‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Сентябрь, пора открытий

Размышления писателя Алексея Солоницына в начале учебного года.


В Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре в селе Винновка уже не в первый раз проводятся выездные конференции и курсы для самарских преподавателей Основ Православной культуры.
Размышления писателя Алексея Солоницына в начале учебного года.

Люблю первую пору осени. Она всем хороша: и свежим дыханием ветра, который так радует после изнуряющей жары; и синей, подернутой легкой дымкой далью, далеко видной за Волгой; листвой, пламенеющей день ото дня все ярче, все торжественней и в то же время печальней.
По улицам с букетами астр, садовых ромашек, а то и георгинов идут нарядные школьники. Особенно радуют душу девчонки, строгие и сосредоточенные, в нарядных платьицах, с огромными белыми бантами в волосах.
Студенты тоже нарядны, но каждый на свой лад: кто подчеркнуто «демократичен» в джинсах и маечках, исполосованных надписями; кто в белых рубашках с галстуками, в пиджаках и куртках, в отглаженных брюках.
Молодость и свежесть девушек не портят ни косметика, ни наряды, годные скорее для эстрады, чем для студенческих аудиторий.
Особенно люблю наблюдать за учителями младших классов — это особая категория педагогов. У них все как будто бы то же самое, что и у других учителей. Но если присмотреться, то сразу увидишь особинку: и в улыбке, и в движениях, и в голосе, с каким они говорят с учениками.
Это «мамки», которые принимают под свое крыло малышей, ушедших из дома в новый мир — мир школы.
В этом мире важно все: и как тебя встретят в классе, кто будет сидеть рядом с тобой, что скажут тебе новые знакомые.
Но самое главное — какой будет «вторая мама» — твоя учительница.
Ты еще не знаешь, что запомнишь ее на всю жизнь. Ты лишь смотришь на нее, слышишь ее слова, не совсем понимая их смысл. Но ее облик, улыбка, и еще что-то, что не передается словами, останутся в памяти навсегда.
И будут выражены словами: «Моя первая учительница».
В этом году в нашей губернии повсеместно разрешено преподавание в средних школах предмета «Основы Православной культуры». У нас уже подготовлено достаточное количество учителей, которые способны вести этот предмет, еще недавно казавшийся таким странным для нашей насквозь атеистической школы.
Ну скажите, как, например, можно говорить о Дмитрии Донском, о Куликовской битве, если не знать, что великий воин русский канонизирован как святой, что он был благословлен на историческую битву Преподобным Сергием Радонежским? Как можно, например, понять смысл великой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», если не знать притчу, рассказанную Иисусом Христом народу и запечатленную в Евангелии? Да, советская школа была одной из лучших в мире. Но у нее был серьезнейший пробел — она не знала и не хотела знать ничего о Господе-Вседержителе, Творце Мира и Земли, всего видимого и невидимого. Она давала человеку однобокое представление о мире, хотя и воспитывала нравственность, чувство патриотизма и любви к Родине.
К тому, что давалось в советской школе, органически присоединяется то, что диктует время. Конечно, нужно знать информатику, поглубже изучать иностранные языки, особенно английский. И наши юноши и девушки прекрасно осваивают самую современную технику, как «дважды два» знают новейшие компьютерные системы, свободно чувствуют себя за границей.
Забавно порой смотреть, как школьник учит умудренного житейским опытом дедушку посылать смс по «мобильнику» или письмо по электронной почте. Но гораздо трогательней картина, как мальчишка за руку тянет дедушку в храм — однажды я был свидетелем такой сцены. И как было бы хорошо, если бы наши вундеркинды так же легко были ориентированы в знании родной истории, а значит, и истории Церкви.
Много трудов полагает Архи-епископ Самарский и Сызранский Сергий на то, чтобы у нас все теснее становилась связь Православной Церкви с высшей и средней школой. Уже традиционными стали курсы преподавателей Основ Православной культуры, проводимые Самарским институтом повышения квалификации работников образования. Выездные конференции и курсы проводятся в мужском монастыре в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Винновка на правом берегу Волги. С каждым годом все зримее становятся очертания величавого и благородного облика монастыря. Колокольня монастыря — как маяк над Волгой, а стены его корпусов — как оплот Православия на нашей волжской земле. Уже реставрирован храм, построены братский и гостиничный корпуса. Есть зал для заседаний, где и проводятся образовательные курсы для педагогов Самарской области.

Светлана Валерьевна Суркова со своими учениками.
Этим летом мне довелось принять участие в работе курсов, выступить перед учителями младших классов, познакомиться с некоторыми из них. Педагоги из Сызрани рассказали, как меняется нравственный климат в тех классах, где преподается предмет «Основы Православной культуры». Другими становятся дети, меняются их отношения между собой. Запомнились мне рассказы Светланы Валерьевны Сурковой, учительницы 21-й школы из Сызрани.
Потом она прислала мне по «электронке» свою статью как раз о благотворности преподавания ОПК.
И вот нынче, в самый канун учебного года, из Сызрани пришла горестная весть о безвременной кончине Светланы Валерьевны.
Вечная ей память!
Она была той самой «второй мамой», с рассказа о которых я начал эти заметки. Никогда не забудут ее дети, взятые ею под свое крыло, для кого стала она первой учительницей. Почтить Светлану Валерьевну хочется стихотворением, которое она написала. Стихотворение называется «Я — учитель», и оно расскажет об этом замечательном человеке больше, чем любые другие слова о ней.

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучатся в окно.
Спит семья, лампы свет — это дом мой родной.
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.

В них ошибки любимых моих сорванцов —
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот — слишком уверен, а этот — раним,
Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.

Все они непохожи, но в каждом — свой мир,
Этот — будущий летчик, а этот — Шекспир,
Ну а этот… Ну, право, зачем мне гадать,
Лишь бы каждый из них гражданином мог стать.

Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
Чтобы жили с открытой и доброй душой,
Чтобы сильных и смелых вели за собой.

И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,
Но зато каждый день столько радостных чувств
Я читаю в глазах своих милых детей —
Удивленье, восторг, сотню разных идей!

Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора.
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу им: «Здравствуйте, дети!»

писатель, г. Самара
10.09.2010
930
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru