‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Дан нам крест от Небес…»

23 октября исполняется год со дня смерти приснопамятной самарской схимонахини Сергии.


23 октября исполняется год со дня смерти приснопамятной самарской схимонахини Сергии (Дохловой). Целый год нет с нами любимой матушки, неустанной молитвенницы и мудрой старицы… Но и сейчас так помнятся матушкины притчи, ее советы и утешения. Как она умела ободрить — и вернуть благую тишину в смятенную душу… Любила, когда все собравшиеся за столом пели духовные песни.
Где ты, агница, сокрылась,
Я которую люблю?..
— Агница — это душа человеческая, которую Христос с любовью зовет и ищет, а она, неразумная, убегает от Него… — поясняла матушка. И говорила, говорила о том, что всякая душа должна откликаться на Божественный зов и сама без устали искать Бога! Только в этом спасение…
К премудрой матушке многие шли за советом и утешением, за благословением и молитвой. Не раз побывала у нее и Людмила Белкина, в то время журналистка «Благовеста», и записала этот свой разговор со схимонахиней Сергией — по сути, монолог матушки. Тогда материал этот не был опубликован, и вот теперь пришло его время. И, читая простые, но исполненные глубокого смысла наставления схимонахини Сергии, словно бы снова слышишь ее негромкий голос, видишь проникающий в душу взгляд ее глаз — к концу жизни совсем уже незрячих, но видевших то, что сокрыто от нас, зрячих. Прочтите — и помолитесь о упокоении схимонахини Сергии, да ее святыми молитвами и нас помилует Господь!

Когда я задала матушке свой вопрос, она вроде бы прямо на него не ответила. Ответила притчами, историями. А прежде ответа сказала:
— Вот, например, ты хочешь найти избавление от скорбей, пойдешь к ворожейкам или еще к кому-то. Или даже вот я что скажу тебе, а ты так примешь от меня: «Да что там старуха девяноста лет сказала», — и не в пользу тебе будет мое сказанное. А если ты просила у Бога помощи, и пришло тебе слово от какого-то человека, и ты примешь его как от Бога — оно тебе пойдет во спасение. А если ты возьмешь, а сама не слушаешься — оно пойдет в самовольство. Самовольство — пагуба, а послушание — сила. Ты захоти слово спасения, а Бог тебя спасет. Знай этот короткий урок, знай! А если ты не хочешь его? Мы же пучина греха и бездна нечистот и еще прах могильный. Унижайте себя. Христос оставил Отца и Небо нас поднять, душу нашу возвести от земли на Небо. Унизился безгрешен, а мы, грешные, не хотим унижаться. Хочешь — иди вправо, хочешь — влево. А влево — сатана и земная похоть. Но воля Божия над нами. Будет так, как Бог даст, а не как мы хотим. Прими со страхом, положи в сердце и иди в послушании.
Мы говорим: «Господи, помоги!» Не ты несешь, а Бог всю тяжесть несет с тобой, и ты славишь Его. Только через скорби Бог нас очистит, омоет, как Магдалину. А если не будет скорбей, мы не спасемся никак. Как Бог даст! — говорим, а скорби-то разные. А какую ты выберешь скорбь? Человек уверовал и просит у Бога помощи: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Господь слышит молитву, принимает ее и миловать начинает. Если бы Он так миловал: дал бы тебе, что хочется. А Он не даст. Он даст скорби. А мы не хотим скорби-то. Но только через скорби человек соединяется с Богом. А не будет скорбей — ни разу про Бога не вспомнишь.
Как было с монахом одним. Он кричал: «Господи, помилуй!» Господь стал миловать — дубинку ему одну дал: поставил ему клеветника. А он взял и убежал из монастыря, нашел другой монастырь и опять просит: «Господи, помилуй!» Господь поставил ему две дубинки — двух клеветников. Ему не нравятся эти дубинки — клеветники-то, которые его ругают. Он и из этого монастыря ушел. И семь монастырей прошел. То была одна дубинка, а Господь прибавлял: две, три, четыре, пять дубинок, шесть, семь! Тут премудрость. Когда Господь седьмую дубинку ему положил, ему стало невтерпеж, и он вернулся в первый монастырь. Монах премудрость понял. Значит, нечего бежать-то. «Господи, помилуй!» — кричу, а Бог: «Миловать надо», — прибавляет дубинку-то, а? Премудрость, — в церкви поют, — вонмем! И в разум истины придешь, вернешься к первой дубинке, скажешь: «Я виновата!» И тогда, говорят, врагу ты голову отрубил. А без головы он силу теряет. Враг-то искушал тебя всячески, а когда ты сказала: «Я виновата-то, я!» — тогда враг остался без головы и искушать тебя не может. И так вся жизнь строится. Премудрость — вонмем.
Богу нужна душа человеческая, потому что она безсмертна, вечна. Бог вечен, и душа вечна, и вечность у Бога. В теле нашем живет душа, и Господь все блага дает ради души, а плоть со страстями кричит: «Все мое!» Воюй с сатаной, воюй, сатана-то в крови нашей, страсти живут в крови. Воюй, как Мария Египетская воевала, молись, как Мария Магдалина молилась. В Магдалине, так в толковании написано, Господь любит кающуюся душу. Она разве одна? Сколько кающихся-то — все Христовы!
К Василию Великому пришел посол от Царя с требованием сдаться. Он им сказал: «Да я весь в вашей власти, берите меня и куда хотите девайте: убивайте, ссылайте, наказывайте, лишайте имения. А если будете ссылать — вся земля-то Господня, а я на ней странник, временный житель. А если будете убивать — видите, какой я сухой: раз ударите, и ваше удовольствие кончится. Я весь по плоти в вашей власти, а душу отдам Богу. Душу — Богу, а тело — вам». Христос так поступил и нам так велел.
Мама моя говорила: «Если скорби есть, вы на спасительном тернистом Христовом пути и несет скорби с вами Господь. А пусть плачет тот человек, у кого никаких скорбей нет». Я к маме подошла: «Люди живут легко и умирают легко, а у тебя какая трудная жизнь — нас восьмеро, и вот все болеешь долго». А она говорит: «Спаси Господи и помилуй всякого человека от легкой жизни и смерти. За гробом покаяния нет. Надо выстрадать жизнь, надо выстрадать и смерть. А отдыхать душа будет у Бога». Туда стремиться — цель ясна: там вечная цветет весна.
Священник выходит в церкви и дает целовать крест. А у каждого ведь крест свой. И вы идите целуйте свои кресты. У моей подруги муж пил, и три девчонки были у нее. Она измучилась и поехала в Почаев в монастырь и там, рассказывала мне, молилась Богу со слезами: «Не поеду домой, пускай муж-пьяница умрет, не будут глаза мои этого видеть. Останусь и на канаве умру на монастырской земле, больше мне ничего на свете не надо». Подруги ей говорят: «Сходи к старцу, тут старец живет недалеко». Она пошла с ними к старцу: «Старчик, я дала Богу слово не вернуться домой». А он, простец, говорит ей: «А ты слыхала — бывают люди-мучители и бывают люди-мученики?» — «Слыхала». — «Как ты хочешь умереть — как мучитель или как мученица?». — «Помилуй Бог умирать как мучитель, лучше умереть как мученица». — «Если ты останешься здесь, там муж умрет твой и детки умрут, никто им похлебку не сварит. А люди и небо и земля скажут: вот какая она, бросила детей, уехала спасаться в монастырь! Ты тут мучителем умрешь, и это крест не твой. А если хочешь мученицей умереть, иди домой, там голодные дети и муж-пьяница. И считай: слава Богу, я мученица, но на своем кресте». И я, говорит, приехала домой, каждый день думаю: «Господи, дай мученицей умереть!» А муж похворал да умер, а девчонки-то так стали слушаться. И сейчас хожу в церковь да Бога благодарю и только все говорю: «Дай, Господи, мученицей умереть».
Он всех благ Датель. И знает, где нас провести: через скорбь, через огонь или воду — через все проведет и не уронит. Так что ж нам больно рыпаться-то?
Не всякий это поймет. Дан нам крест от небес, как бы дар дорогой…
Матушка запела сильным выразительным голосом:
— Ты пропой, как свой крест,
данный мне от Небес,
Как бы дар дорогой
я с терпением нес.

На фото: На монашеский постриг матушку Сергию — тогда мирянку Надежду Михайловну — благословила собственноручно сшитым апостольником блаженная самарская старица схимонахиня Мария († 2000 г.). И, принимая в дар от редакции «Благовеста» книгу «Блаженная схимонахиня Мария», матушка сказала: «Я от Марии Ивановниного корешка…»

Людмила Белкина
Фото Ольги Ларькиной
20.10.2006
920
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru