‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

У древних святынь Абхазии

Протоиерей Дионисий Толстов рассказывает о недавнем паломничестве.

Протоиерей Дионисий Толстов рассказывает о недавнем паломничестве.


Ново-Афонский монастырь в Абхазии.

Лето - самое время для дальних паломничеств. Вот и клирик самарского Вознесенского собора - и друг нашей редакции - протоиерей Дионисий Толстов недавно вернулся из паломнической поездки в Абхазию. Ездили небольшой группой, 15 человек. А впечатлений привезли… - хватило со многими поделиться. В том числе и с читателями «Благовеста».

- Остановились мы в Дранде - селении недалеко от Сухума, в трех километрах от моря, - рассказал отец Дионисий. - Насельников там пока нет, отец Андрей Струцкий уже 12 лет восстанавливает прекрасный Успенский храм VI века, построенный в византийском стиле Юстинианом Великим. Батюшке помогают приезжающие сюда паломники, трудники. Территория открыта и для туристов, но у них как правило совсем другое отношение к святым местам: пришли-приехали, поснимали видео и фотографии - и дальше. А здесь нужна реальная помощь в восстановлении древнего храма и монастыря.

Удивительное место! Приковывает взгляд уже сама архитектура, старинная кирпичная кладка. Заходишь - и словно попадаешь в глубокую древность, и проникаешься духом того времени. Мы молились в соборе, один раз удалось послужить Литургию с отцом Андреем и еще одним батюшкой - он приезжал с паломниками из России. В Дранде мы жили, несли послушание по благоустройству территории. И во второй половине дня ездили в паломничества.

В селении Илор храм во имя Великомученика Георгия Победоносца тоже старинный, он славен мироточивой и кровоточивой иконами. Икона Божией Матери на иконостасе у Царских врат закровоточила незадолго до отпадения Нового Афона. Еще один образ Божией Матери и икона Николая Чудотворца - мироточащие. По молитвам у этих икон и от помазания святым миром происходит много исцелений. К кровоточивой иконе, конечно, не допускают никого. Обычно кровоточат иконы Спасителя, а вот это почему-то - икона Божией Матери.

- Может быть, потому что Ей же усыновил Господь род человеческий, и все расколы, разделения проходят и по Ее сердцу…

- Возможно. И вот в этом храме такое умиротворение, такой дух древности - как будто попадаешь в другой мир. Как будто звук выключили. Так тихо!

Мы помолились в этом храме у чудотворных икон, заказали обедни, требы. Ну а потом поехали дальше. Ехали и обозревали прекрасные виды - горы, море, горные реки, ручьи… Место совершенно удивительное. Но как бы ни была хороша Абхазия, лучше Самары места нет! И лучше Волги тоже.

Много где мы там были. Абхазия - страна, обожженная войной. В самом Сухуме разбитые, сожженные дома стоят, - до сих пор, тридцать лет прошло уже! Кстати, правильно - Сухум, а не Сухуми. Абхазцы очень обижаются, когда мы произносим название их столицы в грузинском варианте. С Грузией у них просто железобетонный занавес.

Большое впечатление произвел поселок Моква. Подходим к храму, читаю: «Московский собор»… Какой собор?! Перечитал внимательнее: Моквский! Успения Пресвятой Богородицы. Храм X века был построен царем абхазским Львом III (по другим источникам он Леон III) примерно за 30 лет до Крещения Руси. Этот собор… - вот как будто сердце осталось там. Знаете, заходишь - и все помыслы остаются за папертью. Так хотелось там помолиться, мы пропели тропарь и кондак Успению, величание и молитву. Постоянной службы в этом храме пока нет, приезжает священник, за которым раньше было закреплено два прихода, а сейчас дали еще этот, третий. Он с двумя сестрами очистил этот заброшенный храм. Помогали еще и трудники и паломники. Сейчас иногда - может, раз или два в месяц, либо по праздникам в нем Литургия совершается.

В XVII веке турки захватили Абхазию, подвергли гонению христиан, и долго-долго храм был в запустении, а вся территория - заброшенная, заросшая - была усеяна костями. А в 1888 году в Абхазию приехал Император Александр III. Он решил восстановить святыни и Православие на этой земле. И после Высочайшего повеления Моквский собор приобрел новую жизнь, новое дыхание. Все останки убиенных были перезахоронены, где - неизвестно, потому что вскоре настал советский период. Монастырь закрыли где-то в 1920-е годы. А потом уже советское запустение началось. Кстати говоря, Дранду постигла от турок та же самая судьба, что Моквский собор. Вокруг заброшенного храма лежало множество останков - сколько столетий они там пролежали… Когда уже в наше время, в 2010-м году, отец Андрей приехал, к храму пришлось пробираться через лианы, кустарники, заросли лавров, топором прорубая дорогу. В храме вода на полу по щиколотку была. Множество костей, оставшихся еще с турецкого времени, отец Андрей и его помощники собрали, захоронили и установили крест с памятной надписью.

Вернемся к Мокве. Это был большой город, и по задумке Льва III в нем был создан, говоря современным языком, христианский просветительский центр. Туда царь пригласил ученых монахов из различных монастырей. В Мокве была большая библиотека с фолиантами на греческом языке и на латыни; там был центр переписи книг. Но после нашествия турок все это было порушено, сейчас это полузаброшенное селение. По нему прокатилась и война с грузинами в 1993-м году, и сейчас, проезжая, видишь много разбитых, сожженных многоэтажек… Больно смотреть на это. О прошлом напоминают и памятники героям, защитникам Абхазии: «Ваш подвиг безсмертен», их фотографии, имена, стелы.

В Мокве сейчас подвизаются две монахини, но они не там живут, приезжают на послушание каждый день. Неподалеку оттуда сестричество небольшое, человек пять всего, там и живут эти монахини. Одна наша землячка, из села Клявлино, я забыл как ее зовут, а вторая - Фотина, откуда она, не знаю, не спросил. Ну такие хорошие сестры, лица такие, знаете, монашеские, аскетичные. Нам обрадовались, начали наперебой рассказывать про это святое место, какое оно необыкновенное, как Матерь Божия здесь ходит...

Побывали мы и в Каманах, где столько святынь! Здесь и место третьего обретения главы Иоанна Крестителя, и гробница Святителя Иоанна Златоуста, и могила мученика Василиска и церковь в его честь. Работница храма Анна подарила мне иконочку, на которой изображены Иоанн Златоуст, Иоанн Креститель и мученик Василиск. Трое святых в одном месте. Дай Бог доброго здоровья Анне, теперь молиться о ней надо. Люди в Абхазии очень добрые, приветливые.

Были мы на целебном источнике мученика Василиска: из скалы бьет вода, и небольшое озерцо, мелкое. Чуть больше чем по колено глубина. Если хочешь искупаться, приходится ложиться.

- Вода холодная?

- Ледяная… Набрали мы воды, пили воду, умывались.

Пока в автобусе ехали, я читал вслух жития святых. Житие мученика Василиска поразительное: как его мучили, как ему надевали сапоги с забитыми внутрь гвоздями и заставляли ходить. Что с ним только не делали… А он радовался, Бога славил.


Протоиерей Дионисий Толстов у пещеры Апостола Симона Кананита.

На том месте, где Апостола Симона Кананита побили камнями, говорят, камушки с кровью попадаются. Наталья, руководительница нашей поездки, несколько лет назад нашла большой камень с кровью. В дороге Наталья говорила: «У Симона Кананита Господь всегда совершает чудеса, и мы обязательно увидим какое-нибудь чудо. Сколько лет вожу сюда паломников, и ни одна группа без чуда не ушла».

Мы не знали, что нужен паломнический лист, тогда группу паломников пропускают туда безплатно. Потому что помимо паломников, приезжают и туристы: там очень красиво - горный источник, водопад, вдоль источника вьется тропа; живописные камни, скалы, лес, горы… И вот нас на входе спрашивают: «Где ваш паломнический лист?» - «У нас его нет…» Не успели расстроиться, а женщина, пропускавшая на территорию, успокоила: «Ну ладно, проходите так. Но в следующий раз имейте в виду, что нужен паломнический лист». Прошли мы, а Наталья и говорит: «Вот вам и чудо!»

В этом месте находится большой камень с отпечатком стопы Симона Кананита, все к нему прикладываются. Мы по тропе прошли к месту мученической гибели Симона Кананита: там за ограждением ручей и небольшой каменный крест. Пропели величание Симону Кананиту. Поднялись в келью-грот, место его молитв. В пещере иконочки, свечи... Поднялись и в пещеру, где он жил. Смотритель - дедушка-абхаз - сразу дал нам акафист. Прочитали мы тропарь, а он быстро пролистал к величанию, чтобы я не искал.

Где погребен Апостол Симон, точно неизвестно. Но существует предание, что его захоронение находится под спудом в притворе церкви недалеко от Нового Афона. От храма видны купола Нового Афона. Сам храм тоже древний, и в углу слева от входа, по преданию, захоронение Симона Кананита. Храм не действующий, он закрыт, находится под охраной государства как памятник архитектуры, истории и культуры.

К сожалению, мы не побывали на Иверской горе, она в Абхазии считается земной резиденцией Божией Матери. Подъем на гору разделен на 12 этапов. На первом этапе поднимаешься, делаешь земной поклон, читаешь «Богородицу» и что-то еще - Иисусову молитву, по-моему. В конце второго этапа делаешь два земных поклона, читаешь две молитвы Богородице и две Иисусовых. И так - три, четыре, пять… - до двенадцати. Получается 78 поклонов и по стольку же молитв. Какому-то святому старцу было откровение - кто хочет Божию Мать почтить, тот пусть исполнит такое правило.

Лет десять назад, может, немного побольше, на этой горе решили что-то разрабатывать.

Поставили на эту работу иноверцев. Те рьяно стали добывать ископаемые. И вот им явилась Божия Матерь: вы что тут делаете, это Моя гора! Они испугались и кто-то даже окрестился.

Поехали мы в Новый Афон. История с Новым Афоном, ушедшим в раскол, - это такая тяжелая история, предательская.

Но собор прекрасный, златоглавый, построенный по указанию Императора Александра III. Васнецов расписывал этот собор, и почти все его росписи еще остались. Конечно, за сто с лишним лет обшелушились, облетели кое-где. Мы там побывали, насладились этой архитектурой, иконописью.

Всю Абхазию не объедешь. Там столько святынь! Есть в Абхазии неявленные монастыри, в которых и сейчас подвизается по 2-3 монаха и идет молитва. Отшельники приходят с гор, чтобы взять необходимые продукты. Одна сестра как раз в Мокву приходит с гор на Причастие. Где она живет, никто не знает. Пару раз местные подвозили ее до какой-то точки, где кончалась дорога, и она шла дальше в гору. Три дня идти уже горными тропами от дороги до ее кельи…

К слову, Наталия, которая нас принимала и нам проводила экскурсии во славу Божию, она сама общается с одним отшельником точно. Наталья с мужем приехали в Абхазию лет двадцать назад и стали прихожанами в Дранде. У нее муж храмоздатель, строит храмы и на Украине, и в Абхазии, и еще где-то. Отец Андрей хоть и не является их духовным отцом, но и не посторонний человек.

С Натальей была такая интересная история. Она знала, что у нее был дедушка Николай. Был и был. Никогда его не видела и ничего о нем не знает.

Как-то у нее киста, что ли, во рту возникла. Она к отцу Андрею, он военный хирург по кафедре «Челюстно-лицевая хирургия». Священник ответил: «Давай, сейчас сделаю операцию».

- И я, - говорит, - пришла. Сажусь в кресло. Перекрестилась. И что меня заставило - произнесла: «Господи, прими мои страдания за моего деда Николая». С какой стати сказала такое - сама не пойму.

Но операция прошла, мягко говоря, очень неудачно. Что-то не так пошло, и он губу пришил к десне. Все распухло, пошло кровотечение, лицо превратилось в один большой синяк. И что-то с челюстью… Боли мучительные. Она пошла уже в обычную поликлинику, но и там не смогли помочь. Наталья страдала и лечилась несколько месяцев. И соборовалась, и причащалась. Никак не могла понять, за какие грехи такое наказание ей с лицом. Причем ни тени ропота, никаких претензий к отцу Андрею не было. Понимала, что тут духовная причина. Они вместе с батюшкой и думали, и молились, и просили Бога открыть, за что же именно наказана. Упала на колени перед иконой и плачет: Мати Божия, пошли мне того, кто бы сказал мне, за какой грех я страдаю, в чем каяться. Не вспоминаю ничего такого…

Так помолилась, и то ли на следующий день, то ли через пару дней пришла в храм. Смотрит, а там прозорливый старец исповедует - спустился с гор.

Она: «Ой, батюшка, и вы здесь!» - «Конечно, здесь! Ты так кричала, что мне пришлось с гор спуститься. Я к тебе пришел». - «А за что мне, за какие грехи такое наказание?» - «Это не за твои грехи. Узнай, кто был у тебя в роду. А потом иди на Иверскую гору, поднимись семь раз и исцелишься».

Тут и вспомнился дед Николай. Решила спросить у старшей сестры: наверное, она что-то знает. И та ответила: «А он был руководящим сотрудником НКВД в самые годы репрессий».

- Не удивительно, что так тяжело ей досталось. Грехи деда своими страданиями омыла.

- И после этого она семь раз на Иверскую гору поднялась с молитвами и поклонами. После седьмого раза спустилась со Святой горы здоровая.

Но на этом история не заканчивается. Наталья приходит в храм, пишет записки на обедни, пишет имена: этого, этого, этого… В голове: «Тихона». Какого Тихона? Не знает никакого Тихона. А в голове его имя: «Тихона!» Она опять пишет сестре: «У нас в роду какой-нибудь Тихон был?» - «Да, прадед. Он был протоиереем». Вот те на! Прадед священник, протоиерей, а дед служил в НКВД. Такая вот история.

Абхазия мне понравилась. Люди там очень добрые. Один местный житель, Ахаз его зовут, подвез нас с матушкой на машине, когда мы на дороге голосовали: «Довези туда-то». Довез, а денег с нас не взял: «Ничего не надо, я здесь живу... Я, говорит, в монастырь тоже хожу и там умываюсь». Там же источник Никиты Бесогона. Скважина 58 метров глубиной. Вода в источнике очень целебная.

Записала Ольга Ларькина.

74
Ключевые слова святыни Абхазии
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru