‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Три главные дороги

Зимняя притча протоиерея Геннадия Беловолова.

Зимняя притча.

Сегодня утром вышел из дома на службу и увидел перед собой три дорожки: одна в храм, а две другие к колодцу и в дровяник. Без Бога, воды и огня человек не может жить на земле.

Летом эти дорожки не выражены так зримо, ходить можно как угодно. А вот зимой, чтобы попасть куда тебе надо, нужно обязательно проделать дорожку, а потом всю зиму эти дорожки чистить. Лишних дорожек не станешь делать: снега много, всего не убрать. Приходится делать только самые главные, которые тебе больше всего нужны. Мудрая русская зима учит делать самые главные дорожки, не растрачивать силы на ненужные пути. Смотрю на эти три дорожки как на душеполезную зимнюю притчу.

Рождественская история про свидетельство о крещении

За тридцать лет служения в сане я совершил множество крещений. В начале 90-х каждое воскресенье крестилось по тридцать-сорок человек. Десять человек тогда казалось маловато. А в последнее время бывает за весь год человек десять. Но сейчас не будем о грустном...


Встреча спустя четверть века. В этой симпатичной девушке трудно узнать младенца Марию, которую держал над крещальной купелью отец Геннадий.

Каждый раз после крещения выписываю свидетельство и торжественно вручаю. Говорю при этом, что свидетельство о крещении не имеет юридического смысла и практического применения и носит чисто памятный характер. Как ни странно, как ни печально, на практике имеет большее значение свидетельство о венчании. Если люди решают разводиться, им нужно в епархию представить свидетельство о венчании для получения справки о «развенчании». Такая вот печальная реальность.

А ко мне за тридцать лет никто не обращался по вопросу свидетельства о крещении.

И вот накануне Нового года и Рождества (почему я эту историю считаю рождественской!) мне позвонила, как я подумал, незнакомая девушка. Она представилась - Мария, сказала, что ей нужно свидетельство о крещении. Я не мог ее сразу вспомнить, потому что крещение было четверть века назад.

Но в тот момент я не столько вспоминал обстоятельства ее крещения, сколько напряженно размышлял, зачем может понадобиться ей свидетельство о крещении спустя 25 лет. Если бы это был юноша, можно было бы это связать с поступлением в семинарию. Но в случае с девушкой я не мог придумать никакого варианта.

Пока размышлял об этом, Мария успела рассказать, что она дочь Олега и Веры Панченко, с которыми я вместе учился в аспирантуре Института русской литературы (ИРЛИ Пушкинский дом).

Я, конечно, вспомнил свои «аспирантские годы чудесные» средины 90-х, когда я совмещал священническое служение на дальнем приходе с учебой в аспирантуре в группе Достоевского и писал кандидатскую диссертацию по «Братьям Карамазовым».


«Крещается раба Божия Мария!..» Фото 1995 года.

Крестил Марию я 23 марта 1995 года прямо на квартире у молодой аспирантской семьи, когда младенцу было всего пару недель отроду. Мария сказала, что у них сохранились фотографии крещения, и она их может прислать мне по электронной почте.

Так сложилось, что я вскоре окончил аспирантуру, диссертация, к сожалению, осталась недописанной. На сельском приходе наука казалась мне неактуальным делом. А многие аспирантские связи ослабли и оборвались. Я уже больше двадцати лет не виделся с замечательной четой ученых в области древнерусской литературы Олегом и Верой, не знал о судьбе их дочери, которую когда-то крестил.

Когда она позвонила, я как раз был в Санкт-Петербурге. Но у меня на руках не было бланков свидетельства о крещении. Договорились, что Мария купит такой бланк в магазине «Софрино», а я заполню его и поставлю приходскую печать.

Мы встретились в кафешке в центре города. Удивительно было видеть большого человека, которого ты когда-то во время крещения держал на руках. Конечно, я ее не узнал, но мы чувствовали духовное родство, и встреча была теплая. Здесь я наконец-то решился спросить, а зачем ей спустя четверть века понадобилось свидетельство о крещении.

Оказалось, что она закончила романо-германское отделение филологического факультета Санкт-Петербургского университета с немецким как основным иностранным языком. Применение своим способностям нашла в Германии. Работает переводчицей в Берлине в крупном кардиологическом центре, сотрудничающем со знаменитой клиникой «Шарите». Я удивился тому, насколько, оказывается, востребованы в немецкой клинике услуги русского переводчика. «Батюшка, практически не бывает дня, чтобы не было пациентов из России. Работаю не покладая рук. Впервые за пару лет вырвалась в Петербург навестить родителей», - объяснила она.

После этой информации мое недоумение со свидетельством о крещении еще более усилилось. В Германии кому может быть дело до справки о крещении?! Но Мария и тут всё со знанием дела разъяснила: «Дело в том, что в Германии все граждане имеют конфессиональную принадлежность. Католики и протестанты в обязательном порядке платят церковный налог в пользу своих конфессий. Это те конфессии, которым государство оказывает материальную помощь. И это оказываются немалые суммы. А различные поместные Православные Церкви не получают такой государственной помощи, и потому православные освобождены от специального религиозного налога». До нашей встречи Мария тоже поневоле должна была платить такой церковный налог. Когда же она поставила вопрос об освобождении от него, у моей крестницы потребовали документ, доказывающий, что она Православная. Причем, документ, выданный Православным приходом в Берлине, куда она ходит молиться, не принимали. Власти потребовали свидетельство о крещении в Православной Церкви из России, откуда она родом.

Это была одна из причин ее приезда на Родину.

Я вписал в бланк все ее данные, поставил свою подпись и печать.

Мария поблагодарила меня: «Теперь благодаря свидетельству о крещении я могу сэкономить немало евро...» Ну и, наверное, все-таки ей не хотелось платить налог в пользу той конфессии, к которой она не принадлежала. Если бы ее деньги шли на поддержку Православия в Германии, она бы, конечно, его платила.

Кто бы мог подумать, что наше соминское свидетельство о крещении может кому-то понадобиться далеко от родной земли?!

Все рождественские истории отличаются тем, что они хорошо кончаются. Как видите, эта история тоже имеет замечательный конец. Хотя, надеюсь, будет и продолжение. Я сказал Марии, что она записана крещеной в храме Петра и Павла в селе Сомино, и поэтому обязательно должна побывать в своем храме.

«Обязательно приеду», - ответила Мария.

Буду ждать продолжения рождественской истории.

Дворник святого Иоанна Кронштадтского

Нынешняя зима за последние годы выдалась самой снежной. Почти каждый день идет снегопад, оттепелей нет. В садике у Мемориального Музея Иоанна Кронштадтского скапливается много снега. Выглядит очень красиво, но приходится убирать каждый день. За садиком закреплена специальная организация, которая убирает по одним им известному графику и то только часть садика, - дорожки вокруг газонов, по которым как раз посетители и не ходят. А дорожка к памятнику и сам памятник отцу Иоанну остаются без внимания. Видимо, организация считает, что эта уборка - дело самого музея (хотя это городская территория).

Мы, конечно, рады убирать дорожки в садике Иоанна Кронштадтского, сознавая это как часть служения дорогому Батюшке. Для этого у нас в ограде стоят специально приготовленные снегоуборочные лопаты. Однако снега выпадает так много, что его уборка становится отнюдь не женским трудом.

И вот еще в середине декабря в садике стали происходить странные вещи. Музей официально открывается в 12.00, и сестры, несущие послушание в Музее, приезжая из Петербурга, стали обнаруживать, что садик до их приезда уже кем-то аккуратно убран от снега. Кто же этот добрый человек, почитатель святого Иоанна Кронштадтского и помощник Музея, - оставалось тайной.

Однажды сестра Виктория убирала снег, и к ней подошел мужчина и спросил: «Вам помочь?» Это и был тот самый помощник.

В один из дней накануне Нового года я приехал в Кронштадт довольно рано. Когда только стало рассветать в начале 10-го часа, я увидел в окно, как у памятника трудится мужчина с лопатой. Я вышел к нему, чтобы познакомиться. Первым делом поблагодарил нашего тайного помощника. Он смотрел на меня светлыми и добрыми глазами. Я расспросил его, кто он и откуда. Оказалось, что он кронштадтец, живет прямо напротив дома Иоанна Кронштадтского. Как-то в окно он увидел, что садик дорогого Батюшки завалило снегом, так что к памятнику невозможно было подойти, взял лопату и прочистил дорожки. Ему понравилось это дело, и он стал каждое утро «помогать Батюшке Иоанну». Теперь это у него обязательная часть утра. Каждый день он выходит на снегоуборочные работы, даже в воскресенье.

В разговоре со мной он вспомнил, каким был прежде чистым городом Кронштадт, как всё своевременно убирали. А теперь кое-где под снегом лежит до сих пор не убранная с осени листва. Вспоминал, как в Кронштадте работали лимонадный, хлебный, колбасный заводы. Из Петербурга за колбасой тогда ездили в Кронштадт.

Я был тронут его любовью к городу и усердным послушанием Иоанну Кронштадтскому.

Только в конце разговора наконец-то спросил, как его зовут.

- Николай, - ответил он.

Здесь я был еще более удивлен. Как раз накануне, дня три назад, читал интересный документ «Записки судебного пристава по описи имущества о. Иоанна Кронштадтского» А. Витовича, в которых автор довольно подробно описывает окружение и соседей Кронштадтского пастыря по месту его проживания, в том числе и дворника церковного дома.

Так вот дворника звали Михей Николаевич Николаев. Он прослужил в этой должности при доме отца Иоанна более 20-ти лет. Витович так описывает его: «Мне много раз приходилось говорить с ним по разным делам. Это весьма разумный от природы человек, довольно грамотный, прямой, безкорыстный и в высшей степени наблюдательный, вследствие чего от его глаз не укрылось ничего из происходящего в церковном дворе... Батюшка любил его и постоянно давал ему разные мелкие поручения, а потому Николаев по нескольку раз в день бывал в комнатах Батюшки».

Более того, Михей Николаев попал на некоторые фотоснимки во дворе дома рядом с Иоанном Кронштадтским, и мы имеем возможность видеть колоритную внешность этого доверенного дворника отца Иоанна.

Собственно меня удивило совпадение имени нынешнего дворника - Николай и фамилии прежнего дворника - Николаев. Я сказал об этом и в шутку спросил: «Вы случайно не родственники?» Он улыбнулся, дескать, был бы не против такого родства.

Какова дальнейшая судьба дворника Михея Николаева? После кончины Всероссийского пастыря в Кронштадте многое переменилось. Эти перемены коснулись и Михея Николаевича. Витович пишет, что дворника о. Иоанна почему-то «не любили соборные священники и диаконы, в особенности же ключарь о. Александр Попов, и вскоре после смерти Батюшки по требованию нового настоятеля, того же о. Александра Попова, Николаев должен был оставить службу, не скопив никакого капитала». О дальнейшей его судьбе ничего не известно.

У памятника св. Иоанну Кронштадтскому во дворе Дома-музея святого. Справа протоиерей Геннадий Беловолов, слева помощник сотрудников Мемориальной квартиры дворник Николай.

И вот у преданного и безкорыстного дворника Иоанна Кронштадтского в наше время явился такой же безкорыстный и преданный преемник, точно родственный ему по духу.

Выражаю большую благодарность р.Б. Николаю за его каждодневную помощь дорогому батюшке Иоанну Кронштадтскому!

Протоиерей Геннадий Беловолов,
настоятель церкви в честь свв. Апостолов Петра и Павла в пос. Сомино Ленинградской области, директор Мемориального Музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского.

131
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru