‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Богословие русских пословиц (окончание)

Мыслитель Владимир Ильин раскрывает духовный характер народной мудрости.

Мыслитель Владимир Ильин раскрывает духовный характер народной мудрости.

Окончание. Начало здесь.

Критика ума есть одно из самых трудных его предприятий, требующих зрелости и остроты духа. Эта критика связана с переживанием ума как невыносимо мучительного дара. Ставится вопрос: стоит ли быть умным? В сущности, это подспудная тема всего библейского «Экклезиаста». Весь конец первой главы этого произведения посвящен этой теме, с особой силой звучащей в знаменитом тексте: «кто умножает знание, тот умножает скорбь» (см. Еккл. 1:18). Как мы уже говорили, русские пословицы - это больше чем пословицы, это притчи Нового Израиля, и дух и приемы библейско-христианской письменности «Экклезиаста» разлиты в них более или менее всюду.

«Много ума - много греха, а на дурака не взыщут».

«Умный плачет, а глупый скачет».

Все эти пословицы-притчи словно сошли со страниц Соломонова «Экклезиаста» и его же «Притчей». Поэтому можно назвать напитанную этим духом гениальную комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» (первоначально «Горе уму») произведением не только вполне народно-русским, но еще внутренне-библейским.

Необычайной и единственной в своем роде надо считать тончайшую мудрость народа в его соображениях, касающихся того, что можно назвать «умом дураков». Можно сказать, что тема о дураках - одна из любимейших русских народных тем. Это по той причине, что «юродивый» - популярнейший русский тип и один из любимейших в пантеоне русских святых. Это вполне соответствует словам Священного Писания: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:27).


Эту публикацию иллюстрируют избранные «Капричос» (исп. «причуды») великого и таинственного испанского художника Франсиско Гойи (1746­1828). Этого художника особенно ценил Владимир Николаевич Ильин. Серия гравюр «Капричос» была закончена в 1799 году и являлась сатирой на социальные и бытовые порядки его времени. Но, как видим, многие творения Гойи из этой жутковатой серии, к сожалению, не потеряли своего значения и в наше время. Самая известная работа серии ­ «Сон разума рождает чудовищ», которую мы тоже здесь приводим. Многие темы Гойи в чем-­то перекликаются с грустными мотивами русских пословиц.


Прежде всего, народ с истинно аристократической тонкостью отличает просто глупца, т.е. человека с чрезвычайно плохим, вульгарным умом и часто с таким же плохим и вульгарным, «хамским» сердцем, от юродивого, которого тоже называют в просторечии «дураком», но который наделен умом высшего типа, могущего для вульгарных людей с улицы, людей толпы сойти за глупость. «Глупость» не имеет положительного оттенка, в то время как «дурак» с его «юродивостью» может иметь, хотя и не всегда (скорее всего, редко), в высшей степени положительный оттенок высшей духовности, святой, непорочной и безкорыстной наивности, детской чистоты, даже высшей творческой интуиции, гениальности. Но общий оттенок в оценке глупости и дурости, так же как и в Библии, - отрицательно насмешливый и протестующий против того, что «дуракам - счастье».

«Дураку счастье, а умному Бог даст».

«Умный сам по себе, а дураку Бог на помощь».

«На дурака у Бога милости много».

«Дурак - Божий человек» (но рядом: «Дурака и в церкви бьют»).

«Дурак дом построил, а умник купил».

Последняя пословица многопланова по своему значению. Она означает, прежде всего, противоположность натур творческих и практических, что «людям дела» очень хорошо известно. Но кроме того здесь содержится глубокая символика рая и грехопадения.

Народ подметил тот «глупый порядок» или «глупую закономерность», в силу которой деньги или чин, т.е. богатство или власть, в силу уже самого факта обладания ими как бы избавляют от необходимости иметь ум, и обратно: бедность, нечиновность, неимение общественного положения, «деклассированность» понижают умственную, духовную репутацию человека. На эту тему ядовито иронизировал и Пушкин. Коротко и ядовито сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Он чином от ума избавлен».

Факт общеизвестный: стоит какому-нибудь отъявленному глупцу получить наследство достаточно крупное, или кафедру в высшем учебном заведении, или значительный пост в государстве - как он моментально вырастает на голову во всех отношениях в глазах даже тех, кто считает себя «передовыми» - и обратно. В качестве обратного примера вечным позором горит на челе «века сего» - то, как люди обошлись с Господом Иисусом Христом в Его земной жизни. Но это пример, возвышающийся над всеми! А в древние времена как обошлись с Сократом. И несомненно обошлись бы и теперь с ним так же, только потому, что он не имел денег и так называемого «общественного положения».

«Без денег и разума нет».

«Ума-разума много, а приложить не к чему».

Эта пословица-притча означает между прочим и то, что стоит умному человеку вследствие какого-либо несчастья деградироваться - служебно, имущественно или социально, - как он как бы мгновенно глупеет не только в глазах окружающих, но нередко и в своих собственных глазах он как бы умственно, духовно «лишается всех талантов и всех прав состояния». Это делает его «поднятие», социальную реабилитацию неимоверно трудной, почти невозможной. Это подметил и изобразил в своих «Caprichos» гениальный испанский художник-мыслитель Франсиско Гойя. Отсюда и убийственный, злодейский эффект изгнания достойных и возвышения недостойных. Сарказмы русских пословиц, достойные гения Гойи, так же неистощимы на эту тему, как и художественная фантазия испанского маэстро.

«Будет именье, будет и уменье».

«С богатством ум приходит».

«Есть рубль, есть и ум».

Последняя пословица - словно парафраза из «Фауста» Гёте (ч. 1, «Кухня ведьмы»): Разочек сыграй / Со мною и дай / Набиться карману! / Без денег шабаш; / А денег мне дашь - / Я умником стану!

Нижеследующая пословица касается власти:

«Была бы булава, будет и голова». Булава - знак гетманского достоинства - символ власти.

«В холе да в почете и всяк умен».

«Дураку, что большому чину - везде простор».

Наконец, две пословицы, исполненные гневного сарказма:

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет».

«Матушка рожь, за что кормишь дураков».

В этом недоуменном и скорбном вопрошании слышится Иовлев протест, Иовлев вопль.

В связи с темой «глупости» и «дурости» стоит общая тематика того, что можно назвать «нелепостью» существования и что выражается или символизируется житейской безтолочью, безсмыслицей в ходе вещей и что вообще приводит к мысли, к заключению о ничтожестве, лежащем в основе жизни, о том, что «Бог скрыл лицо свое», согласно библейскому выражению (см. Втор. 32:20).

Тут уже идет речь о всеобщем поглупении, а не об уме и глупости отдельных лиц или слоев населения.

«Макару поклон, а Макар на семь сторон», т.е. Макару кто-то поклонился, а тот с глупым недоумением кланяется в ответ на все семь сторон.

О том, что мир полон лжи и неразберихи, где как в непроницаемом тумане пропадают все контуры всякого правдоподобия, говорит пословица (притча):

«Одна врала, другая не разобрала, третья по-своему переврала».

«Саней нет, впрячь нечего, ехать некуда - да поедем».

Здесь в ярком юмористическом житейском образе передан безсильный, претенциозный, псевдотворческий жест «из ничего» и в «ничто».

«Велика Федора, да дура».

«Встречают по одежке, а провожают по уму». Очень популярна.

Ядовито осмеивают негодующие пословицы глупость людей, которым по их положению следовало бы быть умными. Особенно ядовито высмеивают нижеследующие пословицы безсмысленную брутальную силу толпы, всегда неизменно соединенную со злою тупостью, то явление массовых движений и революций, когда, по блистательному выражению Ипполита Тэна, «сквозь одуревший облик палача и людоеда проступил идиот». Народ русский определенно - не на стороне глупого большинства, он никогда не прославляет большинство, количество только потому, что это «большинство» [хотя и есть известное выражение: «Глас народа - глас Божий»]. Из этого следует сделать неоспоримое заключение, что нельзя смешивать народ с толпой, ибо и сам народ не только себя не смешивает с толпой, но вполне определенно отделяет себя от толпы. Народ есть понятие не столько физическое, сколько духовное.

«Два дурака, да у каждого по два кулака».

«Дурак толпу любит».

«Свалка дуракам простор».

«Сколько дела у Бога впереди, столько и дураков».

Безпощадно и с полной безпристрастностью осмеивают пословицы свою собственную национальную глупость. Только у русского народа хватило мужества и ума осмеять своих собственных национальных дураков, только он мог позволить себе эту роскошь.

«Для дураков не за море ездить, и дома есть».

«На Руси дураков на сто лет припасено».

Имеются пословицы, содержащие тончайшие размышления над разными категориями ума и глупости и вообще содержащие «критику ума».

Народ утверждает, что ум, так же как и глупость, - личностны, уникальны.

«Ум на ум не приходится».

«Сколько голов, столько умов». Очень популярна.

Всегда так случается, что ума не хватает у самых умных людей.

«Ha всякого мудреца довольно простоты». Книжная.

«И на старуху бывает проруха». Вполне народная и очень любимая, осмеивающая, между прочим, стремление приписать ум только старикам. Народ приписывает уму свойства вдохновенного наития и считает великим несчастием, если этого наития почему-либо не бывает или не хватает в нужный момент.


«А не умнее ли ученик?» Неизвестно, умнее он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать. Сравните с русской пословицей «Два дурака, да у каждого по два кулака».

«На час ума не станет, да навек в дураках» (или: «а на век дураком прослывешь»).

Интуиции, догадке народ отдает решительное предпочтение перед «рассуждальчеством». Особенно не выносит русский народ того, что по-французски называется «рассуждальческим безумием». Поэтому «интеллигентщина», «книжность», дурная теоретичность никогда не имели успеха в русском народе, одном из самых здравомыслящих, практических и реалистических народов в мире.

Отсюда же и необычайный успех всякой подлинной науки, особенно наук естественных, равно как и успех и роскошное развитие реализма в литературе, в живописи и в музыке. Народ всячески прославляет «догадку», всячески издевается над тем, что он метко прозвал «задним умом». Под задним умом он понимает слишком поздно приходящую догадку.

«Догадка лучше ума».

«Задним умом дела не поправить».

«Как бы мне тот разум наперед, который приходит опосля».

Из этой последней пословицы, явно издевательской, следует, что под «задним умом» народ понимает хотя и правильный, но запоздалый, а потому и безполезный, даже нередко и вредный вывод. Ум должен действовать не только формально правильно, но практически пригодно, т.е. своевременно, с должной быстротой. Отрицательная категория «заднего ума» известна, кажется, только в русском терминологическом словоупотреблении. Это есть категория, выражаемая неизменно с оттенком иронии. Народ безпощаден к неэффективному «думанию». Отсюда и окончательный пессимизм, ибо ничто в конце концов не помогает от главной беды и главного, «последнего врага» - смерти.

«Думают думные люди». Это издевательство над действиями так называемых «лучших людей», «выборных людей».


«Зачем их прятать?» Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет, и жить осталось не так долго, он всё еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости. Сравните: «Старость не радость».

Есть еще другой вариант, очень популярный на юге и полный безпощадной иронии по адресу ума вообще и его финального безсилия пред смертью:

«Индюк (т.е. индейский петух) думал, да в суп попал». Этот вариант осмеивает также и мыслительское чванство, которое кончается для чванящегося всегда плохо, т.е. смертью. В связи с этим находится осмеяние и спеси вообще как проявления глупости.

«Умной спеси не бывает». И вариант:

«С умом носу не подымешь».

Чрезвычайной моральной силы является нижеследующая пословица-афоризм, где соединяются евангельская заповедь о неосуждении с прославлением ума:

«Глупый осудит, а умный рассудит».

Народная мудрость очень настаивает на том, что ум есть свойство врожденное, а не благоприобретенное.

«Нет рожаемого (ума), не дашь и ученого».

«Тупо сковано - не наточишь; глупо рожено - не научишь».

При всем том ум, по мнению народа, есть верховная сила. Он по своей природе безграничен, и ему не могут быть принципиально положены никакие преграды извне.

«И сила уму уступает».

«Ум любит простор». Любопытно, что Пушкин приводит эту пословицу в «Евгении Онегине» почти дословно:

Ум, любя простор, теснит.

«Ума городьбой не обгородишь».

Народ, считая принципиально силу ума безпредельной, высказывается в смысле возможности и естественного богословия, т.е. в смысле возможности естественными силами ума дойти до признания бытия Божия. Вообще ум, так сказать, превосходит самого себя.

«Доходит ум и до Бога».

«За своею думою - и сам не поспеешь».

По поводу этой последней пословицы проф. И.И. Лапшин говорит, что она содержит философско-психологическую мысль о невозможности самонаблюдения (см. И.И. Лапшин. Философия изобретения и изобретение в философии. 1922 г.).

Насмешками над тщетной видимостью псевдологических операций и над педантизмом полны пословицы, изображающие «счеты родством»:

«А ну-ка, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?»

«Он нашему слесарю троюродный кузнец».

«Твоя бабушка моего дедушку из Красного села за нос вела».

«Чирей в боку сидит, да не родня».


«От какой болезни он умрет?» Врач отменный, способный к размышлению, сосредоточенный, неторопливый, серьёзный. Чего же ещё желать? Сравните с пословицей: «Кто лечит, тот и увечит».

Что касается болезней и лечения, то ряд чрезвычайно умных и наблюдательных пословиц соединяет, как это было в древности и в средние века, патологию и терапевтику с общим миросозерцанием и с психологией. Ныне происходит возвращение к этой древней мудрости.

«Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо».

«Скрипит дерево, да стоит». Вариант: «Скрипучее дерево живуче». Это насчет болезней длительных, хронических, а также по поводу «ложного нездоровья» или, обратно, «ложного здоровья», «обманчивого вида».

По поводу того, что болезнь в значительной степени обусловлена фактором психическим и связана с самовнушением - так же как и выздоровление, - что посылаются болезни, но дают и средства лечения - пословицы:

«Не поддавайся, не ложись; а сляжешь - не встанешь».

«Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся».

«Лук от семи недугов лечит».

Новейшая медицина может только расписаться под этим мнением. Лук, так же как и чеснок, столь же прекрасны терапевтически, как и в качестве питательных веществ по причине их витаминозности.

«Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят».

«Кости распарить - все тело направить». «Пар костей не ломит, вон души не гонит». Польза бани и потения ныне тоже есть уже вещь общеизвестная. К пословицам терапевтически-профилактическим надо отнести пословицы, требующие крайней умеренности:

«Не пей до пьяна, проживешь век дополна».

«Держи голову в холоде, живот (брюхо) в голоде, а ноги в тепле».

Эта пословица очень популярна и вполне характеризует гениальный ум и такт народа. Она вполне подтверждается новейшей наукой. С точки зрения народа инстинкт - лучший лекарь. Народ относится скептически к лекарям, аптекам и вообще к искусственному лечению.

«Брюхо больного умнее лекарской головы».

«Кто лечит, тот и увечит».

Известно, что сплошь и рядом «лекарство бывает хуже болезни» и лечась от одной болезни иногда наживают другую. Медицинская наука говорит: «прежде всего - не навреди».

«И хорошая аптека убавит века».

Но над всем этим царит мрачно ироническая, постоянная возвращающаяся мысль:

«Кроме смерти от всего вылечишься».

Наибольшее число пословиц посвящено вопросам языка, ума, сноровки, вообще проблемам интеллектуально-творческим. Сразу видно, куда направлены влечения, вкусы и взоры народа. Русский народ вообще один из самых интеллектуальных и умных народов и рассуждает не менее охотно, чем поет и музицирует - часто к тому же совмещая то и другое. Философствуя о языке, народ сразу же входит в самое существо дела.

«Язык с Богом беседует». Это значит, что основное назначение языка есть молитва и богословие. Этот основной сакральный смысл языка, а также требование его ответственного и веского употребления связаны у народа с сознанием силы языка и необходимостью вследствие этого целомудренно, умеренно и осмотрительно им пользоваться.

«Мал язык, да всем телом владеет». Это, несомненно, из круга идей о языке из Послания Апостола Иакова (3: 2-12) [В соборном послании Апостола Иакова есть рассуждение о значении языка и слова: «И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6)].

«Мал язык - горами качает». «Языком, что рычагом».

«Язык до Киева доведет». Очень популярна. Это намек на то, что Киев есть место паломничества всей огромной России к ее основным и начальным святыням. В Киеве произошло Крещение Руси.

Здесь, следовательно, опять намек на сакральное значение языка. Но именно в силу этого уменье слушать ценнее уменья говорить.

«Бог дал два уха, а один язык».

«Много знай, да мало бай».

«Лучше недоговорить, чем переговорить».

«Язык мой - враг мой».

«Язык - без костей - мелет».

«От одного слова - да навек ссора».

На эту тему y Гоголя написана его превосходная «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Все произошло из-за одного слова «гусак», которым Иван Никифорович обозвал Ивана Ивановича. Из-за этого же фатального и самого по себе ничтожного слова полетело в пропасть наладившееся было примирение.

В небрежно выпущенном слове есть страшная автоматическая сила, превращающая его в рок.

Впрочем, и здесь народ усмотрел пессимистический «шах и мат»:

«Говорить беда, а молчать - другая». И юмористический вариант, отзывающийся, однако, глубокой безнадежностью:

«Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают».

«Долго не говорить - ум копить; а вымолвить - и слушать нечего».

«Бойся Вышнего, не говори лишнего». Очень популярна.

В этой линии «философии языка» как молчания, как своеобразной молчальнической аскезы стоит один из величайших русских поэтов Федор Иванович Тютчев. Он написал глубочайшее философское стихотворение с латинским названием «Silentium» («Молчание»), где есть афоризм, уже давно превратившийся в пословицу: «Мысль изреченная есть ложь».

Федор Тютчев ­ Silentium (Силентиум, Молчание)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..

На добродетель молчания опирается и Морис Метерлинк в своей замечательной книге «Сокровище смиренных». В основе этой духовно-аристократической традиции лежит святоотеческая доктрина, с особенной полнотой проявившая себя в учении «исихастов» (ХIV в.). Сущность ее состоит в накоплении духовных сил через молчание. Но и в самом молчании есть глубоко положительная самоценность, своего рода «упоение». Замечательный русский поэт ХХ в. В.Ф. Ходасевич говорит:

Как упоительно и трудно,
Привыкши к слову, - замолчать
[1].

Русский народ вполне постиг законы языка. Отсюда чеканная пословица-афоризм:

«Слово слово родит, третье само бежит».

Это духовное начало народ русский мыслит не отвлеченно, но конкретно и связывает его с понятием «головы» (в антропологическом плане) и с понятием «Премудрости» в плане богословском.

«Голова всему начало».

«Премудрость одна, а мудростей много». Этот афоризм глубокомысленно загадочен.

Народ знает два аспекта труда: один - бодрый, зовущий к радости жизни и к полноте ее сил, а другой - унылый, связанный, очевидно, с библейским проклятием земли, с тем, что называется «заботой» и что полно мрака и каторжной подневольности.

«Заря деньги родит». Это значит, что богатство дается лишь тому, кто рано и упорно начинает свой ежедневный труд.

Прекрасный и поэтический вариант этой пословицы:

«Заря золотом осыпает».

«Кто рано встает, тому Бог подает». Эта пословица очень популярна, особенно среди крестьян.

«Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь». Это вариант, родственный известной англо-американской пословице, но возникший, по-видимому, независимо и раньше (time is money; время - деньги).

«Терпение и труд всё перетрут». Одна из самых популярных и любимых пословиц.

Нижеследующая пословица содержит наряду с энергией и удалью черты народного пессимизма и мрачного юмора:

«Крой, да песни пой; шить станешь, наплачешься».

«Дело шуток не любит».

Но есть иной аспект отвращения к труду - пессимистическое чувство его тщеты, его «дурной безконечности», его порочности, а иногда и злого безумия, направленности на зло. Народ больше всего останавливается на тоске и хандре.

«Где конец веревки этой? - Нет его, отрубили!»

«Протянулось как голодное лето».

«Не всякая песня до конца допевается».

То, что часто принимают за лень, у русского человека есть именно такое переживание нелепости жизни и труда, их тщеты - как в Экклезиасте.

По поводу этого taedium vitae (отвращение к жизни, лат.) Пушкин говорит в «Евгении Онегине»:

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче - русская хандра
Им овладела понемногу.
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Народ называет иногда это действие «хандры» типичным словом «нашло». Когда на русского человека «найдет», тогда возможно решительно всё - и притом самое нелепое, самое необъяснимое: он не хочет исполнить и не исполняет самые выгодные и легкие работы, бросает насиженное место, где его знают и любят, и идет в какую-нибудь трущобу, где его не знают и знать не хотят, отказывается от счастья с нравящейся ему женщиной, у которой он пользуется полной взаимностью, и проч.

Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин».)

Отсюда и пословица:

«Послал Бог работу, да отнял черт охоту».

Но как правило русский человек работящ и безстрашен, хотя в иные минуты он и падает духом под бременем пессимистической тоски, зачарованный своей «хандрой», исход которой он дает в своей артистической продукции, главным образом в музыке, создавая «песню, подобную стону» (Н.А. Некрасов). Но свою способность к труду, свою энергию и упорство pyccкий человек доказал на просторах своей безконечной равнины и на протяжении своей многострадальной истории.

Только этими страданиями и можно объяснить чувство отсутствия отдыха и досуга: «Будет досуг, когда вон понесут» (современный вариант: «На том свете отдохнем»).


«Сон разума рождает чудовищ». Сравните: «Страшен сон, да милостив Бог».

В связи с пословицами о труде стоит и тема сна - как в его реалистическом смысле, так и в мистически-символическом. И здесь, как и всюду, чувствуется влияние Библии и аналогии с великими мыслителями человечества.

«Каково живется (можется), таково и спится».

«Сон смерти брат». И вариант: «Уснешь, что умрешь». «За сон не ручись» (т.е. долго ли проспишь и что пригрезится).

В этой до гениальности лаконичной и содержательной пословице содержится и проблематика Гамлета (to be or not to be: быть или не быть), и вопрошание молитвы на сон грядущий: «Господи, ужели одр сей гроб мне будет?»

«Вещий сон не обманет». И вариант:

«Сон правду скажет, да не всякому».

Загадочная область снов есть совсем особая сфера, лишь частично исследованная наукой. Но для народа важнее всего то обстоятельство, что во сне человек становится беззащитным от влияния потусторонней сферы, большей частью влияний сомнительных или вовсе страшных. «Как чудится, так перекрестися». «Мана манит, да Бог хранит».

Народ на горьком или благодетельном опыте познал законы мирового ритма и знает, что на всё есть своя пора, свой срок. Он знает смену циклов «счастливых» и «несчастливых», он знает смену хороших и плохих дней, о чем говорит мудрость древнего Гесиода в его сочинении «Труды и дни». Сюда же относится проблема «мерности», т.е. закон количества в ритме, сменяющем времена и сроки. Это - те черты, границы или, если угодно, те тактовые черты мирового ритма в развертывающейся мировой симфонии, после которых или после данного отсчета которых можно сказать наверняка: вот это случилось, вот это произошло.

«Не время дорого, пора». «Час лучше мастера».

Это значит, что для достижения подлинной удачи необходимо попадать в такт мирового ритма, законы которого, хотя не всегда могут быть учтены и большей частью скрыты, но для уловления которых у человека есть интуиция - что-то вроде антенны для уловления музыки и такта мировой симфонии и для попадания ей в тон и в такт, - в чем и заключается подлинная мудрость жизни. Отсюда и пословица, чрезвычайно распространенная:

«Куй железо, пока горячо».

О том, что Божья Премудрость всегда пошлет нужный день или нужный срок, который лишь остается узнать и разгадать и за неузнавание и неразгадывание которых, вернее, за нежелание узнать и разгадать, человек жестоко платится, «за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:44). А Генрик Ибсен в своей гениальной драматической пьесе «Пер Гюнт» говорит устами таинственного «плавильщика пуговиц»: «нужна догадка, Пер, и собирает средь недогадливых рогатый жатву». Вот что, собственно, значит столь же простая, сколь и многосмысленная пословица: «У Бога дней много».


«Горячо!» Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание. У нас - обратное: «Куй железо, пока горячо».

«Не меряй на свой аршин».

Эта очень популярная пословица есть, по существу, отвержение какого бы то ни было коллективизма, так же как и следующая:

«Всяк в своем добре волен».

«Не в свои сани не садись». «Знай, сверчок, свой шесток». Очень популярна и означает необходимость соблюдения принципа соответствия или принципа иерархии.

Требование свободы, как частной, так и публичной, определенно звучит в нижеследующей пословице, тоже решительно противостоящей какому бы то ни было дурно понятому коллективизму:

«На чужой роток не накинешь платок».

Русский народ сделал в сфере пола очень много существенных наблюдений и открытий. Прежде всего, он по существу отделяет тему брака от темы эротики. Таинственная связь любви со своим Первоисточником выражена в афоризме, представляющем, в сущности, повторение библейского текста Апостола Иоанна:

«Где любовь, там и Бог».

О том, что любовь есть верховная ценность, говорят пословицы:

«Милее всего, как кто любит кого».

«Нет ценности супротив любви».

Выражение: «Совет да любовь» представляет очень распространенное свадебное пожелание. Все это означает, что полная человеческая гармония может быть осуществлена только любовью и что не экономика движет в последнем счете людьми, но любовь. Собственно понятие «совета» и значит в последнем счете «симпатию». Отрицание главенства экономического мотива в подлинной любви, иноприродность любви по отношению к экономике народ выразил в пословице:

«Не дорог подарок, дорога любовь».

Полная автономия любви, независимость от чего-либо другого выражена в пословицах-афоризмах:

«Не по хорошу мил, а по милу хорош».

«Сердце сердцу весть подает». Обе очень популярны и постоянно повторяются.

Народ поставил и решил проблему любви в том духе, что в любви есть тайна самоценности человеческой личности и что в ее основе лежит любовь к самому себе, но не в смысле эгоизма, а в смысле духовном. Это одна из самых тонких и трудных тем. Отсюда два варианта одной и той же идеи:

«Любя себя, любишь друга».

«В дружке себя любишь».

Половая любовь не случайна, в ней есть нечто от «судеб Божиих неисповедимых», милый есть «суженый»:

«Не отколь взялся, Бог дал».

«Мил да люб, так и будешь друг». Тайна любви эротической есть, прежде всего, тайна телесной пригожести, тайна тела, в котором символизирована душа.

«Твое прекраснейшее тело // Не что иное, как душа!..»[2] - говорит поэт М.Ю. Лермонтов, как бы вторя народной мудрости:

«Не мил телом, не угодишь (неугодлив) и делом».

В связи с этим существует и пословица насчет так называемой «платонической» или, как ее народ точно называет, «сухой» любви:

«Сухая любовь только крушит».

С точки зрения народа, эротика есть сфера абсолютно автономная от каких бы то ни было ритуальных ограничений:

«Крестом любви не свяжешь».

И это несомненно уже по той причине, что сам крест есть плод любви, ее символ.

«Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердце не свяжет».

Что любовь связана с крестом и есть крест, видно из пословицы:

«Полюбив, нагорюешься».

«Где любовь, там и напасть».

Очень интересны и ярки пословицы, выражающие нелюбовь, отвращение, охлаждение.

«Глядит на меня, как черт на попа».

«Хоть со ангелы ликуй, только нас минуй». «Был милый, стал постылый».

По поводу испытанных, верных друзей создана знаменитая пословица:

«Старый друг лучше новых двух».

Народ чувствует силу, исходящую как от любви, так и от ненависти. Эта сила связана с особой «натуральной магией», исходящей от добрых или злых пожеланий. В эту силу практически верят все так называемые цивилизованные народы, у которых приветствия и добрые пожелания составляют необходимую часть и очень существенный момент общежития. Но равным образом и злые пожелания неразлучны с различными формами ненависти и недружелюбия. Сами выражения «недоброжелательство» и «доброжелательство» означают фактическую и практически действующую силу этого до сих пор еще мало изученного метапсихического феномена. Русские пословицы на эту тему частью являются иллюстрациями этого опыта, пережитого народом, частью являются действенными формулами этого опыта.

«Ласковое слово, что вешний день».

Далее имеется целый ряд приветственных формул, имеющих полусакральный или вовсе сакральный характер.

«Бог на помочь с силой». И общераспространенные приветствия: «Бог в помощь!», «Помогай Бог».

«Благослови, Господи!» Это последнее приветствие явно церковного происхождения.

Очень типично приветствие тем, кто ест, со стороны приходящих к столу или мимо проходящих:

«Хлеб да соль». Это приветствие требует обязательного ответа: «Милости просим».

Это приветствие у русских означает не только обычай гостеприимства, сам по себе тоже сакральный, ибо гость есть особа священная. Здесь еще указание на святость хлеба и соли, символов еды, и хлеба как материи евхаристической. Указывают на святость самого процесса еды как священного обряда. По аналогии с этим образовался привет пьющим чай:

«Чай да сахар!»

По поводу действенной силы слова, попадающего в ритм или против ритма «хороших» или «плохих» дней (о чем речь шла выше), существует чрезвычайной силы и выразительности пословица:

«В добрый час молвить, в худой - промолчать». И еще сильнее: «Всем гостям по сту лет, хозяину - двести, да всем бы вместе».

«Твоими бы устами да мед пить». Очень популярна, хотя нередко употребляется в ироническом смысле.

Очень зловещи и загадочны пословицы, вернее, речения, упрекающие данное лицо (в том числе и того, кто произносит) в рождении на свет. Выходит, словно появление на свет зависит от являющегося - частично или полностью. Это никак не может быть объяснено с точки зрения библейско-евангельской. А между тем книга Иова, книга пророка Иеремии, Евангелие в части, касающейся предательства Иуды Искариота, содержат загадочный упрек в рождении. То же мы встречаем и в «Фаусте» Гёте: «О лучше бы я не родился!»

«Зачем было мне (тебе, ему) на свет народиться».

Брак и семейная жизнь есть то, что именуется в Православии малой церковью. Народ признает это таинством, он знает, что здесь содержится духовная основа человека, его прошедшее, настоящее и будущее, вполне переживает реальность святыни, содержащейся в семейной жизни. Но народ тем более разочарован бытованием этого священнейшего фактора человеческого общежития. Здесь-то и накопились у народа в особенном количестве «противочувствия» и масса пессимистических наблюдений, которые весьма способствовали к укреплению в народе пессимистических установок и настроений.

Превращение, почти неизбежное, зажигающей огонь вечной юности прекрасной невесты в прозаическую «бабу» или «тетку», обладающих печальным секретом преждевременного постарения и одним своим видом уничтожающих всякий признак влюбленности - этого источника молодости. С озлобленным разочарованием спрашивает народ:

«Все девушки хороши, а отколе берутся злые жены?». «У бабы семь пятниц на неделе».

«Волос долог, да ум короток». Обе очень популярны.

«Стели бабе вдоль, она меряет поперек».

«Добрая кума живет без ума».

«Где баба, там рынок; где две, там базар».

Было бы грубейшей ошибкой понимать все эти пословицы в буквальном смысле. Если это и бывает, то сравнительно редко. Эти пословицы надлежит расшифровывать как символику «антиэроса», водворяющегося в браке в значительном большинстве случаев. Народ чувствует, что на него из этой мрачной и неблагоуханной дыры идет старость, проза жизни и, наконец, смерть, которая ведь и сама символизируется «бабой ягой», тоже как бы бабой, существом женской породы, но абсолютно непривлекательным. Но, конечно, к этому надо присоединить и вообще большую или меньшую неудачу семейной жизни, неудачу, ставшую нередким явлением. Народ видит в этой неудаче как бы «шах и мат» человеческому существованию вообще.

«Одна голова не бедна, а и бедна, так одна» (человеку одинокому, не обремененному заботами о семье, жить проще, хлопот меньше).

«Жениться раз, а плакаться век».

«В девках сижено - плакано; замуж хожено - выто».

«Не плачь, девка, что отдают за парня: плакать бы ему, что берет беду».

«Здравствуй, женившись - да не с кем спать». Эти ужасные слова красавицы Забавы Путятишны из былины о «Соловье Будимировиче» не нуждаются в комментарии, особенно если вспомнить, что они обращены к мужу в присутствии возлюбленного.

«Чужая жена - лебедушка, а своя - полынь горькая».

«Одному с женою горе, а другому вдвое».

В лучшем случае народ смотрит на брак, если он удачен, как на форму монашества и как на взаимопомощь в несении тяжелого креста жизни. Об упоении любовью нет здесь и малейшего помину. Можно даже сказать, что и здесь тоже «школа смерти» и подготовки к ней. «Жить вместе и умирать вместе».

«Доброе замужество - посхименье» (т.е. высшее монашество).

«Три друга: отец, мать да верная жена».

«С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

«Муж да жена - одна сторона». Но эта пословица, столь отрадная для семейной жизни, имеет свой мрачный двойник, и он-то наиболее популярен [все вы его знаете, не будем здесь приводить].

Только относительно родителей в представлении народа морально всё обстоит благополучно, и народ не желает считаться с мрачными реальностями, наблюдающимися и в этой святейшей области. Это объясняется несомненным и решительным влиянием четвертой заповеди Божией и тайной силой родительского благословения, которая тоже, несомненно, коренится в духе Библии.

«На свете всё найдешь, кроме отца и матери». «При солнце тепло, а при матери добро».

«Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит».

Также не знает народ темных красок для братской и духовной любви.

«Духовное родство пуще плотского».

«Любовь братская - союз христианский».

Народ делает два существенных вывода, которые связаны с идеалами тишины и Божией благодати. Эти выводы - два новых идеала: простота и прекрасная личность - прекрасная духовно и физически. Под простотой народ paзyмеет неразложенность, цельность, что исключает всякое двоедушие, лицемерие, всякие задние мысли и загруженное подсознание с тайно в нем присутствующими «рессантиментами» и злыми пожеланиями. С точки зрения народа злые пожелания имеют свою магическую эффективность. Злые пожелания связаны с безстыдством, могущим часто прикрываться личиной чрезмерного и неуместного морализма.

Подлинный стыд, согласно народному представлению, есть как бы голос утраченной простоты и утраченного целомудрия.

«Простота да чистота - половина спасения».

«Где просто, там ангелов со сто». И прибавление: «где хитро (где мудрено), там ни одного».

В силу того, что простота есть духовная и физическая нерастленность, народ считает ее залогом долголетия и спасения вечного:

«Живи просто, выживешь лет со сто».

Но народ русский, очень привыкший к искусству различения духов, очень хорошо дает себе отчет, что простоте в положительном смысле противостоит простота в отрицательном смысле как неспособность к тонкому мышлению, как неразличение добра и зла, как грубость духовная, как «толстокожесть». По поводу такой дурной простоты народ создал очень выразительную и пользующуюся большой популярностью пословицу:

«Простота - хуже воровства».

Сюда же относится и притворная доброта, осмеиваемая в пословице, очень известной и любимой:

«Мягко стелет, да жестко спать».

В связи со всеми этими идеалами вечными и неизменными стоит и глубокое презрение к моде:

«Что стыдно да грешно, то в моду вошло».

Отсюда также у народа и глубокое презрение к недостойной славе, к дутым знаменитостям рекламного типа и вообще глубокое презрение к рекламе и особенно к саморекламированию.

«Хороши ребята, да славушка худа».

«Добрая слава до порога, а худая за порог».

«Иная слава хуже поношения».

«Всяк кулик свое болото хвалит».

В связи с этим стоит целый ряд пословиц, осмеивающих или ярко живописующих эгоизм:

«А по нас хоть трава не расти». Это соответствует французской пословице «После нас хоть потоп».

«Своя рубашка ближе к телу». «Легко чужими руками жар загребать».

Здесь мы заканчиваем этот избранный круг русских народных пословиц и изречений житейской мудрости. Выбор их необъятно велик, художественная и языковая роскошь - безподобна. Целый мир человеческого существования проходит в них, и приведенные - лишь капля в море. Они - источник непрекращающегося поучения и непреходящей красоты, очень напоминают в этом смысле русскую народную песню, тоже не имеющую равной в мире.


[1] Пока душа в порыве юном,
Ее безгрешно обнажи,
Безстрашно вверь болтливым струнам
Ее святые мятежи.

Будь нетерпим и ненавистен,
Провозглашая и трубя
Завоеванья новых истин, -
Они ведь новы для тебя.

Потом, когда в своем наитьи
Разочаруешься слегка,
Воспой простое чаепитье,
Пыльцу на крыльях мотылька.

Твори уверенно и стройно,
Слова послушливые гни,
И мир, обдуманный спокойно,
Благослови иль прокляни.

А под конец узнай, как чудно
Всё вдруг по-новому понять,
Как упоительно и трудно,
Привыкши к слову, - замолчать.

Владислав Ходасевич.

[2] Последние строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мадригал» (1829).

115
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru