‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Волга Православная"

Очень благодатным было это паломничество! В этом плавании по Волге от Самары до Валаама и обратно было столько благодати, света белых ночей, молитвенной радости!


Благодать — милость Божия, которая дается не по нашим заслугам, а от избытка Божественной любви. Нам кажется иногда, что Господь о нас забыл, Он далеко, а нам так трудно. А все не так: Он близко, совсем-совсем рядом. И столько благодати Он изливает на землю Русскую, столько дает нам средств спасения: храмы, монастыри, молитвы, мощи святых, мироточащие иконы, целебные источники, заступничество сонма святых на небесах, покров Богородицы над Россией, — что начинаешь чувствовать то же, что чувствовал евангельский блудный сын, вернувшийся в отчий дом. Такая радость, такой покой охватывает согретое сердце. Воистину приблизилось Царствие Небесное, на мироточащих иконах миро течет для нас прямо из рая. Спасение — есть, оно близко, и Православным известна его великая потрясающая тайна, открытая всем, но неведомая миру: спасение — в смирении и покаянии.

Такие мысли и переживания родила паломническая поездка "Волга Православная-2001" — четвертое по счету паломничество по Волге из Самары, посвященное двум юбилеям — 150-летию Самарской губернии и 150-летию Самарской епархии. Самое первое состоялось в 1995 году, в этом участвовала и газета "Благовест", и запомнилось многим на всю жизнь. Первое паломничество было до Ярославля, с каждым последующим плыли все дальше по России. И вот в этом году впервые доплыли до Санкт-Петербурга, Валаама, Кижей, Петрозаводска.
Очень благодатным было это паломничество! Любое паломничество дано нам Богом для нашего спасения. Но каждое — особенно и неповторимо. В этом плавании по Волге от Самары до Валаама и обратно было столько благодати, света белых ночей, молитвенной радости! Мы молились у стольких чудотворных икон, мощей, увидели так много великих русских святынь, что ум это вместить не может. Это была уникальная возможность духовного роста, очищения себя. Акция была просветительская: это возвращение к истокам, к нашей Православной культуре, посещение русских исторических городов, лекции и беседы по нашей истории.
Все получалось легко, мы попадали всюду и видели даже то, что не всем паломникам удается увидеть. Конечно же, потому, что ехали с мирянами самарские священники, игуменья Иоанна и монахини Иверского женского монастыря. На теплоходе день мы начинали с молитвы; ступив на землю, не любопытствовали, а спешили молиться, служить молебны, литии, величать святых угодников, небольшой хор семинаристов всюду прекрасно пел, и везде мы были желанными гостями. Мы ощущали над собой незримый святой покров — отплыли из Самары, отслужив молебен в часовне Святителя Алексия — Небесному Покровителю Самары Митрополиту Алексию и Николаю-Угоднику — покровителю всех путешественников 17 июня, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Они и сопровождали нас все путешествие, к мощам многих угодников Божиих мы приложились. Акция эта — благотворительная. Почти 150 человек плыли на теплоходе "Максим Горький" "Волгафлоттура" — ветераны войны и труда, культуры, труженики тыла, матери парней, погибших в Афганистане и Чечне, сироты, большинство — те люди, кто огромный вклад внес в жизнь нашего общества, но никогда бы не смог сам оплатить такую поездку. И она стала для них вдвойне чудом, а для общества — отдачей долга. Много сил для того, чтобы паломничество состоялось, приложила рабочая группа, в которую вошли ее председатель руководитель аппарата областной Администрации Сергей Николаевич Савельев, игумен Вениамин (Лабутин), председатель Правления Самарского областного отделения Российского Фонда милосердия и здоровья Евгения Павловна Богдан, начальник отдела Департамента культуры Самарской области Михаил Глебович Федоров. Администрация области выделила 1 млн. 300 тыс. рублей, очень поддержала и администрация города — 330 тыс. рублей, помог средствами Департамент по делам молодежи области. Немного больше выделили средств благотворители — Городской общественный фонд поддержки культуры и спорта АО "АвтоВАЗ", АДС "Волгапромгаз", пароходство "Волготанкер", "Промавтобанк" и другие. Эти деньги не брошены на ветер. Ведь смысл паломничества, по словам руководителя "Волги Православной-2001" игумена Вениамина (Лабутина) в том, что когда человек с покаянием прикасается к святыне, за эту веру и труд Господь приближает его к Себе. Паломничество — это духовное делание, оно преображает многих людей, исцеляет их и душевно и телесно, и это ощущалось в нашей поездке. Это еще — редкая интуиция Евгении Павловны Богдан — дать путевки людям не случайным, заслуженным, с особыми судьбами и тем, кому поездка действительно была нужна. Потому что паломничество исцеляет души тех, кто может вместить. Много было паломников из городов и районов области, а администрации Новокуйбышевска, Отрадного, Сергиевска оплатили поездку своих, по ходатайству вице-губернатора области Виктора Алексеевича Казакова.
Паломническая акция "Волга Православная" из Самары стала известна в России. Во многих местах нас ждали, встречали представители местных властей, проходили пресс-конференции, руководители обменивались подарками. Нас ждали и в храмах, в монастырях.
Первым городом в нашем паломничестве была Казань. И милостию Божией мы попали в Раифский Богородицкий монастырь под Казанью. Как прекрасен белокаменный ансамбль монастыря среди первозданного соснового бора, какая здесь стоит тишина. Раифская пустынь была основана в эпоху российской смуты в начале ХVII века монахом Московского Чудова монастыря Филаретом. Он шел этими местами и поселился в келье на берегу лесного озера. Праведная жизнь отшельника привлекла к нему последователей, возникло братство, а потом монастырь. Когда монахи решили построить обитель и обратились с молитвой к Богу, сквозь облака протянулась рука и осенила молящихся, а с небес раздался колокольный звон. Раифа переводится с древнееврейского как Богом хранимое место. Мы убедимся в этом путешествии, сколь много таких Богом хранимых мест по всей Руси! Жаль, мы сами плохо хранили свои святыни. Раифский монастырь пережил то же, что и другие монастыри по всей огромной стране. К счастью, он хотя бы не был разрушен. В нем после революции была и тюрьма, и колония. Но в 1990 году пришли сюда настоятель отец Всеволод и четыре монаха — и началось восстановление монастыря. Сейчас он сияет великолепием, как много восстановлено, хотя община небольшая. То же мы встретим и в других местах: пять, десять, двадцать насельников, иногда только один, а монастыри возрождаются непонятно каким образом. Но если возгораются наши сердца любовью к Богу, то и один человек — в поле воин. Потому что он не один, а с Богом.
Есть в Раифском монастыре и святой источник, и чудотворная икона Грузинской Божьей Матери, список с той иконы, которая в ХVII веке была захвачена и увезена в Персию, а потом выкуплена приказчиком одного купца, который потратил на нее все деньги, данные ему на товар, и вернул в Россию, в Архангельск. Икона богато украшена цепочками, крестиками, драгоценными камнями — это приношения от исцелившихся от нее людей. Мы тоже с благоговением приложились к иконе.
Все монастыри такие разные, и все похожи друг на друга. Это острова благодати, истинные центры мира — пусть монастырь расположен далеко за городом в глухом лесу. Но туда стремится измученная душа, там — открытые небеса, ждет исцеление, там вымаливается страна и ее народ, там сильная монашеская молитва связывает воедино землю и небо.
Маленький городок Козьмодемьянск, названный так во имя святых безсребреников Косьмы и Демьяна. В нем ощущается какая-то особая благодать, благодать непорушенности.
Сохранились дома еще дореволюционных лет, сохранились храмы. И благодать молитвы, крестных ходов. Сорок раз в году настоятель Собора Смоленской иконы Божией Матери архимандрит Варлаам (Семенов) обходит с верующими крестными ходами храм, молясь за жителей города и за всю Россию. И в этом году ходят, каждую службу. Мы зашли в пустой храм — службы не было, но из алтаря вышел седой старец-священник и тихим голосом стал служить литию, наши священники вместе с ним. Потом мы пошли в небольшой соседний Вознесенский храм, игуменья Иоанна и самарские священники сели в круг рядышком с отцом Варлаамом и долго беседовали о самых разных проблемах, которые волнуют сегодня священство и монашество. Отец Варлаам говорил на первый взгляд простые вещи, но выстраданное слово правды — вода живая.
"Было безбожное время, но в упорстве и мы сейчас живем. Приходят на исповедь, спрашиваешь, вроде соглашаются, что грешны — "да, да", а сокрушения-то нету. Редко-редко кто говорит — я без Бога жил, у большинства сердца окаменелые, так и умирают. Страха Божия нет, смирения нет. Только через покаяние милость Божия может дать смирение. Сейчас ведь телевизор воспитывает. Но Мамврийский дуб дал в 98-м году отросток. Если он разрастется, все наладится, а если погибнет — все…"
Потом я попросила благословения у отца Варлаама и задала ему несколько вопросов.
— Родился я в 1929 году, — рассказывает батюшка. — Господь с детства призвал к служению, без Божьего призвания его не может быть. В детстве у нас был приходской храм, меня туда тянуло. Потом храм закрыли, жизнь была насильная, в школе учили безбожию, но я сердцем от Бога никогда не отходил. После школы — колхоз, мы и посты нарушали, и в праздники работали. Церкви в 45-46 годах стали открывать. Я пошел в храм, познакомился с певчими, меня поставили на клирос, в 58-м году взяли в псаломщики. В 62-м году хотели закрывать церковь, я участвовал в ее защите, меня сняли, а через две недели вызвали в Казанскую епархию и рукоположили во диакона, тут же священником назначили в приход. Три месяца послужил — храм закрыли (был хрущевский период), перевели в другой, два месяца послужил — опять иди на все четыре стороны. Потом служил в разных храмах, в 90-м году перебрался сюда, сначала служил в Троицком храме, а теперь в соборе Смоленской иконы Божией Матери.
— Как вы спасаетесь в Козьмодемьянске?
— Собор Смоленской иконы Божией Матери, конечно, был осквернен музеем, тут были и песни и пляски. Мы стараемся, чтобы Господь ниспослал свою благодать. У нас есть святыня — Владимирская икона, она находится недалеко от нас в селе Владимирском, была принесена стрельцами во время похода Ивана Грозного на Казань. Прославилась многими чудесами, прекращала эпидемии. Мы принесем ее скоро сюда в храмы города. В прошлом году ее впервые носили по всему району, и нынче проведем такой крестный ход с ней. 40 крестных ходов мы проводим вокруг нашего храма, чтобы поддержать веру в народе, людей поддержать духовно. В старинные времена всегда совершали крестные ходы — и в радостное время, и когда был упадок веры. Но особых каких-то подвигов у нас нет.
Отец Варлаам не очень хочет говорить о себе, и пришлось расспрашивать о нем послушницу Анну Емельяновну.
— Батюшка у нас хороший, — начала она. — Почти каждый день службы. А крестить — даже когда нет службы, батюшка сам воду греет и крестит. Сегодня с пяти часов скольких больных исповедал на дому, в деревни возят его между обедней и вечерней, едет исповедовать, даже не покушав. Он никому не отказывает. Сейчас вокруг храма ходим сорок дней, чтобы было в городе спокойствие. Очень это помогает! Батюшка говорит молодым — приходите, молитесь, за всех людей надо молиться, не только за себя. Батюшка у нас служит от души. Собор мы отмываем сами, вечером все уходили, а он поднимался на леса до 12-ти ночи и сам отмывал иконы. Он все время в храме. Сегодня нет службы, а ему заказали — служил литию. Верующих стало больше, многие крестятся. Когда еще в соборе был музей, мы туда ходили вместе с батюшкой молиться с иконой, и в небе появился венок над нами и ходил от храма Вознесения, который уже был открыт, к собору и обратно. Мы поняли, что музей нам отдадут. Ходили каждый день на крыльцо собора молиться, нас гоняли, а мы все равно ходили. Спаси Господи нашего батюшку, у него истинная христианская вера.
А протоиерей Владимир (Загаринский) из г. Новокуйбышевска исповедовался у отца Варлаама. Когда мы уже бегом вдвоем спешили на теплоход, он не мог скрыть волнения: "Отец Варлаам самую сердцевину зацепил в своем слове к нам: ведь Господь спросит нас за чад, за их души, которые Ему дороже всего на свете, о спасенных или о загубленных. Нужно строить храм души, создать в душе человека обитель Духа Святаго, чтобы Господь поселился в сердце человеческом; уготовить это сердце для принятия Бога — вот что основой всей нашей деятельности должно быть. Отец Варлаам поразил меня с первого слова, когда он сказал, что храмы строим, а не строим храм души. Мы все это знаем, но он так это сказал — я не могу объяснить. Это священник глубокой веры. А его слова о том, что даже одна-единственная Литургия оправдает строительство храма Божия! А кроткий его вид, нрав, лицо, убеленное благодатию Божией… Исповедует он как-то особенно. Он чем-то мне напомнил моего дорогого духовного отца — протоиерея Иоанна Букоткина. Отеческой любовью, кротостью и лучезарным своим взором. Как просто одет, а ведь он архимандрит. Я почувствовал живую веру отца Варлаама. Его слово — это не просто слово о Боге, а слово с властью, сказанное с глубокой скорбью и верой.
Прекрасный собор, в котором неутомимо служит отец Варлаам, несмотря на все труды восстанавливается медленно, ведь в маленьком городке для этого трудно найти средства. Помочь отцу Варлааму в восстановлении собора Смоленской иконы Божией Матери можно, послав пожертвования по адресу: 425300 Горно-Марийский район, город Козьмодемьянск, Смоленский храм, архимандриту Варлааму (Семенову).

Продолжение

Людмила Белкина
20.07.2001
954
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru