырейка священником Александром Авдейчевым.


Продолжение беседы с кандидатом медицинских наук, психологом, настоятелем храма Святого Димитрия Солунского в самарском селе Сырейка священником Александром Авдейчевым.

Кто поможет в пути?

— Недавно вся страна была потрясена поступком начальника столичного ОВД «Царицыно» майора милиции Дениса Евсюкова. Накануне он поругался с женой, да и на работе были нелады. Но все же ничего «зашкаливающего» в его жизни вроде бы не было. И вдруг он открыл немотивированную стрельбу по людям в супермаркете! Что вы можете как психолог и как священник сказать об этой трагедии?
— Отсутствие подлинной цели в жизни человека приводит к тому, что он становится готов превратиться в зомби… Если у человека отсутствуют духовные ценности, то он постепенно начинает выходить из-под контроля, и это проявляется уже в его поведении. И в конце концов человек становится опасным для себя и окружающих. Ярость, гнев — порой по пустячным поводам — приводят к мгновенной потере самоконтроля и непредсказуемым действиям. Я возглавлял психологическую лабораторию на Куйбышевской железной дороге. И потому мне привычнее не милицейские сводки, а происшествия в более знакомой мне сфере. Сравнительно недавно, в начале 2000-х годов, на Октябрьской железной дороге, под Питером, был такой случай: машинист переутомился от поездок и начал давать дикие приказы помощнику машиниста — во что бы то ни стало «преодолевать бесовские заставы», как он назвал красный свет сигнала светофора. Их поезд прорвался на станцию и пронесся по ней — им едва успели освободить путь… Поезд отрезали от электроснабжения и остановили состав, который шел на подъем. Только это помогло избежать страшной трагедии с человеческими жертвами. Помощник не мог вмешаться, его успел запугать машинист. Можно назвать много причин случившегося, и все же главная причина будет при этом ускользать. Нужно, чтобы у человека была цель, ради которой стоит чем-то жертвовать, лишать себя «отсыпных» часов, выходных дней. А без этой цели люди быстро теряют силы. Высшая цель дает силы и благодать! А без этого — кому-то хватит ссоры с женой, кому-то денежного долга или еще чего-то… Дельфины выбрасываются на берег — не обязательно из-за отравления нефтью. Животные выскакивают из леса и бросаются под колеса транспорта. И дело тут не в экологии. Есть во всем живом некий механизм самоуничтожения. Он почему-то срабатывает — и человек вдруг хочет себя уничтожить. Кому как не начальнику ОВД знать о том, чем для него обернутся эти выстрелы по людям? Первый же его выстрел — по сути дела, это выстрел в самого себя. Говоря на языке психологии, майору Евсюкову хотелось «уничтожить ситуацию». Ту жизненную ситуацию, в которой он оказался, а это и его жена, и окружающие, и работа… Можно нарисовать неудачный рисунок на бумаге, взять ластик и стереть — чтобы начать все заново. Но в жизни это сделать гораздо сложнее…
— Такие «незапрограммированные» сбои в поведении людей не пробудят ли вновь мечту-идею об «управляемом человеке»? О некоем «големе», у которого не бывает сбоев, ведь он запрограммирован на все сто?..
— Еще работая на железной дороге, я почувствовал это веяние. Это желание превратить человека ответственной профессии (оператор, машинист, диспетчер) в «управляемого человека». Ведь «управляемый» не проспит, не напьется, не ошибется… Будет ехать по расписанию… Но тут возникает целый веер самых неожиданных проблем. Во-первых, человек — это творение Божие. И то, что делает нас людьми — это как раз свобода воли, свобода выбора. Если мы лишаем человека свободы выбора, то мы по сути дела уничтожаем самого человека. Во-вторых, в нас Господь заложил мощные механизмы саморегуляции. В важные моменты перегрузки мы можем отключаться от ситуации, когда это становится необходимо, или, наоборот, включаться с такой силой и выдавать такие результаты, которых от нас никто не ждет… Сверхвозможности человека — это реальность. Мы знаем, что большая часть клеток человеческого мозга находится в спящем состоянии. И поэтому у каждого из нас много резервов, и мы не можем просчитать заранее, что нужно в той или иной ситуации этому человеку. Для душевного и физического здоровья человека такое жесткое «управление», манипуляция — она разрушительна… И приведет к преждевременному расходованию тех сил, которые дает Господь человеку.
И еще надо помнить — человеком силятся управлять такие же грешные люди. А человеком как творением Божиим управляет Сам Бог! И если люди путем всевозможных манипуляций и научатся достигать на этом пути каких-то сиюминутных целей, то в перспективе это очень опасно. Результат может оказаться противоположным. На железной дороге мы это видели. Человек попадает в мягкий запрограммированный режим. Локомотивная бригада — машинист и помощник. Задача как и почти везде — как можно меньше платить и как можно больше выжать рабочих часов. И эти люди, чтобы просто выдержать этот ритм, сами себя стимулируют. Без всяких там программирований! Сами находят способы выжить… Мы искали-искали технологию, с помощью которой ночью машинист и помощник могли бы бодрствование сохранить. Придумывали и внедряли всякие электрические приборы-браслеты на руку и прочие технологические безделицы. А один машинист с нами пооткровенничал. Он сказал, что самый испытанный и старый способ не заснуть — это взять и начать хором петь вместе с помощником машиниста ночью какую-нибудь известную песню. Особенно когда поезд остановился на перегоне и оба сидят-дремлют. И песня отгоняет сон в сто раз лучше любых приборов! Даже силами
заряжает песня… Нам нужен не «управляемый» другими людьми человек, а человек, управляемый Богом. Тогда и решим проблему с авариями. На Куйбышевской железной дороге с начала 2000-х годов нашей психологической лаборатории удалось в локомотивном депо открыть молельную комнату. Машинисты приходили туда, молились, когда им трудно было — заказывали молебны. Психологическую лабораторию и сейчас возглавляет верующий человек. Молельную комнату открыли психологи, это была вынужденная мера, чтобы как-то снизить количество аварий. Благословил создание молельной комнаты священник Константин Калашников из Михаило-Архангельского храма в поселке Запанском, мы с отцом Илией Борисовым (ныне настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при Академии путей сообщения) участвовали в ее создании. Там постоянно была святая вода, были свечи, иконы. И вот сменилось руководство Куйбышевской железной дороги, эту молельную комнату закрыли. Кому она помешала? Решило начальство, что не нужно смешивать веру и психологию. А ведь отрасль напряженная, условия непростые, страсти кипят достаточно серьезные. И в такое время оставить людей без места, где они могут попросить у Бога помощи… Непродуманное решение!

Аутизм — синдром отчужденности

— Аутизм многие называют болезнью XXI века. Что это за явление? Почему такое внимание сейчас уделяют этой болезни?
— Впервые я слово это услышал во время учебы в мединституте, на лекции по психиатрии. Аутизм входил в шкалу психопатологических симптомов. Аутизм — это отгороженность человека от реального мира. Погруженность в свой внутренний мир и скудость эмоциональных проявлений, стереотипность поведения, неконтактность. Этот термин «аутичный синдром» впервые был предложен в 1910 году в рамках шизофрении швейцарским психиатром Блейлером. В 1943 году американский психиатр Лео Каннер ввел аутизм в понятие отдельной болезни. Он же первым заговорил о раннем детском аутизме. Этот детский аутизм проявляется в детском возрасте на 3-6 месяце. Дети не отзываются на эмоции родителей. Если обычно ребенок гулит, улыбается, возбужденно сучит ручками при виде мамы или папы, то этот ребенок как будто через стенку находится от родителей, и это несет для них величайшую муку. Они как будто какой-то невидимой стеной отгорожены от ребенка, и постоянно сталкиваются с тем, что их участие не вызывает у ребенка реакции. Поскольку стали это явление изучать пристальнее, появилось и понятие ранней диагностики. То есть врачи стали аутизмом называть все что угодно. Да, сегодня процент детей, больных этим расстройством, заметно увеличился. Но значительную долю в этом увеличении сыграло улучшение диагностики. Раньше просто не видели аутизма там, где находят его сегодня… Врачи часто проводят гипердиагностику. Пугают родителей этим страшным диагнозом без достаточных на то оснований. У ребенка, например, заболело ушко, простой отит. И потому он не отзывается на шепот мамы. Она несет его к врачу, и там ставят страшный диагноз: аутизм. Мама терзается от этого страшного «приговора». А потом слух у ребенка восстанавливается и весь «аутизм» куда-то исчезает…
Подлинных причин аутизма сегодня никто не знает. Пытались это связать с прививками — подозрение не оправдалось. Пытались связать с генетическими аномалиями, хромосомными аномалиями, но это тоже не подтвердилось. Говорят, что эта болезнь наиболее часто встречается в относительно благополучных странах Европы и Америки. Но объяснение у этого может быть простое: в богатых странах лучше диагностика. Детей там, как правило, мало в семьях, и потому более пристальное внимание к каждому ребенку…
— Аутизм можно лечить? И как матери точно определить, что у ребенка симптомы аутизма?
— Пока средств лечения этой болезни не найдено. Я считаю, что у этого недуга в первую очередь духовные причины (которые снова и снова остаются без внимания врачей). В Евангелии говорится, что в последние времена конфликт родителей и детей достигнет предельной фазы: «и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10, 21). При аутизме порой проявляется агрессивность детей по отношению к родителям, поскольку теплых эмоциональных связей между ними нет. Еще у таких больных наблюдают повышенную жесткость. Страдающим аутизмом детям нужно, чтобы все стояло на своих местах, чтобы картина мира не менялась. Например, они расставляют игрушки по размерам, в определенном порядке. И когда порядок этот по каким-то причинам нарушается, у детей возникает обида, гнев, агрессия.
При настоящем аутизме только около двух процентов детей способны впоследствии жить, самостоятельно обслуживать себя. Остальные постоянно нуждаются в поддержке. А рецепт один: любить детей таких, каких Бог дал. Молиться о них. Да, это тяжело, когда ребенок не отзывается на твою любовь. Но даже в медицинских книгах написано, что если родители не разочаровываются, не впадают в уныние, а продолжают заниматься детьми, несмотря ни на что (водят их в храм, молятся о них, добавлю от себя), — ситуация может резко измениться к лучшему. Любовь ведь действительно творит чудеса. А любви без благодати быть не может. Без молитвы, без церковных таинств, без веры, конечно же, не может быть ничего хорошего. Эта болезнь — попущение Божие. Она нам дана, чтобы показать, кто мы есть на самом деле. Ведь от многих людей детей надо прятать и оберегать… То есть мы настолько погрязли в суетной жизни, материальной вовлеченности, что понять душу своего же ребенка, в ее становлении поучаствовать и воспитать мы не можем. И многие из нас стали уже попросту опасны для детей. И вот Господь от нас закрывает детские души. Есть такая гипотеза у психологов в отношении аутизма, что это не столько болезнь, сколько образ жизни. Это особый мир, особый стиль жизни. И этот стиль жизни вполне может быть спасителен для ребенка. Душа живет своей жизнью, и Бог о ней заботится. А если люди не могут в силу своей греховности позаботиться о ребенке, то Бог их души закрывает от нас… Аутизм возникает там, где усиливается отчужденность между людьми.

Зачем нам сны?

— Люди видят сны — и с этим ничего не поделать. Больше того, многие люди относятся к снам со вниманием. Могут ли сны иногда становиться для человека еще одним дополнительным каналом информации?
— В Православной аскетике все об этом сказано. В Добротолюбии преподобный Никита Стифат пишет, что есть сны-«откровения» (только у совершенных), «зрения»(у тех, кто идет ко спасению) и «мечтания» — это подавляющее большинство снов у подавляющего большинства людей… Да, сновидения могут быть каналом информации — и не только для уже очищенных людей, а и для самых обычных. В снах с нами может говорить Господь, но чаще всего мы этого не понимаем и вряд ли когда-либо поймем. Ведь Бог с нами говорит на самых разных языках: на языке животных даже (Валаамова ослица заговорила!), на языке природы — но мы не слышим. Ведь мы слышим лишь то, чего хотим услышать, а то, что говорит нам Бог — чаще всего нам неугодно, и мы стараемся этого не замечать, не понимать… В бодрствующем состоянии мы получаем очень много информации. И надо, чтобы эта информация нами усвоилась, чтобы мы ее куда-то определили (подлинную важность той или иной информации знает только Господь). Все надо упорядочить, по полочкам разложить, архивировать… Вот во сне-то и оживляются полочки нашей памяти.
Но даже самый сильный сон, как правило, не производит переворота в нашей душе… Нам ведь тоже иногда даются святые сны. Но мы их не используем. Душа святого человека очищена, и потому он слышит Бога. Мы же не можем разобраться, что от Бога, а что нет. Я вот не берусь толковать даже свои сновидения, что там в них от Бога. Ибо тоже запачкан всеми этими современными ухищрениями. Как врач и психолог, я, конечно же, читал работу Фрейда «Анализ сновидений» и другое подобное. Безследно это не проходит. Одно время я невольно анализировал все эти сновидческие символы и сигналы, но теперь отучил себя от этого. Как святые отцы учат, просто отсекаю все это. Другим советую делать то же самое…
— И все же, известны ли вам случаи, когда сновидение сыграло какую-то важную роль в жизни человека?
— Этот случай произошел тогда, когда Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) возглавлял Самарскую кафедру. Мне рассказала об этом знакомая из Кинеля. Она лично знает ту женщину, с кем все это произошло…
У этой женщины сын покончил жизнь самоубийством. Она в горе поехала в Самару на прием к Владыке Иоанну. Спросила у него, как ей помочь сыну. Владыка сказал: по-черному истопи баню и в бане молись о нем всю ночь. И делай так каждый день. Так он ее благословил. И вот она растопит баню по-черному, дым валит, и стоит она в этом чаду и молится о сыне-самоубийце, пока не свалится в обморок. Ее угоревшую выносят соседи из бани. А на следующий день она идет туда опять. Не знаю уж, долго ли она вот так молилась, но только однажды видит она во сне: зеленый луг, очень красивый, и двух быков. Один привязан за шею, другой за ногу. И не могут они отойти от своего места, попасть на этот луг. Та женщина вновь поехала к Владыке. Он ее выслушал и сказал: продолжай молиться. И снова она в бане молилась. Ее выносили полуживую, а на следующую ночь шла она туда опять. И вот снова видит она сон: тот бык, который был привязан за ногу, уже гуляет по лугу. А второй стоит привязанный. Владыка опять благословляет ее продолжать молиться. И вновь ее каждую ночь соседки-подруги полуживой выносили из бани. В конце концов она видит во сне зеленый луг и обоих быков, свободно гуляющих по лугу. Рассказала об этом сне Владыке Иоанну. И он говорит ей: «Все, ты его отмолила!»
Это совершенно реальный случай. Но вот как к нему относиться? Я не могу оспаривать позицию Владыки Иоанна. Ведь кто такой он, и кто такой я? Видимо, он тоже все это время молился и о несчастной женщине, и о ее погибшем сыне… Можно понять и так: со стороны Митрополита Иоанна была проявлена очень мощная психотерапия по отношению к той женщине. Все это понадобилось ему для того, чтобы женщина успокоилась и не корила себя так сильно за то, что вырастила сына-самоубийцу. А может быть, действительно она в той бане вымолила сына из ада — вместе с Владыкой Иоанном. Ведь он наверняка вместе с ней все это время молился о ее сыне… В этой бане она принесла определенную жертву, понесла тяжелую епитимию ради сына, и, может быть, Бог принял ее жертву… И во сне показал ей это.
Когда меня одолевает внутренняя опустошенность (изо дня в день одно и то же, отдаленный сельский приход, топка углем в храме, только бабушки приходят на службу), и чувствуешь, что ты уже на исходе душевных сил находишься, как вдруг во сне приходит какое-то воспоминание детства. Например, девочка приснится, в которую был влюблен еще в школе. И потом утром просыпаешься и всю первую половину дня еще живешь в этом сне, вспоминаешь его, умиляешься. Чувствуешь, сердце оттаяло, вновь теплым стало… А потому начинаешь думать: а почему же именно воспоминание детства для меня является чем-то оживляющим? Это ведь плохой симптом! Значит, сегодня я далек от Бога и не хочу приближаться к Нему. Ведь это явный признак депрессии — жизнь прошлым. Когда мы то и дело «перекручиваем» в памяти прожитые давным-давно страницы жизни, а настоящего нет и будущее в тумане… Вот и выводит меня на покаянное чувство этот вроде бы светлый сон из детства. А это уже какая-то польза.

Общество воспоминаний

— А ведь это депрессивное стремление засунуть людей обратно в прошлое сегодня даже поставлено на широкую коммерческую основу! И благодаря современным средствам связи прошлое вдруг «захватило» время и сердца без преувеличения целых миллионов людей! Имею в виду эти самые популярные интернет-сайты «В контакте» и «Одноклассники.ру». Люди там находят друг друга — через океаны, города и погружаются в иллюзорные отношения (которых на деле больше нет), тонут в море коллективных воспоминаний…
— Мир устал! Устал от грехов… И люди ностальгируют по прошлому. Поют старые песни (снова популярны ансамбли «Песняры», «Самоцветы»). Но ведь это все давно ушло в прошлое, а все хорошо для своего времени. И вдруг этим прошлым заново начинают жить… Душа все равно Христианка — и если она не видит перспектив в будущем, она начинает искать их в прошлом.
По-видимому, тех теплых и безкорыстных отношений, которые были в юности, сегодня у этих людей нет. А ведь их так хочется! И потому люди лезут во все эти «Контакты». У нас, по сути, оказалось ностальгическое общество… Даже есть специальное радио «Ностальжи», которое целиком построено на этой устремленности к прошлому. А в спорте история клубов воспринимается фанатами чуть ли не как «священная история».
— Большие начальники после работы виснут часами в интернете. Перебрасываются письмами со своими бывшими товарищами по подъезду, по школе, по институтской группе… Что это?
— У меня есть знакомый, который никогда не доводит уровень топлива в баке автомобиля ниже половины. Ему нужно, чтобы стрелка колебалась на уровне ближе к полному. Говорю ему: «Ты же в городе ездишь, тут всюду заправки!» — А он смущенно объясняет свое поведение тем, что конденсат якобы образуется, вода начинает скапливаться… Но причина-то совсем другая… Существует в нем безотчетный страх остановиться!
Мы боимся пустоты во всем. Боимся молчания. Ведь безмолвие — это неизбежно встреча с Богом. Почему люди в машине включают музыку? Ты не можешь, говорю ему, хоть немного в тишине посидеть? Трамваев нет, птицы поют — и тишина. Небо над тобой. А тебе надо, чтобы что-то звучало. Не может он ехать на работу один в машине. Даже музыки уже не хватает. Берет кого-то с бордюра в попутчики, не ради денег, а чтобы была болтовня. Попутчица балаболит, и ему хорошо.
То же и с воспоминаниями. Все делается с одной-единственной целью: хоть как-то заполнить пустоту… Отгородиться от Бога!
Был я в 2001 году инициатором встречи одноклассников в связи с 20-летием окончания школы. Всех обзвонил, организовал, собрал. И что же? Смотрю: у каждого своя жизнь, интересы у всех свои. Посмотреть, спросить, узнать, что жив — и все. Когда настало 20-летие окончания института, я уже избегал встречи. Знал, кроме пьянства эта встреча ничего не принесет — зачем все это? Лучше оставить в памяти светлое прошлое, чем увидеть постаревшие лица и еще раз убедиться в том, что годы далеко не всех делают духовно богаче…
— Многие сегодня испытывают ностальгию по советскому прошлому. Когда нельзя было просто перекреститься открыто, проходя мимо храма. Но зато было и немало хорошего… Как к этому относиться?
— Мы пока еще только становимся Православными людьми, еще до конца ими не стали… А если бы стали настоящими Православными, для нас бы каждый день советского прошлого был бы постыден. Ведь это то прошлое, в котором мы жили без Бога. Когда мы думали, что мы потомки обезьян. Если бы мы на самом деле были сегодня с Богом, это прошлое должно было бы нами решительно перечеркнуться и никогда без боли не вспоминаться. Такое прошлое должно быть болью, а не ностальгией. Мы должны смотреть вперед — смотреть в вечность. Ждать как избавления освобождения от уз «бренного телесе». Ждать встречи с Богом. А мы смотрим назад и тащим, тащим за собой груз ненужного, греховного прошлого… Не желают люди жить настоящим.

«Депрессия несовместима с истинной верой»

— Не в этом ли корень депрессивных состояний?
— Депрессия — это путь самоуничтожения. Она включает в себя триаду признаков: сниженное настроение, сниженная двигательная активность и сниженная половая активность. Если мы имеем душевную депрессию, то она все равно постепенно переходит и на телесный уровень, пронизывает все естество человека. Душа подавлена, не видит перспективы, и от этого депрессия переходит на иммунную систему человека. Отсюда возникает онкология и другие болезни. Сегодня депрессия очень распространена.
— Как бороться с депрессией?
— Если нет будущего, значит, надо искать его. Убедиться в том, что найденное верно. Что вера наша — не иллюзия, не самообман… Не очередная идеология, а вечная истина. Будущее надо искать в Боге! И тут неважно, 20 лет тебе или 70, ведь у всех нас впереди вечность. Если есть истинная вера, то для депрессии места нет.
Некоторые психологи считают, что депрессия — это рабочее состояние. Состояние, когда человек не видит перспективы в жизни. И умный человек из этого делает вывод, что раз он впал в депрессию, в уныние, в печаль, значит, что-то в его жизни неправильно и надо в ней что-то изменить. Психологи выяснили, что в депрессии человек видит мир как раз таким, какой он есть на самом деле. А в обычном состоянии все мы живем в розовых очках. Мы немножко в эйфории находимся постоянно. Но эти «розовые очки», но эта эйфория спасает нас от плохих мыслей, от самоубийства. Депрессия — душевное состояние. А душа — она ведь Христианка. И душа всегда раньше разума чувствует безперспективность того пути, по которому идешь. И она сигнализирует, красный свет включает, как светофор — остановись, подумай, куда ты идешь. И если мы остановились, то нужно объезд искать, разворачиваться — а если мы замерли на этом пути, то мы с голоду помрем или у нас бензин кончится. Для здравомыслящего человека любая депрессия — это прежде всего сигнал неблагополучия. И в это время снимаются розовые очки, и мы видим все окружающее как оно есть. Чтобы оценить его, получить обратную связь от мира. Сделать правильный вывод. Сигнал о пустоте, о безцельности жизни, о том, что выбранные нами цели, увы, иллюзорные, ложные. И надо искать цель истинную. А это и есть Христианство. Душа — индикатор верный. Себя можно обмануть. Напоить, уколоться — но от этого ничего не изменится. Нужно искать истину. Нужно обрести настоящую веру в Бога.

Антон Жоголев
21.05.2009
942
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru