‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Храм помогала строить Царица Небесная…»

Деревянный храм в честь Трех Святителей вырос в Самаре на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

Деревянный храм в честь Трех Святителей вырос в Самаре на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.


…Эта церковь построена, как говорят, без единого гвоздя, бревна скреплены своего рода деревянными «гвоздями» — костылями не круглой, а прямоугольной формы. Год назад, 14 января, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий на торжественном Богослужении освятил храм архиерейским чином. О храме, его святынях и особенностях приходской жизни самарской церкви Трех Святителей мы разговариваем с настоятелем храма протоиереем Алексием Гладуном.

«Вот здесь будет храм Божий…»

— Отец Алексий, расскажите об истории храма. Почему именно в этом месте он был построен?
— Учителя близлежащей 47-й школы захотели организовать здесь приход, обратились за ходатайством к Владыке Сергию, и вскоре это место было выделено под строительство храма. Почему именно здесь? Именно здесь нашли Казанскую икону Божией Матери, ныне она хранится в храме. И говорят, что здесь, в дубовой роще, даже расстреливали в годы репрессий. Так что место это не случайное.
— А почему решили строить деревянный храм?
— У меня уже был опыт строительства деревянного храма, когда я был настоятелем церкви в Челно-Вершинах. И Владыка благословил здесь строить деревянный храм. Об этом подробнее расскажет игумен Николай (Феоктистов), который тоже служит здесь.
…Я переадресовываю вопрос отцу Николаю. Поясню: отец Николай — бывший митрофорный протоиерей Геннадий Феоктистов, известный многим самарцам батюшка и сильный молитвенник. Год назад, в день празднования памяти Святителя Николая, отец Геннадий принял монашество с именем Николай, и теперь служит вместе со своим зятем — отцом Алексием Гладуном — уже как игумен Николай.
— Что я могу сказать? — вступает в разговор отец Николай. — Я здесь мало в чем участвовал, а участвовала Сама Царица Небесная. Прежде чем быть этому храму, у нас появилась Казанская икона Божией Матери. Еще когда здесь был только парк, где ребятишки бегали, одна женщина гуляла здесь с ребенком. И к ним подошла незнакомая женщина в голубом, указала на это место и сказала: «Вот здесь будет храм Божий». И об иконе сказала, что она будет в этом храме. Это благословение Божие, и место это тоже благословенное. И не мы строили, а все от Бога. А нашей заслуги нет никакой. Матерь Божия помогала. Находились люди, которые помогали нам — приехала моя двоюродная сестра, Валентина Гавриловна Таран, стала помогать. Ее дочь, Елена Калюжная, попала в трудную ситуацию из-за ее бизнеса в Объединенных Арабских Эмиратах, была даже угроза ее жизни. И она взяла обет — продолжительный пост, поездка на Святую Землю и помощь в строительстве храма. И все обеты Елена выполнила. Благодаря ее помощи здесь вырос храм. Все устраивалось по воле Божией. Это очень благодатное место. Я настоятелем быть отказался, все делал отец Алексий. Он молодой, деятельный. Я ему все передал. Он начал строить. А насчет деревянного храма сразу была задумка. Дерево — оно живое. Все, кто теперь приходит к нам — очень довольны.
— Сначала мы построили часовню, — продолжает рассказ отец Алексий. — А в 2001 году начали служить. Уже девятый год служим. Через четыре года, в 2005 году, на Чистый Четверг мы начали служить уже в новом храме. Он был освящен малым чином, иерейским, как нас благословил Архиерей. А еще через четыре года, 14 января, на память Василия Великого, Обрезание Господне и Новомучеников Самарских, Владыка Сергий провел великое освящение нашего храма. Храм назван в честь Трех Святителей. Владыка предложил нам самим выбрать имя храму. Я очень почитаю Трех Святителей — Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова — и предложил назвать новый храм в честь них. Владыка дал благословение. А часовня у нас в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Елена Калюжная, племянница игумена Николая, активно помогала строить этот храм. В благодарность за ее труды и помощь часовня была названа в честь ее святой покровительницы.
— Расскажите о святынях храма.
— Главная наша святыня — частицы мощей Трех Святителей. Мощевик сейчас находится в алтаре, но уже пишется большая икона, куда он будет вставлен. Есть почитаемая небольшая Казанская икона Божией Матери, которая обретена здесь рядом. За алтарем у нас находится часовня, вот в том месте как раз нашли эту икону. Ее сначала передали в Петропавловскую церковь. Нашла женщина, которая гуляла там с сыном. Она до сих пор жива, стала нашей прихожанкой. Когда наш храм начал строиться, она съездила в Петропавловскую церковь, попросила эту икону для нашего храма и привезла сюда. Совсем недавно в нашем храме появилась Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Эта икона афонского письма, 1879 года. Сейчас мы заказали киот к этой иконе. У нас есть мощевик Оптинских старцев, есть частица мощей Преподобного Серафима Саровского, она находится в иконе. И еще есть у нас обетная икона, для нас она чудотворная. Написана после того, как отец Николай получил исцеление от рака. Это икона Божией Матери «Всецарица», она была написана в афонском Ватопедском монастыре.
— Да, эта икона («Всецарица») — из-за моей болезни появилась, — поясняет отец Николай. — Я саркомой болел, а когда сделали операцию, вся семья, и я тоже, дали обещание, что я съезжу на Афон и закажу там икону. Эта икона с Афона, вот и печать Афонская. У меня руку оперировали, ногу оперировали, почку отобрали. Сказали, что две недели жить осталось, а я вот все живу. Видимо, Бог терпит мои грехи. Ну, обо мне лучше не рассказывать.
— За это время сложилась приходская община?
— Да, приход сейчас уже сложился, — отвечает настоятель. — Время строительства закончилось, за этот период приход давным-давно сформировался. Те, кто стал ходить в наш храм с самого начала, так и ходят. Кто-то уже отошел ко Господу из пожилых прихожан, у кого-то появились дети, которые тоже стали со временем нашими маленькими прихожанами. У нас одна из самых крупных воскресных школ в городе, в ней занимается больше семидесяти ребятишек. Наш приход прирастает. Слава Богу, людей много ходит. Каждое воскресенье храм полностью заполнен молящимися.
— Кто ваши прихожане?
— Всегда, когда говоришь о своем приходе, есть некоторая доля тщеславия, хочется похвалить себя. Как любой священник, я привязан к своему приходу. Говорят, что к нам много молодых мужчин ходит. Само население в этом районе достаточно молодое, да и приход наш тоже молодой. Может быть, и поэтому основная масса наших прихожан — молодые семьи с детьми. Немало и людей среднего возраста. Наши прихожане активно участвуют в жизни храма. И даже собирают пожертвования в Детский фонд для детей, которым требуется дорогостоящее лечение. Все это добровольно, люди сами предлагают, сами организуют, сами всем занимаются.

«Я рад, что Бог призвал меня на это служение»

— Отец Алексий, расскажите, как вы пришли к вере, стали священником.
— Я поверил в Бога в далеком сейчас 1987 году, когда в первый раз в жизни зашел в храм. Это было в Сызрани, в кафедральном Казанской иконы Божией Матери соборе. Мы с мамой приехали в гости к моей тете. Она работала рядом с храмом на хлебозаводе, и мы просто решили зайти в храм. Я зашел, посмотрел вверх, в пространство купола, увидел изображение Духа Святого в виде голубином, и у меня больше не было вопросов — есть ли Бог, надо ли верить. Я просто поверил. Потом я стал искать возможности креститься, в те времена это было достаточно сложно. И в 1989 году, 28 июля, в Федоровке под Тольятти, отец Владимир, а сейчас он игумен Григорий (Новичков), настоятель (сейчас там Благовещенский скит), покрестил меня в свой день Ангела, на память святого равноапостольного князя Владимира. Мне тогда было 14 лет. Я стал Православным христианином. В 1990 году у нас в Жигулевске, откуда я родом, открылся храм. Я начал туда ходить. Потом поступил в Самарское Духовное училище, которое позже стало семинарией, получил диплом и принял сан.
— Что для вас значит быть священником?
— Если честно, я не знаю, что сказать. Эта тема обширная, в двух словах, да и в десяти или даже ста словах, не скажешь. Я никогда не мог даже представить, что было бы, если бы я не был священником. Я не представляю свою жизнь по-другому. Это, пожалуй, самое главное, что я могу сказать. Если говорить мирским языком, я занимаюсь любимым делом. Я рад, что Бог призвал меня на это служение, благословил меня на этот путь.
— У священника очень много забот и обычно остается чрезвычайно мало времени на дом, на семью…
— У меня матушка из верующей семьи, отец у нее священник, да еще такой известный молитвенник — игумен Николай (Феоктистов), и потому моя матушка хорошо знает, какова жизнь священника, и духовно поддерживает меня.
— Удается ли вам побыть вместе всей семьей и чем вы любите заниматься в свободное время?
— Безусловно, семья — это Малая церковь. Была стройка — было тяжело, сейчас, конечно, больше времени на семью появилось. Мы и в храме бываем вместе, и выезжаем на природу, стараемся паломничать по мере возможности. Чем я люблю заниматься в свободное время? Увлечений достаточно много — и спортом заняться, чтобы здоровье поддержать, и книги хорошие почитать.
— Как вы считаете, современные массовые увлечения детей и подростков как-то все-таки можно согласовать с Православием?
— Святитель Григорий Нисский, когда дописывал «Шестоднев» своего умершего брата Святителя Василия Великого, размышляя о человеке, много внимания уделял именно этому моменту. Он пишет, что многие занятия человека не носят никакой нравственной цели. Прежде всего он говорил об искусстве. Искусство может служить и благим, и злым целям. Вот и современная цивилизация принесла и благо человеку, и зло в то же время. Все имеет две стороны. Например, современное здравоохранение — это эффективные лекарства, новые методы лечения, помогающие излечить те болезни, которые ранее считались неизлечимыми. Но есть и обратная сторона — эвтаназия, аборты, использование человеческих эмбрионов для каких-то опытов… И глядя на современное общество, на современную культуру, можно сказать, что они чаще всего не христианские, а даже антихристианские. Стремление к материальному сейчас поглощает все больше и больше людей. И все больше и больше человек пытается отдалиться от Бога. И современное искусство во многом способствует этому. Но с другой стороны, есть вещи, которые способны заставить людей, не знающих Бога, задуматься над чем-то высоким, подняться над материальным. У кого-то путь к Богу лежит и через это. Конечно, такой путь — окольный и долгий. Но кому-то Бог судил идти и таким путем. Я рад, что многие деятели современной культуры открыто говорят о том, что они Православные. Для меня самый яркий пример — это сербский кинорежиссер Эмир Кустурица, который уже снискав всемирную известность принял Православие, крестился с именем Неманя. Он восстановил храм во имя Святителя Саввы Сербского в построенной по его собственному проекту деревне на Мокра горе. А недавно он получил  премию Международного общественного фонда единства Православных народов имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства Православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Для меня это добрый пример. А детей просто надо учить духовному, при этом оставлять за ними возможность выбора. Но надо учить ребенка так, чтобы ему нравилось выбирать хорошее, доброе, светлое. Чтобы ребенок стремился к Христу. А это воспитание, прежде всего. Над этим надо работать в первую очередь родителям, семье.

«Надо стараться каждый день читать Писание»

— Начался пост. Какова, по вашему мнению, мера поста для мирян?
— История Церкви — это история живой жизни. Предания Церкви, опыт Церкви, пронесенный через тысячелетия. Зайду чуть со стороны к истории вопроса. Я был удивлен, прочитав во всем известном «Домострое», что во время Великого поста миряне ели рыбу, постились не совсем так, как мы стремимся поститься. Я всегда думал, что мы на «Домострой» ориентируемся, а на самом деле почитать там — и совершенно по-другому пост воспринимается. Почему так? Дело в том, что у нас Студийский устав был заменен на Иерусалимский устав, более строгий во всех отношениях, в том числе и в отношении питания во время постов тоже. Но мы всегда должны помнить, что пост — это не самоцель, а способ духовного совершенствования. Поэтому сейчас из икономии, то есть снисхождения к людским немощам, допускаются послабления. Я понимаю, что полную меру поста я и сам не смогу, наверное, выдержать. А как можно мне требовать от людей выполнять то, что ты сам не можешь делать? Такого внутреннего противоречия быть не должно, и это понимает каждый пастырь. Поэтому я считаю, что каждый выбирает для себя меру поста по силам. Ступеней поста очень много. Можно с рыбой поститься, можно с маслом поститься, можно с маслом и вином (по субботам и воскресеньям) поститься, а можно поститься без масла или сухоядением. Кто как сможет вынести пост. Должны учитываться все условия. Кто-то живет на Крайнем Севере, у кого-то очень тяжелая работа, когда послабления просто необходимы. Конечно, воздерживаться от поста можно кормящим матерям, беременным женщинам. А так — каждый Православный христианин, посещающий храм Божий, должен этот вопрос обсудить со своим приходским священником. Своим прихожанам я кому-то разрешаю послабление поста, кому-то — не разрешаю. Здесь все решается индивидуально. Это уже опыт духовной жизни прихода и каждого конкретного человека.
— Есть странные суеверия, которые очень расхожи среди многих верующих. Например, многие, даже будучи в Церкви не первый год, считают, что в праздник Крещения Господня освящаются два вида воды — Богоявленская (18-го января) и Крещенская (19-го). Вы сталкивались с таким?
— Да, такие суеверия есть, и их много. И с ними, как с любыми другими суевериями, надо бороться просвещением. И тут единственный путь — это проповеди, донесение смысла и понимания того, что мы совершаем, зачем мы в Церкви. Если поддаваться суевериям, то тогда перед нами должен встать вопрос: а насколько мы являемся Православными христианами? Господь говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Свободными от суеверий в том числе, ведь это суетная вера, здесь нечем бахвалиться и гордиться. Крещенская и Богоявленская вода — это все одна и та же святая вода. Традиция освящать воду особым чином связана с обычаем древней Церкви два раза в год совершать массовое крещение — на праздник Богоявления и на праздник Пасхи. И вода освящалась в первую очередь для того, чтобы люди приняли Крещение. Тем же чином освящается вода на каждое Таинство Крещения, которое проводится сегодня практически ежедневно. То же и с запретом на яблоки до Преображения. На самом деле до праздника Преображения Господня не принято вкушать виноград. Потому что из первых плодов делали вино, на котором совершали Богослужения. То есть первый урожай должен был принадлежать Богу, поэтому вкушение винограда было запрещено. В нашем краю не рос виноград, и потому эту традицию перенесли на яблоки. Людям нужно просто объяснять. Изучать жизнь Церкви, любить ее устав и понимать, что в Церкви все установлено очень разумно. И нужно научиться отличать важное от второстепенного.
— Евангелие должно быть не только главной книгой для каждого Православного христианина, но и настольной. Насколько важно для нас читать и перечитывать Евангелие, ведь далеко не всегда мы это делаем?
— Это очень важно. Я буду говорить, исходя из опыта собственного прихода. У нас каждый пост традиционно все прихожане читают все четыре Евангелия. Традиция изучения Священного Писания должна быть на каждом приходе. Иначе откуда будет вера наша, если мы не будем знать Слово Божие? Оптинские старцы говорили: «Когда мы молимся — мы разговариваем с Богом, а когда читаем Евангелие — Бог разговаривает с нами». Разве можно отказываться от разговора с Богом, когда эта возможность у нас есть? Я вспоминаю прежние времена, советские, когда невозможно было достать духовных книг. А сейчас можно найти и прочесть любые Православные книги! И толкования, и другие работы по Священному Писанию. Надо стараться каждый день читать Писание. Если что-то непонятно — изучать. Для мирской работы мы же учимся в школах, вузах, читаем, изучаем… И уж тем более нужно потрудиться для спасения своей души. Чтение Евангелия — само по себе духовная награда и радость. И дух мирный, который должен быть внутри нас, тоже через Священное Писание приобретается. Поэтому читать его нужно как можно больше и как можно чаще.

На снимках: самарский храм Трех Святителей; игумен Николай (Феоктистов); настоятель храма протоиерей Алексий Гладун.

Подготовила Татьяна Горбачева
18.02.2010
1462
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru