‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Во дни печальные Великого поста»

Духовные советы постящимся дает Архимандрит Владимир (Наумов).


Вот и окончилось Прощеное воскресенье. Многие по-христиански простили друг друга, а кто-то хоть попытался это сделать.
Батюшка делает земной поклон, мирясь со всеми прихожанами храма, и благословляет на чудное и строгое время. Время обновления и укрепления души. Благословляет на пост.
Попытаться стать лучше, хоть на полголовы выше самого себя, предстоит в эти долгие семь недель. Может, поэтому сложилась моя командировка в село с названием Высокое.
Здесь уже 154 года действует храм во имя Архистратига Божьего Михаила. В годы оголтелого атеизма церкви как-то удалось уцелеть. Назвать ее сельской трудно — по высоте она напоминает собор. В масштабности храма сразу видна размашистость русской души наших прадедов. Руки старых мастеров создали шедевр деревянного зодчества. На колокольне я поразилась, как плотно, без зазоров, бревнышко к бревнышку прикатаны и подлажены бревна друг к другу. Как удалось мастерам полтора века назад поднять стены на такую высоту — для меня загадка.
Пестравский район Самарской области. Лет пятнадцать назад моя подруга училась в университете и летом собирала в этих местах — не ягоды, нет. Она собирала диалекты. В селе Высоком юными филологами был обнаружен редкий тип то ли «аканья», то ли «оканья» (главное, не «яканья»!) — эти свои изыскания подруга уже точно не помнит. Но что в каждом доме хозяйки говорили им, студенткам, про удивительного сельского батюшку, она запомнила: «Вы к нам в церковь сходите, с батюшкой познакомьтесь, он у нас такой… особенный!». Но загорелые студентки записывали усердно диалекты в тетрадки и потом мчались на речку купаться. В церковь так и не зашли. Теперь жалеют.
А батюшка здесь в самом деле необыкновенный. Сразу после армии и Духовной семинарии в двадцать с небольшим прибыл в Высокое и так уже четвертый десяток здесь служит Архимандрит Владимир (Наумов). Он единственный сельский батюшка в Самарской области, который имеет столь высокий монашеский сан.
Батюшка родом из Ульяновской области, с берегов Инзы. Там в километре от его села жила блаженная Катенька Борисова. К ней Володя (в постриге имя батюшки не изменилось) приходил за советом и молитвенной помощью. Перед поступлением в семинарию обратился к Катеньке с вопросом, сможет ли стать священнослужителем, та ответила, что «попом будет», но сначала «тря гонять», что означало службу в армии. Там батюшка был радистом, и довелось служить ему в Петродворце.

«Последнюю корову для храма не жалко»

Келья у батюшки маленькая. Стол, диванчик и очень много книг. За стеной спаленка с железной кроватью. На ней много лет назад ночевал будущий Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), в ту пору Епископ, когда приезжал в Высокое к батюшке Владимиру — вместе они ловили раков в Иргизе. Тогда у Владыки была голубятня, и он говорил шутя: «Дела такие — нужен овес». Имелся в виду корм для его любимых питомцев.
В коридоре у отца Владимира отряд банок с соленьями. Помидорки, огуречки, икра кабачковая. Замечая мой взгляд, улыбается батюшка и говорит, что сельскому священнику без запасов никуда. Тут вспоминаю, как на колокольне звонарь Ваня говорил, что отец Владимир с юмором. За это Ваня его и любит.
А еще в келье возвышается иконостас — все иконы светятся, будто праздничные. С первого взгляда и не пойму, отчего иконостас как-то радостнее других, какие мне довелось видеть. Разглядела — каждая икона наряжена позолотой, да еще на сверкающих рамках распустились золотые букеты цветов, как маленькая толика нашей благодарности Спасителю, Богородице и всем святым.
— Работать с золотой фольгой меня научил ныне покойный иконописец и позолотчик Виктор Константинович Крутилин. Он много сделал для нашего храма. Писал иконы, реставрировал, покрывал позолотой образа, создавал к ним неповторимые рамки.
В церкви есть иконы, которые принесли жители Высокого и других сел Пестравского района. Табынская икона Божией Матери — из Чагринского женского монастыря. Но география этим не ограничивается — одна прихожанка из Чапаевска пожертвовала Крест-Голгофу. Ее спрашивали, зачем так далеко везет, но бабушка за свое — хочу, чтобы Крест был в Высоком.
Икону Богородицы «Всех скорбящих Радость» несли из соседнего села несколько богомолок. Ночь застала их в поле. Там они помолились и легли прямо на земле спать. Наутро радостные рассказывали батюшке о своем ночном путешествии и о молитве к Матери Божьей. Но бывало, что и спасать приходилось святые образа. У одной сельчанки в свинарнике (!) стояла икона Вознесения Господня, и решила она ее разрубить на дрова. Раз ударила топором, два — и в этот момент зашла богомольная соседка. Увидела этот кошмар и стала умолять не грешить и отдать святыню в храм. Так и остался от удара топором на образе след — трещина раскола. Икона висит в храме и напоминает нам, до какого варварства можно дойти, если потерять веру и любовь. Но все-таки стояла Русь всегда на таких, как крестьянин дед Василий Осипович Тушин, который продал последнюю корову и все деньги принес на строительство храма в Высоком.

«В духовных вопросах не надо быть наивными»

— Батюшка, впереди время поста. Как правильно в это время молиться, как вести себя? Что делать, если худые мысли так и не выходят из сердца?
— Человек должен готовить себя к настоящему посту. Формалистика Богу не нужна. Что толку, если вы отсчитаете нужное количество поклонов и прочтете сколько требуется канонов, если ваше сердце будет молчать? Главное — внутренняя работа. Человек в это время должен сделать самоанализ и переворотить всю свою душу. Пушкин за год до смерти написал стихотворение, где есть такие строки:
Отцы пустынники и жены непорочны…
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…

О какой молитве говорит Александр Сергеевич? О молитве преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» — она делится при чтении на три части и совершается с великими поклонами. В конце двенадцать малых и опять великий поклон. Ну опять же, все это надо делать искренно. От формального прочтения пользы никакой не будет. Здесь должно быть покаянное чувство. С каждым словом нужно себя переиначить и с нового листа начать свою жизнь.
— Как лучше молиться — своими словами, которые идут от сердца, или молитвами святых отцов?
— Келейно можно и своими словами. Общественная церковная молитва должна совершаться словами святых подвижников благочестия.
— В дни поста нужно чаще посещать храм?
— Не обязательно. Надо постараться в каждодневной суете отводить часы молитвенному настрою. Это надо делать ежедневно. Кушаем же мы каждый день. Вот и подпитывать душу духовной пищей стремиться надо в любой день. Но везде должна быть мера. От чрезмерного поста и чрезмерных молитв можно и сломаться. Во всем должно быть благоразумие. Если человек несет на своих плечах тяжелый физический труд, то в молитве ему надо давать послабление. Молитвенный труд должен быть и в радость, а не только в тягость.
— Сейчас стало модным держать пост на соевых продуктах. На соевом масле и соевом мясе. Можно ли так поститься?
— Это самообман. Лукавство какое-то. И еще здесь явное гортанобесие, когда хочешь скушать что-то необыкновенное. В чем же тогда пост? На Святой Руси в дни поста питались простыми продуктами. Такими, как хлеб, мед, овощи. Естественная пища дает силы на молитву, но не тяготит человека. Хотя кто-то без соевых продуктов не может выдержать пост — такому человеку они и понадобятся.
— Как-то на остановке подошла незнакомая женщина и стала говорить на религиозные темы. Потом спросила мое имя. Я удивилась, но имя сказала. На следующий день упала в обморок.
— Нельзя так. В духовных вопросах не надо быть наивным. Сейчас так много различных людей, так или иначе творящих зло. Надо защищаться. Просфорочку скушать, святой водички попить. Сходить на исповедь и рассказать этот случай. Что ж, все мы ошибаемся.
Доверяться незнакомым людям не нужно. Вопросы духовные требуют к себе серьезного отношения. Не надо полагаться только на эмоции и впечатления.

«Всяк крестится, да не всяк молится»

— Батюшка, в последнее время часто можно услышать в храмах просьбу прихожан друг к другу о молитвенной помощи. Имеем ли мы, грешные, право молиться о других, порой малознакомых людях? Или с такой просьбой надо подходить только к священнику?
— По слову святого Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Мера молитв у каждого человека своя. «В чужой душе не вода в ковше — не разглядишь сразу». Мы же не знаем, каков человек во время молитвы. Может, у него вера очень сильная, но не напоказ. У другого добродетель, через которую Господь услышит его молитвы. У какого-то человека смирение или скромность. Такие люди несколько поближе к Богу-то, может, их молитва и услышана будет.
Друг за друга надо молиться. И не только по просьбе: видишь, человек впал в грех — не осуди, а помолись за него. Но не формально, а от сердца. «Всяк крестится, да не всяк молится» — духовной соли стало у прихожан маловато.
Хотя у молодежи, которая пришла в церковь именно своим умом, вера естественна. Радует, что таких людей в храме появляется все больше.
— Некоторые знакомые рассказывают, что начали какое-то доброе дело, например, помогать храму, и посыпались на них беды. Кто-то помог многодетной семье и потом заболел. Как быть?
— За Богом добро никогда не пропадет. Отдавать надо от чистого сердца и не ждать благодарности. Храмы, поставленные на деньги российского предпринимателя Демидова, ломали тракторами, но здания стояли. Когда же неправедно нажитые деньги попадают на святое дело, то и бывают злоключения. «Нажитое махом — пойдет прахом».
Благородные дела, несмотря ни на что, надо спешить делать.
Важен внутренний мотив. Как-то Императрица Екатерина II сказала Митрополиту Платону, что ей тяжело стоять и молиться, ноги болят. На это Императрица получила следующий ответ: «Чем думать о больных ногах стоя, лучше думать о молитве и спасении сидя».

«От себя нигде не скроешься…»

— Отец Владимир, сейчас некоторые люди, чтобы оградиться от мирских страстей, уходят из мира целыми семьями, создают какие-то общины, а то и загоняют себя и детей под землю…
— Бороться со страстями мира надо на месте. Сам от себя никуда не уйдешь. Прежде всего — надо бороться со своими страстями, со своими похотями, особенно сейчас, в Великий пост. Куда бы ты ни пришел, то принесешь с собой свои недостатки, поэтому лучше сидеть уж дома, чтобы людей в соблазн не вводить. Просто надо облагородиться самому изнутри, приготовить себя внутри так, чтобы нести в мир свет и добро.
Другое дело — потребность души посещать святые места, Псково— Печерский монастырь или Троице-Сергиеву Лавру. Духовность этих мест передавалась из века в век. К такому истоку вековой святости даже необходимо приобщиться, чтобы набраться благородного, великого и святого. Вот в этих случаях поездка будет полезной как взрослым, так и детям. Сейчас детишки растут, как в парнике. Мамы их оградили от трудностей и неприятностей. Верно говорится, что бывает «у матери душа кривушка». Портят дитя чрезмерной негой, балуют, не приучают к труду. Ребенок растет, как игрушка. Император Александр III так говорил: «Мне не нужны фарфоровые дети!» — он растил детей не белоручками и вырастил святого Царя-Мученика Николая II!
Светское образование лишь приумножает знания, но душу ребенка не питает и не наполняет. Надо учить детей добродетелям и помочь им всем сердцем понять, принять другого человека и простить.
Из своего детства помню один Крестный ход вокруг храма. Была Пасха. Православные славили Господа. И вдруг звериный рев из динамиков, их специально вынесли на улицу, чтобы заглушить церковные песнопения. Безбожники кричали и улюлюкали, оскорбляли верующих, но кротко и смиренно было шествие христиан. Это произвело на меня сильное впечатление, я вдруг почувствовал к улюлюкающим жалость. До слез стало жалко этих людей, которые не познали Христа, не смогли найти в своем сердце истинную веру. Дети способны многое чувствовать, надо это умение в них родителям развивать.
…А я себя рядом с отцом Владимиром на время ощутила ребенком, может, от его мудрых слов, а может, от доброты, с какой он обращался ко мне, называя Олюшкой.

Батюшка любит катать свечи. У него они необыкновенные. Пахнут медом. Я не тонкий знаток пчелиного золота, но нежный запах таил в себе нектар липовых цветов. Темные свечи пахли гречихой. Для меня это было открытием. Свечи из настоящего воска несут с собой нежный аромат лета. Они горят совсем по-другому — не капают и не обжигают пальцы слезками воска. Поверьте, настоящий пчелиный воск растапливается от жара огня и выходит в пламя, но не вредит руке. Он просто сгорает, даря тепло и свет.
Может, в этом простой ответ, как жить в дни Великого поста, да и не только поста. Жить и не мешать никому, даже ни одной каплей не потревожить покой. Просто тихо-тихо гореть в пламени добра.

Храм в селе Высоком испытывает материальные затруднения, в срочном ремонте нуждается крыша. Прямо в церкви, возле икон, стоят тазики, куда с прохудившейся крыши стекает вода. Приход просит оказать помощь храму.

Банковские реквизиты:
Приходский совет Михаило-Архангельской церкви
ФАК СБ РФ в Большеглушицком ОСБ № 4249
Р/с № 40703810354320100039
Поволжский банк Сбербанка РФ г. Самара
БИК 043601607
К/с № 30101810200000000607
ИНН 6378001900
КПП 637801001

Почтовый адрес: 446177 Самарская область, Пестравский район, с. Высокое, храм Архистратига Божия Михаила, настоятелю Архимандриту Владимиру (Наумову Владимиру Ивановичу).

На снимках: Архимандрит Владимир у иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"; отец Владимир в храме села Высокое.

Ольга Круглова
13.03.2008
1882
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru