‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«К каждому человеку надо относиться так, как Авраам к Трем Странникам»

Интервью с клириком Свято-Владимирского храма г. Самары протоиереем Петром Державиным.


Интервью с клириком Свято-Владимирского храма г. Самары протоиереем Петром Державиным.

Кто из Православных не хотел бы посоветоваться о своем житье-бытье с праведными старцами! Священнику Петру Державину была Господом дарована такая радость. Только всегда ли человек готов встретиться со странным для простого человека ответом старцев?.. Так, отцу Петру Державину пришлось пережить «заушение» от батюшки Николая Гурьянова, а от Марии Самарской доедать яйцо…

Священник Петр Державин придерживается дореволюционных традиций священнослужителей и ходит к своим прихожанам не только исполнять различные требы, но и просто в гости на чай. Он по-настоящему сроднился со своей паствой и знает не понаслышке о ее жизни, потому что видит воочию, в каких бытовых условиях живут прихожане. И мы решили поговорить с отцом Петром Державиным о том, как живут его прихожане во время кризиса, и еще — как достойно провести последние дни Великого поста.

Семья Державиных стала родной

— Отец Петр, расскажите, как свел Господь вас с семьей Державиных. И чему вы смогли научиться у этой семьи.
— Я учился в 1981 году в Санкт-Петербургской Духовной семинарии и там познакомился с отцом Иоанном Державиным, ныне уже почившим, — это был старший сын протоиерея Иоанна и матушки Лидии. Чуть позже поступил учиться в семинарию Николай Иванович, который служил референтом Святейшего Патриарха Алексия II много лет до самой его кончины. Мы все вместе пели в церковном хоре. Общались, так началось наше знакомство. А когда я ближе сошелся со всей семьей, то сразу почувствовал, что она мне родная. Она была очень похожа укладом жизни и соблюдениями Православных традиций на семью моих родителей, где было заведено совместно читать вечерние и утренние молитвы, помогать друг другу и жить с Богом. И через пятнадцать лет после того, как я потерял своих родителей, я нашел родную по духу семью. А поучиться у семьи Державиных можно многому — и вере, и благочестию, и простоте в общении, но еще и жизненной мудрости и — молитвенности. И — культуре, настоящей высокой культуре жизни.
— Как вы познакомились со своей женой Ангелиной Державиной?
— Во время учебы в семинарии я несколько раз там видел свою будущую жену. Николай Иванович пригласил меня на лето в гости в Нероновку, отдохнуть и порыбачить. Я с большим удовольствием поехал и там подружился не только со всей семьей, но и со своей будущей женой Ангелиной. Мы полюбили друг друга и 7 августа уже сыграли свадьбу.
— А почему вы решили взять фамилию жены?
— Когда мои родители умерли и я остался сиротой, то всегда мечтал о большой Православной семье. Державины меня приняли как родного, и для меня они стали той семьей, которой мне всегда не хватало. Не хватало родственной теплоты и душевности. И мне захотелось стать частью этой необыкновенной семьи, захотелось стать одним из Державиных, поэтому и решил взять фамилию жены.

«В Самаре добродушный народ»

— Где вы служили после окончания семинарии?

— Меня распределили в Пензенскую епархию, где я был рукоположен в диаконы ныне покойным Архиепископом Серафимом. Вскоре в Волгограде в кафедральном соборе освободилось место диакона. А тогда я был голосистым диаконом, c интересным тембром, и меня пригласили служить в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Волгограде. Так я стал служить в Саратовской и Волгоградской епархии. Потом из одной епархии сделали две: Саратовскую и Волгоградскую. Вскоре меня рукоположили в сан священника и направили служить в мой родной город Аркадак. В год тысячелетия Крещения Руси меня перевели служить в город Ртищево, где прослужил 18 лет.
— Скажите, батюшка, отличается ли паства саратовская от самарской?
— Везде люди Божьи… Ртищево небольшой, очень чистый городок с населением 50 тысяч человек, там проживает много немцев. По своему мировосприятию жители Ртищево разнятся с самарскими прихожанами, которые с великим почтением относятся к священнослужителям, с послушанием выполняют их просьбы и наказы и очень уважительны к Православным традициям.
Дети подросли, и надо было им учиться дальше. Ездить по два раза в день 200 километров в Саратов на учебу было очень тяжело и неудобно. И я поехал в Самарскую епархию к Архиепископу Сергию на прием, чтобы попросить перевести меня служить в Самару. Владыка благословил меня служить в Никольскую церковь вторым священником, а через два года меня перевели служить на Металлург в храм святого князя Владимира под началом игумена Корнилия (Синяева).
— Как вас принял наш город?
— Никольский приход принял меня любвеобильно и душевно. В Самаре добродушный народ, уважающий и почитающий священнослужителей и любящий своего пастыря. Какие в этом храме молитвенные и общительные прихожане! В поселке металлургов люди разные, есть добрые, есть и требовательные… Но у Бога все люди одинаковы, поэтому к каждому надо относиться, как Авраам к Трем Странникам, с любовью… Любовь творит чудеса — за нее люди и тебя начинают любить, за ней и в храм тянутся. Любовь не только чувство в сердце, а прежде всего внимание, которое ты уделяешь людям. Господь заповедовал пасти агнцев, именно пасти, а не стричь. И вот заботой, вниманием и любовью открываешь в прихожанах доброту, про которую многие и забыли, что она у них живет в душе.

«Пастырь должен жить жизнью народа»

— Вы известны своей простотой, ходите в гости к своим прихожанам и не выстраиваете огромной дистанции между собой и паствой. Вы сознательно идете на это?
— У меня с каждым своя дистанция, она как-то сразу чувствуется, с каким человеком какая. В гости тянет идти к родным, почитающим и жаждущим общения прихожанам. До революции в каждом селе был свой храм, а то и два. И батюшка ходил по всем дворам: где болящего причастит, где посев благословит, где просто погостит. Пастырь жил народной жизнью. Он смотрел, как живет его паства, в чем нужна его помощь, какие проблемы в семьях. Молился за них, потому что жил их жизнью. Его служба не заканчивалась в храме. Так и должно быть, служба у священника оканчивается после молитвы на ночь, да и то ляжешь спать, а мысли о пастве не покидают, пока не заснешь.
— Какие проблемы тревожат больше всего?
— Люди Бога теряют… Вот сейчас как никогда надо быть с Богом. Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременненые» (Мф. 11, 28). Сейчас, во время сильного сокращения на производстве, в Самаре много людей остались без работы, им нужна не только новая работа, но и желание обратиться к Господу. Когда человек живет с Богом, то Господь как-то Сам ведет его по жизни, спасает, помогает, а иной раз несет на руках… С нагрянувшим кризисом, глядишь, человек в храм зашел, свечку поставил, помолился. Как говорится в пословице: гром не грянет — мужик не перекрестится. Вот когда начинаются трудности, то люди сразу тянутся в храм.
— То есть кризис чувствуется даже на пастве вашего храма, который на самой окраине города?
— Кризис — это ведь и Божья милость. Господь призывает всех к познанию Его, и люди, которые до кризиса жили припеваючи, в трудности вдруг вспомнили о Господе.
Во времена кризиса у людей происходит встреча с Богом и с Православной верой.
Те прихожане, которые привыкли экономить, как это всегда делал мужик на Руси: крошечки со стола смахнет — и в рот, скушает, чтобы хлеб насущный не кидать, — вот такие люди не очень заметили кризис. А те, кто привык жить на широкую ногу, сейчас перестают быть транжирами и приучаются экономить…
— Как провести всем нам последние дни Поста?
— Надо к каждому дню Великого поста подходить с возвышенным чувством, потому что приближается Светлое Христово Воскресение. Пост не надо воспринимать тягостно, ведь не хлебом единым жив человек. Крепость духа и очищение души дает постная еда, она не ослабляет силы человека, а только крепит их. В эти дни молиться надо Господу почаще, сама душа так и просит встать возле икон и поговорить с Господом, помолиться и попросить Его поддержки, чтобы достойно провести последние дни поста, ради Его Светлого Воскресения. И Господь укрепит человека. На праздник Пасхи радость пребудет с каждым человеком — и с тем, кто постился, и с тем, кто не постился. Но только соблюдая пост, выполняя все заповеди Христа, мы вносим свою какую-то лепту, мы не только просители в эти дни, но и истинные дети, которые проявляют свое послушание Божьей Воле. Эти несколько дней не должны уводить нас в сторону саможаления и ослабления поста; пусть эти дни еще сильнее укрепят наши духовные силы, нашу веру.

«У старцев надо учиться жить в вере и добре»

— Отец Петр, с какими подлинными подвижниками Православия вам послал Господь встречу?

— Когда я служил диаконом, то ездил к Архимандриту Иоанну (Крестьянкину) советоваться: рукополагаться мне в священники или остаться диаконом. Он мне интересно ответил: «Наплачешься. Не писал прошения и не пиши». Но Божий Промысл был другой. На второй день после Рождества в храм, где я тогда служил, приехал Владыка Пимен, отслужил Всенощную и сказал: «Завтра тебя рукополагаю». Но я часто вспоминал слова Архимандрита Иоанна, что «наплачусь», — много трудностей было.
Когда старшему сыну было около года, то всей семьей ездили к отцу Павлу Груздеву, сейчас он похоронен в Толгском монастыре. Про него вышла книга «Последний старец». Он встретил нас радушно, даже колыбельную нашему сыночку пел: «Лю-ли, лю-ли, лю-ли бай, засыпай…» Были мы у него в среду, в постный день, покушали постненько. А тут деревенские принесли парного коровьего молочка. И он налил детишкам и мне с моей матушкой. Я говорю отцу Павлу: «Так сегодня же среда». А старец с такой любовью к нам отнесся, что любовь превыше правила поставил. И сказал: «Где же вы еще парного молочка попьете…» И это молочко я помню всю жизнь… Для старца все гости были праздником. Второй раз уже ездил с другими детишками, но его дома не застали. Мы искупались в Рыбинском водохранилище и поехали домой. А моя матушка Ангелина говорит — видно, он все нам, что хотел, уже сказал.
Ездил я к отцу Николаю Гурьянову. Опять же были сомнения насчет правильности выбранного пути. Уже было пятеро детей, надо было их поднимать, только не на что, и я хотел уйти в бизнес. Вот и приехал с этим вопросом к старцу. Спрашиваю: «Служить мне или не служить?» А он как отвесит мне пощечину. Все сразу стало понятно…
У петербургского протоиерея Василия Ермакова просил совета, как поступить мне с подчиненным. Приехал где-то в шесть утра, зашел в храм и сразу к батюшке: «Отец Василий, я благочинный, подскажите, как мне быть…» Опытный пастырь отвечает: «А я не благочинный…» Сразу одернул меня, чтобы не зазнавался, и дал понять, что благочинный — не начальник, а слуга. Благочинный тот, кто должен чинить благо. И потом мы с ним вместе отслужили Литургию.
Три раза Господь сподобил бывать мне у Марии Ивановны Матукасовой. В одну из этих встреч принесли нам покушать, она яичко откушала и половинку мне протягивает, я не ожидал такого поворота событий и так растерялся… Взял эту половинку, жую, а она мне в горло не идет, прямо давлюсь ей, и все. Потом мне сказали, что таким образом Мария Ивановна делилась со мной благодатью. Я болел в то время, а после матушкиного яйца почувствовал себя намного легче.
У самарской старицы Марии Яковлевны Прасловой (о ней читайте в статье "Старица с окраины" — ред.) любил бывать каждый день; времени нет — ну хоть на пять минут, но заеду. Ее благодать касалась тебя и покрывала твои какие-то беззакония. Будто ты надевал одежду, и становилось не видно всех твоих физических дефектов. Ее любящее сердце никогда не осуждало, и от этого чувствовал свободу, которую тебе дал Сам Господь.
Общение со старцами меняет человека, старцы умеют, не трогая твоей свободы, не навязывая своего мнения, своей простотой в общении и величайшей любовью к тебе, как к образу Божьему, подвигнуть на исправление твоих грехов. В разговоре со старцами будто роднишься с ними и учишься у них жить в вере и добре.

Ольга Круглова
03.04.2009
1867
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru