‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Имя России

Статья кандидата исторических наук, Директора Канцелярии Российского Императорского Дома Александра Закатова.

Об авторе. Александр Николаевич Закатов родился 19 июля 1972 года в Москве. Директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны. Кандидат исторических наук, доцент. Преподаватель на кафедре истории, философии и социальных наук Московского государственного университета геодезии и картографии. Член Императорского Православного Палестинского Общества и действительный член Международной славянской академии наук, образования и культуры. Член Союза писателей России. Живет в Москве.

Происхождение слова «Русь» не имеет однозначного объяснения. Большинство исследователей склоняется к варяжскому (шведскому) происхождению и отмечает изначально собирательный характер этого этнонима (как и подобные ему чудь, весь, сумь, емь и другие славянизированные наименования финно-угорских групп). Обозначение «русь» (рось, русы) возводится к древнеисландскому Roosmenn - гребец, мореплаватель. Иные теории этимологии менее убедительны или вовсе фантастичны. Название варяжского племени перенесено на союз славянских племен, согласно «Повести временных лет» в 862 году пригласивших на княжение варяжского конунга Рюрика, ставшего основателем первой русской династии. Ничего уникального или оскорбляющего национальное достоинство в таком заимствовании названия нет. В истории Европы мы находим целый ряд перенесения названий пришлых народов и даже прямых завоевателей на коренное население: франки во Франции (Галлии), норманны в Нормандии (части Галлии), лангобарды в Ломбардии (часть Италии), булгары в Болгарии (Фракии, до прихода тюрков-булгар заселенной славянами).

В ходе этнического соединения произошла славянизация варягов (а не норманнизация славян), но гармоничное в целом слияние культур положило начало интеграционному характеру дальнейшего развития русской нации, имевшей преимущественно славянские, но также и скандинавские, балтийские, финские и тюркские истоки.

Русь (русы, россы) упоминаются в византийских, арабских и персидских источниках с VIII века и чаще всего отождествляются со скифами. Самый ранний из обнаруженных на сей день исторических источников, где появляется название «народ рос» - Бертинские анналы, составленные в IX веке во французском Сен-Бертенском монастыре. Но в еще более ранних источниках понятно, что «скифами» называют именно тот народ, который потом стал именоваться русью или росами. А действительные скифы - народы северного Причерноморья северо-иранской языковой группы, растворившиеся среди других племен во время Великого переселения народов в IV-VII веках.


Илья Глазунов. «Рюрик, Трувор и Синеус», 1986 г.

Большинство авторов этого времени еще различают русов от славян. При князьях Рюрике, Олеге и Игоре «русь» и «дружина» являются взаимозаменяемыми словами (то есть «русь» - ближний круг правителя - еще несколько инороден остальным подданным и в социальном, и в национальном отношении), но постепенно этот национально-социальный характер слова «русь» упраздняется. Уже в IX-X вв. русью именуются не только варяги, но и новгородские словене, и киевские поляне. К началу XII века «русь», Руская земля - общенациональные термины, независимые от племенной принадлежности.

Государствообразующим народом Руси-Русии-России является русский народ. Его основу составили три группы племен: северная - кривичи и словене; средняя - дреговичи, радимичи и вятичи; и южная - поляне, уличи, тиверцы, дулебы (бужане, волыняне), хорваты, древляне и северяне. Также в формировании русского народа приняли участие и первоносители этнонима «русь» варяги, и балтийские, и финно-угорские, и тюркские племена. Они оказали и генетическое влияние благодаря смешению, и определенное цивилизационное воздействие. Но ядро русского народа, безусловно, и генетически, и цивилизационно, и культурно - славянское.

Складывание русской нации прошло несколько этапов. Плавность этого процесса не позволяет установить четкие границы каждого периода, однако, можно указать на кульминационные моменты, символизирующие суть каждого этапа.

Сначала шло созревание осознания необходимости единства славянских племен для прекращения взаимоослабляющей вражды между ними, упорядочения их внутренней жизни и совместного противостояния внешним угрозам. Это стремление нашло воплощение в 862 году в призвании Рюрика, положившего начало общерусской государственности.

Молодое Русское государство еще не обладало политическими механизмами и экономическими ресурсами для поддержания целостности, основанной на централизации власти, и его неизбежно ожидал удельный период. Но оно породило идею общенационального единства, то есть как раз Русского мира, который существует независимо от того, как и где пролегли политические границы.

Характерно, что именно после того, как удельная раздробленность получает правовое оформление (это случилось при разделе земель между сыновьями Ярослава Мудрого после его кончины в 1054 г.), регламентирующее престолонаследие в рамках династии Рюриковичей, из летописей исчезают упоминания племен. Отныне классификация населения происходит не по племенному, а по государственному принципу, по названиям политических центров удельных княжеств: Киевского, Черниговского, Смоленского, Новгородского, Ростово-Суздальского, Северского, Переяславского, Волынского, Галицкого, Полоцкого, Турово-Пинского, Муромо-Рязанского.

Понятия «Русь» и «русские» связываются, прежде всего, с политическими центрами - сначала с Киевским Княжеством, затем, с ХIII века, с Ростово-Суздальским (Владимирским). Например, в Ипатьевской и Троицкой летописях Киевские (Русские) князья противопоставляются другим князьям, в частности, Черниговским. Но это не означает, что общего русского самосознания не существовало во всех удельных княжествах. И если в своем сопротивлении централизаторской политике сначала Киевских, а потом Владимирских Великих князей население некоторых уделов как будто бы дистанцировалось от «Русской области», подчеркивая свою принадлежность другому удельному центру, то в отношении к внешнему миру все восточные славяне именуют себя «Русью».

С другой стороны, Киевское княжество, несмотря на потерю им в XII веке значения общерусского политического и культурного центра, и другие западно-русские земли не утратили русского самосознания. Они продолжают именоваться Русью, а их население - русским (росским) народом или родом, причем не только во времена суверенитета, но и в тот период, когда оказываются в составе нерусских государственных образований.

В ходе дальнейшего исторического развития формируются три ветви русского народа (имеются в виду, конечно, великороссы, малороссы, белорусы - ред.). К XIX веку каждая из них достигает статуса народа как этнокультурной общности, а вместе они составили ядро Русской (Всероссийской) нации как более высокой и развитой цивилизационной духовной, политической, экономической и социокультурной общности.

Великорусский народ начал складываться на землях, ранее населенных кривичами, вятичами, новгородскими славянами, финно-угорскими племенами - чудью, мерей, весью, муромой, черемисами и приволжскими тюркскими племенами. Единодержавная политика Ростово-Суздальских - Владимирских Великих князей, начатая святым Андреем Боголюбским, пронесенная его преемниками через годы раздробленности, монголо-татарского завоевания и утраты суверенитета, получила поддержку большей части подвластного населения. Продолжатели этой политики - князья Московской линии дома Рюриковичей - сумели собрать вокруг своего владения большинство русских земель, объединив их в Великую Русь, а их жителей - в великорусскую народность. Финно-угорские и тюркские народности при этом не вытеснялись, а состояли в добрососедских отношениях и частично естественным образом интегрировались. Вокруг Москвы постепенно в начале XIV-XVI вв. объединились Переяславский, Можайский, Коломенский, Суздальский, Рязанский, Муромский, Костромской, Галичский, Калужский, Дмитровский, Владимирский, Нижегородский, Ярославский, Тверской уделы, Новгород и Псков, Вятка.

Прародителями же малороссийского народа были западно-русские хорваты, уличи, тиверцы, поляне, южная ветвь древлян и дулебы (бужане или волыняне), и жившие по левому берегу Днепра северяне, поляне и граничившие с ними тюрки - печенеги, половцы, берендеи, торки, узы, черные клобуки.

На западной части будущей Малой Руси - в Червонной Руси - выросло Галицко-Волынское княжество. Оно достигло расцвета при князе Романе Мстиславиче (1199-1205), но после его смерти внешние нападения и внутренние смуты стали подтачивать силы этого государства. Тем не менее, правнук Романа Мстиславича Юрий Львович (1301-1308) носил титул «rex Russiae», то есть «король Руссии», а его сыновья Андрей и Лев, поделившие территорию королевства, звались каждый «Dei gratia dux Russiae» - «Божиею Милостию князь Руси». Угасание в 1323 г. галицко-волынской линии Мономашичей, то есть потомков Великого князя Киевского Владимира II Мономаха, в мужском поколении привело к воцарению потомка Романа Мстиславича по женской линии польского мазовецкого князя Болеслава Тройденовича. Он принял имя Юрия II и титул «Dux totius Russiae Minoris» - князь всея Малыя Руссии. Таким образом, в акте 1335 года впервые встречается название, давшее впоследствии имя малороссийскому народу.

После гибели Юрия II в 1340 г. ему наследовал его шурин литовский князь Любарт Гедиминович. Началась борьба за раздел Галицко-Волынской Руси между русским Великим Княжеством Литовским, Польшей и Венгрией. В 1349 г. польский король Казимир III Великий оккупировал всю Малую Русь, кроме Луцка. Затем великим князьям Литовским удалось вернуть под свою власть Волынь. Галиция осталась за Польшей и подвергалась полонизации. В 1379 г. она отошла к Венгрии, которая приступила к мадьяризации. Но венгерский наместник назывался «старостой Русской земли».

Брак Великого Князя Литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой создал в 1385 г. объединенную Польско-Литовскую державу. В 1387 г. Галиция была отнята у Венгрии и вместе с западной Волынью объявлена частью Польско-Литовского королевства и оставалась таковою до первого раздела Речи Посполитой в 1772 г.

На юге бывшей единой Руси образовались Черниговское и Переяславское Княжества. Они, как и Киевское Княжество и другие русские земли по левому берегу Днепра, находились в сложных взаимоотношениях с половцами и другими тюркскими племенами, воюя с ними, заключая временные союзы и смешиваясь этнически. В XIV веке, в результате завоеваний великого князя Ольгерда (1345-1377), эти территории - Чернигов, Новгород-Северск, Подолье, Киевское и Переяславское Княжества - вошли в состав Литовского Великого Княжества.

Это государство было многонациональным, но преимущественно русским - с преобладанием Православной веры, с государственным русским языком, с русской правовой, административной и финансово-налоговой системой. Сын великого князя Ольгерда Ягайло (1377-1392) был призван на престол Польши, принял католичество и вступил в брак с королевой Ядвигой, положив начало дому Ягеллонов. Династическая уния поставила Великое Княжество Литовское в подчиненное положение и способствовала насильственной полонизации его населения и насаждению католичества.

Название «Великая Русь» впервые зафиксировано в XIV веке, как в самих русских источниках, так и в актах международного права - «Хрисовуле» о восстановлении Киевской и всея Руси митрополии Византийского императора Иоанна Кантакузена и в его посланиях митрополиту Русской Церкви Феогносту.

Эллинизированная форма ойконима «Россия» впервые зафиксирована в 1517 году, хотя и до этого встречается корень «Рос» (например, «Правда росьская»). С XVI в. в официальных актах входит в употребление латинизированное написание Русия (от Russia, Ruscia, Ruzzia). Титул «Государь, Царь и Великiй Князь всеа Русiи», а не «всеа Руси», как ранее, носят русские монархи начиная с Ивана IV (с 1547 г.) до Михаила I (1613-1645). Второй царь Дома Романовых Алексей Михайлович также вступил на престол с этим титулом, но впоследствии расширил его и изменил написание страны на «всеа Великиа, и Малыя, и Белыя Росiи».

Петр I до 1721 года использует традиционный титул, а также титул «Царь и Самодержец Всеросийский». 21 октября по юлианскому календарю 1721 г. он принял титул «Император и Самодержец Всеросийский». Вскоре это слово стало постоянно писаться с двумя «с» - всероссийский (соответственно, страна - Россия, государство - Российская империя), и в таком виде оставалось до революции 1917 года.

173
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru