‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Самая яркая личность русской эмиграции

О духовном наследии мыслителя русского зарубежья Владимира Николаевича Ильина рассказывает и.о. декана философского факультета МГУ Алексей Павлович Козырев.

О духовном наследии мыслителя русского зарубежья Владимира Николаевича Ильина рассказывает и.о. декана философского факультета МГУ Алексей Павлович Козырев.


Мыслитель и богослов Владимир Ильин.

См. также

23 февраля в Софийском соборе Самары была совершена праздничная Литургия в день 30-летия служения Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия на Самарской кафедре. Заранее договорился о встрече в храме с и.о. декана философского факультета МГУ Алексеем Павловичем Козыревым. Беседа проходила в гостевой комнате храма, и времени для разговора было в обрез. Все же я успел задать вопросы и получить на них ответы главного специалиста по изучению и популяризации богословского наследия замечательного мыслителя русского зарубежья Владимира Николаевича Ильина. Нас с Алексеем Павловичем Козыревым объединяет интерес к личности и трудам замечательного философа - последнего в ряду представителей русского религиозного ренессанса. Мы уже не раз знакомили читателей наших изданий с отдельными фрагментами из книг, выписками из дневников Ильина. Теперь пришло время поговорить о нем самом и о том, как его духовное наследие возвращается на горячо любимую им Родину.

- Алексей Павлович, какими судьбами вы к нам в Самару?

- Меня пригласил в ваш город на празднование тридцатилетия своего служения на Самарской кафедре Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий. Это большая честь для меня.

А еще я с Самарой связан через своего ученика, впрочем, давно уже не ученика, а коллеги - он у меня ведь и докторскую диссертацию защищал, - протоиерея Димитрия Лескина. Все этапы строительства сначала Православной гимназии, потом Православного института, а теперь вот Академии Святителя Алексия я видел своими глазами, поскольку примерно раз в два, в три года приезжаю в Тольятти.


Поволжская Академия Святителя Алексия в Тольятти.

Мне довелось участвовать в передаче Академии Святителя Алексия собрания книг московского философа Сергея Михайловича Половинкина. Это была моя идея, которой поделился с ректором Поволжской Академии имени Святителя Алексия Московского отцом Димитрием Лескиным. Библиотека Половинкина состоит из 8 тысяч томов. И книги эти теперь не пылятся, а работают. В Академии Святителя Алексия составляются их библиографические описания. Туда приезжают люди из Самары, поскольку специалисты Самарской областной библиотеки сказали им, что у них таких редких книг нет, и указали на Академию Святителя Алексия. Библиографы мне сказали, что в собрании Половинкина три памятника федерального значения, это книги конца XVIII - начала XIX века.

Но самая главная ценность для нас в библиотеке Сергея Михайловича Половинкина - это максимально полная коллекция философской литературы, которая выходила в России до революции. Это книги по русской религиозной философии книгоиздательства «Путь» (издательство печатало труды отца Сергия Булгакова, отца Павла Флоренского, С. Трубецкого). Сергей Михайлович Половинкин очень переживал за судьбу своей огромной библиотеки, потому что она хранилась в маленькой трехкомнатной типовой квартире на Коломенском в Москве, там даже нельзя было свободно пройти, везде были книги. Сергей Михайлович скончался в 2018 году, его супруга и поныне здравствует, с ними жили двое детей (дочь потом умерла), и книги просто мешали нормальной жизни семьи.

- По вашему студенту Лескину тогда было видно, какие его ждут перспективы в дальнейшем?

- На пятом курсе философского факультета МГУ он уже стал священником. Еще будучи студентом, он обсуждал со мной свои дальнейшие планы. Однажды он мне сказал, что отец ему назвал три настоящие мужские профессии: это хирург, летчик и священник. Родители отца Димитрия были врачами, мама заведовала медицинской службой на АвтоВАЗе, папа был детским хирургом. Он вполне мог пойти по их стопам. Но поскольку он поступил на философский факультет, было понятно, что пойдет по духовной стезе. Уже тогда было заметно его призвание просветителя. Он стремился не только сам образовываться, - а он в Москве постоянно посещал театры, музеи, концерты, - но и доносить это до других людей, открывать мир прекрасного окружающим.


Протоиерей Димитрий Лескин, Алексей Козырев (крайний слева) на презентации уникальной книжной коллекции С.М. Половинкина.

- Теперь спрошу о богослове, мыслителе русской эмиграции - Владимире Николаевиче Ильине. Когда впервые услышали о нем?

- В начале девяностых годов я окончил философский факультет МГУ, стал работать младшим научным сотрудником, и вот в ту пору заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ Михаил Александрович Маслин решил подготовить словарь «Русская философия». Книга вышла в 1995 году, с тех пор несколько раз переиздавалась. Приступая к работе над словарем, я спросил у своего заведующего кафедрой: а почему всем известный философ Иван Ильин здесь есть, а про другого Ильина, Владимира, тогда почти никому неизвестного, в словаре нет ни строчки. «Ну, напиши», - ответил он. И я пошел в Российскую библиотеку, в спецхран, листал эмигрантские книжки, журнал «Путь»… Познакомился с трудами Ильина поверхностно, очень мало, но все же достаточно для того, чтобы написать о нем короткую статью. Потом я написал о нем более подробную статью в «Православную энциклопедию». И вот в конце той первой статьи написал, что судьба архива Владимира Николаевича Ильина неизвестна.

А потом приезжаю в Париж, и одна моя хорошая знакомая, сейчас она профессор Лозаннского университета, говорит: «Слушай, а вот я дружу с внуком замечательного Православного мыслителя Владимира Ильина, хочешь, я вас познакомлю?» - «Конечно, хочу. А его родители живы?» - «Бабушка жива, вдова Владимира Ильина, давай к ней сходим».

И так я оказался на авеню де Турвиль, 26, это тот самый адрес, где Ильин прожил большую часть своей парижской жизни, он называл в Дневнике эту квартиру «У Верочки». Когда они повенчались, ему было уже 45 лет, он 1891 года рождения, а она была значительно моложе, 1912 года рождения. Вера Николаевна еще до встречи с Ильиным участвовала в работе Русского студенческого христианского движения. И вот они наняли эту квартиру. Квартира была съемная, и после смерти Веры Николаевны квартира ушла. Находится квартира недалеко от Дворца Инвалидов, где Наполеон похоронен.

И вот я пришел к Вере Николаевне… Кстати, я не единственный, кто приходил к ней, заинтересовавшись наследием Ильина. Приходил к вдове мыслителя отец Георгий Блатинский из Флоренции, был Александр Клементьев, который составил библиографию Ильина и сделал ряд публикаций о нем. Вера Николаевна была очень добрый человек. И она очень хотела издать наследие своего мужа. У нее постоянно была эта идея, что ее мужа все ненавидели и все ему завидовали, потому что он гениален. И потому-то его замалчивали, не печатали, игнорировали. Она с чувством мне рассказывала, как [протоиерей Василий] Зеньковский, как она говорила, «этот хитрый лис», часто говорил Ильину: что вы всё пишете, хватит вам писать, не надо вам так много писать… Не знаю уж, насколько всё это достоверно… И она так хотела добиться публикации трудов мужа, что его рукописи, его авторизованные машинописные тексты направо и налево раздавала разным людям… Архив Ильина сохранился, он огромный. Но многое разошлось, и даже у меня есть несколько неизданных рукописей Ильина, его «История средневековой философии», а также несколько неопубликованных работ по морфологии.

- В чем была главная философская идея Ильина?

- Им разработана идея морфологии - учение о форме. Мы форму часто понимаем так: вот стакан, у него есть форма. Но ведь форма стакана не в том, что он граненый. А форма стакана в том, что в него можно налить воду. Или вино. Или чай. Что хотите. Смысл стакана - вот что такое форма. Не круглый он или квадратный, не граненый или плоский какой-нибудь. Потому что форма - это эйдос, это идея. Эйдос - другое слово для обозначения идеи. У Платона - идея, а у Аристотеля эйдос…

Дальше. Форма может быть внутренняя и внешняя. Она может быть не выраженная, а может быть выраженная. У Ильина есть понятия внутренняя форма и внешняя форма. Например, внутренняя форма языка у Вильгельма фон Гумбольдта, который утверждал, что различные языки являются по своей сути различными мировидениями, и что своеобразие языка влияет на сущность народа. И далее, внутренняя форма слова, у Шпета. То есть слово может вступать в разные поэтические контексты. Быть метафорой, по-разному выражать себя… В этом заключается внутренняя форма слова.

Внутренняя форма человека - а у нас тоже есть внутренняя форма!.. - это жизнь, это способность развиваться, меняться, способность к покаянию, если говорить на церковном языке, к умоперемене, это наша внутренняя форма. Когда мы умрем, то видимым образом эта внутренняя форма уйдет, а душа останется, она будет в какой-то другой форме, в каком-то другом месте ожидать воскресения тела.

Это богатство понятия формы, то, как форма живет, как форма выражается, это и есть основной нерв философии Ильина. И она связана с такими великими именами, как Гете, который, наверное, был первый и главный морфолог; Шпенглер, старший современник Ильина, показавший морфологию культурных форм в своей известной книге «Закат Европы». Однако философские идеи Ильина были не очень востребованы в эмиграции. Это и потому, что Ильин довольно сложно писал, и потому еще, что в какой-то период жизни он стал в эмиграции чуть ли не изгоем…

- Кто-то, наверное, даже мог счесть его за «безумца»… Но это было каким-то странным состоянием, точно у Гамлета («В его безумье есть система…»). Странным он мог казаться в быту, но в своих произведениях он выражает мысли ясно, красиво, последовательно.

- В конце жизни, да, у него усилились какие-то странности в поведении, как мне говорила Вера Николаевна. Он временами бывал, по ее словам, одержим «темным эротизмом». Он был очень страстный человек, но говорить о его здоровье или нездоровье мы не имеем права. Мы не врачи, чтобы оценить состояние здоровья человека.

- Какие его книги вы готовили к печати?

- Сначала меня Вера Николаевна попросила написать предисловие к уже составленной питерским издательством «Акрополь» замечательной книге Ильина «Эссе о русской культуре». Книгу «Пожар миров» составлял я, и также написал к ней предисловие. Еще я опубликовал в журнале «Вопросы философии» статью Ильина «Статика и динамика чистой формы». Это его целостная работа по морфологии. Он был настоящим философом. Но кроме того он был ученым и композитором. Окончил консерваторию в Киеве, писал оперы, романсы…

- В целом вы принимаете личность Ильина?

- Мне кажется, это была самая интересная и яркая личность в русской эмиграции.

- А ведь там были и Бердяев, и отец Сергий Булгаков, и много кто еще…

- Когда я говорю самая яркая личность, это не означает самая крупная, самая добротная, самая святая... Может быть, были в эмиграции, и наверняка это так, люди более цельные, более достойные, чем Владимир Ильин. Но вот если бы надо было о ком-то из них писать роман, то конечно же надо писать роман про Владимира Ильина…

- Возвращение наследия Ильина на родину состоялось?

- В значительной степени, да. В первую очередь, вернулся в Москву архив Ильина. И в этом мне довелось сыграть заметную роль. В 2003 году я привел Веру Николаевну Ильину к директору Дома русского зарубежья Москвину, познакомил их. Это произошло буквально за два дня до ее падения и травмы, после которой она уже не оправилась. Потом Вера Николаевна ушла из жизни, и окончательное решение осталось за их сыном Николаем Владимировичем Ильиным. Он размышлял, куда передать архив, у него просил Бахметьевский архив в США. И он сделал выбор в пользу России. Сейчас архив Ильина находится в Доме русского зарубежья имени Солженицына в Москве. Дневников в первоначально переданном архиве не было. Их Вера Николаевна еще раньше отдала отцу Георгию Блатинскому во Флоренцию. Но сын Ильина договорился с ним о передаче в Москву и Дневников Ильина тоже.


Сын мыслителя Николай Владимирович Ильин в Санкт-Петербурге.

- Вы знакомы с Николаем Владимировичем Ильиным?

- Я с ним хорошо знаком. Когда вышла книга Ильина «Эссе о русской культуре» с моим предисловием, он мне позвонил еще на городской телефон и сказал: «У меня сложное отношение к отцу, в десять лет меня сбагрили в колледж в Англию, а до этого помню, как мой отец бросил в бабушку свеклой и разбил ей очки… Вы представляете, что думает мальчик, когда его любимой бабушке разбивают очки!..» И тем не менее Ильин-сын высказал мне благодарность за предисловие к книге. Потом мы стали сотрудничать. С Николаем Владимировичем я сделал передачу на радио «Вера», в моей программе «Философские ночи». Это было не так давно, летом 2021 года. Можно найти в архиве передачи на сайте радиостанции.

- Какое-то сходство с Ильиным-мыслителем замечаете в его сыне?

- Да, конечно… И во внуке тоже. Это сын Елены Гурдон, дочери Ильина, ныне уже покойной. И когда мы с ним общались… А общались мы с Антуаном, когда отмечали 90-летие Веры Николаевны Ильиной. Она приехала в Москву, сын арендовал ей корабль, и мы плавали по Москве-реке, купались в Серебряном бору, ели шашлыки. И там общались с Антонием - Антуаном. По-русски он совсем не говорит, но он, как я понял, Православный. Когда я ему по-французски рассказывал про его дедушку, про все «фокусы» Владимира Ильина, Антуан катался от смеха по палубе и говорил: «Ну почему от меня всё это скрывали, я ведь точно такой же…» Антуану сейчас чуть за пятьдесят, мы с ним приблизительно одного возраста. Так вот непросто судьба семьи сложилась. Дочь Ильина почему-то считала, что, живя в Париже, не нужно детей воспитывать в русской культуре.


И.о. декана философского факультета МГУ Алексей Козырев и Антон Жоголев. Собор Святой Софии в Самаре, 23 февраля 2023 г.

И все же Николай вырос в русской культурной традиции. Нельзя сказать, что он абсолютно русский человек, он долгое время работал в Америке, сотрудничал с компанией Люфтганза, осуществлял культурные проекты. Организовывал выставки в Гуггенхайме, крупном музее искусств в США, даже там принимал Владимира Владимировича Путина, нашего президента. Я видел фотографию, где Владимир Владимирович Путин вместе с Николаем Владимировичем Ильиным открывают выставку в США. И несмотря на всю его «заграничность», сын мыслителя Ильина на удивление русский человек.

Расскажу в подтверждение один случай. В самый пик эпидемии ковида он приехал в Москву, мы с ним встретились. И он рассказывает: «Пошел я в ГУМ и там прививку сделал». Спрашиваю: «А почему не европейской вакциной, пфайзером, прививались? Почему не в Германии сделали прививку». - «У нас там такая очередь, пожилым людям непросто сделать прививку. И потом… ведь русское - оно же лучше». Я ему говорю: «Но вы сейчас уедете, как же вторую прививку будете делать?» - «Так я через три недели прилечу, снова пойду в ГУМ, там и сделаю вторую прививку». Мне понравилось, что он не пошел куда-то в лучшую клинику, не стал платить немалые деньги, которые у него есть, а пошел в безплатный прививочный пункт, куда все приходили, и иностранцы могли прийти. Он очень любит Россию. У него много друзей в нашем художественном сообществе. Ильин - советник Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа… Вспоминаю его, и словно опять слышу его голос, как он говорит: «Ведь русское - оно же лучше».

Видно, сильно угодил Богу раб Божий Владимир Ильин! Если через столько лет после его смерти, которая наступила в 1974 году в Париже, находят друг друга люди, которых интересуют его труды, сама его личность. И в переплетении случайностей из встреч, знакомств и поездок вдруг открывается Промысл Божий: духовное наследие Ильина еще пригодится Православной России.

Записал Антон Жоголев.

78
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru