‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Уроки юности

Помогите нашим изданиям.

Помогите нашим изданиям.

Скоро исполнится 94 года бывшему директору Ленинградской студии документальных фильмов Владилену Ивановичу Кузину. Не юбилейная дата. Но вот захотелось хотя бы кратенько рассказать об этом человеке. Жизнью своей охватившем сразу несколько эпох.

Когда я его увидел в середине 1980-х, он казался уже весьма немолодым. А ведь у него еще, можно сказать, вся жизнь была впереди! Ему было «под шестьдесят», сколько сейчас мне. А я тогда был студентом факультета журналистики Ленинградского госуниверситета, и ходил к Владилену Ивановичу на семинар. Или как там тогда называлось наставничество в профессии, когда преподавание шло не с кафедры, а работал «мэтр» лично с небольшой группкой студентов. Семинар у Кузина выбрал я сам. На его занятиях чем-то особенным веяло. Нас было человек пять, все - мои друзья. В определенный день мы ехали к нему на студию и там наблюдали за его ежедневной работой. Ценные, как сейчас понимаю, уроки! Или просматривали отснятые рабочие материалы к будущим фильмам, участвовали в обсуждении. Или ехали к нему домой и часа по два вели беседы «на вольные темы». Пили чай с печеньями и внимали человеку, который тогда реально влиял на культурную политику города на Неве. Ох, уж эти русские разговоры ни о чём!.. Как они нас питали и «заряжали» в советские едва еще только тронутые перестройкой годы.


Семинар у Кузина. 9 мая 1986 года. Слева на снимке - Антон Жоголев.

Квартира его без шика, обычное той поры жилье среднего звена начальника. Думаю, Кузин мог бы заметно улучшить свой «квартирный вопрос», ведь статус имел номенклатурный. Но, видно, пристрастия к этому не было. Скромный был человек.

В то как раз время Владилен Иванович съездил в Индию на кинематографический конгресс. Его встретили, как важного посланника советской киноиндустрии. Поселили в отель, где обитали миллионеры. А для проверки спросили, сколько у него автомобилей. Он не моргнув глазом ответил им, что вроде бы 22 (двадцать два). Точно не помнит. Имел в виду, столько машин было тогда на балансе студии документальных фильмов. Индусы опешили: зачем вам столько? Подумали, это у него так много личных авто. У индийских, вот, богачей (раджей, или как их там называют), ну пять, ну восемь автомобилей всего. А вы, выходит так, сказочно богаты. Кузин хитро улыбнулся в ответ. Мол, такие мы, русские. Держал марку.

Вообще, держать марку было важно для советских сановников. Потому что ничего, кроме марки, и не было. Рассказывал: когда приезжал в Москву (своей машины у него не было, ходил по столице пешком, ездил на метро) - перед входом в Госкомитет СССР по кинематографии доставал из большого портфеля другие (чистые) ботинки и переобувался. Чтобы там не догадались, что он без автомобиля, увидев на его ботинках уличную грязь. И здесь, выходит, держал марку.

Назвали его в 1930 году в честь ясно кого - Владиленом (такое было время, не нам судить). Отец был красным командиром. Роды шли очень трудно. Спас врач, еврей, медицинскими клещами вытянувший ребенка в жизнь (об этом нам рассказывал сам Владилен Иванович). На висках остались следы от тех клещей. Не знаю его имени в крещении, к сожалению. Но надеюсь, что за свою «мафусаилову» долгую жизнь он сподобился принять святое Крещение. И обрел другое имя.

В ту пору на студии подвизался молодой и яркий, уже выходящий «на орбиту» режиссер Александр Сокуров. Он тогда снимал замечательные документальные фильмы. Кузин ему покровительствовал, поддерживал талант. Не вина директора, что с годами режиссер Сокуров пошел, на мой взгляд, совсем не туда. Задатки были большие. И мы тогда это видели.

Годы были первые перестроечные. Однажды в директорский кабинет ввалились разгневанные режиссеры, стали в духе времени требовать свободы творчества. Он им спокойненько так сказал, что для большинства из них «свобода творчества» сведется к безконечным поездкам за границу (что, скорее всего, потом так и было). А творчество по-настоящему нужно вот ему - молодому Сокурову. Который и в тех условиях творил настоящее искусство. Режиссеры потоптались, пошумели и разошлись. Про одного такого крикливого режиссера (настоящим-то было не до шума-гама, они работали) Кузин как-то в сердцах, с горечью воскликнул: «Да у него же руки холодные!» Все мы понимаем, что имелось в виду. Упаси меня Бог от «холодных рук» в творчестве.

Помню забавный эпизод. Режиссер снял обычный советский фильм про комбайнера-передовика, но решил закончить ленту «по таланту». Неуместно выпятил свою «креативность» (специально подобрал столь ядовитое слово). Завез в речку красный комбайн и попросил комбайнера вылезти из кабины и картинно на камеру помыть комбайн. На что директор заметил: фильм снят хорошо, а вот конец подкачал.

- Понимаете, это метафора! Образ! - испытывая неловкость, что оправдывается в присутствии студентов, затараторил, потея и покрываясь пятнами, режиссер. - Все же знают картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». А тут «красный конь», но уже на новый индустриальный лад… Так сказать, купание красного комбайна…

Кузин всем своим видом показывал, что, как в театральном анекдоте, «сам он человек тонкий, но такой тонины не понимает». Хотя всё, конечно же, понимал. И с ироничным прищуром вопросил:

- А конь-то где?

Режиссер опять пустился в объяснения. Но Кузин методично «спускал его на землю» тем же вопросом: «А конь-то где?»

Потом уже и я в своей редакторской работе этот же вопрос, хоть и в другой форме, задавал, а иногда и сейчас задаю, авторам статей, очерков, репортажей: «А конь-то где?» Хороший урок. Должно быть стилистическое единство. И не должно быть пустого самовыражения.

Однажды мы увидели у него дома на столе книгу Бердяева «Самопознание». Самиздат! У нас слюнки потекли. Но ничего не сказали, не попросили. Хотя каждому помечталось выпросить на пару вечеров эту книгу. Но один из наших потом всё же не выдержал. И уже с улицы вернулся, и через порог попросил у хозяина на пару дней вожделенную книгу. Преподаватель ответил с улыбкой: «Не могу!» Он через многое прошел. И знал, конечно же, почём фунт лиха.

Эту книгу я прочел лет пять или семь назад. Не впечатлила, хотя и есть интересные места. Может и не плохо, что тогда при нашей неготовности ни к чему такому Кузин с нами книгой не поделился. Только запутала бы, ничего не объяснив. Всему свое время!

Кузин никогда не говорил на занятиях о религии, вере. Не те были времена. Но вот что значимо. Именно под его руководством на ЛСДФ был снят первый в СССР религиозный фильм «Храм» (режиссер В. Дьяконов, 1987 г.). Снимался он, понятное дело, по советской традиции «к дате». К Тысячелетию Крещения Руси. Мы, студенты, посмотрели фильм на студии задолго до празднования. Помню, как вжимался я в кресло от восторга… А в самый праздник «Храм» показали по центральному телевидению. Впервые жизнь Церкви в нашей стране была показана без попыток очернения, с симпатией к церковным труженикам. Фильм в то время произвел мощнейшее впечатление. К слову, именно из той киноленты берется исток большой российской известности протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита. Тогда же вся страна узнала и про иконописца Архимандрита Зинона (Теодора).

Думаю, без участия Кузина, без его личной поддержки фильм вряд ли бы состоялся. И уж тем более не вышел бы на экраны. А всё это произошло!

Последняя наша встреча была в мае 1989 года. В один из приездов в Питер ноги принесли меня вновь на киностудию. И оказался там на весьма неожиданном обсуждении. Автор ленты представлял директору свой «сюжет» о кончине главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. Значительная часть короткометражки была отснята в храме во время отпевания известного режиссера. Тогда это было внове и выглядело эпатажно.

Перед Кузиным стояла непростая задача. «Пропустить» этот сюжет в кинохронику, да так, чтобы съемки в храме не потянули ленту «на полку». Режиссер упирался. Кузин убеждал его сократить съемки в Преображенском храме Ленинграда (кажется, там). Вот за этим-то «боданием» я и застал нашего преподавателя.

Когда мы вышли из студийного кинозала, директор в сердцах сказал мне: «Снимают… а мне пробивай…» Из разговора я понял, что количество экранного времени на отпевании он всё-таки сократит. Но не уберет совсем, в надежде на «дух времени». На то, что и это уже стало можно показать на экране. Кузин не забегал вперед (все-таки чиновник). Но брал по максимуму то, что в ту пору было возможно. Потому и Ленинградская студия документальных фильмов под его руководством делала большое кино. 

Был он руководителем, ответственным за свое дело и за страну. Где он собирал, другие бы только расточали... Стал он при жизни легендой питерской журналистики. До 1996 года руководил студией, потом еще много лет преподавал в университете. Если бы не такие руководители, как директор с именем Владилен, то моему поколению просто не за что было бы зацепиться… «Красное колесо» проехалось бы по России уже безвозвратно… Дай Бог ему здоровья! Вот бы прочесть его книгу воспоминаний…

За стеклом серванта у него в доме стояла небольшая красочно оформленная табличка. На ней было написано его жизненное кредо. Краткая молитва, сейчас всем известная. Но тогда всё воспринималось совершенно иначе. Эту молитву написал какой-то английский богослов. Но молитва далеко и давно шагнула за чье-либо авторство. «Господи, дай мне мужество изменить то, что могу изменить, и дай смирение принять то, чего не могу изменить, и мудрость - отличать одно от другого».

* * *

Братья и сестры! Пришла пора вспомнить печальную строчку Рубцова: «Стукнул по карману - не звенит, Стукнул по другому - не слыхать. Если только буду знаменит, То поеду в Ялту отдыхать». Ялта в этом году мне не светит. И в карманах пусто. То есть вот совсем. И всегда-то для нас время перед отпуском бывало тяжелым.Но в этот раз что-то уж очень тяжело. Тут и налоги, и включение в подписной каталог, и зарплата (с этим проблема), и долги. Всё вместе. А вы… почему вы молчите? Помощь от читателей идет очень слабенькая. Как же так? Или мы не старались для вас весь год? Почему провожаете нас в приближающийся отпуск так вот не хлебосольно? Подписка на 2-е полугодие завершилась. Деньги за подписку поступят еще не скоро. Но ведь надо нам сейчас множество вопросов решить. Не прибедняюсь. Правда, очень тяжело. И кто может помочь, не откладывайте - помогите! Постарайтесь нас поддержать и молитвой, и денежной помощью. У кого нет возможности деньгами помочь, помолитесь о редакции, чтобы Господь помог нам в решении острых вопросов. И это столь же важно. И, конечно, мы молимся Господу о решении этих тяжелых финансовых проблем. Каждый ваш рубль мы принимаем с благодарностью и с молитвой. Окажите денежную помощь нашим изданиям! Имена всех благотворителей мы передаем на проскомидию в Крестовоздвиженский храм, и за вас совершается молитва за Богослужением.

Прошу читать совместную молитву о редакции «Благовеста». Напоминаю текст нашей общей молитвы по соглашению о помощи редакции.

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Ты Пречистыми усты Своими рекл еси: егда двое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцом Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Непреложны Твои словеса, Господи, милосердие Твое безприкладно, и человеколюбию Твоему несть конца. Молю убо Тя, Боже наш, даруй нам (Антонию, Евгению, Ольге, Татиане, Ольге, Ольге, Иулии, ­ и свое имя, с добавлением: и всем молящимся вместе с нами), согласующимся просить Тя о том, чтобы редакция газеты «Благовест» получила помощь и продолжила свое служение, но обаче не так, как мы хотим, а как Ты, Господи. Да будет во всем воля Твоя. Аминь.

Прошу присылать в помощь редакции денежные переводы по адресу: 443010 г. Самара, а/я 243, Жоголеву Антону Евгеньевичу. Вы можете перечислить пожертвования в помощь редакции по номеру карты Сбербанка 4276 5400 3092 2664 или по номеру телефона 8-917-154-83-09, к которому привязана карта Сбербанка Татьяны Алексеевны Щепиловой. Для перевода по безналичному расчету наши банковские реквизиты приведены здесь. Свяжитесь с нами по тел. редакции (846) 932-78-06 или по электронной почте blago91@mail.ru Мы будем молиться о всех благотворителях - и заранее благодарю вас за помощь и молитвы.

Антон Жоголев,
редактор Православной газеты «Благовест» и журнала «Лампада».

Объявление

Иверская женская гимназия (г. Самара) при Иверском женском монастыре объявляет набор воспитанниц в 1 и 2 классы на 2024/2025 учебный год.Обучение исключительно для девочек. Гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию. Основная задача гимназии - воспитание на основе православной духовности.

Запись и справки по телефону +7 (937) 206-17-57, зам. директора Елена Викторовна.

Занятия с 1 сентября по адресу: г. Самара, Волжский проспект, 1.

Объявление

Самарская Православная организация приглашает на постоянную работу продавца на лоток церковной утвари. Телефон 8-917-154-83-09, звонить в рабочее время.

Афоризмы от Ивакина

Хочешь быть счастливым - делай счастливыми других.

Если построже поститься, жара переносится намного легче.

Дмитрий Ивакин, с. Малячкино Шигонского района Самарской области.

Светелка

Наталья, 49 лет, г. Уфа. Ищу православных друзей. Непьющих. Некурящих. Несудимых. Не бездельников. Без кредитов. Одиноких. Если Бог даст, ищу мужа. Хочется, чтобы рядом было мужское плечо. Тел. 8-961-349-62-88.

39
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru