‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Наш современник Федор Достоевский

Страницы из новой книги писателя Алексея Солоницына «Небеса обетованные».

Страницы из новой книги писателя Алексея Солоницына «Небеса обетованные».

Об авторе. Алексей Алексеевич Солоницын - известный Православный писатель. Живет в Самаре. Родился в 1938 году в городе Богородске Горьковской области. Автор многих книг, в том числе - «Врата небесные», «Повесть о старшем брате», «Свет, который в тебе». Член Союза писателей России и Союза кинематографистов России. Награжден орденом св. Даниила Московского, медалью Святителя Алексия. Номинант Патриаршей литературной премии 2012 и 2023 гг. Почетный гражданин города Самары.

Эта книга - непрекращающийся разговор двух Православных писателей. Алексей Солоницын и протоиерей Николай Агафонов (17 июня 2019 г.) много лет дружили. Но и после смерти отца Николая их дружба не прекратилась…

Здравствуйте, дорогой отец Николай. Говорить и общаться с Вами по-прежнему для меня потребность души. И от возможности обсудить с Вами те новости, которые волнуют сегодня, не хочу отказываться. Вспоминаю, как Вы рассказывали о своем поступлении в Московские духовные школы, и как на вступительных экзаменах Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), в то время Архиепископ, ректор Московской Духовной Академии и семинарии, спросил: «А что Вы читаете, молодой человек?» Вы ответили кратко: «Достоевского». Заинтересовавшись, Владыка ректор стал расспрашивать, что же недавний сержант понял в прочитанном, и беседа затянулась. После этой беседы Вас зачислили сразу на второй курс. Эту историю Вы рассказывали с улыбкой, и она мне опять вспомнилась сегодня, когда я писал о нашем общем любимом писателе.

Перечитывая «Братьев Карамазовых» как раз недавно, я обнаружил ряд поразительных подробностей великого романа, которые прежде прошли мимо меня. Этими открытиями и хочу с вами поделиться.

Итак, вот поразительная «Легенда о Великом инквизиторе», которую сочинил Иван и рассказывает ее Алеше, когда открывает перед ним свою душу. В этом сочинении Ивана Великий инквизитор уводит в темницу Христа, Который вновь явился народу. Инквизитор говорит Христу, что Он только мешает им строить счастливое государство. Поступки Христа Спасителя, по мнению инквизитора, неверны. Ведь Он не обратил камни в хлебы, а ведь мог накормить всё человечество; Он не прыгнул со скалы, хотя ангелы могли бы подхватить Его, и человечество убедилось бы в Его божественности; Он отверг и третье предложение сатаны, хотя мог бы овладеть человечеством, ему подчинённым, и дать всем счастье. Каждый из своих доводов инквизитор подробно аргументирует, доказывая Христу якобы ненужность и даже вредность Его поступков, продиктованных любовью к людям. И потому он бы мог завтра же отправить Христа на костер, и восторженные зеваки подгребали бы уголья к подножию столба, к которому был бы привязан Христос. Но он, Великий инквизитор, отпускает Его с тем, чтобы Он ушел и никогда больше не возвращался…

Вот вкратце пересказ легенды, сочиненной Иваном. По поводу этих страниц романа написано намного больше, чем сам роман. И нет нужды пересказывать доказательства великого инквизитора, великого лжеца, фактического посланника сатаны. Но в этот раз, перечитывая безсмертные страницы, невольно обратил внимание, настолько они современны. Насколько фактически теми же аргументами пользуются и сейчас некоторые лидеры мировой политики. В самом деле, посмотрите. Не к тому же ли управлению народами ведет глобализация, которую и проповедует инквизитор? Ведь инквизитор говорит об уравниловке народов, которые получат хлебы, если будут покорны. Мало того: люди сами приползут и будут просить, чтобы их приняли в сообщество, которое получит эти хлебы. Не ту ли же идею тайны, которой будут владеть только избранные управители мира, сегодня внедряют в сознание людей сторонники тотальной цифровизации? Не из этой ли идеи, из следования ей построены некоторые новейшие реформы в образовании? Чем меньше будет знать народ про конечную цель этой цифровизации, тем для него же лучше (по мнению глобалистов). А не будешь покорен - не получишь хлебы, вычеркнут тебя из списка живых. Цифровой мир перекроет тебе все возможности…

Приведу лишь один отрывок из «обвинений» инквизитора и его доводы, которые он считает несокрушимыми: «Мы вправе были проповедовать тайну и учить их, что не свободное решение сердец их важно и не любовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо, даже мимо их совести. Так мы и сделали. Мы исправили подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки. Правы мы были, уча и делая так, скажи? Неужели мы не любили человечества, столь смиренно сознав его безсилие, с любовию облегчив его ношу и разрешив слабосильной природе его хотя бы и грех, но с нашего позволения? К чему же теперь пришел нам мешать?»


Картина И.С. Глазунова «Легенда о Великом инквизиторе».

Посмотрим теперь, с какой откровенностью и даже некоей снисходительностью объясняют на международных форумах известные люди, что образованность, знания должны быть только у них, и это якобы аксиома. Многие обратили внимание на эту безпардонность как норму поведения для всех нас - якобы для нашего же счастья. Не это ли безуспешно втолковывает Спасителю инквизитор, похожий на Кащея Безсмертного? Замечательно его изобразил Илья Глазунов, выдающийся наш художник, Царство ему Небесное. И как прямо в точку, в самое уязвимое место указывает великий наш писатель-пророк Федор Михайлович Достоевский! Трудно удержаться, чтобы не привести еще одно «откровение» инквизитора: «И я ли скрою от Тебя тайну нашу? Может быть, Ты именно хочешь услышать её из уст моих, слушай же: мы не с Тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже не с Тобою, а с ним, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад как мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успели ещё привести наше дело к полному окончанию».

Понятно, о союзе с кем признаётся инквизитор. Когда сегодня пишут о Достоевском как о пророке, ссылаются и цитируют его роман «Бесы». Но почему-то не часто обращают внимание на пророческую суть «Братьев Карамазовых». На «Великого инквизитора», который сегодня в иных одеждах пытается учить нас теми же аргументами, что и он «вразумлял» Спасителя! Вот почему мне захотелось поделиться с Вами своими сегодняшними наблюдениями, размышлениями над страницами романа, который читан вроде бы внимательно. Но всякий раз убеждаешься, как же он оказывается вновь и вновь современен, необходим нам на пути ко Христу-Спасителю. Ведь отступление от Христа грозит гибелью всему человечеству.

Еще один пронзительный эпизод хочу напомнить вам, дорогой батюшка Николай. Помните, как Иван Карамазов в последний раз приходит к Смердякову для решительного объяснения? Иван уверен, что отца, Федора Павловича, убил не брат Дмитрий, а лакей Смердяков. В маленькой комнатке жарко натоплено, Смердяков сидит на постели, к ней придвинут стол. Он как-то непривычно спокоен, уверен во всём, что говорит в ответ на гневные, решительные требования Ивана всё рассказать до конца. И вот Смердяков так же спокойно и уверенно отвечает, что убийца вы, Иван Федорович, а я лишь ваш исполнитель. Сбитый с толку, потрясенный, весь потный, Иван грозится раздавить Смердякова, а тот спокойно задирает штанину и из-под белого чулка вытаскивает пачку денег, и кладет их на стол, еще раз объяснив Ивану, что убийца именно он. Смердяков уже снисходительно советует Ивану снять пальто, сесть, перестать грозиться, и называет его «прежде смелым человеком». Замечательно сыграна эта роль Валентином Никулиным в фильме режиссера Ивана Пырьева. Сцена потрясает и самим фактом, объясняющим смысл одной из главных тем романа, и тем, как она гениально сыграна и снята в фильме. Но еще гениальней описана она в романе - так, что читателя охватывает ужас не только от содеянного Смердяковым, но и совершённого его идейным учителем Иваном, который совсем недавно, у еще живого отца, «за коньячком», как и названа глава третьей книги романа, спокойно говорил Федору Павловичу о своем неверии в Бога. А если так, то всё дозволено.


Кадр из фильма «Братья Карамазовы». Смердяков - Валентин Никулин, Иван - Кирилл Лавров.

Но вот и прежде мной упущенная подробность. Смердяков, когда слышит какой-то шум и думает, что кто-то войдёт в комнату, закрывает пачку денег книгой, лежащей на столе. Это «Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина» - вот какой книгой он прикрывает на всякий случай от посторонних глаз кровавые деньги. Вот что, оказывается, читает убийца и вроде бы неуч, с черной душонкой человек, в детстве любивший душить кошек, а потом облачаться в простыни и как бы «отпевать» удушенных. Этот человек, произошедший из «банной мокроты», по определению лакея Григория Васильевича, нашедшего в баньке сада младенца, которого родила и оставила там юродивая Лизавета, по прозвищу Смердящая. Смердяков читает одно из самых сложных, по богословским толкованиям, произведение из наследия святых отцов.

В «Дневнике писателя» не однажды Достоевский упоминает святого Исаака Сирина как одного из любимых им подвижников христианства четвертого века от Рождества Христова. Эта художественная деталь о многом говорит - прежде всего, о сложности души даже такого казалось бы ничтожества, как Смердяков. Зовут его, между прочим, Павел Федорович, а фактического отца его, дворянина и шута, надсмехающегося над всем и вся, Федором Павловичем. Опять-таки писатель этим перевертыванием имен подчеркивает в художественных деталях родство всех Карамазовых, столь, казалось бы, разных и далеких друг от друга по характерам и поведению, положению в обществе. Один из исследователей творчества писателя заметил, что вся семья Карамазовых - это русский крест: на вершине - Алеша, в подножии - Федор Павлович и Смердяков, справа - взрывной, сам себя не помнящий в буйстве Дмитрий, слева - либерал и «возвращающий билет Богу» - Иван.

В молодые годы, когда прочитал «Братья Карамазовы», воображение ошеломила развязка убийства отца, и конечно же внимание было сосредоточено на самом признании Смердякова. И его превосходстве по уму и тем преступным действиям, которые и привели его к тому, что он обвинитель философствующего Ивана, который и есть подлинный убийца. А сейчас внимание мое сосредоточилось на подробности - той книге, которую читает перед своей безславной кончиной Смердяков. Оказывается, русская душа может пройти путь от повешения котов и кощунственного «отпевания» их до духовных высот святого Исаака Сирина. Мы можем только догадываться, что понял Смердяков из подвижнических Слов святого. Но что он задумывался о прочитанном - факт, указанный нам великим тайновидцем души человеческой Федором Михайловичем Достоевским. Пусть он хотя бы открыл книгу на первой странице и прочел всего лишь первый абзац - и этого оказалось достаточно, чтобы Смердякову во всём признаться Ивану, отдать ему кровавые деньги. Вот как начинаются «Слова подвижнические» Исаака Сирина: «Страх Божий есть начало добродетели. Называется же она порождением веры и посевается в сердце, когда ум устранен от мирской рассеянности, чтобы кружащиеся от парения мысли свои собрать ему в размышлении о будущем восстановлении».

Вот о чём сегодня хотелось поговорить с Вами, дорогой отец Николай.

Ваш Алексей Солоницын.

32
Ключевые слова Федор Достоевский
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru