‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

К святыням Самарского края. Окончание.

В этом необыкновенном паломничестве приняли участие гости из многих регионов России и из Беларуси.

В этом необыкновенном паломничестве приняли участие гости из многих регионов России и из Беларуси.

См. также

Сызранская старина


Храм Спаса Нерукотворного - Спасская башня старинного сызранского кремля.

Еще вчера до полудня над нами громоздились плотные хмурые тучи, а уже к вечеру Господь очистил небосвод, и только самые упрямые тучки распались на множество легких, чуть золотистых облачков. Они сегодня прикинулись белыми и пушистыми и совсем не грозят ливнем и грозой. И солнышко ослепительно-ясное.

На такой вот теплой волне и въезжаем в град Сызрань. Он на 97 лет младше Самары, но гораздо лучше сохранил дух русской старины. Наш гид сегодня - известный в Сызрани краевед Елена Георгиевна Мочалова. Со словами: «По Сызрани надо ходить только пешком!» - она то и дело останавливает наше неспешное шествие. И показывает на улице Советской, бывшей Большой, особняк купца Ревякина в стиле модерн. «А здесь, в реальном училище, проучился один год будущий писатель граф Алексей Николаевич Толстой… В училище была метеостанция, прекрасная химическая лаборатория, и даже машинная гимнастика - это сегодня называется тренажеры. Очень модно было в начале XX века…»

Был, оказывается, в Сызрани до 1917 года и женский монастырь - Сретенский. А после революции монашеские корпуса отдали под детскую колонию имени Первого Мая. Ну а потом… - потом монастырь разобрали по кирпичику, и в городе даже знают, какие именно здания построены из этого кирпича. Сызранская Епархия приняла решение поставить здесь часовенку в память о том, что здесь был женский монастырь. Чтобы люди помнили…

Когда едешь из Дивеева ли, Мурома или других дальних паломничеств мимо Сызрани, с дороги издали виден (слава Богу, не закрывают, как в Самаре, высотки!) красивый голубой храм. Голубой - стало быть, Богородичный. Казанский кафедральный собор. Сегодня на ступенях собора нас по благословению Епископа Сызранского и Шигонского Леонтия встречает игумен Марк (Алексеев) - настоятель храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в поселке Новокашпирский, это на окраине города Сызрани, и председатель Церковно-исторического совета Сызранской Епархии. Отец Марк рассказал нам историю Казанского храма, оставшегося от Казанского же девичьего, женского монастыря.


В сызранском Казанском кафедральном соборе. Игумен Марк (Алексеев).

- Строительство нового, каменного храма шесть лет велось на средства купцов, и по городу шел кружечный сбор. И вот 150 лет назад Преосвященнейшим Симбирским было совершено освящение храма. В 1888 году произошло железнодорожное крушение в Борках. Царь Александр III чудом спасся вместе со всей семьей, и по всей России прокатилась волна строительства храмов и введения в уже имевшихся храмах престолов в честь Небесного покровителя Государя, Александра Невского. Такой придел появился и в Казанском соборе. А уже в советское время к ним добавились еще два.

В Казанском храме, ставшем главным собором города, в XIX веке подвизалось много известных пастырей того времени. Здесь проводились и диспуты с раскольниками. Продолжались они по нескольку часов, в жару, и кончались победой канонического Православия. В Сызрани было много исповедующих старообрядчество, притом разных толков: и поповского, и безпоповского. И даже были поклонявшиеся дыркам в стене - дыромоляи, или дырники. Это реально было, я даже лет 15-20 назад общался с дырниками. Конечно, сейчас их осталось очень мало, да и другие общины тоже малочисленны.

Отец Марк поведал о страшной трагедии, разыгравшейся в Сызрани в 1906 году.

- В начале июня разразился пожар, уничтоживший большую часть города. Очевидцы, уплывавшие на лодках по Волге, описывали, что всё было охвачено дымом. К утру, когда пожар закончился, пепелища еще тлели. В пожарных емкостях вода закипела, такой огненный ад стоял повсюду. Многие погибли. Возвращаясь на лодках к городу, уцелевшие жители тревожились: что с собором?! И к огромной радости увидели, что он уцелел. Спас его подвиг местного сторожа. Он увидел, что пламя начало облизывать оконные рамы; еще чуть-чуть, и огонь ворвался бы внутрь храма. Сторож стал ведрами носить воду и заливать огонь - и отстоял храм. За этот подвиг сторож был награжден медалью и денежной премией.


У главной святыни Сызрани - Феодоровской иконы Божией Матери.

Но кто бы спас православные храмы от куда более грозного пожара, охватившего всю Россию!.. Казанский храм держался до последнего. Здесь даже сначала образовалось Сызранское викариатство, иногда Епископы служили здесь по нескольку месяцев, пока их не забирали... Были в Сызрани и новомученики. Протоиерей Иоанн Сульдин был настоятелем Ильинского храма города Сызрани, а в 1930-м этот храм закрыли, отец Иоанн перешел в клир Казанского собора и здесь уже был арестован. Мученически закончил свою жизнь, в 2000-м году канонизирован. Казанский собор посещал - и здесь потом его, уже похороненного в тюрьме, отпевали - еще один новомученик, граф Александр Медем. В 32-м году Казанский собор закрыли, и 12 лет в Сызрани не было ни одного действующего храма. Ни одного из 20 храмов и 2 монастырей, которые были в 1917 году. Лишь в 1944 году Казанский собор был возвращен верующим.

- А история возвращения Феодоровской иконы известна?

- Нет, - ответил мне игумен Марк. - Кто именно, когда принес, как сумел сохранить… - неизвестно. Не дошло до наших дней.

- Ну - Господь знает. И Матерь Божия.

Пока одни паломники поднимаются на колокольню, чтобы окинуть взором панораму старинного города, другие подходят к иконам, застывают в молитве у чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Всем нам есть о чем просить Пресвятую Богородицу. Ей приносим мы свои печали и скорби, в умилении благодарим за все Ее милости.

И не мне одной никак не хочется покидать Казанский собор!..

Под перезвон колоколов

Вновь ведет нас по городу экскурсовод Елена Мочалова:

- Единственная сохранившаяся в Самарской области кремлевская башня - только в Сызрани. Она очень похожа на башню в Казани, только та повыше, а наша поприземистее. Очень удобное место выбрал князь-воевода Григорий Афанасьевич Козловский - он был отличным стратегом - для возведения крепости. С трех сторон она омывалась водой. И только в восточном направлении было ровное плато. Поэтому здесь прорыли ров, и он заполнился естественными водами от реки Крымзы.

За стенами кремля очень быстро стал развиваться средневековый город. Это был перекресток транспортных артерий - здесь проходил скотопрогонный тракт между Москвой и Уралом, везли товары и по волжскому речному пути. И город был очень привлекателен для торговли.


Экскурсию по Сызрани для паломников провела краевед Елена Мочалова.

Елена Георгиевна рассказывает о том, что в кремле был храм в честь Спаса Нерукотворного. Он и сейчас действует! Показывает виднеющийся за речкой Крымзой золотой куполочек действующей Ильинской церкви - в Ильинской слободе. К сожалению, ее очень красивая колокольня утрачена в богоборческие времена.

Казачьи горы - южная промышленная зона, сюда в войну были эвакуированы более шестидесяти предприятий. Население города тогда выросло вдвое.

- В Великую Отечественную войну через Сызрань прошла железнодорожная ветка от Свияжска до Сталинграда: за 3 месяца была построена тысячекилометровая железная дорога, так называемая Волжская рокада. По ней везли военные грузы на Сталинградский фронт, а оттуда - раненых…

Слушаем и еще рассказы о старинных храмах города Сызрани. О прежнем главном соборе - Христорождественском. Изумительной красоты, выстроенном в стиле нарышкинского барокко, с роскошными лепными украшениями, великолепным резным иконостасом…

- О чем это вы! - заспорит со мной любой, кто хоть раз побывал у храма Рождества Христова в Сызрани. - Какое там барокко, какая лепнина?!

Да, смотрится ныне храм весьма аскетично. И, как ни странно, стал он таким задолго до революции. Когда полтора века назад храм утратил свой статус главного собора, его превратили в тюремную церковь. Ну а заключенным всякие красоты ни к чему, дозволено в храм прийти, помолиться да покаяться, - и на том спаси Бог… - все архитектурные излишества попросту срубили со стен храма. Конечно, и советское лихолетье отметилось в печальной истории храма. После революции его вначале отдали под музей местного края (и благодаря этому там что-то еще сохранялось). Позднее, как водится, приспособили под хозяйственные нужды. В плачевном состоянии здание было признано памятником архитектуры и истории. Но стал восстанавливаться храм только в конце 80-х годов, когда его вернули Церкви. И ровно через триста лет после того, как храм был построен, в 2017 году здесь наконец-то возобновились Богослужения.

…От Спасской башни доносится торжественный звон колоколов, здесь специально для гостей города начинается концерт колокольного звона. А несколько наших паломников, и я тоже, заходят в Христорождественскую церковь. Надо же и здесь оставить записки с именами близких…

Гостеприимная Сызрань порадовала нас и вкусной трапезой. А заместитель главы городского округа Сызрань Татьяна Анатольевна Журкина приветствовала самыми добрыми словами:

- Мы очень любим, когда в наш славный город приезжают гости. Вы приехали с особой миссией - развивать православное паломничество. И здесь у нас есть что показать и о чем рассказать. Я уверена, что у вас останется самое замечательное послевкусие после посещения нашего города. Самое доброе, самое светлое. Нам очень хочется, чтобы вы влюбились в наш город. Чтобы еще приезжали сюда неоднократно вместе со своими семьями, родными, знакомыми, и чтобы рассказывали о нашем городе всем-всем-всем. Чтобы как можно больше людей приезжали на наш святой, цельбоносный источник в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Чтобы могли подняться на колокольню Спасской башни сызранского кремля. Чтобы могли попасть в наш величавый, необыкновенно красивый Казанский собор. С Богом! И пусть вам во всех ваших благих делах помогает Господь.

В тихой обители

Свято-Вознесенский мужской монастырь хорошо виден и от Казанского собора, и от кремлевской Спасской башни. Но между ними - широкая река Сызранка. Набережная старой части города уже обустроена, осовременена. А где-то так осенью, говорят, и монастырская набережная приобретет достойный вид. Хотя и сегодня так радует сердце эта тихая, непарадная красота.

В монастыре два храма: Вознесенский и восстанавливающийся ныне - в честь главной святыни Сызрани Феодоровской иконы Божией Матери.


Иеромонах Давид (Кургузов) встречает паломников в Вознесенском монастыре.

В обители встретил нас совсем не чинный сызранский благочинный, иеромонах Давид (Кургузов). Улыбчивый, веселый, с виду намного моложе своих 37-ми лет. От него мы с интересом узнали, что в монастыре сейчас 12 человек - апостольское число! Но это вместе с трудниками. Богослужения в Вознесенском храме каждый день, на братское правило насельники собираются два раза в день. В 7 утра молебен перед списком с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, полунощница и утренние молитвы. И вечером в полдесятого тоже собираются на молитвы. Этим вечером будет служиться парастас, но мы к тому времени уже уедем.

- Росписи, которые вы видите, новейшие, написаны в последние 25 лет. От старых времен сохранилась только одна икона, она в алтаре. Последние две фрески, которые написаны в монастыре, это иконы преподобного Паисия Святогорца и Святителя Иоанна Шанхайского.

Через храм и воскресную школу проходим в церковный музей, созданный недавно благодаря Президентскому гранту.

- Здесь были голый кирпич и необтесанные доски. И долго думали, что же здесь можно сделать. Воскресная школа у нас была. Но детей прибавилось, на два класса они разбегаются - музыкальный и рукодельный, и готовить любят почему-то. Особенно сладости. Это я знаю почему, - признался отец Давид. А мне припомнилось услышанное давненько в Покровском Дивеевском скиту: «Схиигумен Иероним (Верендякин) когда приезжал к нам, привозил с собой конфеты, угощал нас. Мы, было, смущались - неаскетично же как-то, а он улыбался: монахи и медведи любят сладкое!..» Ну, стало быть, и здесь правильные монахи - и правильные дети в воскресной школе.

Тем временем нескучная экскурсия с отцом Давидом продолжается. И мы узнаём, что монастырю 338 лет. Не то что Самарской, еще и Симбирской епархии в помине не было. Монастырь был приписан к Казанской епархии. А закрыт был монастырь в 1923-м году, и почти до самого открытия в нем располагался завод пищеконцентратов, на котором делали самую вкусную кабачковую икру. И еще в 1995 году, когда монастырь уже вернули Церкви, монахи заселились в одни кельи, а в других кельях жили поселенцы советского времени. И с утра кто на службу в храм, а кто - с детьми в детский сад… Разрушения были достаточно серьезные, поэтому восстановление обители затянулось надолго. Но, даст Бог, через год возобновятся службы в Феодоровском храме.

Среди многих интересных экспонатов (большинство из них ох как не хочется называть этим казенным словом!) особо привлек внимание старинный антиминс.

- Обычно антиминс подписывается Патриархом - кому выдан, когда, где, для какого храма. А здесь написано: в междупатриаршество. То есть Патриарха тогда не было, подписано непосредственно Епископом.

Читаю подпись, чуть приотстав от группы: «Смиренный Августин, епископ Сызранский...»

Догнала! И, заметив, что экскурсия в общем-то закончилась, атаковала иеромонаха вопросами:

- Отец Давид, вы сами самарский или из Сызрани?

- Нет. Я вообще москвич.

- Учились в Московской Духовной Академии?

- Я много чего окончил… Вот сейчас учусь в магистратуре Академии.

- А как здесь оказались?

- Владыка Фома меня сюда позвал. Кто-то из вас наверняка его знает…

- Наверняка уж знаем! Это последние годы он Епископ Одинцовский и Красногорский, облеченный многими высокими регалиями. А так он же был наш, самарский…

- Нет, он наш. У вас он не был Самарским, а у нас был Архиереем Сызранским и Жигулевским. Когда Владыка Фома здесь с год побыл на кафедре, ему понадобился кто-то, кто мог бы помогать по вопросам образования, он меня позвал и здесь постриг и рукоположил.

- Значит, в монашестве вы не так давно?

- Ну да. Но уже привык отвечать на личные вопросы. Когда к детям приходишь в какой-нибудь класс, они спрашивают: а как вы стали монахом? Вот и отвечаешь.

- Так и говорите им: «с детства мечтал о монашестве»?

- Не-ет. Я до 27 лет по неведению считал, что все священники - «толстые попы на мерседесах». Как видите, скоро уподоблюсь тому, в чем когда-то других осуждал. В чем осудишь, в том побудешь.

- Это вы-то толстый?! Ну да и в нашей группе батюшка - такой же худенький, как и вы.

Побалагурили, да пора и честь знать. У отца Давида свои монашеские заботы, у нас - дорога. К святому источнику, на Кашпир.

Там, где явилась Чудотворная


Начальник подворья в Кашпире иеромонах Серафим (Карпов).

Сюда бы приехать не на короткие часы - пожить, помолиться, побродить по волжскому берегу, над неоглядной ширью рукотворного моря. А еще побеседовать с начальником подворья на святом источнике иеромонахом Серафимом (Карповым) - о поселке, где долгие годы добывали горючий сланец. Он ведь сам здешний уроженец, вырос в Кашпире. О святом источнике и явлении здесь триста лет назад Феодоровской иконы… - впрочем, батюшка как раз и начинает рассказ об этом чудесном событии:

- Явилась икона здесь в 1713 году, вот именно там, где мы сейчас будем набирать воду, где святой источник. Здесь раньше были заливные луга, пастухи пасли скотину. В один из дней увидели дивный свет и в нем икону. Они подходили, видели икону, но взять ее не могли - она сразу исчезала. Поэтому у нас два праздника: 21 (8 по старому стилю) июня явление сызранской Феодоровской иконы Божией Матери, 25 июня - ее обретение. Пастухи сообщили об увиденной иконе священнику, и она была перенесена в храм поселка Кашпир (там сейчас тоже восстановлен Феодоровский храм). В 1730 году произошло соединение Сызрани и Кашпира, и было решено перенести икону в город. Сначала икона была принесена в Рождественский собор, но на следующий день чудесным образом оказалась на месте своего явления, и было решено перенести ее уже в Вознесенский мужской монастырь. А когда переносили икону Крестным ходом, было много чудес. Один болярин страдал болезнью глаз, он дал обет - если исцелится, то построит каменный храм. А мы же знаем, что в начале XVIII века нельзя было строить каменные сооружения, потому что камни нужны были для строительства Санкт-Петербурга. Но болярин исцелился, и Божией милостью ему разрешили построить каменный Феодоровский храм на территории Вознесенского монастыря. Икона находилась там вплоть до начала XX столетия. Наш монастырь действовал до 1928-го года, потом монахов - кого посадили, кого расстреляли, кто разбежался по родственникам. Но Феодоровский храм действовал еще до 1931-го года, икона находилась там. Во время Великой Отечественной войны правительство разрешило опять открыть какие-то храмы, так был открыт и наш Казанский собор, где ныне находится Феодоровская икона. Этот собор, можно сказать, духовная теплица нашего города и целого региона. Не просто так чудотворная икона Божией Матери там оказалась. Часть Ульяновской области, часть Саратовской области - Хвалынский, Балаковский, Вольский районы, часть Самарской области, где не было храмов, - все сподвигались туда. И когда в паломнических поездках меня спрашивают: «Вы откуда?» - «Из Сызрани». - «О, Казанский собор!..» До сих пор он на слуху. И все вспоминают с такой теплотой, потому что это, действительно, было единственное место церковной молитвы в огромной округе.

Здесь, в Кашпире, иконы уже не было, но это место никогда не пустовало, даже в советский период люди приходили к источнику - и поодиночке, и Крестными ходами. И были здесь исцеления. Советская власть разгоняла верующих, сам источник пытались всячески загрязнить химикатами от химзавода, мазутом… Приходили к нам бабушки, дедушки уже на девятом десятке лет и вспоминали, как в 68-м году в последнем большом гонении власти решили полностью засыпать источник. Ни один бульдозерист из Сызрани не согласился сделать это. Был нанят бульдозерист из Самары, но он тоже убоялся гнева верующих и попросил забить кабину, и засыпал источник. Но источник все равно чудесным образом пробился, люди всё так же приходили и получали исцеления.

В начале 90-х годов опять начали открываться храмы, монастыри, и это место также начало исподволь облагораживаться. Я сам местный житель, из Кашпира; приходил сюда еще юношей - сам, конечно, не знал, что буду здесь служить, что вообще стану иеромонахом… Вот даже сейчас выхожу утром, вспоминаю… - вообще ведь ничего здесь не было: тропинка, дорога - всё в траве, и был сам колодец - очень глубокий. Колодец был с тяжеленным воротом, бабушки не могли поднять ведро с водой, и мы, молодежь, набирали им воду.

Потихонечку место приходило в достойный вид. Часовня первая появилась, она открыта, кто хочет уединенной молитвы, туда тоже заходит, молится. Поначалу устроили импровизированную купель: просто поставили четыре колышка, пленкой обмотали, и внутри люди обливались святой водой. Потом поставлена была деревянная купель. На источнике образовалась община православная, появился братский корпус, началось строительство храма. Колокольня тоже была поставлена. В начале 2000-х Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий принял решение передать это место под скит Вознесенского мужского монастыря. Здесь затеплилась монашеская жизнь, появились первые монахи, послушники, духовная жизнь развивалась. Начал преображаться и сам источник. Поставлен храм - правда, был он тогда летним; сделана надкладезная часовня над колодцем. Устроены две купели, поставлен электронасос, теперь больше не надо с силой крутить, только нажимаем на кнопку и льется вода. Достроена колокольня.

В 2017 году было решено, что здесь постоянно должен быть священник. Теперь Богослужения на источнике происходят регулярно. Раньше службы шли только с Пасхи до Покрова, а в 2020 году мы с прихожанами утеплили храм. Сначала повесили радиаторы, оказалось, этого недостаточно. Я не строитель и этого не знал: надо крышу было утеплять. И в прошлом году мы ее утеплили. Но службы не прекращались и в это время. Вот уже два года мы служим постоянно. Стараемся облагораживать это святое место, чтобы было красиво. Действительно, это место очень известно: сюда приезжают со всей России, много было паломников с Украины, да и из других стран тоже. Пандемия, конечно, изменила все планы, но и в пандемию из Самарской области, немножко из Ульяновской и - молодцы, кстати, Хвалынск и Балаково! - они не прекращали сюда в паломничество ездить.


В Вознесенском монастыре.

Чудеса у источника на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери происходили в былые годы, но происходят и сейчас, и все связанные со здоровьем чудеса запечатлены. Думаем составлять книгу, пока живы очевидцы чудес, пока всё это можно собрать. Когда я еще в Вознесенском монастыре служил и в мои обязанности входили связи с общественностью, тогда уже много получал сообщений о деторождениях. Только я был назначен, еще сорокоуст служил (я одиннадцать лет дьяконом был, сейчас уже пятый год служу священником), молодая женщина мне пишет в соцсети: «Батюшка, может моя история кому-то будет нужна».

Они восемь лет были в браке, но не имели детей. «Мы, - говорит, - с мужем пришли сюда, как могли, молились, Господь даровал беременность». Но тут - новый удар: по данным внутриутробного обследования у ребенка порок сердца, несовместимый с жизнью, так что, сказал врач, нужно немедленно, спасая мать, сделать аборт по медицинским показаниям. Она пришла сюда, молилась и плакала всю ночь. Сердце у самой разрывалось от боли за ребеночка. А помолившись, поехала в Самару, обратилась к врачу в частном порядке - это был последний шанс! Врач посмотрел УЗИ - и был поражен: «Я такого еще не видел! Как будто нерожденному ребенку сделали операцию на сердце». Порок сердца исчез, но остался шрам. Словно и в самом деле младенцу прямо во чреве его мамы сделали операцию. Родилась девочка со здоровым сердцем.

И тоже еще во время моего сорокоуста подходит ко мне пара, примерно моих годов, лет сорока. Давно уже в браке, более пятнадцати лет, и не имели детей, и потеряли уже друг к другу интерес. А свекровь их подтолкнула к венчанию. Я с ними побеседовал, препятствий не было к венчанию, я их в мае повенчал. А в сентябре она приходит - я ее узнал - и говорит мне: «Батюшка, все у нас изменилось, мы стали друг к другу ближе. Он уезжает в командировку, я его чувствую». Года через полтора - звонок насчет крещения. «Приходите в такой-то день». Приходят: «Батюшка, вы нас узнали?» - «Лица знакомые…» Ну она так округлилась после родов, мужчина тоже постарше стал. Господь даровал им девочку!

Однажды я траву убирал, тоже - сидит семья в беседке. И просят: «Батюшка, а можно мы лилии посадим?» - «Конечно. А с чем это событие связано?» Рассказали. Они из Самары, не имели детей. «Зашла я в храм и со свечницей поделилась в лавке, она говорит - завтра поездка в Сызрань, там такие вот чудеса происходят…» Супруги недолго думая позвонили, как раз два места в паломнической группе было, они и поехали. И Господь даровал дитя. Назвали девочку Лилией, покрестили (конечно, с православным именем). Вот в благодарность за маленькую Лилию они и захотели посадить здесь лилии.

Вообще очень много людей приезжали уже благодарить Пресвятую Богородицу за помощь. Икона Божией Матери Феодоровская - покровительница и в родах, и в исцелении женских болезней, и многие приходят, рассказывают об этом. Много исцелений от рака.

Прежний, еще до меня, начальник подворья рассказывал мне: «Утром выхожу, женщина ползет, прямо на коленях». Ну он не стал ее отвлекать, а потом позвал на беседу, чаю попить. Паломница поделилась такой историей. Сама она из Сызрани, вышла замуж за военного, его отправили на Сахалин. Она в возрасте, с мужем прожили лет 20. У нее обнаружили онкологию, уже метастазы пошли, последняя стадия. Женщина приехала с родственниками попрощаться, но их не стала расстраивать, ничего о своей болезни не сказала. И вот сестра ее зовет на источник. Приехали - купались, молились. Она мысленно попрощалась со всеми и улетела. Прилетаю, говорит, к себе домой, иду к врачу. А врач был поражен: вы чистая, у вас ничего нет. Врач был атеист. Говорит: «Ну, если вы верите в Бога, то это чудо произошло с вами».

И много такого происходит. Тут есть профилакторий - оттуда тоже ко мне подходили, на ухо шептали: «Батюшка, не хочу рассказывать во всеуслышание, но я исцелилась». Еще у меня духовное чадо из Самары, она была актриса театра оперы и балета. Я ее историю особо не знал, она никогда не рассказывала. Сам я инвалид 3-й группы, бывает, ноги отказывают, руки… - подагра. И вот тоже болезнь скрутила, я надолго выпал. А самарские духовные чада решили меня навестить. Собрались, приехали на электричке, весь день тут гуляли, купались и уехали.

Проходит недели три, вечер, уже поздно, часов 10-11, звонок по телефону от этой женщины: «Бать, тебе первому говорю, даже боюсь кому-то еще сказать». И вот она рассказала, что у нее была страшная авария, муж погиб в этой аварии, она вся изломалась, коленки вывернуло наизнанку. Она лечилась и восстановилась, ходить начала, но все время мучили боли, усталость. «И когда приехала из Сызрани, - говорит, - я сначала не поняла, что вообще забыла о боли и усталости, три дня ничего не замечала. А потом обратила внимание и сама себе боялась признаться в этом. Неделя прошла, вторая прошла, ничего не болит, третья…» И у нее жизнь наладилась, она замуж еще вышла.

Место красивое, уникальное. Сейчас мне вот позвонили из Кинеля: 25-го, на Феодоровскую, собирается приехать группа. Буквально позавчера тоже я пришел, а тут девушка гуляет. Замерзла… «Ну пойдемте, я вас чаем напою». Она оказалась из Болгара. И мы с ней разговорились, у нее женские проблемы, были выкидыши, а женщина молодая. Одного ребенка она выносила, но они с супругом еще хотят. И я ей рассказал эти случаи, а она: «Батюшка, я когда купалась, в это время мне позвонили из женской консультации, что надо прийти, пообследоваться. И я подумала, что это знак какой-то. А вот вы сейчас рассказали, и я точно уверилась, что будет у нас еще ребеночек!» Очень важно в такие моменты, когда люди отчаялись иметь детей, дать им надежду. Я сделал для себя вывод - когда хотят оба супруга, Господь и Богородица помогают в рождении детей. И я ей с мужем тоже этого пожелал. Сказал, чтоб они обязательно сообщили о рождении дитя.

А один случай курьезный немножко. Эта женщина раньше приезжала ко мне в монастырь. Уже в годах, постарше меня даже. У нее сыну уже больше двадцати лет, отслужил в армии. Она подошла набирать святую воду из нашего источника, и какая-то бабушка нечаянно облила ее водой. Облила - и говорит: родишь, наверно! И проходит какое-то время, это было, по-моему, после Пасхи или после Радоницы… Она присылает мне по вотсапу данные УЗИ. А я переспросил: что за каракули ты мне прислала? Я не врач, не понимаю, что там написано… «Ну что: плод, 4-5 недель. Бабушка накликала!» - «Ну и рожай, будет новенький малыш!»

В источнике круглый год люди купаются. В прошлом году зима была суровая, но люди все равно приезжали. Помню, градусов за сорок мороза было, приехали две девушки из Уральска. Не побоялись - окунулись. И потом я их спрашивал в соцсетях, и они ответили: не простыли ни капельки, отлично себя чувствовали. И многие после источника чувствуют себя прекрасно, ощущают одухотворение.

Был даже смешной случай у меня недели две назад. Есть у меня семья прихожан, приход весь, благодарю Бога, семейный. Кто-то из мужей, может, в храм только по большим праздникам ходят, но женам не противятся. И вот у той семьи, о которой я начал говорить, маленькая дочка Серафима, 4 или 5 лет ей. Зовет: «Мам, пошли купаться!» Искупались, выходят. И девочка: «Всех бесов согнала!»

В зоне особого риска

Заинтересовала медаль на груди отца Серафима. Спрашиваю, что это за награда.

- Патриаршая награда. Я в 2020-м году как священник добровольцем ездил в Москву.

- Вы были в «красной зоне»?

- Не в «красной зоне», я ездил по Москве, в основном по квартирам, окормлял. Потому что священники женатые не могли так рисковать, и храмы были закрытые. А люди очень нуждались в духовном окормлении и в пастырском слове. Они не знали, с чем столкнулись.

Меня очень поразило Хотьково. Я вообще Хотьково люблю. В Самарской Духовной семинарии, где я учился, есть храм в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского. И они уже стали как родные. А незадолго до пандемии я оказался в Троице-Сергиевой Лавре - как раз на память Кирилла и Марии, 31 января. В Лавре увидел икону, на которой изображены вместе Серафим Саровский и архидиакон Стефан. А я же был в иночестве Стефаном, в монашестве Серафим. Правда, я был в честь Стефана Казанского и в честь Серафима Вырицкого пострижен. Но меня эта икона так впечатлила. Сфотографировал, стою, умиляюсь. И ко мне подходит уборщица. Разговорились с ней, и она напомнила: «Батюшка, сегодня же день памяти Кирилла и Марии! Съездите в Хотьково - тут две станции всего». Я приехал. А помню, такая пурга была… Иду по городу, и все, кто встречается, у меня берут благословение, все! Пришел в монастырь, и все монахини подходили, брали благословение.

Когда началась пандемия, в начале мая я уехал отсюда в Москву, пять недель, что ли, был. Ездил круглосуточно, автоволонтеры меня возили. Даже хотелось отоспаться, когда вернусь и буду на карантине. Ночь, полночь, в два часа ночи звонки: батюшка, надо ехать…

И вот - вызов в Хотьково, заявка на два человека. Хотьково уже было на карантине полностью. Приехал, там огромная пятиэтажка, не знаю, сколько там подъездов. Выхожу из машины - и меня встречает весь дом! Очень много народа. Все подходят, благословляются, обнимаются.

Должен был я только двоих причастить, а как-то удалось и других. И уже по ситуации допускал к Причастию, кого-то пособоровал. Весь день я там провел. Некоторые просто плакали. Потому что последний раз причащались кто на Рождество, кто вообще в прошлом на тот момент 19-м году. Такой вот был интересный момент. Ну - Господь сохранил меня, я вернулся.

- А вы здесь один на подворье или еще кто-то с вами?

- Когда бывают послушники, то и они со мной.

- А так: «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю»?..

- Нет, я организовал приход, слава Богу, так что помогают два алтарника, они семейные, тоже моих годов, сорока где-то лет. Плюс я собрал хор народный, поют, кто захочет петь. У меня был певчий, но стал священником. И я думаю: как же мне дальше-то быть. А тут сюда прислали служить военного, и у него жена оказалась регентом. Вот и регент теперь есть. А так - да, приходилось одному и служить, и петь, и самому себе кадило подавать, да. И вот Господь мне присылает Аню. Сначала она одна у меня пела, а потом я говорю: Аня, надо сделать как-то так, чтобы я от тебя не зависел. Мало ли - приболеешь, в отпуск уедешь, было бы кому петь… И вот мы последние два года уже служим постоянно, храм утеплен, и народный хор поет. Сами и просфоры печем. Грех жаловаться.

Пробуждение духа

Перед самым отъездом остановила уже направлявшегося к автобусу известного самарского журналиста Сергея Юрьевича Рязанова. В девяностые годы он был редактором «Самарской газеты».

- Вы же не впервые в православном паломничестве? - спрашиваю его.

- Впервые, Ольга Ивановна. И впервые ощущение такого просветления, такого раскрепощения и пробуждения духа. Мирская серая жизнь обыденщиной настолько засасывает, а эти дни, которые я провел в паломническом путешествии вместе с такими интересными людьми, произвели неизгладимое впечатление. Перспективы видятся великолепные. Дело хорошее, богоугодное.


Организатор информационного паломнического тура Елена Мартыненко.

Ловлю на бегу руководителя туристической компании «Профцентр» Елену Петровну Мартыненко: как по ее мнению, программа удалась?

- Этот паломнический информационный тур организован Центром социально значимых проектов «Потенциал», а всю эту программу разработала и провела наша компания «Профцентр». Паломничество для нас не новое направление в работе: наша компания возит и туристические поезда, от трехсот до семисот человек на одном маршруте. И Кашпир - востребованный, красивый маршрут. Привозим сюда сразу по нескольку автобусов. И, отвечая на ваш вопрос, запланированная нами программа этого тура удалась. Хотя из-за погодных условий мы не смогли поехать за Волгу, в Винновский монастырь, но сориентировались и провели время с пользой. Люди довольны тем, что посмотрели Самару, поднялись на колокольню Софийского собора. И то, что получалось в паломничестве иначе, чем мы планировали, - видимо, так было надо. Всё сложилось наилучшим образом. Даже вот вчера и сегодня погоду, видите, какую нам Бог послал. И места такие красивые. Сейчас вот сидим с людьми, они говорят: не хочется уезжать. И после каждого места, которые мы посещаем, не хотят уходить! Значит, им здесь очень нравится. Первое, что испытывают те, кто попадет к нам в Самарский регион, - удивление, потому что люди не знали о Самаре вообще или почти ничего. А второе - желание приехать еще. Это очень радостно. И кто-то хочет домик уже построить рядышком, кто-то хочет вернуться и что-то еще посмотреть. Тема православных поездок очень интересна. Мы привыкли, что где-то в других регионах знают свои святыни. Но у нас ничем не хуже! И ташлинский источник, и кашпирский. И еще много других мест - связанных с иконописцем Григорием Журавлевым, например. Наш регион заслуживает внимания. И все участники нашего тура хотят сюда привезти своих паломников.

- Лично у вас есть желание продолжить начатое в эти дни?

- Конечно, есть! Уже думаем о новой программе для паломников. Конечно, она будет немножко другая. У нас сейчас была одна цель, мы ее выполнили. Маршрут, который мы с вами прошли, он нелегкий, интенсивный, но он познакомил гостей со святынями Самарского края. Может быть, кому-то будет интересно соединить Самару и Тольятти. Может, увеличить где-то время посещения. И мы, наверное, будем этот наш тур на части разбивать, чтобы сложилось несколько маршрутов. Добавлять, конечно, еще достопримечательности, мы же даже в Самаре не всё посмотрели. Программы будут на основе нашей поездки, но несколько видоизменены. Тут и вопрос, какой будет цена поездки, и состав групп. От 10 до 40 человек - поездка будет достаточно комфортной.

…Прошло лишь несколько дней - и зазвенели звонки, полетели эсэмэски и сообщения друг другу. И уже разработаны программы нескольких совместных паломнических поездок по святым местам не только Самарской, но и других областей.

Не пропали втуне труды организаторов информационного тура!

И, может быть, скоро вновь встретимся с новыми не просто знакомыми - добрыми друзьями. В Утёвке или Ташле, в самарском ли храме, построенном по благословению Иоанна Кронштадтского…

Все дороги православных ведут к святыням!

Ольга Ларькина.
Фото автора.

117
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru