‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Три лика России

Архимандрит Платон (Игумнов): " Россия предстала перед нами в трех разных ликах. И первые два достаточно безотрадны. …"


Архимандрит Платон (Игумнов) не первый раз посещает Самару. Но каждый приезд в наш город профессора Московской Духовной Академии, специалиста по нравственному богословию, — большое событие. Ведь свои традиции академического богословия в Самаре только начинают складываться. Тем более важен опыт представителей Московской духовной школы, особенно столь именитых, как архимандрит Платон.
Мы познакомились с ученым богословом на конференции «Христианство-2000», где наш собеседник выступал на секции «Православие и педагогика». Его доклад вызвал большой интерес у слушателей. Надеемся, что и наша беседа с архимандритом Платоном будет интересна и полезна читателям.


— Ваше Высокопреподобие, последний раз вы были в Самаре прошлым летом в числе участников крестного хода по водам рек России, Украины и Белоруссии. Расскажите о своем участии в этой миссии.
— В церковной жизни, как в армии, очень важно послушание. Я получил благословение на участие в крестном ходе — и поехал. Конечно, это событие оставило в душе свой след. Но в общем картина противоречивая. Увиденное не было какой-то новостью: мы же не за границей живем. Все в России совершается на наших глазах, мы современники этих преобразований в жизни нашего общества. А события происходят грандиозные: мировоззренческие перемены в сознании людей, в сердцах совершается нравственный перелом. Меняется отношение к Церкви.
Россия предстала перед нами в разных ликах. И первые два достаточно безотрадны. Мы мало видели детей — потому что семьи стали очень маленькими, и благополучных семей почти нет. Люди не живут по Закону Божию. Вот Менделеев в прошлом веке предсказывал, что в России через сто лет будет жить 600-700 миллионов человек. А ведь этого не произошло. Если бы все было так, как должно, и Россия бы не оскудела людьми, то с нами считались бы. Одна из причин нашей слабости — падение народонаселения, оскудение наше.
Второй лик России, увиденный нами, это упадок культуры. Причина его — апостасия, отступление от Бога.
там, где нет ничего доброго, обязательно появляются плевелы. Какая речь стала теперь! Уж я не говорю об иностранных словах, которые засоряют нашу русскую речь издавна; но сколько слов неприличных! На языке Церкви это называется грехом сквернословия. Площадная субкультура проникает даже в среду верующих людей.
Иссякла и эмоциональная одаренность людей. Современный человек, как признают психологи, почти не способен восхищаться, удивляться, жалеть, сострадать. Вот что происходит с душевным миром человека, который отдалился от Бога. Сказанные в Евангелии слова: «без Мене не можете творити ничесоже», — они ведь относятся прежде всего к душе человеческой. Если она не приобщена к источникам жизни вечной в Боге, душа становится как безплодная смоковница.
— Но есть у России и третий лик?
— Это новая, возрождающаяся Россия! Этот лик все более ярко проступает на фоне общей разрухи и увядания. Духовное обновление начинается с восстановления наших исконных национальных святынь. Это — возрожденные, уже сияющие первозданной красотой Божии храмы и древние обители. Это — новые церкви и монастыри, которых прежде не было... Не чудо ли: кто мог подумать еще 30 лет назад, что в Дивеево вновь будет монастырь....
— Можно ли сказать, что Россия духовно однородна, или есть существенные отличия между столицей и провинцией, городом и селом?
— Раньше в селах жило самое нравственно здоровое население. Теперь — наоборот... Сельские храмы пустуют, в отличие от городских. Я не знаю, может быть, влияет психологический фактор? Может быть, в селах, где все на виду, все знают друг друга, — люди стыдятся своего покаяния, своего обращения к Богу?
Вот я недавно был в Жировицком монастыре в Белоруссии: там в основном молятся паломники, приезжие люди, а местные жители в храм почти не ходят. Рядом с ними такая дивная святыня — чудотворная икона Божией Матери, — а они совершенно отчужденные.
Прежде самая лучшая община христианская была в селе. Бога боялись, греха боялись и едиными устами, единым сердцем прославляли Бога. Как замирала деревенская жизнь в Великой пост! И какое было ликование в дни Святой Пасхи! Эти традиции православной общины тоже не так легко возродить...
— Многие православные в России возлагают большое упование на прославление Царственных Мучеников. Вот уж если состоится их канонизация, тогда Сам Государь, как Хозяин земли Русской, примет молитвенное попечение о ней пред Престолом Божиим... 

— Если вдуматься в сущность Христианства, то смысл его заключается в противостоянии всем процессам распада, разложения. Рождаясь на земле, каждый из нас является наследником ветхого Адама и потому подвержен грехам, страстям, смерти, тлению, но во Христе мы обретаем вечность. Человеческая история освящается Церковью, а христианская Церковь осуществляет свою миссию преображения мира в Царство Божие. Церковь как бы возглавляет все те институты, которые противостоят энтропии, то есть распаду. Отступивший от Бога мир живет по «закону чечевичной похлебки»: все самое святое, высокое, духовное легко меняется на сиюминутные блага. 

Царская династия не случайно так тесно взаимодействовала в первую очередь с министерствами образования, культуры и здравоохранения, силовыми структурами, — потому что все эти структуры реально противостояли разрушительным процессам. Все освящалось Православной верой, Божественной благодатью. Православная Россия была такой геополитической структурой, которая вся освящалась Церковью.
И все те лучшие фундаментальные мировоззренческие и нравственные основы, что были созданы в России, находили воплощение в личности последнего Государя. Государь Император Николай Александрович обладал любовию к Богу и людям, кротостью, смирением и целомудрием. И одновременно — великой силой духа.
Царская семья являла нам образец христианской семьи — это была идеальная семья! Когда смотришь на икону или фотографию Царской Семьи, ощущаешь что-то близкое, родное, идеальное, вышнее. В семье Романовых все любили друг друга, все утешали и поддерживали друг друга в тяжелые дни.
Самое отношение к личности Государя показывает, что в общественном сознании произошел перелом. Еще недавно как нам преподносили: что Царь ничего не сделал для России, что довел ее до упадка. На самом же деле страна переживала экономический подъем: в России был самый большой запас золота, русский рубль был самой твердой мировой валютой. Россию довел до падения не Царь, а та оппозиция, что всячески мешала ему, что изнутри разлагала и подтачивала государство.
Некоторые считают, что наша национальная трагедия — в личности Государя Императора. Но это не так. Сама идея монархии была ненавистна отравленным революционными идеями людям. «Долой царизм! Долой Самодержавие!» — это были их лозунги. Во-первых, тенденция разрушения, нарастая, достигла критической силы и явила свою мощь в революции. Во-вторых, всеобщее отступление от Бога. Вслед за интеллигенцией этой болезнью были поражены и широкие слои народа. Сознание народа стало революционно-мифологическим, отвергающим религию. В конце концов оно иссякло, люди захотели жить, как на Западе. Либерально-демократическое сознание привело к смене власти. Другое дело, что оно принесло чаявшему перемен народу... Преобладающее ныне либерально-демократическое сознание — это тоже один из этапов апостасии... Когда меняется господствующее сознание людей, меняется и характер власти. Возрождение монархии возможно при условии возвращения значительной части народа к православному мировоззрению.
— Нам говорят, что всенародное покаяние в грехе цареубийства не нужно, что нынешнее поколение неповинно в крови Царственных Мучеников...
— Печать отступления лежит на нас и наших потомках. Смертные грехи ложатся тяжким бременем на детей и внуков, до седьмого колена. Наши предки попустили свершиться убиению Помазанника Божия. Наши деды разрушали храмы, грабили и убивали, уничтожали святыни — что же, это все пройдет даром? Все мы подпали под проклятие, унаследовав страшные родовые грехи.
Канонизация Государя Императора, если она совершится, станет и актом всенародного покаяния. Будем молиться об этом...
К слову, вспомним эпоху Смуты — 1605 год. Патриарх Иов и будущий Патриарх и священномученик Гермоген принимали всенародное покаяние — за признание Царем Самозванца. Так что пример в историческом прошлом у нас есть.
— Предполагается, что на Архиерейском Соборе в Москве, в августе, будет обсуждаться и еще один жизненно важный для всех православных вопрос: о «всеобщей идентификации» физических лиц». А что вы, отец Платон, думаете об этом — как ученый-богослов, православный священник?
— Земное благополучие закабаляет человека. Наши предки думали, как нравственно жить и как достойно умереть. Электронные же средства контроля отнимают у человека всякий выбор, закабаляют его. Каждый человек на виду: что читает, с кем общается, чем болеет. Идентификация — это, возможно, начало такой формы закабаления людей, перед которой померкнут ужасы прошлого.
Я не являюсь специалистом в этой области, но разделяю озабоченность по поводу опасных нововведений. Да, было так, что и реформы Петра I не принимали, и любое техническое новшество встречали настороженно... Здесь ситуация принципиально иная! Число зверя, знак зверя — это предупреждение всем «имеющим ум».
Три шестерки, заключенные в штрих-коде, воспринимаются либо как кощунственная насмешка не верящих в Бога западных разработчиков, либо — как сознательное кощунство. Будем же руководствоваться мудрыми словами святителя Игнатия (Брянчанинова), советовавшего не принимать то, что является сомнительным.
Подождем, что скажет об этом Архиерейский Собор Русской Православной Церкви...

Записали Антон Жоголев, Ольга Ларькина.

07.07.2000
937
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru