‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Лето Господне благоприятно…"

Девятнадцатого мая сего года православная Москва вновь отмечала память святого Царя-Мученика Николая II — его день рождения. На площади у памятника-часовни Героям Плевны в честь этой, хотя и не юбилейной, даты собрался верующий народ.

Девятнадцатого мая сего года православная Москва вновь отмечала память святого Царя-Мученика Николая II — его день рождения. На площади у памятника-часовни Героям Плевны в честь этой, хотя и не юбилейной, даты собрался верующий народ. В часовне перед мироточивой иконой Царя-Мученика Николая II служили молебен с чтением акафистов в честь "Державного" образа Божьей Матери и святых Царственных мучеников. И хотя число пришедших на стояние было не столь велико, как на прошлогоднем юбилее, но православный люд неизменно все тот же: представители патриотических монархических движений, казачества и — сербы… да, в этот раз были и они.
Около десяти человек собирали пожертвования для сербов; их картонные, наскоро склеенные ящички были доверху наполнены бумажными купюрами. Православные не скупились, отдавали от сердца; может быть, даже последнее. Было много и других сборщиков пожертвований, в том числе и я, грешный: в этом году нами начат сбор средств для восстановления часовни во имя св. Николая, построенной в честь следования царского поезда мимо нашего города (из Москвы во Владимир, во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 г.) и незапланированной остановки в десяти верстах от него. Ходил я по площади со своим ящичком, и было как-то стыдно: вот, сербам надо, необходимо, а мы?..
А в часовне в это время молились: просили Матерь Божию, Царя-Мученика Николая II о спасении не только богохранимой страны Российской, но и многострадальной Югославии. Самое главное на молитвенном стоянии было, пожалуй, в невыразимом чувстве высокого духовного единства, в почти осязаемом ощущении ниспосылаемой нам благодати. Самое главное было в чувстве, что небеса соединились с землею, когда, несмотря на морок и мерзость нашей жизни, хочется вдруг воскликнуть: "Ныне лето Господне благоприятно!" И, верно, самое главное чудо, бывшее на молитвенном стоянии, именно это — духовное ликование Пасхи, лета Господнего.
После чтения акафистов, перед Крестным ходом было много выступавших: протоиерей Владислав Свешников, священник Михаил Рогозин, председатель Союза Христианского Возрождения Владимир Осипов и другие. Из всех выступлений, из призывов к канонизации святого Царя-Мученика вырисовывалась одна главная тема: прежде чем Государь подписал отречение от царства, народ, задолго до того, отрекся от своего Государя. Царское отречение по сути было лишь констатацией народного отречения, и в этом причина всех бед, в том числе бед нынешних.
То, что "нивы побелели" и духовные плоды созрели уже достаточно, понятно едва ли не каждому. Ибо после второго Крещения Руси верующий народ уже почти окончательно определился: кто хотел стать православным, тот стал им; духовно близкие католичеству стали католиками; протестанты — протестантами; склонные к восточному мистицизму обнаружили свою склонность; охладевшие к вере — отпали… Сейчас наступает именно такая ситуация, когда, по слову Спасителя, "жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Лк. 10, 2).
Одним из признаков наступающей жатвы является уменьшение числа "делателей" до критического уровня, когда приходится именно молить Господина, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Но что есть жатва? Это итоговое, конечное событие "лета" — если говорить евангель-ским языком. И по тому, каковы плоды, можно сделать вывод — благоприятно ли в этот раз прошел год, лето или иной, Богом определенный отрезок времени. Время сейчас именно такое, итоговое, долженствующее подвести некоторую черту, вынести вердикт о духовном состоянии общества наших дней.
Тучи сгустились. В предгрозовой атмосфере все труднее дышать. Кажется, достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв и началось расслоение в монолитной, на внешний взгляд, церковной среде. Семена прежде возросших плевел (обновленчества, экуменизма и проч.) готовы дать новые всходы, новые плоды. И признаки этих грядущих процессов налицо. После подспудного периода брожения совершенно неожиданно они могут обозначить себя кристаллизацией вокруг стихийно либо сознательно выдвинутых лидеров и образованных ими центров. Таков дух времени. Времени, бросающего нам вызов.
Когда Господь впервые вышел в мир на проповедь Евангелия, то первое, что прозвучало в Его устах, — это призыв к покаянию: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 17). Проповедь покаяния здесь как символ наступающего дня, зари эры спасения. Днем все потаенное высвечивается, сокрытое становится явным, невидимое — зримым, самоочевидным. Для того и Спаситель сошел на землю, чтобы, исполнив всякую Правду и отделив свет от тьмы, сделать невозможным какое-либо лукавство, неопределенность в путях спасения.
Закат христианства — эпоха смешения и подмен, и предвозвещая эти времена, Господь в конце проповеди Евангелия начинает с неотступной настойчивостью предупреждать: "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24; 42). Непременное условие для того, чтобы избежать бедствий эпохи апостасии, — духовное бодрствование. Но с особой настойчивостью призыв сей начинает звучать в Гефсиманскую ночь. У Марка в XIV главе звучит едва ли не рефреном: "…душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте"; "Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна…"; "И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников" (Мк. 14; 34, 37, 38, 41).
Здесь все евангелисты согласно утверждают: во время торжества тьмы, когда во всей полноте действуют неясности и подмены, происходит именно это: предательство, поругание, Голгофа, и — Крестные страдания Христа. Церкви. Каждого христианина в отдельности. Но в то же самое время духовного сна, торжества мрака и смерти звучит победно, пронзительной Архангельской трубой, ярким лучом прорезая осязаемый мрак: "се, Жених грядет в полунощи…" И параллели смыслов здесь однозначно пересекаются с "Откровением" Иоанна Богослова: "Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3; 3).
О том, что время близко, Господь предупреждает и действенным образом: Своими чудесами. В прошлом году, во время Крестного хода 17 июля начали мироточить и кровоточить иконы Царя-Мученика Николая II и святых Царственных мучеников. Последняя была даже не иконой, а ксерокопией с фотографии иконы, причем довольно некачественной. Первый раз она закровоточила во время самого Крестного хода, а затем, через месяц, в Москве, на квартире ее владельца, Георгия Баловленкова, как раз когда начался финансовый обвал в стране. Причем дело не ограничилось одними кровоточениями; икона на глазах стала преображаться: из блеклой монохромной копии она превратилась действительно в икону, с гаммой сочных и ярких красок! Другая икона — святого Царя-Мученика Николая II — во второй раз замироточила 7 ноября (знаменательно совпадение дат) прошлого года на квартире Аллы Васильевны Дьяковой, знакомой хозяина иконы Олега Ивановича Бельченко. Затем образ начал шествовать по московским храмам. Сначала — церковь Вознесения Господня, на Гороховом поле; икона мироточила почти непрестанно. Самое чудесное было в том, что после прикладывания к оригиналу даже бумажные иконки начинали мироточить. Далее образ проследовал в храм святителя Николая в Пыжах; Всех святых, что в Красном селе; Трех святителей, на Кулишках. Именно оттуда, из Трехсвятительского храма, Крестным ходом во главе с настоятелем протоиереем Владиславом Свешниковым икону понесли на молитвенное стояние к памятнику-часовне Героям Плевны.
И Господь услышал возносимые к Нему горячие молитвы; Небеса приклонились к земле, произошло чудо, икона замироточила. Знаменуя сие событие, председатель Союза Христианского Возрождения Владимир Осипов предложил обратиться к Священному Синоду с прошением о немедленной канонизации Царя-Мученика Николая II. Тут же по рукам собравшихся пошли подписные листы… А солнце то выглядывало из-за набегающих облаков, то снова пряталось, давая тень и прохладу; неожиданно набегал легкий ветер, тихо шевеля знаменами и хоругвями, но солнце вновь появлялось, искрясь и сверкая в каплях краткого "алмазного" дождичка.
Двери часовни были настежь открыты, икону готовили к выносу. Дабы запечатлеть в себе это событие, я протиснулся сквозь толпу поближе ко входу. И был вознагражден за усердие; изнутри часовни волнами, катящимися клубами распространялось благоухание. Чудотворный образ с почестями выносили наружу, и хор пел: "Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас". Рядом непрерывным потоком летели мимо автомобили, спешили люди, работали метро, учреждения, торговые предприятия; явления словно бы иного, едва ли не потустороннего, мира. А здесь потоки благодати были почти осязаемы, и даже больше того — зримы. Как если бы глубокой ночью в экваториальной сельве ярко высветилась одна полянка, прообразуя сказанное Спасителем: "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света." (Ин. 12; 36). И от нахождения посреди бодрствующего духом, объединенного молитвой народа создавалось ощущение открытого и одновременно защищенного, замкнутого пространства. Открытого для благодати Господней, замкнутого, защищенного от враждебных воздействий мира сего. И когда многотысячная процессия с пением шла вдоль Кремлевских стен по набережной Москва-реки, то казалось, весь мир существует только для нас и ради нас.
В мае прошлого года в Боголюбовском соборе Боголюбовского монастыря, на алтарной сени сам собою проявился образ Императора Николая II со скипетром и державой в руках. И следом в княжеских палатах того же монастыря, после вечерни в день памяти св. блгв. князей Бориса и Глеба, 14 мая плакала фреска св. благоверного князя Андрея Боголюбского. Несколькими же месяцами ранее произошло чудо кровоточения Распятия в митрополичьем соборе г. Фессалоники. Почти в то же время, 31 октября 1997 г., мученически погиб хранитель Монреальской Иверской иконы Божией Матери Иосиф Муньос, и местонахождение иконы до сих пор не установлено. Знамения кровоточений икон случались в истории христианства крайне редко, но вот 17 июля прошлого года во время Крестного хода мироточила и кровоточила икона святых Царственных мучеников, Успенским постом началось вторичное ее кровоточение, а впоследствии и ее преображение. Конец же Успенского поста ознаменовался в буквальном смысле шквалом мироточения икон в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре: произошло это событие в ночь на 28 августа. Незадолго до этого были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского. Тогда же, в августе, опасном для России политической и финансовой нестабильностью, когда страна оказалась на грани хаоса, прошел Крестный ход с мощами Саввы Сторожевского от Москвы до Звенигорода. А в Савво-Крыпецком монастыре обретены мощи святого Корнилия, который говорил: перенесут мои мощи в храм — и дела в России пойдут на улучшение. Так не их ли, всех прославленных и непрославленных святых, молитвами Россия в очередной раз была удержана от падения в пропасть?
А "звонки" с Небес все продолжают идти. Осенью прошлого года начало плакать изображение Спасителя, на алтарной иконе в храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Токоло Черногории. Иконы плачут, иконы мироточат. Так, в Свято-Введенском монастыре г. Иваново мироточат все новые и новые иконы; к началу июня сего года число мироточащих икон, приносимых в монастырь верующими, достигло уже пяти тысяч. Накануне Светлого Христова Воскресения, в Великий Четверг закровоточил "Спас в терновом венце". Место нахождения иконы — храм Рождества Богородицы, село Аниськино Щелковского района Москвы… Это уже не отдельные "звонки" с Небес, тут надо говорить о громоподобном звоне, о могучем призыве к пробуждению.
Мала площадь у памятника-часовни Героям Плевны, а верю: вся Москва через нее освятилась. Узок был путь Крестного хода по набережной Москва-реки, да вдоль Кремлевских стен. Шли не по главным улицам, а закончилось шествие у храма Христа Спасителя. В котором вскоре по окончании Крестного хода началась вечерня Вознесения Господня.
Какие письмена будут написаны на скрижалях наших сердец? I.X. (Иисус Христос) — как на сердце Игнатия Богоносца? Или — мене, мене, текил, упарсин, как на стене Валтасарова дворца?
"Итак, бодрствуйте…"

Александр Сороковиков,

г. Покров Владимирской обл.

Фото автора.

На снимках: икона Царя-Мученика Николая II; Молебен в Москве.

15.07.1999
996
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru