‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Сила в немощи

У стен Троицкого храма самарского села Утевка обретены останки безрукого и безногого иконописца Григория Журавлева.

У стен Троицкого храма самарского села Утевка обретены останки безрукого и безногого иконописца Григория Журавлева.


«Христос Великий Архиерей». Одна из самых известных икон Григория Журавлева. Хранится в Свято-Троицкой церкви села Утевка.

Вопреки невозможному

…Как рассказать о совершенно необычной, непохожей на другие, выставке - необыкновенных икон? Икон, о которых не скажешь: в них видна рука мастера.

В том-то и дело, что писаны они - не руками.

Душой!..

19 августа, в праздник Преображения Господня, в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина открылась выставка «Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева».

Были почетные гости и идущие от сердца речи.

- Благодаря поддержке Губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова нам удалось оснастить музей достойным образом и показать творчество Григория Журавлева во всем его многообразии и красоте, - сказала министр культуры Самарской области Татьяна Павловна Мрдуляш. - Этот иконописец прекрасен не только своими произведениями, но и примером своей жизни. Его отличала потрясающая воля к жизни и творчеству.

- Каким нужно было обладать мужеством, внутренней силой, стержнем, верой для того, чтобы не сломаться. Чтобы реализовать заложенный в нем талант, Божий дар и стать тем, кем он стал, - сказал депутат Государственной Думы России Александр Евсеевич Хинштейн.

Была тишина темных залов и дивные лики святых в четко обрисованных рамках света (так умело настроены прожекторы, что иконы словно бы сами по себе так осиянны, так наполнены светом). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Было потрясенное молчание у икон…

Не только в моей душе увиденное на выставке отозвалось сильно и глубоко. Наверное, точнее всего выразила это ощущение самая краткая и емкая запись в книге отзывов: «Небесами и человеком сотворенное!»

Нет, невозможно передать словами то, о чем хочется молчать, бережно слагая в сердце. Еще есть время до 3 октября, когда выставка завершит свою работу, и можно успеть приехать, прийти в музей и самим постоять, помолиться у нерукотворных икон, всмотреться в психологически точные карандашные портреты современников Журавлева. Посмотреть снятый в прошлом году 16-минутный документальный фильм «Григорий Журавлев. Нерукотворные иконы». И, может быть, вы тоже заметите на иконе «Христос Великий Архиерей» - той, что в самом начале экспозиции, над еще двумя небольшими иконами Журавлева (ее вы видите на этой странице, вверху), - множественные потеки и капельки, искорками вспыхивающие в лучах света.

Это наш фотограф и водитель Евгений Ситников углядел:

- Ольга Ивановна, посмотрите, икона мироточит!..

Мы вглядывались - и оба видели тонкие струйки, застывшие под очами Христа. И глаз не могли отвести.

Незаметно стоявшие до этого неподалеку сотрудницы музея тут же подошли и стали мягко разуверять нас: нет, икона не плачет, нет никакого мироточения. Это сверху натекло… это воск от свечей…

Вот только почему-то ни на одну другую икону не натекло сверху. И на восковые дорожки не похоже.

Может быть, мы с Евгением и неправы. Но мне уже не забыть эти слезы на лике Христа.

А сотрудниц музея я убеждать ни в чем не стала. И с заместителем директора музея по научно-экспозиционной работе Ириной Крамаревой мы говорили о том, как готовилась выставка, ставшая третьим этапом всероссийского проекта, посвященного Григорию Журавлеву.

- Работа над этим масштабным проектом началась еще весной прошлого года, - сообщила Ирина Владимировна. - В первом полугодии года нынешнего прошли мультимедийные выставки в 23 городах нашей страны, в том числе, разумеется, и в Самаре. И совсем недавно прошли выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и в санкт-петербургском Государственном музее истории религии.

- В чем особенность нашей самарской выставки?

- Мы постарались собрать как можно больше работ Григория Журавлева - не только из самарских музеев и храмов, но и из других городов. До нас ведь дошло не так много его работ…

Впервые представлена икона Святителя Николая Чудотворца, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Причем это первая подписная икона, под ней надпись: «Писалъ зубами крестьянинъ Григорiй Журавлёвъ Самарской губ[ернии] Бузулук. уезда села Утевки». Икона сохранилась даже в оригинальном, сделанном специально для нее футляре. Удалось установить и дату ее написания - 1884 год.

Впервые экспонируется книга «Ветхий Завет» 1846 года издания, из собрания жителя Утевки Владимира Петрушина. Она принадлежала Григорию Журавлеву, и на обороте 45 листов ее - сделанные Журавлевым карандашные эскизы…

- Иллюстрации к прочитанным в книге ветхозаветным текстам?

- Нет, они напрямую не связаны с текстами. Эскизы, наброски будущих работ Журавлева… Еще одна находка - на выставке в музее Рублева сотрудники московского Государственного архива Российской Федерации рассказали нам о том, что они нашли два карандашных рисунка, выполненные Григорием Журавлевым. И передали нам - правда, не оригиналы, а копии этих рисунков. Но все равно это же очень интересно. Это портрет священнослужителя и небольшое изображение путевого дворца, построенного в селе Гаршино Бузулукского уезда (Бузулук тогда входил в Самарскую губернию) специально для ночлега Великого Князя Николая Александровича, будущего Императора Николая II, во время его посещения нашей губернии в 1891 году. К слову, там же состоялась личная встреча будущего святого Царя Николая II (а тогда еще наследника престола) с безруким и безногим иконописцем из Утевки, и Цесаревич пожаловал Журавлеву 100 рублей - это известная история.

Особенность нашей выставки и в оригинальном, специально разработанном дизайне. В этом она отличается и от московской, и санкт-петербургской выставок.

- И, если позволите, личный вопрос. Что-то в Вашей душе изменилось после знакомства с творчеством Григория Журавлева, с самим образом этого удивительного человека?

- Ну я-то давно знала о Григории Журавлеве. Но, пожалуй, более плотное знакомство с его творчеством, такое соприкосновение с его жизнью не могло не оставить глубокий след в душе. Пример великой силы духа человека. Мы, конечно, не можем сравнивать художественный уровень икон Журавлева с трудами святого Андрея Рублева. Но только представить себе: обыкновенный крестьянин из небогатой семьи, притом безрукий и безногий, обреченный на жалкое существование… - он, преодолевая все неодолимые, казалось, преграды, пишет прекрасные иконы, становится настоящим иконописцем и художником, известным по всей России.

Нельзя не отметить исключительно высокое техническое оснащение выставки. Для подготовки экспозиции сотрудники музея имени Алабина специально закупили необходимое оборудование. По словам заведующей выставочно-организационным отделом музея Елены Андреевны Тепленькой, благодаря этому в выставочных залах поддерживается заданная влажность и температура воздуха. Если раньше была опасность, что из-за разницы температур иконы могли потрескаться, то теперь выставку можно будет проводить в любое время, на постоянной основе.

А завершая рассказ о выставке в музее Алабина, приведу еще один поразивший меня отзыв: «Я видел некоторые образы, представленные на экспозиции, в детстве - тогда, когда в утевском храме еще было зернохранилище. Когда моя бабушка рассказывала о Журавлеве. О том, как поднимали его для росписи в люльке под свод храма. Впечатляет до слез! Наконец-то память о нем сохранили. Спасибо. Стрыгин И.Ю. (по матери Журавлев). 22.08.21».

В Троицком храме

Но самым главным «журавлевским» событием этих летних дней - да многих, многих лет вообще! - все же стала не эта интереснейшая выставка.

Главное произошло в родном селе Григория Журавлева, Утевке.

Туда мы и отправились, созвонившись с настоятелем Троицкого храма протоиереем Анатолием Копачем.

У самого входа на территорию храма - гранитная стела с портретом иконописца Григория Журавлева и стихами его земляка и исследователя его жизни и творчества Александра Малиновского:

Душу безверьем своим обжигая,
Мы в одиночку, скорбя, выживаем.
Круговоротом забот своих мучимы,
Мы обезножели, мы обезручели.
Он же с рожденья без рук и без ног
Крылья расправил, недуг превозмог:
Лики святых рисовал он во храме,
Кисть он держал не руками - зубами.
Сколько приходит теперь помолиться,
У алтаря тем святым поклониться.
И я поспешу. В осиянье икон:
В Троицком храме мой низкий поклон.

- Этой стелы раньше ведь здесь не было…

- Не было, - подтвердил протоиерей Анатолий. - Самарские волонтеры хотели ее поставить на месте, где был дом его, но у нас же народ хоть и православный, да не все воцерковленные. Хозяйка дома возмутилась: не надо мне здесь ничего, уходите со своими памятниками. По благословению Владыки поставили у храма.

Идем вдоль храма туда, где перед алтарем виднеется широкая полоса свежевскопанной земли. И отец Анатолий делится с нами долгожданной и все же нечаянной радостью.

- Тридцать с лишним лет мы молились здесь, где нам показали когда-то: вот тут похоронен Григорий Журавлев. Поставили на этом месте крест и оградку, служили литию, сюда приходили местные жители и паломники. Но милостью Божией - такое просто чудо произошло! - мне позвонили из Самары, из областного Управления госохраны объектов культурного наследия: «Батюшка, благословите, если вы не против, мы будем искать могилу Журавлева». Потом я узнал, что звонили по поручению Губернатора. Ну как я мог бы быть против! И вот приехали ребята.


Настоятель утевского Свято-Троицкого храма протоиерей Анатолий Копач.

- Специалисты, археологи?

- Конечно. Они вели раскопки и на территории Иверского монастыря, и на других объектах в Самаре. Так вот, я показываю: «Вот здесь огораживаем три метра на три, копаем… - и езжайте домой». Уверен был, что очень быстро найдется могилка Журавлева. А получилось не так. Три на три, три на три, еще три на три… и далеко не сразу нашли первое захоронение. Но это оказался батюшка. Сейчас еще работы в архивах ведутся, но, по всей видимости, это священник Люстрицкий Владимир Дмитриевич. Он и Григория Журавлева хоронил. Вот запись о священнике Люстрицком: скончался 4 января 1918 года. Почти через два года после Журавлева. Отец Владимир умер молодым, ему было всего 30 лет. Если Григорий скончался от скоротечной чахотки, то о батюшке просто написано - «от чахотки». И похоронен здесь в оградке. То есть то, что бабушки помнили: здесь, мол, могилка Григория Журавлева, - оказалось не так.

- Ну, помнили-то тоже не сами, передавали чьи-то воспоминания…

- Да, все запуталось. Но правда восторжествовала. Начали дальше копать, нашли останки младенца. Гробик совсем небольшой, косточки - почти ничего не осталось, маленький черепочек такой… Стали дальше копать - еще три захоронения. Три мужских - два простые и один с металлическими пуговицами, то есть какой-то чиновник. Есть воспоминания, что у церкви и другой священник похоронен, - здесь его могилы не нашли, наверное, у Димитриевской церкви она была. Еще написано - «Крестьянин»… Еще: «Дочь приезжего купца», который в селе временно жил. То есть дошли какие-то сведения о том, кто здесь были похоронены. Эти раскопки сфотографировали с квадрокоптера, и когда покажут мне все снимки, мы хоть как-то ленточкой огородим эти захоронения. Наверное, эти могилки были еще до строительства Троицкого храма. Потому что мы же хороним всех ногами на восток, а здесь - как попало. Только батюшка и Григорий Журавлев были похоронены правильно, параллельно храму.

Сейчас ведется научная работа, оформление всех бумаг. Да, в каждом гробике были стаканчики или рюмочки - видно, при погребении выливали на покойного масло от соборования и оставляли там стаканчик.

Лимит времени кончился у археологов, они уехали. Потом, слава Богу, опять приехали.

- Сколько дней они работали?

- Какое - дней! С самого начала лета месяца два, а то и больше. Приезжают в субботу, воскресенье, поработают - уедут. Через недельку оформят документы, еще приедут. В совокупности 152 квадратных метра перекопали. Вели раскопки обычно вшестером. Ребята хорошие, православные. Жили в нашей сторожке, а уезжали, все за собой убирали. Я ими очень доволен.

И уже когда нашли последнее захоронение, с левой стороны алтаря, оно сразу выделялось от других, потому что гробик был гораздо меньше других. Все сохранилось идеально, череп воскового такого вида, какие на Афоне отбирают в костницу, значит, праведной жизни был человек. Позвоночник скрученный, потому что Григорий постоянно сидел. Ноги были сложены в коленях, в гробе находились ботинки, немножко от них осталось - подошвы. Потом их, я думаю, вернут, но они сейчас на экспертизе.

- «А руки у него были как крылышки…» - в народе эта память осталась. Как сухие?

- Да, высохшие. Тоненькие-тоненькие, недвижимые. Ручки и ножки как у маленького ребенка и вообще не работали. И таким образом мы определили, что это его могилка. Приезжал из Самары антрополог, академик Хохлов, сделал исследование, все у нас зафиксировано, запротоколировано.

Певица Светлана Копылова бывала здесь два или три раза. Песню Журавлеву посвятила. Когда нашли захоронение, я ей смс отправил, а она удивилась: неужели я была не на могилке Журавлева?..

По благословению Епископа Кинельского и Безенчукского Софрония мы обретенные останки помыли, сложили в гробик, а гробик поставили во временный саркофаг. Все-таки, раз происходит такое почитание, то, надеюсь, будет и прославление. Праведной жизни был человек.

29 июля к нам должен был приехать схиархимандрит Илий, духовник Святейшего Патриарха Кирилла. Уже позвонили из епархии, мы готовились к встрече. Но он не приехал. Из передачи по телеканалу «Спас» мы узнали, что отец Илий заболел. И до него ковид добрался… Молимся о батюшке, я и прихожанам сказал: все молимся, чтобы отец Илий выздоровел. И чтобы к нам приехал. Потому что если он приедет и послушает историю жизни Григория Журавлева, я думаю, он поддержит наше прошение о прославлении его в лике святых.

На днях приезжал Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, он нам очень помогает. Милостью Божией храм реставрируется, начнется скоро огромный ремонт: крышу будем менять и окна, и фасад ремонтировать, и внутри… Восстановить росписи, недостающие фрески, расписать полностью храм. Планы грандиозные - не знаю, конечно, но это как Бог благословит. Вместе с Дмитрием Игоревичем Азаровым приехал депутат Государственной Думы Александр Хинштейн, мы с ними здесь тоже всё прошли, и Азаров даже сказал, что даст деньги на проведение экспертизы ДНК.

- Нашелся кто-то из родственников Журавлева?

- Внучатый племянник. Поэтому возможность сделать экспертизу есть. Чтобы полностью исключить все сомнения.

- И деревянный крест слева от алтаря обозначает место той самой могилки?

- Да, мы его поставили временно, чтобы точно знать, где она была. Потом планируем сделать постоянный крест, может, даже мраморный. Исходя из того, какие будут средства…

Но враг же не терпит, когда такие духовные события происходят. И храм пострадал, и электронная звонница сгорела, и мне самому пришлось пострадать.

- Как?! Расскажите!

- Когда начали раскопки, хлынул последний, наверное, перед долгой жарой дождь. Разразилась гроза… Как раз была Всенощная. И когда играли колокола, гром как бабахнет, и - вот видите, полукруглый ярус - молния ударила прямо в кирпичи. Несколько кирпичей выпало сверху, из-под крыши, и внизу. Мгновенно - бах! - сгорела электронная аппаратура на колокольне. 170 тысяч рублей мы за нее еще не так давно отдали. К сожалению, мастер умер прямо через пару недель после того, как сделал нам электронную звонницу. Сейчас его ученики другую аппаратуру установили, за меньшие деньги, но, к сожалению, уже звон не тот. Мелодия длиннее - и как-то скучнее.

И мне в те дни крепко попало. Я варил рабочим уху, вдруг баллончик газовый как взорвется, как бабахнет! И хорошо, что ударило сначала в стенку, но потом - отлетело мне по зубам. Своей кровью пришлось заплатить… До сих пор нижние зубы шатаются. Бес очень, очень поработал. Но сейчас, слава Богу, потихоньку заживает. …Ну, зайдем в храм.


Ковчег с обретенными честными останками иконописца Григория Журавлева находится в утевском храме.

* * *

В притворе храма, с левой стороны оклеенный под кирпичную кладку ковчег - похоже, из фанеры. И с портрета на его крышке смотрит спокойным и глубоким взглядом Григорий Николаевич Журавлев…

Евгений Ситников делает несколько снимков. Батюшка приоткрывает крышку - мы едва успеваем заметить стоящий внизу небольшой гробик, обитый темно-красным бархатом, - и строго произносит:

- Это не фотографируйте.

Но все-таки мы хотя бы на миг увидели гробик Григория Журавлева. И приложились к лежащему на крышке кресту. Удивительно: крест этот, словно бы изначально предназначенный сюда, появился на ковчеге именно перед нашим приездом.

- Я сегодня дом освящал здесь, в Утевке. И хозяева предложили: заберешь крест?.. Конечно, забрал.

А за портретом и ковчегом голубой металлический крест с характерными завитками - тот, что был на месте, считавшемся могилкой Журавлева.

Прими наши поклоны, раб Божий Григорий!..

* * *

В просторном храме пусто и тихо: будний день. Стены, когда-то расписанные безруким иконописцем, однотонные и смотрятся, словно обтянуты благородным зеленым (Троицкого цвета!) бархатом. И лишь местами на пилонах тянутся ввысь темные, закопченные остатки былых росписей... Сколько ни вглядываюсь, не могу определить, какие святые изображены на этих фресках.

- В Москву на выставку икон Журавлева ездил и губернатор Азаров, и ректор самарской семинарии протоиерей Максим Кокарев, и я, конечно, - сказал отец Анатолий. - Там было много народу. Такой ажиотаж, столько телекамер, показывали не по одному каналу, было очень много информации о выставке. А по Самаре почему-то обошлись без рекламы, и посетителей мало. В Москве, в музее Андрея Рублева, выставка шла месяц, а в Питере даже продлевали ее проведение. В Петербург я не попал, не получилось, а в Самаре в музей Алабина приехал на открытие. Но мне даже слово не дали. Я подошел к ведущему, говорю: а что же, я же тоже хочу что-то сказать, 33 года прослужил на приходе все-таки… «А вы кто?» - «Настоятель утевского храма». Он пошел к организаторам, дали мне слово. «Нашему дорогому батюшке…» Вот как хорошо: не напросишься - и слова не дадут. Ну я поздравил с праздником, как раз Преображение Господне было. Говорю, и наш храм будет по Божией милости преображаться.

На выставке наших три иконы… - на самом деле больше, конечно. «Жены-Мироносицы» тоже из нашего храма, эту икону у нас давно уж забрали в самарский Епархиальный музей. Отдал я им тогда и «Ангела-Хранителя», но эта икона была уже в очень обветшалом состоянии, и где она теперь, не знаю. Ее тоже можно было восстановить. Книга «Ветхий Завет», принадлежавшая Журавлеву, тоже на выставке. Хранитель книги Владимир Иванович Петрушин передал ее в попечительский комитет по строительству музея Журавлева (то есть скоро у нас начнется, даст Бог, строительство музея, а эту книгу уже сейчас определили туда). Владимир Иванович наш житель, утевский. Был предпринимателем, сейчас уже на пенсии, но очень деловой, он за книгой ездил в другой район и привез. И вот он ни в Москву эту книгу не давал, ни в Питер. А когда приезжали взять ее на выставку в самарский музей Алабина, он тоже засомневался, вдруг это не музейные работники. Но я успокоил: не сомневайтесь, это не шарлатаны, они вернут. Очень опасно доверять такие великие ценности. Каждую икону застраховали на крупную сумму (хотя не в деньгах ведь дело, это же святыни!..) и возили с охраной, поместив в специальные сейфы, обкладывали поролоном и огнеупорным материалом.

На выставке в Самаре, в музее Алабина, все на хорошем уровне, очень современно и красиво. Подсветка прекрасная, темно в залах, а на каждой иконе такой свет. Жаль, что люди мало знают об этой выставке.

Помощь Григория Журавлева храму чувствуется. Когда-то здесь вот дверь была большущая, здесь трактор стоял, голуби, вороны летали, кошки бегали… Придешь, кошек сгонишь с престола, поплачешь и идешь молиться. И трудиться, засучив рукава. Разве я мог думать, что колокольню построим? Или иконостас такой - резной, красивый, 11 метров ширины, 7 высоты… 25 метров до алтаря и 25 метров от пола до верхушки купола. Теперь вот даже полы будут нам менять еще раз. Эти, что мы сделали 6-7 лет назад, говорят, не подходят. Ну, отвечаю, раз не подходят, давайте тогда уж сразу теплые полы сделаем. Трубы отопления, во-первых, некрасивые, а во-вторых, от них тепло идет вверх, а ногам холодно. В холодную зиму в валенках приходится служить. Это я и Губернатору говорил, и депутату нашему. И еще радостную весть они сказали. Иконы не вошли в намеченный план реставрации, только храм. Но, говорят, если будет нормальный художник-реставратор, мы найдем благотворителей, которые помогут, чтобы хоть по одной иконе тоже отреставрировать. Так что, даст Бог, иконы тоже подреставрируем. Но бережно. Журавлевские иконы.

- Не страшновато в чужие руки отдавать?

- Конечно, страшно, а как же? Но восстанавливать надо.

Тут каждый гвоздик самим вбивать приходится, в деревне не так много помощников. Так, попросишь кого-то, но большинство-то своими руками… Это тебе не город. Как сегодня: утром ходил в рясе, какие-то дела были церковные, а потом переоделся, приезжаю на велосипеде - «Батюшка, вас не узнать». Конечно, не узнать, я же в рясе не буду косить траву, хозяйством заниматься, поэтому приходится в рабочую одежду переодеваться и вместе с людьми работать. Вон видите какая куча травы там через дорогу, это сегодня столько напололи. Целый камаз травы. Если ты с ними вместе работать не будешь, так - «батюшки нет, и мы пойдем».

- Троицкий храм был ведь построен в Утевке при Григории Журавлеве, его тщанием, его трудами…

- Да, и стены были расписаны Григорием, и под купол его поднимали в люльке. Лежа на спине, он зажатой в зубах кисточкой расписывал внутренний свод.

- Но его же с детства приносили в церковь. Значит, в Утевке был раньше еще и другой храм?

- Был. Но тот, старинный Димитриевский, полностью разрушен. Мы там поставили оградку и крест. Новый глава сельского поселения Александр Федорович Киселев мечтает построить на этом месте часовенку.

- Во имя Димитрия Солунского?

- Да. Планируем построить часовенку в виде алтаря, полукруглую апсиду поставить. А потом если будет возможность… - если, конечно, люди проснутся от своего греховного сна! - тогда можно будет и дальше строить: центральный храм и притвор…

- Чтобы из часовни вырос храм?

- Да, да. Ну сейчас пока говорить о возрождении Димитриевского храма преждевременно. Если наш Троицкий храм вмещает тысячу молящихся, а ходят только сто, - нужен ли второй храм? Этот-то мы не можем содержать. Окна помыть и то некому. 5 тысяч человек в Утевке. А в храме пусто. Тридцать с лишним лет ходят мимо - и не заходят… Господь сказал: много званных, мало избранных. Всех зовем, а откликаются немногие.

И пандемия: это же явный призыв к каждому: иди в церковь, молись, ты перед Богом, как дашь Ему ответ! У меня на клиросе уже год с лишним поет всего одна женщина. Все остальные ушли. Перессорились друг с другом, страх на них напал. Во всех храмах поют, а у нас - некому… Все есть: и сложности, и печали, и радости.

Для обретенных останков Григория Журавлева надо сделать достойную раку, красивую резную сень. Но это будет очень дорого стоить, и мы уже бросили клич в храме: давайте, православные, соберем нужные средства всем миром, кто сколько сможет.

- Да ведь, наверное, и кто-то из наших читателей откликнется, захочет поучаствовать своей лептой. В «Благовесте» ведь самыми первыми написали о Григории Журавлеве, и еще не раз были публикации о нем и его иконах. Подскажите, как живущие вдалеке могут оказать помощь?

- Будем рады, - ответил отец Анатолий. - Мой телефон - 8-927-654-71-46, пусть звонят.

Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

221
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru