‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

О, вещее русское слово!

Записки писателя Михаила Кильдяшова.

Записки писателя Михаила Кильдяшова.

Об авторе. Михаил Александрович Кильдяшов родился в 1986 г. в Костроме. В 2009 г. окончил филологический и культурологический факультеты Оренбургского государственного педагогического университета. Член Союза писателей России. Кандидат филологических наук. Лауреат Всероссийской литературной Пушкинскойпремии «Капитанская дочка», премии П.И. Рычкова. Автор книг стихов «Ковчег» и «Пассион». Автор книги в серии ЖЗЛ «Священник Павел Флоренский» (2023 г.). Живет в Оренбурге.

«И сказал Бог: “Да будет свет”. И стал свет», - это первые слова в мироздании. Первая прямая речь. Первое явление языка. В них - одоление смерти, хаоса, стремление к гармонии. В них Победа света над тьмой.

И это главная задача, возложенная Богом на человека, то, ради чего ему был дарован язык. Адам, давший в Райском саду всему имена, сохранил в этих именованиях первозданный свет. Постиг через имена суть именуемого, открыл пути обретения Божественных смыслов.

Русский язык, как никакой иной, во всей полноте воспринял эту задачу. Его создатели - победоносцы, одолевшие хаос.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - творцы нашей письменности. Животворящий крест, вечный круг, троичный треугольник, различаемые в буквах глаголицы и кириллицы - благословение всем нам, изначально определившее писание как молитву. Каждая буква - слово, имена букв складываются в заветы: «глаголь добро», «како люди мыслете», «наш Он покой», «рцы слово твердо». Трудами солунских братьев славянский язык стал зрим. Письмена на века сохранили то, что не удержала бы человеческая память.

Через письменность Кирилл и Мефодий сделали нашу культуру сопричастной великому наследию эллинов. Если славянское око внимательно всмотрится в греческий алфавит, то в витиеватом «почерке» распознает родную азбуку. Если прислушается к греческой речи, то сможет уловить внятные православному слуху слова: евхаристия, икона, лампада, митра, монах, елей, просфора, апостол, ангел, псалтирь… И мы не отреклись от этой связи: в богослужении, философии, науке нам дорого каждое греческое слово. Нам близко греческое словотворение в его сращивании корней и смыслов: «благо-вещение», «путе-водительница», «млеко-питательница», «бого-словие», «доброто-любие»... Главное же греческое слово начертано на кресте Спасителя: «Ника» - «Победа».


Памятник святых Кирилла и Мефодия в Самаре. Скульптор Вячеслав Клыков.

Всё восточнославянское, фольклорное, передаваемое столетиями из уст в уста, ждало этой фиксации. Народ-языкотворец, наконец, смог сжать обильную ниву своей памяти и собрать накопленное в амбары книг: сказки, песни, пословицы, поговорки, заклички, потешки, загадки - весь свой языковой космос, обретенный через солнце, небо, землю, воду, огонь, семейный очаг, кровные узы, труд. «Мал язык, да всем телом владеет», «ласково слово - что весенний день», «кроткое слово сокрушает кости», «родительское слово на ветер не молвится», «бритва скребёт, а слово режет», «слово слово родит, третье само бежит», «слово сказал, так на нём хоть терем клади», «на великое дело - великое слово» - этот кладезь житейской мудрости через письменность сопрягся с небом, с тайной. Человеческая душа соприкоснулась с Духом. Жизнь соприкоснулась с житием - и возникли летописи, сказания, хожения, поучения, повести о молитвенных и ратных подвигах. Язык стал верным попутчиком народа, свидетелем его деяний.

Крестясь в Херсонесе, князь Владимир окунулся и в купель языка, того, на котором человек способен говорить с Богом. Церковнославянский язык, не ставший, подобно латыни или арабскому, языком науки, художественной литературы, сохранился незамутненным, родниково чистым, остался языком только богослужения. Мы спешим к этому источнику, окропляем святой водой из него и поэзию, и повседневную речь, чтобы отогнать чужеродное, одолеть вредоносное, но всё же храним его как язык откровения. Он - лествица в небо, глагол русских святых и подвижников начиная от святых страстотерпцев Бориса и Глеба и до наших дней. В этом языке мы наследники великих предков, их собеседники, сопричастники. Он - наша временная ось, где есть и незавершенное прошедшее, и предпрошедшее, и сложное будущее. Это язык, слова которого наносили на иконы и тем освящали образа. Это язык братания славянского мира, где в едином иконостасе Сергий Радонежский, Савва Сербский, Иоанн Рыльский.

* * *

Помня об этом единстве, Ломоносов видел взаимное притяжение светского и церковного - «славенского» и «российского простонародного» речений нашего языка. Как две ветви, отросшие от общего ствола, они переплелись в пышной кроне.

«Открылась бездна звёзд полна; Звездам числа нет, бездне дна» - эти строки не только о небе, но и о языке, о его неисчислимом множестве словес, форм и «штилей». Ломоносов - астроном русского языка, составитель его звездной карты. Там, где у остальных разбегались глаза, он вычерчивал созвездия, находил связи, объяснял промыслительный порядок. И во всём прозреваем Бог, изначально заложенная Им гармония.

Создавший «Российскую грамматику» Ломоносов выстроил систему частей речи - прочный каркас, остов, на который будущие поколения стали наращивать мускулы словесности. В петровском темпе «архангельский мужик» сделал то, на что другим языкам понадобились века.

* * *

Владимир Иванович Даль - еще один творец и охранитель языка. Его «Толковый словарь» - это словесная стихия, обретшая берега. Его «Словарь» несравним с академическими трудами, где собраны терминологические трупы и бледные абстрактные наименования. Далевский «Словарь» действительно живой. Слова в нем благоухают, сияют, поют. К большинству из них высоколобые лингвисты относились как к пустякам, просторечию, народной малограмотности. А Даль собрал их, будто самоцветы, взлелеял, как дерева в саду, вскормил, словно птиц с ладони.

«Словарь» - языковое гнездовье, куда слетелись птахи из всех российских губерний и поведали в своем многоголосье о промыслах, природе, временах года, людских радостях и печалях. Ни одно слово у Даля не осталось сиротой, не оказалось брошенным: каждое нашло родню, отыскало общий с другими корень. С монашеским самоотречением относился он к труду всей своей жизни, последнее, о чем просил на смертном одре, - записать новые, недавно услышанные слова. Ощущая еще не высказанные смыслы, еще не проявившееся слово, завещал продолжать работу, не отрекаться от русских корней.

«Словарь» хочется читать, как книгу, страницу за страницей, от корки до корки. Кажется, что у «Словаря» есть сюжет и каждое слово - литературный герой.

* * *

Русский язык восходил на вершину и, наконец, обрел ее в Пушкине. Каждый звук речи, каждая буква, каждое слово выкладывало образ Пушкина, словно золотую мозаику. В чём гений и миссия Пушкина? В найденном равновесии между разнородными силами языка, в сочетании фольклора, заимствований и церковнославянского. Всё ради того, чтобы возможны были и улыбка, и любовь, и имперская мощь, и доблесть, и вера. И это в ту пору, когда возникло небывалое прельщение иноязычием. Пушкин в свою эпоху вознес наш язык на древнерусскую высоту. На этой высоте литература - не просто вид искусства, занимательное чтение, а исповедание, служение.

Жизнерадостный, остроумный, вечно озорной в нашем расхожем представлении, Пушкин во многих своих строках предстает суровым молчальником, отрешившимся от «забот суетного света», от праздного шума. Такой Пушкин копит в себе поэзию, мысль. Слова вызревают в нём, как плоды, наливаются соком. Такой Пушкин с молитвой смотрит в небо, ждет оттуда заветного слова, которым должно свидетельствовать об Истине. Лишь в подобном сосредоточении рождаются «Мадонна», «Медный всадник», «Полтава», «Клеветникам России», «Каменноостровский цикл».

Пушкин - внятная только нам и не доступная больше никому тайна. Пушкин и есть русский язык: он был, пребывает и пребудет всегда. Уничтожить русского человека можно, только взломав в нём пушкинский код. Но даже самых нестойких, податливых, никогда не читавших Пушкина, поэт спасет, вложит в их «замершие уста» «жало мудрыя змеи». Пушкин прочитает каждого из нас, проникнет в душу каждого, прольет там свет. Пушкин сотворит новых поэтов для новой эпохи.

Не раскрыть, а сохранить тайну - задача каждого поэта. Наполнить невыразимым всякое слово и при этом сберечь эту самую невыразимость. То, что живет в интонации, в ритме, рифме, в сочетании слов.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар безсмертный - речь.

Иван Бунин.

* * *

Русский поэт - имяславец. Для него имя есть уже само именуемое. Главное противоречие в мире, которое приходится преодолевать человеку, это форма и содержание. Все мы обречены на двойную работу: нужно не только порождать смыслы, но и находить для них ёмкие, прочные оболочки. Поэт ищет язык, и когда поиск особенно удачен, смещаются границы содержания и выражения: форма становится смыслом, а смысл оказывается осязаем, слышим, зрим.

Форма и содержание прежде были едины. Водораздел между ними возник после великого катаклизма. Адам в Райском саду давал всему имена, рождая не обозначения, а сущности. И только после грехопадения форма и содержание разъялись: первые люди увидели свою наготу, устыдились собственной внешности. С той поры человеческий род вынужден одолевать этот разрыв. Боговоплощение есть свидетельство о том, что в Царствии Небесном нет формы и содержания, там - всё едино.

Потому подлинная поэзия - это всегда весть о Царствии Небесном. Потому именование может идти вперед именуемого. Найди язык для еще не существующего, назови его - и оно возникнет. Изреки слово Победы - и победишь:

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага
.

Николай Гумилев.

* * *

Русский язык - Победоносец. Он благословляет на праведный бой. Красное знамя Победы, водруженное в мае 1945-го над логовищем врага, - это и знамя русского языка.

Как никогда прежде возлюбил народ «дар безсмертный - речь». Неизъяснимой радостью после Победы было петь, говорить, читать на русском языке. В еще не восстановленных городах переиздавались сказки, словари, учебники, собрания сочинений классиков. Научные институты с утроенной силой стали работать над сбережением языка: диалектологические и фольклорные экспедиции, создание грамматик и письменности для малых народов на основе кириллицы, расшифровка рукописей.

Возникла ярчайшая плеяда поэтов - от Твардовского до Юрия Кузнецова - победители и дети победителей. Сколько самобытных, ясных, пронзительных голосов. Они «родились в гениальный час», «одолели косноязычье мира», встали «у памяти великой на посту».

Их язык собирал стадионы, наводнял концертные залы и библиотеки. Поэзия «рванулась к благодати». Казалось, весь народ готов стать поэтом, весь народ способен заговорить стихами, стать сказителем с былинной интонацией и насквозь прорифмованной речью…

Но враг ожил, встрепенулся. Рассек страну в «перестройку», оставил нам выжженную землю. Оглушенные, наблюдали мы, как латиница стеной пошла на кириллицу, как растерзали наши школьные учебники, как развели костры безпамятства и побросали туда «Записки охотника» Тургенева, «Семейную хронику» Аксакова, «Лад» Белова, «Молодую гвардию» Фадеева… Вырывали из языка родные корни и заставляли отречься от всех наших языкотворцев.

Но пушкинская трость вовремя поразила новых клеветников России. Всем народом строчка за строчкой прочли мы тогда «Евгения Онегина». Опомнились, прозрели, пошли к роднику языка. Путь неблизкий, сил нужно много, но с нами наши поэты и святые. Оттого и речь к нам постепенно вернулась. И кажется порой новым поколениям, что язык им достался даром, что воевать за него уже не придется.

А бой продолжается, и еще кровавее прежнего. Бьются русские люди за свой язык. Как никто знают цену родному слову, лелеют его первородство, певучесть, раздольность. Донбасс - авангард русского языка. Будущее языка там, поэзия там, Победа там. Язык до Киева доведет. Будущее языка среди увидевших в буквах и расслышавших в звуках небесные смыслы. Так в образах иконостаса прозревают первообразы молящихся святых.

Нам вместе, всем русским миром, писать иконостас языка. Солунские братья поднимают крест, летописец Нестор передает нам негасимую свечу, Ломоносов возводит очи горе, Даль начинает новый том словаря, Пушкин делает воздушный росчерк белым пером, Твардовский дописывает карандашом в походном блокноте стихотворение. Каждое их слово о нынешнем дне, о нас, о том, что с нами будет.

76
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru