‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Ваше благородие, госпожа чужбина…

В Самарском епархиальном музее открылась выставка, посвященная 100-летию прибытия белоэмигрантов в Болгарию.

В Самарском епархиальном музее открылась выставка, посвященная 100-летию прибытия белоэмигрантов в Болгарию.


Митрополит Сергий и Леонид Решетников открывают выставку.

Эта строка из песни дала название выставке, открывшейся 21 января в Самарском епархиальном церковно-историческом музее. На открытии выставки присутствовали Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор, Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий, ректор Поволжской Академии образования и искусств имени Святителя Алексия, Митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин. А представлял выставку историк и публицист Леонид Петрович Решетников - генерал-лейтенант в отставке Службы внешней разведки Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент и зав.кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры.

Как пояснила директор музея Ольга Ивановна Радченко, выставка экспонировалась в нескольких городах Болгарии, затем в Москве, теперь она в нашем музее и будет здесь работать до 21 февраля. Выставка подготовлена Некоммерческим благотворительным Фондом «Наследие», который возглавляет Леонид Петрович Решетников (на снимке внизу он крайний слева).

- Спасибо, Леонид Петрович, - поблагодарил московского гостя Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий. - Белая эмиграция - это ведь тоже часть нашего народа. Я видел этих людей в 1980-м году в Париже, еще первую волну чуть-чуть застал во время командировок в Западную Европу. Эти люди внесли заметный вклад в культуру, научные достижения. Конечно, эти люди любили Россию, память им светлая. Дай Бог, чтобы на материалах этой выставки воспитывалась молодежь и не совершала тех ошибок, которые трагически сказываются на целых поколениях нашего народа.

- Мы до конца не осознаём, что такое был Русский Исход, - сказал Леонид Петрович Решетников. - За границей по разным оценкам оказалось два с половиной миллиона наших соотечественников. Два с половиной миллиона! - лучших крестьян, казаков, офицеров, духовенства, талантливых врачей, инженеров, изобретателей, ученых. Возникла Россия без границ. Зарубежная Россия - со своими гимназиями, школами, церквями, кадетскими корпусами, военными училищами, научными центрами, консерваторией… - всё там, за границей. Они остались верны прежней России. С ними ушла историческая Россия. Остался Советский Союз, а прежняя Россия ушла с ними. Да - они тоже несут ответственность за то, что произошло. Но когда про них говорят: вот, сдали Россию, все разбежались, всё быстро погибло, - нет! Четыре года воевали. Гражданская война продолжалась до конца октября 1922 года. А отряд «сибирского Суворова», генерала Пепеляева, еще в 23-м году сражался под Якутском. Они не хотели уходить из России. Не хотели терять Россию. Вот об этом наши выставки, книги, конференции. Эта выставка создана по инициативе Болгарии, точнее, доктора Димитра Иванова. Доктора не исторических наук - медицинских. Он сам мне рассказывал, как столкнулся с таким фактом: среди эмигрантов дипломированных врачей из Москвы, Питера, Одессы приехало в три раза больше, чем вообще тогда было врачей в Болгарии. Это - не считая медсестер, фельдшеров. Эмигранты из России внесли огромный вклад в Богословие, историю, экономику, культуру, искусство. Болгария небольшая страна, и через нее прошло более ста тысяч наших эмигрантов. Перед Второй Мировой войной там жило 45 тысяч выходцев из России.

Было среди них немало священников и монахов, в том числе из бывших офицеров. В 1985-м году умер старенький священник, бывший офицер, который с 1922 года до 1985-го служил в храме в одном болгарском селе. Болгарский священник принимал оставшиеся после него вещи. И среди этих вещей был священнический пояс. Уже довольно потрепанный. Ну что его, куда девать?.. И тут священник нащупал - что-то зашито в пояс. Он сразу пригласил свидетелей и нотариуса. Разрезали пояс и увидели письмо этого русского священника, тоже заверенное нотариусом. А в письме было сказано, что этот пояс, сняв с себя, ему подарил святой Иоанн Кронштадтский. «Я сказал ему: я офицер, зачем мне этот пояс? Он ответил: ты еще будешь священником». И с этим поясом священник прослужил всю свою жизнь.

В Кавказской конной дивизии были балкарцы, чеченцы, ингуши. Белая армия приняла решение: уходим в славянские страны. Всадники - так их называли - воспротивились: зачем нам славянские страны? Мы уйдем в Турцию, к своим единоверцам. Офицеры и унтер-офицеры - те же кабардинцы, черкесы, чеченцы - возразили: нет-нет, мы офицеры Русской Императорской армии! Куда армия уходит, туда и мы. И вот, представляете, офицеры и унтер-офицеры, хотя они и мусульмане, уходят в славянские страны. Вот такая была идеология.

Мы признательны государственному агентству Болгарии «Архивы», которое прислало нам огромное количество документов. Признательны доктору Иванову, он в Москве в Доме русского зарубежья имени Солженицына открывал эту выставку. Признательны всем тем, кто делал эту выставку, и, конечно, дорогому Владыке Сергию, а также дорогой Ольге Ивановне Радченко. Я всех приглашаю посмотреть - вы увидите картину участия наших людей в развитии Болгарии: экономическом, культурном, духовном. В самом конце скажу: знаменует это участие нашей эмиграции большое духовное событие. Архиепископ Серафим (Соболев), который большую часть своей жизни прожил в Софии, в 2016 году канонизирован Болгарской Православной Церковью. Он автор книги «Русская идеология». Это второй после Святителя Иоанна Шанхайского русский святитель-эмигрант, канонизированный в лике святых.

Леонид Петрович стал нашим гидом по открывшейся выставке:

- Основная часть белой эмиграции пришла в Болгарию из двух лагерей. Это остров Лемнос, где было в основном казачество, 25 тысяч человек, и армейский корпус Кутепова в Галлиполи, около 35 тысяч человек. Русские эмигранты стали появляться в Болгарии с сентября 1921 года. В первые месяцы русские были встречены очень тепло. Болгария считалась страной, проигравшей Первую мировую войну, армия была практически распущена, опустели казармы. И наконец-то наши люди, которые в лагерях жили в палатках, в землянках, смогли разместиться в каменных казармах. Но в Болгарии к власти пришла левая крестьянская партия Стамболийского, они уже устанавливали связи с советской Россией. И началось вытеснение, устроили провокации, и пришлось генералу Кутепову и трем десяткам генералов покинуть Болгарию и переехать в Сербию. А в июне 23-го года правительство Стамболийского было свергнуто, к власти рвались поднявшие восстание коммунисты. Но в ответ на обращение болгарского правительства 15 тысяч наших юнкеров и казаков выступили на подавление восстания, и все бои закончились в течение суток. И с этого момента болгарские власти очень тепло относились к эмиграции. В той эмиграции оказались около 80 человек в звании от полковника до генерала, которые освобождали Болгарию еще от турецкого ига! Царь Болгарии выделил им персональные пенсии.

В Болгарии русские построили детские сады и ясли, детские дома. Были созданы инвалидные дома, ведь за рубеж уходили и изувеченные войной - безногие, безрукие. Болгары отдали монастырь на Шипке под инвалидный русский дом. Этот инвалидный дом существовал до 1950 года, потом уже был закрыт. Там сохранилось большое кладбище, на котором захоронено очень много героев Первой мировой войны. Создали хозяйственные школы, курсы, потому что надо было переучиваться многим эмигрантам и как-то зарабатывать себе на жизнь. Очень сильное влияние оказала эмиграция из высшей школы - профессора, доктора наук. Русский ученый Бахметьев создал в Болгарии биохимическую научную школу. В 1971-м году, когда учился в аспирантуре Софийского университета, я еще застал доктора наук профессора Дылевского, который был сыном полковника Царской армии. Профессор Маньковский был директором института гистологии и эмбриологии Софийского университета. До Второй мировой войны работали школы, гимназии, где все преподаватели были русские эмигранты. В 1943-м году закрылась знаменитая русская гимназия в Софии.

Иван Бунин на короткое время осел сначала в Болгарии, потом уже перебрался во Францию. Бальмонт жил какое-то время в Болгарии, перевел и издал сборник народных болгарских песен. Друг Бунина писатель Александр Федоров до своей смерти прожил в Болгарии. Так что и литература Болгарии тоже испытала влияние наших писателей и поэтов.

Известный актер и режиссер Николай Осипович Массалитинов с частью труппы в 1925 году перебрался из Праги в Болгарию. Массалитинова считают основателем болгарского драматического театра. Наши балерины с нуля создали балет в Болгарии. Я был знаком с дочерью последнего предводителя дворянства Харькова Елизаветой Николаевной Березовской, вот она на фотографии - балерина театра оперы и балета Софии, а потом балетмейстер. В Болгарии профессионально пел созданный на Лемносе знаменитый казачий хор Жарова. До конца 1923-го года они пели в русской церкви Софии, и Владыка Серафим (Соболев) уговаривал их остаться в Болгарии, но они уехали во Францию и потом гремели на весь мир.

Большая группа художников и реставраторов оказалась в Болгарии. Наиболее видный из них, Николай Ростовцев, много занимался реставрацией и росписями в храмах. Он дожил до 1988 года, я застал этого художника живым. Эта группа художников тоже оказала серьезное влияние на болгарское изобразительное искусство.

Выходили газеты, журналы русской эмиграции, «Голос России»… Здесь издавал газету и Иван Солоневич - до теракта против него, когда погибла его жена. Много белоэмигрантских организаций, прежде всего РОВС (Русский Обще-Воинский Союз). Одним из руководителей в РОВС был генерал-лейтенант Федор Федорович Абрамов, донской казак, его очень ценил барон Врангель, поэтому когда произошло похищение Кутепова и Миллера, он даже временно возглавлял РОВС.

У нас есть, знаете, такое убеждение, что белая армия не была монархической, а была либеральная, демократическая. Это далеко не так. Да, были и люди либеральных взглядов, но большинство офицерства, значительная часть командования разделяли монархические взгляды. Другое дело, что Антанта требовала от высшего командования, чтобы не было политики, лозунгов «За Царя!», и Деникин и некоторые другие говорили о непредрешенчестве - «вот победим, тогда решим».

Вот здание императорского посольства - я его тоже еще застал в 1972-м году, это уже было посольство Советского Союза. Вот посольская церковь Николая Чудотворца, чудесный храм, в крипте которого покоятся мощи святителя Серафима (Соболева). Все эти здания можно видеть и сейчас.

Было до десятка Православных приходов русских, к концу 1930-х годов сохранилось только три. Были священники очень известные, в том числе отец Георгий Голубцов, который преподавал в Тифлисской семинарии, где учился и будущий Сталин - Джугашвили. Он говорил о Джугашвили: «Буйный был! И хулиган». Был монастырь в Ямболе, монастырь на Шипке, монастырь у подножия Витоши под Софией. На этом стенде вы видите фотографию Епископа Вениамина (Федченкова). Одно время он тоже служил в Болгарии. Здесь - повседневная жизнь русских эмигрантов. В 72-73 годы мы приходили в ресторан «Крым» с русской кухней. Гостей встречал высокий, метр девяносто, лет 70, явно бывший офицер, он всегда обращался непривычными для нас тогда словами: «Добро пожаловать, господа», - а мы же комсомольцы, коммунисты.

Казаки группой 15-20 человек покупали землю и организовывали станицы. Кто-то работал на болгарских мелких фабриках, кто-то на строительстве дорог, на полях и на стройках. Жили очень скудно. Несколько тысяч человек - офицеры, казаки, солдаты - работали шахтерами. Тяжелый труд на шахтах - ну, надо было жить...

Русские врачи работали по всей Болгарии. Вот я года три назад последний раз там был - до сих пор говорят: «А у нас в Ямболе был врач такой-то, мы его все помним». В какое-то село приезжаешь: и там помнят русского врача. Все фамилии, имена помнят и почитают. Что такое - врач на целый город? Ну, городок небольшой, но врач-то один. Русский врач, их было очень много. В Софии больница доктора Берзина, туберкулезный санаторий доктора Треймана в Велико-Тырново. Это были очень популярные места лечения.

Долгое время многие эмигранты не брали паспорта приютившей их страны. «Мы должны вернуться на Родину, мы - подданные Российской империи и не хотим быть подданными Болгарии». Жили по временным паспортам. Лишь после 1934 года, когда Болгария признала Советский Союз, какая-то часть эмиграции начала брать паспорта.

Последний стенд, Великая Отечественная война. Болгария оказалась на стороне Германии. Интересный момент, который во многом объясняет, почему так произошло. Был такой генерал-артиллерист Заимов, его отец - национальный герой Болгарии, участвовал в освобождении от турецкого ига, мыслитель и писатель. Сын, генерал Заимов, инспектор болгарской армии, а неофициально - …агент Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной армии. Не на идеологической основе, а из любви к России-матушке. И есть документально зафиксированный разговор. 39-й год, генерал Заимов говорит царю Борису: «Мы должны быть вместе с Россией». Но царь ответил: «Я за то, чтобы быть с Россией. Но Советский Союз - это же не Россия». И генерал Заимов ничего не мог возразить. Впоследствии он был схвачен гестаповцами - тяжелейший допрос, издевательства… - и расстрелян. Но вот эта фраза в чем-то объясняет (но не оправдывает!), как болгары оказались вместе с фашистской Германией.

Основная часть русской эмиграции в Болгарии ненавидели большевиков, но при этом все же желали успеха Красной армии. Они сердцем выбирали для себя родное, потому что это все-таки свои. Но когда советские войска вошли в Болгарию, многие эмигранты были отправлены в лагеря… Вот известна печальная судьба дамы из дворянской фамилии Сологуб, ей было 78 лет, а ее сослали в Сибирь... Такое было время.

В завершение Митрополит Сергий вновь поблагодарил Леонида Петровича Решетникова за очень познавательную выставку:

- Я думаю, что эта выставка будет в чем-то и открытым пособием по истории. Наши дети должны знать правду о нелегких временах, о великих и трагичных событиях нашей истории.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

96
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru