‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Схиигумен Иероним

Новые рассказы о чудесах санаксарского старца.


Спасение младенца

Весной 2000 года паломнический автобус из города Рязани, направлявшийся в Дивеево, подъехал к Санаксарскому мужскому монастырю. Нас встретила кроткая спокойная красота окружающей природы. Был солнечный теплый день. Множество сверкающей на солнце талой воды обступило стены монастыря.
Замешкавшись с шестилетней дочуркой, я подошла к монастырским воротам позже многих людей. Слева от входа в обитель теснились паломники, внимательно слушавшие проникновенные слова старца, который стоял на возвышавшемся крылечке. Это был санаксарский старец схиигумен Иероним. Он говорил о том, что молиться надо с разумом. Запомнился его внимательный взгляд, проникающий в самую глубину души.
В ожидании молебна все собрались во Владимирской церкви, батюшка Иероним шел окруженный паломниками. Одна сестричка очень хотела получить от батюшки благословение поступить в медицинский институт. Батюшка ее и спрашивает: "Зачем?" — она же отвечала: "Чтобы лечить". А он ей возразил: "Не лечить, а калечить..."
После молебна все подходили к батюшке Иерониму, называя свои имена, а он помазывал освященным маслом. Многие при этом задавали батюшке свои вопросы. От сознания моего ничтожества язык мой не хотел повиноваться, и я не осмелилась вслух вопросить батюшку о том, что наболело в душе. Только слышу ответ его одной знакомой сестричке: "Веруй!" Потом в разговоре с ней выяснилось, что батюшка много говорил ей во спасение души. Я же, грешная, только и слышала одно лишь слово "Веруй!" Думаю, что это и был ответ батюшки Иеронима на мой наболевший вопрос.
Некоторые паломники, знавшие раньше батюшку, отметили особое внимание его к приехавшему в нашей группе мальчику лет трех или четырех. У маленького Андрюши в семье были большие проблемы, и в Дивеево его везла с собой женщина-благодетельница. Батюшка с особой любовью привлек к себе малыша, благословил его и приложил к своему наперсному кресту. Мы заметили, что после благословения старца мальчик стал спокойнее.
После этой поездки прошло приблизительно полгода. Как-то в одной из программ по рязанскому телевидению показали заплаканного Андрюшу. И мы услышали страшное: оказывается, этого мальчика хотели продать на органы! К счастью, сотрудникам милиции удалось предотвратить это чудовищное злодеяние. Мне же вспомнилось благословение старца Иеронима, его особенно пристальное внимание к малышу. Стало понятно, что батюшка Иероним предвидел тяжелые испытания в жизни Андрюши, Господь открыл ему нависшую над мальчиком смертельную угрозу, и старец своим благословением оградил Андрюшу от близкого зла. Сейчас этот мальчик находится в детском доме. Да сохранит его Господь по молитвам батюшки Иеронима!

Ирина Эфендиева

Я работаю в школе учителем истории и обществознания. С отцом Иеронимом знаком был с 1996 по 2001 годы. Шесть раз приезжал к нему в Санаксарский монастырь вместе с нашим приходом. Трижды встречался с ним на нашей Саваслейской земле, куда приезжал отец Иероним вместе с отцом Амвросием — келейником батюшки — по нашей просьбе в период организации у нас в Саваслейке своего прихода. С батюшкой Иеронимом был знаком лично. Исповедовался и соборовался у него. В июне 2001 г. присутствовал на его похоронах.
Предлагаю вам духовные стихи о батюшке, написанные в апреле 2002 года (я занимаюсь поэзией: издал два поэтических сборника "Исповедь души" и "Между мигом и вечностью").

Он при жизни казался святым,
Пробуждая сердца, как будильник -
Старец Божий, отец Иероним -
Санаксарский цветок и светильник.

Веру в Истину духом храня,
Отдавая себя безпредельно,
Он с улыбкою встретил меня
И впустил в свою душу, как в келью.

Дал мне четки молитву творить,
Крест, как символ любви и терпенья,
И совет дорогой — как мне жить:
"Не каюту искать, а спасенье".

А когда я блуждал и петлял
По теченью и против теченья,
Он молитвой меня наставлял,
От Христа посылал утешенье.

Вспоминаю слова его вновь,
Что сказал старец нам перед смертью:
"Ради веры храните Любовь.
Ради Бога любите, как дети.

Возвращайтесь к Христу, как домой.
Узкий путь можно верой расширить.
Если просите жизни иной,
То живите по совести в мире".

Он уснул, оставаясь живым,
А России он нужен сегодня.
Старец Божий, отец Иероним,
Помолись у Престола Господня!


Рядом с батюшкой шла внутренняя работа души, а отец Иероним своей любовью высвечивал греховные страсти, находящиеся в человеке, и делал это с любовью, не причиняя боли, вызывал покаянное чувство, ибо исповедь души начиналась уже тогда, когда ты находился рядом с ним. Вот почему к старцу всегда тянуло всех людей, разных по возрасту и по духовному опыту.
Вот что говорил батюшка о доброделании: "Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получите, зависит от вашего труда — пышный или лысый".
Благодаря батюшке я начал понимать смысл первой заповеди: возлюби Господа Твоего всем сердцем своим и всей душою своей. Уже на похоронах отца Иеронима одна женщина рассказывала его слова: "Ты любишь батюшку больше, чем Боженьку. Батюшки скоро не будет, а Боженька останется". Когда мы, зная о смертельной болезни старца, задавались вопросом о том, что же будет, если не будет отца Иеронима, то мы рассуждали больше по-человечески, чем по-духовному. Отец Иероним еще при жизни указал нам путь не к себе, а к Богу, — путь, ведущий к спасению.
Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: "Батюшка, жениться или не жениться". Ответ был таким: "Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это гибель. Ищи спасения, а там Господь все управит". Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — это спасительный круг в море греха, то это — спасение.
А как жить без батюшки Иеронима? И на этот вопрос батюшка дал ответ еще при жизни. Отец Иероним советовал чаще приезжать в Санаксарский монастырь, давая понять, что здесь, в монастыре, мы узнаем волю Божью через святого Феодора Санаксарского, мощи которого находятся в монастыре. С нами также остается и духовный опыт жизни самого батюшки Иеронима, который показал нам, как любить Бога.
В этой любви проявлялась еще одна грань его драгоценной души — умение любить ближнего больше чем самого себя. Что делал батюшка, чтобы стяжать эту любовь? Он молился за каждого, кто просил у него молитвенной помощи, встречая всех лучезарной улыбкой.
"Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что, если завтра Страшный Суд?"
"Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо "да-да", либо "нет-нет", ибо споры возмущают душу, и благодать уходит".
"Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги".
"Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудрое устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни".
"Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца".
"Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если там будут посеяны семена веры".
"Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему".
"Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывает на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст".
"Линяет искусственное, а вечное — остается".
"Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика".
Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II. Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.
Именно поездка к батюшке помогла мне вновь обрести друга, потерянного 12 лет назад из-за моей гордости. Встреча и примирение состоялись в Санаксарском монастыре. Вместе с ним мы приехали и на похороны старца.
Когда мы узнали о затянувшейся болезни батюшки, я мечтал о том, чтобы попасть к нему и получить благословение на всю жизнь. Приехать в Санаксары так и не смог, а благословение получил... во сне. Приснился мне батюшка и после смерти, где я спрашивал его о том, от кого он получил такой дар Любви. Батюшка ответил: "От Пречистой".
Если каждого человека образно сравнить с обыкновенными часами различной формы, то отца Иеронима можно уподобить часам, по которым обычно сверяют время другие люди. Глядя на эти часы, ты понимаешь, как намного отстали стрелки твоих часов от времени старца. А батюшка ласково брал наши часики и умело подводил их к евангельским стрелочкам. Что же было написано на жизненных часах старца? Он сам сказал эти слова нашему приходу, за несколько дней до своей смерти, когда один из наших прихожан приехал проститься со старцем, в качестве наставления. Всего два слова: "Любите Бога".
Андрей Владимирович Елисов, с. Саваслейка, Кулебакский район Нижегородской области

Ботинки

В конце августа 2001 года я с женой и ее крестной матерью с супругом поехал в паломническую поездку на собственной машине. Выехали в 7 часов утра из Саратова и к вечерней службе были в Санаксарском монастыре. Надо заметить, что в Санаксарском монастыре подвизается один инок — наш духовный родственник, крестный моего сына. На следующий день после вечерней службы и паломнической трапезы мы вышли из трапезной и увидели нашего друга-инока (имя его не сообщаю без его согласия), беседующего с незнакомым священником. Он подозвал нас: "Идите, послушайте, отец Меркурий рассказывает о посмертном явлении отца Иеронима своим духовным чадам". Далее привожу рассказ отца Меркурия.
— Развалились у меня ботинки, сдал я их в ремонт, сам надел сланцы (пляжные тапочки) и пошел на службу, стою у раки Преподобного Феодора Санаксарского, молюсь. Вдруг подходит женщина и говорит: "Мне явился во сне отец Иероним, сказал, чтоб я купила ему ботинки, теперь не знаю кому отдать. Возьмите, батюшка". Я взял пакет с ботинками, и тут же как бы голос говорит: "Это тебе". Стою дальше, молюсь. Пакет в руке, сам думаю, как же это мне, размечтался. А внутренний голос — "тебе". Ну, думаю, дело "труба", вот искушеньице-то, а внутренний голос: "Тебе, тебе". Стою, молюсь, с мыслями борюсь. Вдруг мысль, а какой размер-то? Тут я не выдержал, прямо на службе раскрыл пакет, вынул один ботинок, размер — мой, и голос — "тебе". Точно, мне.
Как оказалось впоследствии, это вторая часть рассказа, первую часть нам суждено было услышать в Дивеево. После Санаксарского монастыря мы поехали в Дивеево. На следующий день в Дивеево после утренней службы и паломнической трапезы мы пошли на послушание резать хлеб на сухарики, которые потом раздают паломникам, как это делал при жизни Преподобный Серафим Саровский. Расположились за большим столом, напротив сидели женщины из города Георгиевска (Кавказские минеральные воды), вот от них-то мы и услышали первую часть истории с ботинками. Женщина, которая отдала ботинки отцу Меркурию, была из их паломнической группы. Вот рассказ, который нам довелось услышать.
Валентина из города Георгиевска, духовная дочь отца Иеронима, во время тонкого сна увидела отца Иеронима, он ей сказал: "Купи мне туфли". Женщина проснулась, подумала: вот искушение, отец Иероним умер, зачем ему ботинки, наверное, просто искушение какое-то. Женщина снова уснула и опять видит отца Иеронима, и он ей говорит: "Смотри, не забудь, купи мне туфли". Женщина во сне спрашивает: "Батюшка, а размер-то какой?", старец отвечает: "Как у твоего сына". После этого женщина проснулась. Надо заметить, что сын у нее умер. Но делать нечего, вместе с зятем поехала на рынок, купила ботинки. После этого она поехала в паломническую поездку. Когда стояла на службе в монастыре, ее как будто кто в спину толкнул — "этому отдай".
Таким образом, нам посчастливилось услышать полностью историю с ботинками. Дивны дела твои, Господи! Так как простого совпадения (что нам пришлось услышать эту историю полностью) быть не может, решил написать об этом в монастырь.

Андрей Ходаковский
г. Энгельс
31.05.2002
1540
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru