‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Беседа о Таинстве покаяния

Перед началом Великого поста настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) обратился к читателям с пастырским напутствием.

Перед началом Великого поста настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) обратился к читателям с пастырским напутствием.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением. В крещении мы омываемся, очищаемся от греховной скверны, но по немощи нашего естества вновь впадаем в грехи. Покаяние, подобно крещению, заглаживает эти грехи, очищает нас. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Весь мир недостоин одной человеческой души, потому что мир проходит, а душа нетленно пребывает во веки». Душа человека, который утопает в грехах, она безчувственна, черства, она постепенно умирает под бременем греховным. И вот чтобы мы могли избавиться от этого удручающего положения, Господь по Своей милости даровал нам таинство Покаяния, в котором изглаживаются грехи.

Вначале подчеркну важность духовничества. Каждому православному человеку лучше иметь духовного наставника, духовного отца. Духовная жизнь во многом зависит от того, есть ли у верующего духовник. Сейчас у нас нет этого четкого понимания, и во многом потому снижается планка нашей духовной жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов советует в отношении Бога не делать того, что Ему не угодно, в отношении духовного отца не делать больше того или меньше того, что он заповедует. Есть такое явление - «улучшение послушания», такое искушение, когда нам кажется, что мы лучше знаем обстоятельства, это нам больше подходит и так далее. Бывает так, что, получив от духовника какое-то наставление, благословение, совет, начинаем на духовника оказывать давление, от этого бывают нехорошие последствия. В отношении ближнего нужно руководствоваться золотым правилом - не желать ему того, чего не желаем себе. «И вообще, - завершает Святитель Игнатий, - всё делать так, как если бы мы были пред лицем Божиим и не допускать ни в каком деле того, что вызывает обличение нашей совести».

Святые отцы говорят: «Нет несчастнее и ближе к погибели человека, который не имеет наставника на пути духовной жизни. Он подобен городу, не огражденному стенами». Как в город, не защищенный стенами, может любой противник войти, причинить зло, вред, так и к человеку, который не огражден образно стенами - духовным руководством, советом - тоже враг нашего спасения имеет более легкий доступ. А в Священном Писании, в книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Без совета ничего не твори. Те, кто поступает без совета, падают как листья». Современного человека часто смущает эта необходимость иметь духовного отца. Ему кажется, что это будет такая мелочная регламентация, как говорится, шагу ступить не сможешь, чтобы у духовника не спросить. А это претит свободолюбию человека, он этим смущается. А между тем, напротив, чувство духовной свободы обретает человек, который решится, чтобы у него был духовный наставник. И опытный духовный наставник никогда не будет грубо ломать и регламентировать, он будет очень аккуратно, искусно направлять человека по правильному пути, молиться о нем.

Грех порой превращается во вторую природу человека, и уже очень трудно оторваться от привычного состояния, наклонностей, это всё с болью отрывается, и человек малодушествует. Ему кажется, что без этих греховных привычек его жизнь потеряет все краски и не будет полной, он начинает играть какую-то роль, но всегда чувствуется истинное состояние души человека. Можно быть по внешности таким елейным, таким добродушным, а внутри гниль. Отсутствие твердого стержня всегда будет ощущаться. И напротив, человек может показаться каким-то игривым, искусственным, с наигранной артистичностью, но это несколько другое - скорее свойство натуры человека, его темперамента. И, опять-таки, человек духовный не будет давать эмоциональные оценки такому типажу, он почувствует простоту его души, почувствует внутреннюю цельность и безобидность такого человека. Главное - внутреннее состояние человека. И всегда чувствуется - молится человек или нет. А если речь о священнике, то чувствуется, священник истово ли подходит, ревностно готовится к службе, вычитывает ли положенные правила или это не так. Мы можем не видеть это своими глазами, но всегда чувствуется, потому что печать молитвенности всегда проявляется в человеке, в его поступках и даже в его внешнем виде.

Семь страстей, семь главных пороков, смертных грехов особо выделяют святые отцы, и во главе этого списка, прежде всего, гордыня, гордость. Святые отцы так говорят, что людей блудных еще можно исправить и может быть результат, лукавых людей исправляют ангелы, а вот гордых только Сам Бог может исправлять. Настолько этот порок входит в естество человека, что никакие наши усилия, убеждения не могут достичь результата, настолько гордыня охватывает человека, пронизывает его. Противоположно гордыне - смирение. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что без глубокого, искреннего смирения невозможно приобрести победу ни над какой страстью. Признаки гордыни в начальной стадии ее, а это тщеславие, весьма многообразны. Если человек уязвляется какими-то упреками, если он жаждет похвал, если постоянно оглядывается на других: а что они подумают, а что они скажут, - если трудно ему просить прощения, если человек обидчив, мнителен, долго помнит зло, осуждает других - вот набор признаков того, что порок гордости уже свил в сердце такого человека себе гнездо. Конечно, бывает странно слышать на исповеди, когда на вопрос о гордости отвечают, что в этом человек не грешен. Трудно это понять, поскольку внимательная духовная жизнь обязательно выявит, в той или иной степени, причастность человека к этому греху.

Еще, говоря о противоположности гордости - о смирении, - вспомню высказывание древнего подвижника Аввы Феодора, известного по «Отечнику»: «Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением». Вспомним наше общение, встречи на нашем жизненном пути. Действительно, иной раз мы наблюдаем примеры людей, которые в силу разных причин подвержены каким-то слабостям, однако они весьма о себе скромного представления, и они не только Богу угоднее, но и нам приятнее. А у того, кто делает много добрых дел, однако, самомнение всё зачастую перечеркивает.

Конечно, к грехам относится забвение Бога, забвение правил христианской жизни, несовершение регулярной молитвы, нерегулярное посещение церковных богослужений. Мы знаем церковное правило о том, что если три воскресных дня подряд человек не был на Богослужении, то такой человек отдаляется от Церкви и нуждается в покаянии. Как воздух необходима молитва для человека, ведь молитва - беседа с Богом. Нам необходимо подвигнуть себя на то, чтобы, пробудившись от сна, не садиться за стол до тех пор, пока не прочитаем положенного утреннего правила, и не отходить ко сну до тех пор, пока не помолимся, не прочитаем положенные по уставу вечерние молитвы. Молитва - это не формальное делание, молитва требует усилий, душевных и телесных. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: «Всякая молитва, при которой тело не утрудится, а сердце не придет в сокрушение, подобна недозрелому плоду». Когда мы чувствуем слова молитвы, когда она проникает в наше существо, заполняет нашу душу - это совсем другое, чем просто скользить по поверхности, чем просто выполнить правило. Как покойный Владыка Антоний Сурожский говорил, припоминая своих близких: «Вычитал положенное правило, а теперь можно и помолиться». Видимо, вычитали молитвы формально, механически, а необходимо, чтобы они стали нашей молитвой. Эти образцы молитвы, которые даны нам в молитвословах, это фиксация той духовной высоты, которой достигли подвижники, аскеты. И мы, когда с полным вниманием читаем эти молитвы, то они должны стать нашими собственными, а не просто механически, формально вычитанными. «Человек без молитвы, как рыба без воды», - говорит святой Иоанн Златоуст. Причем, даже если мы и недостаточно понимаем то, что читаем, даже если не сразу привыкаем со вниманием и с полной отдачей совершать наше молитвенное правило, по словам преподобного Иоанна Лествичника, - «все равно не говори, что напрасно, потому что само пребывание в молитве есть приобретение. И что может быть выше того, чтобы быть в молитвенном общении с Господом, быть в единении с Ним».

Очень много способствует нашей греховности и падениям осуждение. Мы часто спохватываемся и сознаем, что тонкую грань, отделяющую осуждение от рассуждения, нарушили. Святые отцы призывают прежде всего внимать себе, то есть обратить внимание на свое собственное внутреннее состояние, тогда мы не будем осуждать других, потому что в нас самих много того, за что мы осуждаем других. Немногие этого достигли. Многие стараются обвинить других, ярлык навесить и так далее. «А хотящие спастись, - по преподобному Дорофею, - прежде всего обращают внимание на свои собственные недостатки, а не на недостатки ближнего. И преуспевают при таком подходе». Внимание к греховным слабостям прежде всего должно быть направлено на самого себя.

Пост. О нем много говорится в чине исповеди. Пост и молитва - это как два крыла. Образное сравнение: лодка плывет - на одном весле надпись «молитва», на другом «пост». Если грести одним веслом, то будем кружиться на месте. Только два весла, пост и молитва, могут сдвинуть лодку и придать ей динамику. Так и в духовной жизни. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как птица, утучненная пищей, взлететь не может, так и человек, который утучняет свое чрево излишней пищей, он тоже не может духовно воспарить, духовно подняться, оторваться от земной суеты». К тому же неизбежно чревоугодие порождает различные страсти и пороки. Преподобный Иоанн пишет, что как в навозе неизбежно черви появляются, так и у человека, который предается чревоугодию, всякие помыслы возникают и происходят падения и искушения. Вот почему важно нащупать ту меру, которая для нас подходит, является для нас необходимой для поддержания жизни, тонуса трудового, жизненного, а сверх этого уже идет подпитка страстей, всё равно, что подкладывать лишние дровишки в разгорающуюся печь.

Много падений случается от празднословия. Нас заносит. Святые отцы наставляют больше любить молчать, чем говорить, потому что молчание собирает, а многоговорение расточает. Сравнение с баней - ее натопили, а потом раскрыли двери и тепло улетучилось. Вот недавно были в деревне, мои спутники-горожане натопили баню по-черному, но все щели не закрыли, поэтому, когда настал объявленный банный час, получилась холодная баня. Так и здесь, такое образное сравнение - тепло духовное накапливается в человеке, который в молитве пребывает, а когда нараспашку двери, окна - тепло улетучивается.

Что такое грех? Представим себе прекрасную картину, но на ней царапина, клякса, пятно - это грех на человеке. Или скажем, какое-то полотно, на котором ангелы изображены и старческая морщинка на прекрасном юном ангельском лице. Так и грех. У человека, далекого от покаяния, или который по-настоящему не кается, в душе царит мрак, зловещая тьма. Его удел - мучительные терзания совести, и холод излучается от него, мы это ощущаем. Иногда бывают такие неожиданности - человек на исповеди, что называется, бьет себя в грудь, бичует себя по-всякому (хотел сказать: и в хвост и в гриву). И стоит только духовнику поддакнуть, что да, действительно, как ты до такой жизни докатился, как тут же реакция неожиданная - чувство обиды, человека задевает за живое, как о нем могли так подумать в самом деле. Сразу чувство покаяния исчезает у такого человека. С одной стороны, признак гордыни, как мы выше говорили, когда слишком мнительно и болезненно человек смотрит на реакцию окружающих. С другой стороны, очень полезно бывает человеку прислушаться, что о нем говорят. И, как правило, о чем многие говорят: неряха, грубый, раздражительный и так далее, - это всё есть на самом деле. Очень важно смиренно, самокритично посмотреть на себя со стороны. Тем более, что желающие блага человеку, что называется, не просто треплются, а действительно желают блага и что-то замечают в человеке. Это будет верное указание на имеющиеся у нас недостатки.

Греховные помыслы. Это важный момент в деле покаяния, которым пренебрегать нельзя. Мы знаем из святоотеческого учения о развитии греха про пять стадий его развития, начиная с прилога - мысленного приражения, которое при невнимательном к себе отношении переходит в сочетание, сосложение и так далее. И, в конце концов, реализуется на деле. Об этом так говорят святые отцы: из яиц, которые наседка согревает теплом, вылупляются птенцы. Так и помыслы, которые враг всевает, а человек эти помыслы принимает, услаждается - они превращаются в дела. Помыслы, которые не раскрываются, переходят в дела. И враг всячески мешает человеку покаяться: как же так, такие постыдные помыслы раскрыть другому человеку, не поймет, плохо будет думать о тебе, плохое будет впечатление и так далее. В итоге человек, будучи так искушаем, тушуется - и эти помыслы, которые его обволакивают, постепенно переходят в дела.

Исповедь требует регулярности. Как наше тело нуждается в регулярном очищении от грязи физической, так и душа - если ее редко омывать в Таинстве Покаяния, она покрывается коростой. Часто бывает на исповеди такой момент: на вопросы священника отвечают - «не помню». Слабая память - не оправдание. Забывчивость от невнимания, нечувствия, черствости. Если грех нас уязвляет по-настоящему, тяготит нас, то он не забудется. Бывать на исповеди непременно нужно во все посты, в день своего Ангела.

Одна из причин снижения качества духовной жизни, снижения планки, это то, что исповедь не сопровождается епитимией. То есть когда священник, реагируя на услышанное, на какие-то особые прегрешения, не налагает епитимью. В виде поклонов, добрых дел, чтения каких-то канонов. В самом крайнем случае, отлучение от причащения на различные сроки, в зависимости от тех или иных прегрешений. Епитимия по своему смыслу является не наказанием, а врачевством. Поэтому неразрывна взаимосвязь между исповедью и епитимией. Священник, в нужных случаях не налагающий епитимию, по сути, потакает человеку согрешающему. Можно еще такое сравнение привести: мы покаялись, это значит, образно говоря, мы обнажили раны наши греховные и они, эти раны, были очищены. Но рана остается, она нуждается, чтобы к ней приложили пластырь. Так вот, очищение раны - это исповедь, а пластырь, налагаемый на эту рану, - врачующая епитимия. Она помогает человеку прийти в осознание своей греховности и получить действительно облегчение, исцеление своей раны греховной. Поэтому не роптать нужно, когда мы от священника получаем епитимию, а осознать важность ее, смиренно принять. Только польза будет для нас от этого. Если мы каемся в грехах, а не исполняем наложенных епитимий, то мы подобны человеку, который, будучи ранен в сражении стрелой, стрелу вынул, а рана осталась. Пластыря не приложил. То есть не было епитимии, или она была, но не исполнялась, поэтому рана не затягивается. Вот как важна епитимия.

К вопросу о выборе духовника. Сразу пришло в голову: вы же не сразу, скажем, соглашаетесь на предложение о замужестве, или не сразу предлагаете кому-то стать женой. Мы же присматриваемся, советуемся, какую-то паузу выдерживаем, прежде чем такое ответственное решение принять. Так и здесь, аналогия такая с житейскими делами, что мы должны внимательно присмотреться. Проще на небольших приходах, в маленьких населенных пунктах, там один священник, он всех крестил, всех венчал, там всё в его кругу. Сложнее в мегаполисах, где новые храмы открываются, где их много. Что говорить, мы в Москве живем, здесь масса людей новообращенных, пришедших в храмы. Храмов бывает несколько - возле работы, рядом с местом жительства. Выбор большой, как определиться? Что можно сказать по этому поводу? Тщательно подойти, не спешить, присматриваться, походить, послушать, пообщаться, походить на исповедь. В конце концов мы почувствуем, и конечно, молиться, прежде всего, чтобы Бог указал. И как-то почувствуем, что по душе человек, доверие к нему испытаем, прочувствуем силу его молитвы, убедимся, что это то, что нам надо. В конце концов, помолясь, решаемся об этом сказать. Причем тут есть момент формальный, но необходимый, а именно, у нас в храме уже сложившаяся община, в основном прихожане все мои духовные чада, но бывают такие залетные птички, когда кто-то заходит со стороны. Первый вопрос ему: «Есть ли духовник?» Тут начинают плавать: «Да, есть, знакомый батюшка». - «А была ли конкретная просьба: «Будьте моим духовным отцом, примите меня в духовные чада». Этого не было, тогда вы свободны, вы окончательно этот вопрос не решили. Окончательно он решается после такого формально произнесенного предложения стать духовным отцом, тогда уже закрепляются духовные отношения. Так что вопрос серьезный, спешить не надо, но и не затягивать. Есть у нас такая категория - «сомневаюсь я, однако» - во всех жизненных вопросах, они до посинения всё присматриваются к возможному спутнику жизни, когда проходят все здравые, логичные периоды. Так и в духовной жизни, всё сомневаются, может быть, они на смертном одре решатся с последним вздохом конкретно что-то решить? Во всех жизненных вопросах должна быть мера. У нас часто бывает, что мы эту меру не выдерживаем. Допустим, взять брачные дела, то мгновенное схождение, а потом разбегание в разные стороны, у нас же много разводов. Или виновники демографического кризиса, которые всё присматриваются, потом уходят с головой в работу, решение текущих проблем, затруднительно для них сменить стиль жизни, привыкнуть к новым реалиям, они не могут себе это представить. Раньше браки заключали в более раннем возрасте, всё тщательно просчитывалось, анализировалось, активной была роль родителей. И мы видим, что браки были твердые, крепкие, семьи большие, а то, что нам замутили сознание эмансипацией и так далее, это всё привело к кризису демографическому. Русский народ разобщен и в кризисе. Духовник должен быть мудрым советчиком, подсказывать, чтобы не было застойное болото в жизни человека. Как-то аккуратненько подталкивать человека, чтобы он вышел из положения стагнации, чтобы было нормальное движение в его жизни. Чтобы люди не стремились по три образования получать и под этим предлогом не вступать в брак. А потом, к 30 годам, закончили обучение, в конце концов, а работы найти не могут, а лучшие годы, когда можно иметь двоих, троих детей, уже позади, начинаются проблемы физические и другие, труднее брак создать. Время ушло. Вот почему духовному отцу постоянно необходимо наблюдать за ситуацией и аккуратненько подталкивать, чтобы не было застоя. Сами по себе многие люди по старинке по течению плывут, день и ночь - сутки прочь, с работы пришел усталый, выпил, отоспался, утром опять на работу. И так человек привыкает к этому ритму жизни, а ведь есть дела естественные и необходимые, которые нужно решать вовремя. И духовник должен следить за своим стадом, как пастух, направлять, в этом его значимость.

64
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru