‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Готовлю себя к высокому служению»

Дневник студента Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра). Окончание.

Дневник студента Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра).

Окончание. Начало дневника см.

Дневник 1913 года. Троице-Сергиева Лавра.

Февраль, 22. Если похотливость на пищу одолевает тебя, к Богу обратись за помощью: Господи! Что такое этот лакомый кусочек? Ведь совсем никакой силы у него нет, а я и его немощнее, сластолюбие побеждает меня. И тотчас же: поможет Господь. И так во всем. «Сила Божия в немощи совершается». А понадеешься на себя - непременно падешь: если не от сластолюбия, то от гордости.

Было годичное собрание Братства. Немного прибыло почтенных членов, но сколько жизни внесли они с собою вместе с письмами не прибывших братьев о Господе. Какие светлые воспоминания, какие горячие пожелания! Не пустые, значит, фразы, а действительное единение любви между всеми нами, не напрасно, значит, и мы работаем здесь и труждаемся о Господе. Да живет же Братство. Смерть нестроениям и раздорам. Христос Господь - наша мудрость и сила!

Февраль, 24. Прощеное воскресенье. Священ и трогателен обычай прощенья обид. От малого до великого, от архиерея до нищего, знакомые и незнакомые, все падают ниц друг пред другом, и отлегает от сердца всякая злоба: Дух Святой отнимает ее. Пред самой почти вечерней спрашивал меня один друг-товарищ: как прощать врага, когда сердце никак не лежит к нему. В какой бы книге, у какого св. отца найти об этом? И я не знал, что ответить ему. А теперь знаю и другим скажу: в книге сердца и больше нигде. Господь простил всех нас - тайных должников Своих: как же нам иметь что друг против друга?

Март, 2. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Что воздам Тебе за все, что Ты дал мне - Щедрый и Многомилостивый, - грешному, блудному? Как и чем прославлю Тебя, давшего мне Себя Самого в Святых Дарах. Непостижимое, преславное чудо! Грешный человек, сотнями лет отдаленный от времени жизни Богочеловека на земле, вкушает То Самое Тело, Которое ходило по ней, Ту Самую, а не другую какую Кровь, что лилась на Голгофе; от одного только прикосновения к краю одежды Которого исцелялись самые недужные и неизлечимые болезни. Я ношу в себе Христа, Херувимами и Серафимами со страхом носимого, и Им ношусь, так что уже не я живу, но Он живет во мне. Пощади же меня, Господи! Не прогневайся за безмерное множество беззаконий моих, превышающих главу мою! Сподоби меня всем сердцем и всей душою служить Тебе, как и Ты мне, окаянному, послужил даже до смерти, Ты - Жизнь моя, Радость моя, Веселие сердца моего! Кроме Тебя никого и ничего нет для меня в мире! Все - прах, смерть и ничтожество.

Слава и Тебе, Пресвятая Владычица, Матерь Христа Бога, сподобившая меня приять в себя Света Твоего, Котораго самыя небеса вместить не могут!

Слава и вам всем, святые угодники Христовы, прославившие Бога в этой смертной, временной жизни и так дивно Им прославленные в телесах ваших. Он дал вам мудрости Своей и кротости. Молите же Его Благость, чтобы сподобил и меня грешного вам подражать во всем, как вы подражали Ему.

Как пыль проходит мир, как сон. Близок день пришествия Господня, еще ближе час моего к Нему отшествия. С чем же предстану пред Ним? Какой ответ дам за свои безчисленные согрешения и чем оправдаться? Бежать, без оглядки бежать из мира, от суеты, совершенно отвергнуть все прелести его. Жизни его имя - смерть, радостям - вечная, нескончаемая печаль. Ничто из благ его не спасет на Страшном судище Христовом. И блаженны презревшие и отвергшие их. Будь же мне, Господи, Защитою, Прибежищем и Утверждением моим, да и я - и телом, и душою - весь буду Твоим!

Слава Серафиму Саровскому, озарившему ум мой. Верую его святым молитвам […]. Он наставник мой и отец. К нему - сердце мое с этих дней. Слава и Сергию, и Никону Радонежским со всеми подвижниками Христовыми, и Николаю Мирликийскому Чудотворцу. Они - отцы мои. Их святыми молитвами умудряет меня Господь во спасение. В простоте сердечной и незлобии - спасение.

Март, 12. Пресыщение словом и продолжительность его - вредно для слуха, как и излишняя пища для тела (из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым).

Март, 29. «Милосердие старейшая есть дщерь Царя Небеснаго» - из жития св. Иоанна Милостиваго, 13 ноября. «Когда, на шестнадцатом году моей жизни, я находился еще на острове Кипре, то однажды ночью я увидал, во время сна, весьма прекрасную девицу; она была блестяще одета и имела на голове масличный венок. Став близ моей постели, девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мною уже не во сне, но наяву, и спросил ее:

- Кто ты такая, и как ты осмелилась войти ко мне?

Она же, смотря на меня светлым взором и улыбаясь кроткими устами, сказала:

- Я - старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его.

Услыхав сие, я поклонился ей. Она же продолжала:

- Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и приведу тебя пред Лицо Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я низвела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей.

Сказав сие, она стала невидима. Удивляясь сему пречудному видению, я сказал себе:

- Поистине в образе девицы явилось ко мне Милосердие. Об этом свидетельствует масличный венок на ее голове, который является знамением милосердия; то же показывают и слова, произнесенные тою девицею: я, сказала она, низвела с неба на землю Бога, и Он воплотился. Создатель, видя человека погибающим, пожелал избавить его от погибели, ничем другим не побуждаемый, как только милосердием, ибо восхотел помиловать Свое создание. Посему, кто желает обрести милость у Бога, тот должен иметь милосердие к ближним и подавать милостыню».

Апрель, 14. Воскресе Христос! Как возвеличен человек! Каких безконечных благ стал наследником! Превыше всех тварей вознесен Творцом. Одесную Бога Отца сидеть во Христе на престоле Отчем? Чего же еще не получил он [человек]?! Как милостив ко мне Господь! Как любит человека. Как Самого Сына Своего Единароднаго возлюбил его (Ин. 17:23). Дай же мне, Христе Боже, то, что Ты уже дал: дай воскреснуть с Тобою в воскресение вечнаго живота! Дай чистоту души и смирение!


Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV.

Май, 14. Дорогой и редкий гость в Лавре - Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий. Всенощную вчера совершал у нас в Академии, а Литургию - в Лавре. Сподобился и я получить благословение Его Блаженства. Оно же было для меня и благословением Востока на монашество. Да будет на мне воля Божия и дух древневосточнаго подвижничества да почиет на моем убожестве, сколько его немощи мои вместить могут.

Май, 21. Умер товарищ - Сергий Сераф. Постников. От царапины в бане произошло заражение крови, прорвалось в виде припадка издавна таившееся в душе недовольство жизнью, и в три дня не стало человека. С виду был богатырем, всегда жизнерадостным, веселым. И однако, как тать ночью, пришла смерть и ничего не пожалела. И что стяжал человек для жизни вечной, с тем и отошел отсюда, с тем и предстанет пред Господом Богом. Не так ли и у каждого из нас стоит смерть за плечами, в каждое мгновение готовая отнять жизнь? Как же не думаем о ней, как не видим ее около себя и всегдашнюю нашу спутницу? Как от земли и плоти не устремляемся к небесному? Ей, Господи Милосердный! Потерпи грехам и дай память смертную.

Что может быть на свете драгоценнее души человеческой? Мир весь ее не стоит, Господь не пощадил Себя ради ее спасения, претерпел лютые страдания и позорную смерть. Как же грешно и неразумно судить о человеке по плоти, как унизительно это для Богоподобной природы его: превозносить за земные преимущества или презирать за низкородность и худость. Горе тому, кто мудрствует о себе и подобных себе иначе, как не о Христе Иисусе! Горе богатым, хвалящимся о богатстве своем; сильным, хвалящимся о силе своей, и мудрым, кичащимся своей мудростью. Люби всякого ближнего своего, как брата своего, как себя - и добрых, и злых, и богатых, и убогих. И чем грешнее брат твой, тем больше его люби, тем снисходительнее и терпеливее будь к немощам его, и Господь Бог «иже любы есть» так же потерпит тебя. Да будет! Аминь! Благодатию Христа Твоего и причастием Святаго Твоего Духа!

Окончились экзамены. Легко на душе. Слава Тебе, Господи!

Май, 24. Были сегодня в Лавре, в память 300-летия царствования Дома Романовых, Царь с семьей. Пышная и восторженная сделана была встреча. Любит народ своего батюшку Царя, чтит всем сердцем Божия помазанника. Почтил и я его как мог - глубоким поясным поклоном, насколько то позволяло приличие. Храни, Господь, избранный род Твой. России во благо, а Тебе, Богу нашему, во славу.

Май, 26-30. Ходил в Москву на поклонение св. мощам Патриарха Ермогена и других чудотворцев московских и святыням ее. Обратно приехал. Как много святых почивает в сердце нашей матушки Руси, какое обилие всякой святыни. В Кремле шагу не сделаешь, чтобы не открывались взору и сердцу все новые и новые предметы благоговения и восторга. Счастлива Русь Православная, что таков ее престольный город. Воистину молитвами угодников Божиих держится у нас так крепко вера Христова и благоденствует Россия, а то бы не устоять ей от нечестия века сего и разорения.


Фрагмент страницы дневника иеромонаха Никиты (Сапожникова).

Июнь, 2. Троицын день - Св. Пятидесятница. Ночь провел не как обыкновенно - во св. храме в размышлениях о Боговоплощении и в молитве. Уснуть почти не удалось: на полу и неудобно было, и холодно. Слишком изнежена плоть моя, чтобы переносить даже такие маленькие неудобства, слишком любит покой. Оттого и дух скоро утомляется, и нельзя почти противиться воле ее, иначе и душа не работает. Ни как я остался, ни как вышел из Церкви, никто не заметил, очень много было деревьев, церковь стала на время садом. Слава Тебе, Боже наш, во Святой Троице поклоняемый, за такое благоволение ко мне грешному. Хвала и вам, святые молитвенники и крепкие предстатели пред Святою Троицей, Сергие и Никоне Радонежские и Серафим Саровский! Вашими молитвами призирает на меня Господь.

Июнь, 16. Не двоится душа, не мятутся помыслы: «сказал мне Господь путь, в оньже пойду»: подал прошение о пострижении в монашество и на положении послушника монастыря живу в Параклите. И волю, и помыслы свои предаю в совершенное послушание старцу, да и уразумею, что есть воля Божия, и да творю ее и чрез то жизнь вечную наследую и так, Богу содействующу, спасуся. Излей же на меня, Господи, Духа Твоего Святаго, духа послушания, смирения и кротости. Опали сердце мое Божественным Твоим рачением, даруй мудрость духовную, крепость сил душевных и телесных и утверди в Себе!

Июнь, 20. Состоялось пострижение Мих. Дан. Олейника с наречением имени Матфея[1]. Заболевши в прошлом году пред Рождеством, совсем было отбился раб Божий от избранного пути и жизни, и весь год был гонителем ученого монашества, но на Страстной вдруг опять круто поворотил на прежний путь, и вот свершилось «благочестия тайна». Не лиши и меня, Господи, части избранных Твоих и на путь покаяния настави!


Иеромонах Никита (Сапожников).

Июль, 1. В день св. Апостолов Петра и Павла сподобился приобщения Св. Христовых Тайн. Плоть сильно изнемогла от приготовления к таинству, но зато как ощутительно дух озарил Господь пришествием Своим! Какою невыразимою радостью исполнилось мое сердце. Чувствуя посещение Господне, я молился об уразумении мною худости моей - корня смирения, и «Господь молитву мою приял». Как день стало для меня ясно, как немощен я при всем желании Господу угождать, а не плоти, - как немощны и все люди, - как поэтому снисходительно нужно быть даже к врагам своим и с детской простотой и незлобием смотреть на Божий мир и на все твари его, и только себе одному непрестанно внимать и ни в чем не давать потачки. «Благодарю Тя, Господи, о всех яже ми еси подал благих!» Сподоби мя истее Тебе причащатися!

Вчера за вечерним богослужением все время блуждал мыслями в делах суеты. Ночью был сон: будто я приглашен на пир в знатный дом и был встречен в нем с великой честью. Но вместо того, чтобы сейчас же сесть с гостями за стол, вышел на улицу и в разговоре о пустяках с одной доброй, но легкомысленной девицей незаметно для себя самого провел все время вне дома. Когда же опять вошел в дом, то и хозяин пренебрег мною и слуги презрительно посмеялись, а я со стыдом должен был удалиться - голодный и раздосадованный. Слава Тебе, Господи, вразумляющему меня.

Июль, 17. После Преображения Господь запретил ученикам говорить о явлении славы Своей, пока не прославится по воскресении. Тем более время нашей жизни - грешных - время труда и подвига сокровенного от людей, в возможном уничижении, а не славы. Бегай людской молвы, возлюби презрение от людей, презирающих тебя, Христа ради, и подражая Ему в уничижении, сподобишься у Него славы.

Июль, 19. День Преп. Серафима Саровскаго. Чего попрошу для себя у святого угодника Божия? В этот день ни в чем не откажет он с верою просящим у него. Единаго буду просить на потребу: зреть мне грехи свои и плакать о них, к старцу и ко всей во Христе братии иметь совершенное послушание и любовь, к Богу - непрестанную молитву в уме и в сердце. Аминь.

Июль, 20. Я пожаловался старцу, что ревность не по разуму изнемождает меня: и боюсь, как бы не вышло от этого худа. В ответ на это он тоже сказал мне: «У тебя есть самоуверенность, и если на себя понадеешься, то заблудишься. Нужно тебе слушаться старших»… Святый пророче Божий Илие, огненный ревнитель славы Божией! Не сугубого духа твоего прошу у тебя - не вместит моя немощь такого дара, - а всего лишь частичку твоей Боговдохновенной ревности вместо той, какая есть у меня - слепой, безрассудной, суетной. К Дару ревности приложи такую же частичку дара рассуждения. А в меру ревности и рассуждения, крепости сил душевных и телесных. Тогда недолго уже будет жить ветхий человек, новый же «Божий человек на всякое благое дело будет уготован».

Июль, 25. Что самым важным и замечательным в жизни Иисуса Христа считает Богопросвещенный Евангелист до открытого выступления Его на служение роду человеческому? Послушание: «И бе повинуяся има» (Иосифу и Марии) (Лк. 2:51). Больше ничего не находил нужным отметить из отроческой жизни Христа, кроме чисто фактического повествования о беседе Его в храме Иерусалимском со старцами и книжниками. Чем возводился Господь по человечеству Своему на высоту духовной жизни? Ей, послушанием: «И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек», - повествует Евангелист в следующем же стихе. Бог повинуется человекам, не тем ли более нам грешным нужно повиноваться друг другу, как отцам, как братьям во Христе, чтобы взойти в должную меру Его возраста? Отверзи же, Господи, уши мои, да слушают Тебя! Подай послушание!

Август, 6. Снова сподобил Господь причаститься Св. и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых. Какая великая милость Господня! Какое счастье! Ничего бы больше на свете не нужно, хоть сейчас оставить тело, если бы не многое множество грехов моих неоплаканных. Пробави же, Господи, благоволение Твое ко мне. Устрой душу мою по милости и истине Твоей: не мой разум во мне, но Твой да будет. Не моя воля, но Твоя Святая. И весь я, Господи, не свой, но Твой да буду: я в Тебе и Ты во мне, да будем совершенны во едино (Ин. 17), как и Ты, Господи, и благоизволение изречь ученикам Твоим и всем любящим Тебя. Аминь.

Август, 8. Ты, Господи, во мне и я в Тебе (см. Ин. 17:21 - ред.), а не наоборот, как я написал. Невозможно человеку жить во Христе прежде, чем Сам Он не благоволит [пребыть] в человека и не иначе, чем по милости и дару Христа.

Слава Тебе, Господи, за просвещение ума моего светом разума Твоего. Озари меня совершенно Духом Твоим Святым!

Итак, всем сердцем возлюби Псалтирь и богослужение. Ни на кого и ни на что никогда не ропщи, но и лишения и всякие скорби принимай, как незаслуженный дар от Господа. Всякому ближнему о Господе повинуйся как Христу, «во всем свои помыслы и свою волю отсекая. И так несомненно обрящешь благодать у Бога и спасешься». Весь сонм Божиих преподобных споручники тебе в этом и все святые Его споспешники своими молитвами. У Преподобного Сергия по свидетельству Епифания Премудраго никогда псалом не сходил с уст. Преподобный Серафим Саровский прежде всего и больше всего советует новоначальному заниматься чтением Псалтири. В остальном так же все как бы одна душа единомысленны. И если «много может молитва одного только праведнаго споспешествуема», то чего же не могут молитвы всяких безчисленных ликов святых, неусыпно предстоящих Престолу Божию?.. Если Себя Самого дает Господь в снедь [в таинстве Причащения], то чего еще не даст просящим с верою? Разве другой какой дар может быть больше этого? Умножь же, умножь, Господи, веру! Избавь от «неверия и жестокосердия!»

Август, 28. Преп. Моисей Мурин, боримый блудной страстью, 50 раз в день становился на молитву. И для каждого кающегося грешника существенно необходимо возможно частое денно-нощное болезненное взывание к Богу.

Октябрь, 1. Благодать Божия и милость на мне. Ровно месяц назад, 1 сентября вечером, состоялся мой постриг в Параклите, в церкви Святого Духа с перенаречением из Николая в Никиту. 8 сентября в Лавре в трапезной Церкви Преподобного Сергия посвящен во иеродиакона. Слава Тебе, Господи, благодеющему мне.


[1] Иеромонах Матфей (Олейник), уроженец Таврической губернии. Окончил Московскую Духовную Академию в 1916 г., кандидат богословия. Преподавал в Астраханской Духовной семинарии обличительное богословие. В 1921 году арестован по обвинению в «мошенническом обновлении икон и подрыве мероприятий соввласти». Суть обвинения в том, что в Ленинском уезде Царицынской губернии поздней осенью 1920 года в церквах в селах и городах левобережья Ахтубы начались чудесные обновления икон. В январе 1921 года это чудесное явление приняло настолько массовый характер, что местные власти уже сообщали о «массовом мистическом психозе» населения уезда и взывали к губернским карательным органам спасти революционные завоевания. Население отказывалось выполнять условия продразверстки, коммунисты выходили из партии, игнорировались распоряжения местных властей. Как сообщается в документах губчека, иеромонах Матфей проводил среди «темной религиозной массы» агитацию, утверждая, что «сейчас идет борьба Бога с антихристом. Кто с Богом - спасется, кто с антихристом - погибнет». 26 декабря 1920 года, несмотря на запрет властей, иеромонахом Матфеем был устроен Крестный ход с обновленными иконами из села Солодовка до города Царёва. 15 января Царицынское губчека удовлетворило просьбу уездных властей, арестовав иеромонаха Матфея (Олейника) и доставив его в Царицынскую тюрьму. С 21 по 30 января 1920 года в девяти селах Ленинского уезда работала экспертная комиссия Царицынского губчека. Цель осмотра 57 икон - доказать «фальсификацию» обновления. Иконы якобы просто очищались от пыли и копоти, подвергались химической чистке позолоты и лакировались. 15 августа 1921 года коллегия губчека по борьбе с контрреволюцией выносит приговор иеромонаху Матфею: высшая мера наказания - расстрел. Расстрелян в Астрахани в 1922 году (по некоторым данным в 1921 году).

Письма из заключения

иеромонаха Никиты (Сапожникова). 1927 год.

Мы познакомились с дневником студента Одесской семинарии, а потом Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (вскоре он станет иеромонахом Никитой, а в конце своей долгой жизни, в 1970-е годы, примет схиму с именем Никандр). Дневник рисует нам личность, устремленную к Богу, к святости. По окончании Московской Духовной Академии он получил распределение преподавателем Самарской Духовной семинарии. И дальнейшая жизнь самарского подвижника подтвердила искренность и глубину его юношеских стремлений. Он не принял обновленческой ереси, испытал жестокие гонения и четверть века провел в заключении и в ссылках. При этом сохранил живую веру и верность Богу. Сумел осуществить в тяжелейших условиях то, к чему себя с юных лет готовил: послужил Богу и ближним.

Его Дневник - не единственный личный документ, который остался от отца Никиты. В архиве Управления ФСБ по Самарской области хранится следственное дело Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты). Во время работы над книгой «Новые мученики и исповедники Самарского края» в 1995 году я обнаружил в этом архиве несколько его писем из заключения (их подшили в «дело»). Эти письма из самарской тюрьмы он адресовал духовной дочери Елизавете Вершининой. Она окормлялась у отца Никиты в селе Колдыбань Самарской области (ныне р.п. Красноармейское). После его ареста она возглавила церковную общину последователей отца Никиты. Вот эти письма.

* * *

Благословение Господне да будет с тобою, Лиза! Суда надо мной еще не было, и сижу в одиночной келии один, но на случай далекого путешествия немедля пришли в Самару теплую одежду и сообщи мне, у кого она будет находиться, чтобы попросить в свое время. А сейчас пришли мне то, что у тебя вчера просил, и еще осенний подрясник и пояс. А особенно, Лиза, прошу тебя, пришли мне из дому: 1) Св. Тайны (которые в бутылочке), лжицу; 2) Библию малого размера на русском языке; 3) Новый Завет малого размера на славянском языке; 4) Иерейский молитвослов (небольшая толстая книжица); 5) икону Св. Троицы Иерусалимскую; 6) икону «Знамение Божией Матери» Черниговскую; 7) епитрахиль; 8) крест деревянный о. Александра Чагринского (о. Александр Юнгеров (Чагринский) - 1821-1901 гг. - духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской губернии, причислен к лику святых - А. Ж.);10) сухих просфор, антидору и артосу пришлите в мешочке. До времени все это пусть хранится пока у о. Павла или у другого кого, а когда мне позволят воспользоваться, я попрошу принести. Благословение Господне м. Евфимии и всей братии нашей. Иером. Никита Сапожников, 1927 г., 29 мая / 11 июня.

Милость и благословение Божие да будут на вас, Лиза, м. Евфимия, м. Маня! Извещаю вас, что по милости Божией я жив и здоров, чего и вам желаю от Господа. Обо мне нисколько не безпокойтесь. Жизнь моя только тем изменилась, что я избавился от домашней суеты и лишился церковной молитвы, а в остальном я не чувствую никакого лишения и благодарю Бога, что так устроил меня Своими судьбами на безмолвие. Сижу один с Господом, и заключение для меня не лишение, а желанный затвор, и если бы не разнузданность и хулиганничанье моих соседей, которые не умеют слова сказать без матерной брани, то мне и желать бы больше нечего. Лично они меня ничем не тревожат, а только смущают мой дух богохульствами и бранью между собою. Сильно я об этом скорбел, но и в этом после скорби меня успокаивает Господь: слыша, я как не слышу их, во всем возложился на Господа и Пречистую Богородицу и благодушествую. Как вы живете и как чувствуете себя? Не говорите ли: как будем жить без батюшки? Что будем делать? Не малодушничаете ли? Трудно вам обойтись без этих помыслов, но бойтесь их и не допускайте до себя, потому что они не от Господа, а от лукавого, и если ими он опутает ваши умы и сердца, то заведет в такую пропасть маловерия и уныния, что вы из нее не выберетесь и навлечете на себя гнев Божий и всякие искушения. Не батюшкой вы живете, потому что и он - сущая нищета и ничтожество, а Господом, о Нем бо живем и движемся и есмы Им же и в жизнь вечную спасаемся. Потому и вся забота ваша пусть будет о том, как бы, на время лишившись батюшки, не лишиться милости Божией по своему маловерию, как бы не согрешить чем ко Господу и не опечалить Его, как бы чем не повредить душе своей, которой весь мир не стоит, которую Сам Господь так возлюбил, что Свою душу за нее положил и кровь Свою пречистую на кресте излил, потому что и волос на голове нашей не упадет без воли Отца нашего Небесного. Все в руке Божией, Всемогущей и Всемилостивой. А особенно не печальтесь о куске хлеба, потому что всегда верен Себе и неложен Сказавший: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сие все приложится вам». Поэтому, всякое сомнение отложивши, «возверзите на Господа печаль вашу, и Тот вас пропитает» по неизреченной милости Своей. Аминь. Благословение Господне Нюре X. и всем братиям и сестрам нашим о Господе. Всех прошу молиться обо мне, грешнике, как о всех молюсь. Иеромонах Никита. Самара, ОГПУ N 3, 1927 г., 31 мая / 13 июня, Духов День.

Мир тебе, Лиза, от Господа и благословение. Не знаю, получила ли ты от меня письмо или нет, и потому опять пишу. Извещаю тебя, что сижу один с Господом в одиночном заключении в ГПУ (угол Пионерской ул. и ул. Степана Разина). Суда надо мной еще не было, и когда будет - не знаю. Келия моя хорошая, размером такая же почти, как и дома, кроме передней. Чувствую я себя спокойно и радостно и не знаю, как мне возблагодарить Бога за этот затвор. Дом и все, что есть в нем, отдаю в твое распоряжение. Вместо меня пусть все слушаются тебя. Обо мне Христа ради не тревожься, также и насчет себя во всем возложитесь на Господа. Что нам нужнее всего для спасения вечного и что всего полезнее, то Господь нам и посылает. Поэтому будем благодарны Богу за все. А меня, самое главное, не оставляйте в молитвах своих, и милость Всевышнего будет на всех нас. Благословение Господне м. Евфимии, м. Параскеве, Мане и всей во Христе братии нашей. Спасайтесь. Грешный иеромонах Никита.

* * *

Через три года и Елизавета Вершинина (монахиня Рафаила) была арестована. В архиве ФСБ обнаружились краткие сведения о ней: «Вершинина Елизавета Алексеевна, 1882 г.р., уроженка г. Пензы. Проживала в с. Колдыбань Чапаевского района Самарского округа. Монахиня. Арестована в 1930 г. Осуждена на 3 года концлагерей».


Схимонахиня Рафаила.

Ее имя сохранилось в трагической истории Русской Церкви ХХ века. Схимонахиня Рафаила (Вершинина) родилась в многодетной семье извозчика. Отец Лизы оставил жену с пятью детьми и ушел к зажиточной женщине. Мать Лизы - Параскева Викентьевна Вершинина - происходила из простой благочестивой семьи и с детства привила дочке веру. Параскева брала Лизу с собой на заработки. В семье губернатора Пензы девочку так полюбили, что взяли на воспитание. Хозяйские дети не обижали ее и всегда брали с собой к обедням.

Лиза подросла и пошла служить в дом губернатора гувернанткой. Суетная жизнь в богатом доме тяготила ее и она ушла в скит к старцу Тихону, но вскоре ушла от него, заподозрив «прелесть». Параскева Викентьевна, Лиза и ее брат Николай переехали в Самару. Мать Лизы стала юродствовать, у нее открылся дар прозорливости. Жили в большой нужде. С 1914 по 1917 годы Лиза работала на заводе. Потом переехала в с. Колдыбань, где служил ее духовник, иеромонах Никита (Сапожников). Вокруг него собралось несколько духовных дочерей, в их числе инокиня Евфимия из закрытого Самарского Иверского монастыря. Получился скит.

Наступил засушливый 1920 г., а с ним и предчувствие голода. Предвидя это, отец Никита поехал в Чернигов, с ним поехали Елизавета Алексеевна и инокиня Евфимия. В Чернигове Елизавета Алексеевна пользовалась руководством известного старца Лаврентия Черниговского (канонизирован в лике преподобных).

В 1924 г. монах мужского монастыря Чернигова просил Елизавету взять на воспитание его малолетнюю дочь Маню. Девочке тогда был 1 год и 7 месяцев. В 1925 г. Елизавета Алексеевна и Маня вместе с отцом Никитой возвратились в Самару. Восприемницей в постриге стала мать Гавриила из Серафимо-Дивеевского монастыря. Елизавета Алексеевна пострижена была келейно, вместе с ней постригли ее мать (без изменения имени). Иеромонах Никита возобновил свой скит.

10 июня 1927 г. отец Никита был арестован. Скит после его ареста возглавила монахиня Рафаила. Отца Никиту Особое совещание при Коллегии ОГПУ от 23.09.1927 приговорило к трем годам ссылки в Сибирь. Мать Рафаила (Вершинина) осталась в скиту с инокиней Евфимией, девушками и Маней. Вскоре умерла мать монахини Рафаилы - монахиня Параскева, и хоронить эту простую русскую женщину пришла вся Самара. Отпевал архиерей, а сослужил сонм духовенства. Мать Рафаила чувствовала, что надвигается и ее арест, и стала страдать расстройством нервов.

В 1928 году Владыка Анатолий (Грисюк) вызвал ее к себе и сказал: «Времена нынче тяжелые, всех нас ждут далекие места, боюсь, не сохранишь ты обетов монашеских». И снял с нее постриг. Несмотря на снятие пострига, Елизавета Алексеевна везде представлялась как мать Рафаила и продолжала жить строго по-монашески. Решила поехать к месту заключения своего духовного отца. Собрали посылку, и отправилась в неизвестный край. Ехала несколько суток поездом, потом шла пешком по сибирской тайге. «Голова кружилась от голода, но за неделю путешествия я не взяла из мешка ничего, - вспоминала она. - Но самое страшное - волки. Идешь тайгой: ночь, темно, узенькая тропка, а они сидят по обеим сторонам так близко, что можно протянуть руку и дотронуться до любого из них, злобно-зеленым светом светятся их глаза. От этого блеска и от их близости по телу бегут мурашки, и я боюсь упасть, тогда уж все... Заставляю себя идти и понимаю, что помочь может лишь Бог да Пречистая Матерь, и непрестанно читаю «Богородицу».

В Сибирь она ездила несколько раз, а между поездками пряталась по знакомым.

16 мая 1930 г. на станции Сызрань мать Рафаилу опознали и сообщили в привокзальное ГПУ. Ее задержали. В лагере мать Рафаила чистила нужники и железнодорожные пути, по которым гулял пронизывающий ветер. Много раз она была на грани смерти, сигналов поезда не было слышно из-за ветра, и можно было не успеть скатиться по насыпи.

По освобождении поехала в Чернигов к старцу Лаврентию. Духовная мать ее Гавриила была уже в схиме. Мать Рафаилу опять постригли в мантию с прежним именем. Монахиня Рафаила, взяв от родной матери Маню, поехала в Самару, где жила с инокиней Евфимией.

Новый арест в 1937 году. В какой-то момент следователь поменялся, и оказалось, что новый следователь - друг брата матушки Рафаилы, Николая. Следователь сам пришел в камеру и сообщил приговор 6 лет лагерей, который показался мягким - матушка ожидала расстрела.

Во Владивостоке м. Рафаила работала на рыбных промыслах, солила рыбу, босыми ногами перемешивая горы горбуши и укладывая в бочки. От соли с невыносимой болью слезали ногти с пальцев рук и ног. «Но я никогда не плакала и не унывала», - вспоминала матушка. Ее с несколькими монахинями в лагере поместили в барак со шпаной. Шпана издевалась над монахинями: отбирала посылки, отбирала паек. Матушка смирялась и не роптала. Потом к ней расположилась надзирательница и предложила посылки присылать на ее имя, а она выдавала м. Рафаиле понемногу. Матушка угощала шпану, уголовницы ее полюбили и не обижали больше, и даже стали все звать «мамкой». Кормили в лагере соленой рыбой, а давали воды по кружке в день. На улице стояли бочки, во время дождя они наполнялись дождевой водой, и оттуда пили заключенные.

С началом войны мать Рафаилу освободили. В 1946 г. приехал освободившийся отец Никита. Но его вскоре опять арестовали, а мать Рафаила поехала в Чернигов к старцу Лаврентию. Он постриг ее в схиму с тем же именем. Мать Рафаила очень болела от всего пережитого и думала, что долго не проживет. Поэтому старец решил постричь ее в великую схиму.

В 1960-х годах развернулись хрущевские гонения на Церковь. Монастыри и храмы закрывали. Мать Рафаила приютила у себя монахиню, сбежавшую из-под стражи. Кто-то донес. Пришли ночью, монахиню взяли, мать Рафаила успела скрыться, тайно уехала в Куйбышев.

В 1956 году освободился о. Никита и поселился недалеко от дома м. Рафаилы. Подражая древним подвижникам, мать Рафаила взяла к себе жить старушку на костылях со строптивым характером. В 1965 году переехала в Псковские Печоры. Окормлялась у отца Иоанна (Крестьянкина), который сам ее позвал в духовные дочери. Известны случаи ее прозорливости. В Печорах ее почитали как старицу.

12 июня 1990 года схимонахиня Рафаила мирно скончалась и похоронена в Печорах. Так закончилась жизнь ближайшей помощницы и духовной дочери иеромонаха Никиты (Сапожникова).

18
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru