‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Готовлю себя к высокому служению»

Дневник студента Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра).

Дневник студента Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра).

Продолжение. См. начало.

Дневник 1912 года. Троице-Сергиева Лавра.

Июнь, 16. Приобщился Святых Христовых Тайн, говел же в Параклите вместе с братией. Благодарю Господа Бога, сподобившего меня, грешного, этой великой милости. Да будет она мне к жизни вечной, а не в осуждение! С самого начала поста Петровского собирался я поговеть, но жизнь в мире суеты складывалась так, что не мог. И это при отсутствии обязанностей, связывающих меня с миром, живя как бы в стороне от него, питаясь пищею не от мира сего. А что же будет, когда стану активным деятелем на миру, когда неминуемо должен буду нести и общее всем иго суеты? Где возьму сил, чтобы не разбросаться по мелочам и не быть увлеченным в мутный круговорот жизни? Теперь хоть сокрушаюсь об этом, а потом и для сокрушения, похоже, не останется места в сердце. Собирай же сокровища не ветшающие и не оскудевающие, как зеницу ока храни их, и днем и ночью ограждай их оплотом смирения, потому что и на них есть свои воры.

Июнь, 26. Три дня уже прошло, как я временно вступил в отправление обязанностей заведующего школой-приходом Московского Братства св. Алексия. День за днем проходят в суете, весь я во власти мелочей, вне себя. Зато тем ценнее минуты духовной сосредоточенности, особенно время вечерних чтений после молитвы, когда дети просят сами почитать «про мучеников». Слушают, затаив дыхание, восторгаясь и умиляясь сердечками… Да и самая толкотня и разбросанность внимания по-своему учат сосредоточенности, приучая на все перекладывать печать своей личности, к окружающему же относиться с большой разборчивостью. Детские души… у них же и сам учусь «быть как дитя». Слава Богу за все! Замечательно, что самые грубые и неисправимые дети необыкновенно восприимчивы к действию жизней подвижников веры Христовой. Какое разительное доказательство истины, что душа человека по природе - христианка!

Июль, 8. Посетила меня грешного Пресвятая Богородица Своею милостию. Сегодня, в день Казанской иконы Ее, весь приют пригласила к себе Надежда Ивановна Носкова - попечительница его. В доме ее есть наследственный чудотворный образ Казанской Божией Матери. Рассказавши всем детям историю его, она повела к нему меня и сказала, что завещает его в ту церковь, где я буду священником. За что такая милость, Господи? Чем заслужил такое внимание к себе рабы Твоей? Я и разговаривал с нею до этого всего несколько раз, когда вступил в управление приютом; первой же раз познакомились случайно в приюте после произнесения мною Казанской проповеди. Всего лишь маленькая искорка Божия горит в сердце моем или вернее гибнет, временно вспыхивая, но и она светит верующему сердцу. Обрати же ее, Господи, в яркий неугасимый пламень, чтобы не вводить мне в соблазн своим непостоянством видящих меня творящим святую волю Твою, но чтобы таким быть лишь в сердце своем. Мысль о вручении в мою церковь иконы пришла Надежде Ивановне в то время, когда я после ее рассказа с облегчением преклонил колени пред иконой и молился Богородице. Принимая ее за внушение Самой Владычицы, она сейчас же и высказала ее мне. Да и может ли быть как-нибудь иначе? Если явила она себя чудесно по своей воле на благо спасения людям, но можно ли допустить, чтобы теперь Она отдала себя в Своей святой иконе на произвол людской? Я попросил Надежду Ивановну, чтобы до наступления времени выполнения ее никто не знал об ней.

Июль, 15. Вчера в 4 часа утра ходил с детьми в Лавру на Литургию и молебен в келье Преподобного Сергия. Литургию против воли детей хотел было опустить, боясь, чтобы на молебне они не были сонными, но, по воле Божией, были и на Литургии. Проснувшись в час ночи, никак не мог заснуть, несмотря на то, что утомленный за день, и уснул очень поздно.

Сегодня, в воскресенье, после обеда ходили всем приютом в Боголюбскую киновию и в Черниговскую обитель. Были у старца о. Василия, ходили в пещеры и отслужили панихиду по родителям сирот на могиле о. Варнавы[1]. Открой, Боже, сердечки деток для тех сокровищ, которые в изобилии рассыпаны Благостью Твоею в этих святых местах!


Чудотворный Дмитровский крест.

Июль, 16. Сегодня утром Посад торжественно провожал чудотворный Крест Господень из г. Димитрова[2], каждый год ко дню Преподобного Сергия приносимый в Посад. Мы тоже провожали его всей школой и, выслушавши у Заставы молебен, воротились домой. Благоговейно чтит народ святой Крест Господень, как чтит и всякие святыни. Значит, терпеливо и мужественно еще в массе своей несет он и в сердце Крест Христов, хотя наша жизнь Руси поражает и множеством преступлений, и обилием сект, и неверием. Не по худому, что есть в вещах, судят о настоящем достоинстве их: оно наносное, не свойственно природе их, созданной всеправедным Богом, а по хорошему. Значит, не безлюдна нива Христова, делу пастыря успех обезпечен, только бы ревность его не угасала, потому что если ревность человеческая творит чудеса, то как же силен Господь, живущий в сердцах, любящих Его!..

Пришел час избавления: приехал заведующий приютом Ив. Андр. Зыков. Хочется уединиться, отдохнуть от суеты, собой заняться. В Параклит бы поскорее. Однако и с приютом я сроднился, он близок теперь моему сердцу. В мою внутреннюю жизнь, жизнь самозамкнутую, «созерцателя», как называют меня, он внес дух общительности и практичности в делах житейских.

Июль, 21. Открывает мне Господь тайну успеха в пастырском душепопечении. Прочитавши позавчера вечером оставшееся на все чтение большим о житии и страданиях св. Серафима, я хотел было закончить его. Но меня начали [просить] прочесть еще что-нибудь. Тогда я сказал: не в многочтении, дети, дело; учитесь лучше соблюдать заповедь (о целомудрии). Окончившие уже школу С. И. К., вставая, сказали: нет, не исполнить нам этой заповеди; нам бы полегче что-нибудь. Я сейчас же наедине сделал им по этому поводу внушение, на них, однако, не подействовавшее. Утром же, идя в церковь св. Ильи и прося у него его ревности по воле Божией, я принял решение разбить окаменение прелюбодейных сердец. А вечером, воспламенившись духом за богослужением, со слезами начал их «обличать, запрещать, умолять» в своей комнате, позвавши еще и третьего - Г., выбывшего уже из школы по тупости к учению и пристроенного к столярникам в Лавру. Сначала они только слушали меня, по-видимому, без особого даже смущения, а потом некоторые начали плакать. Когда же я сказал, наконец, «идите», то К. подошел ко мне со слезами, покаялся: «Простите, Н.П., больше не буду». Я также расплакался и, ставши вместе с ним на колени, начал читать «Помилуй мя, Боже!»

Сейчас же воротились С. и Г., и покаяние было общим. Утром мы ходили на Литургию в Академию и к мощам Преподобного Сергия.

Но дети все же остаются детьми. Утром пред ранней Литургией, которая предшествовала молитве и чтению жития Иоанна Многострадальнаго (которое они, кстати, часто просили меня прочесть раньше), они играли в мяч, весело кричали. Теперь тоже и играют, и смеются, как будто ничего и не было. Но все же происшедшее не останется без последствий, и свято верю в это - вырвавшийся в порыве раскаяния вопль души: «Больше не будем! Простите», - как голос грозного обличителя будет раздаваться в сердцах их и всякий раз, когда «грех будет у дверей лежать». Ты обратил их, Господи, на путь покаяния: Ты же и удержи их на всю жизнь на этом пути!

Июль, 26. 1 час ночи. Только что воротился со свадьбы Стефана Георгиевича Лисова из Хотьково. Весело, благодушно, но и по-свински прошло время: брюхо до верха полно всякой всячины, до боли наглая, до опротивления голова трещит от изобилия и смеси всевозможных газов и напитков в теле, и душа в полном изнеможении. Такие ли блага жизни духовной, жизни в благодатной сфере труда, молитвы и покаяния? Сколько ни насыщай ими души, никогда не почувствуешь пресыщения. Прости же мне, Господи, все, что согрешил пред Тобою в этот святой, молитвою начатый вечер, и к ним устреми душу мою. В похотях зачинается, в грехе рождается и к погибели ведет плотская радость. Избавь меня от нее, Господи, Тебя ищет душа моя.

Август, 19. Весь Успенский пост жил в Параклите. Хотя я и утомленным пришел туда, послушание старцу поставил выше покоя телесного и ходил на все службы. Как хорошо Православное богослужение! Что за чудо, Божественная литургия! Какая бездна премудрости и милости Божией к грешному человеку! А псалмы Давида - какая всепокоряющая сила чувства! Какая глубина мысли! Какая кристальная чистота духовной жизни! Разве может хотя бы и гениальнейший ум грешного человека создать что-нибудь подобное? Истинно, животворящий Дух Божий изрек все это устами избранника Своего. Оттого-то и любит их так богоносная душа нашего русского мужичка. Ими жива она, ими крепка наша Русь Святая.

Пустыней показался мне мир после пустыни. Самое богослужение с разговорами и смехом участников его - прости Господи - привело меня в смущение. Все, как нарочно, отвлекает и ум, и сердце от «единаго на потребу». Правду говорит св. Тихон Задонской, что «пустыня и уединение собирают добро, мир же и суета расточают».

Сентябрь, 3. Опять шум в коридорах. Опять открыты аудитории. Как бы вчера только окончились экзамены, а начинается новый учебный год, и снова взор мой устремлен в будущее. Благослови, Господи, на труды! Великою милостью я, Твоею Благостью я - Богослов. Несметные и безумные сокровища лежат предо мною, сокровищница высших знаний вся в моем распоряжении: бери только и пользуйся. Все силы своего слабого духа пущу в дело, каждой минутой буду дорожить - только бы наполнить пустоту души своей и не с позором, но во славу Божию носить столь великое имя. Три дороги будут знакомы мне - в Божий храм, в аудиторию и к бедным. Особенно же любимой из них будет тропинка к науке - непроторенная, неизведанная. Святые Отцы будут мне первыми друзьями и наставниками. Творения их - насущным хлебом души; жития их - воздухом моей жизни. Господь - Крепость моя и Утверждение мое: на Него уповаю!

Сентябрь, 15. С восторгом прослушал сегодня вступительную лекцию нового профессора Св. Писания Новаго Завета Владимира Алексеевича Троицкого[3], сменяющего собой Муретова. Достойный заместитель столь яркого светила богословской науки. Дай Господи и ему засиять вдвойне яркой звездой во мраке не отвлеченных научных изысканий и нескончаемых споров, а жизни. Какой кристально чистый, какой цельный взгляд на смысл и задачи всякой вообще человеческой и в частной нашей академической деятельности раскрыл он в своей лекции! Какой строго-последовательный, законченный, жизненный! Как Церковь Христова непоколебима, как сама вечность непреходяще основание его. Это голос самой истины! Вдохновенно-пророческий вызов молодого борца-ученого, воина Христова, всему миру и самому князю его, бесу лукавому, антихристу. Исходя из притчи Господней о талантах и учения св. Апостола Павла о дарованиях, Вл. Ал. последовательно вывел, что только в Церкви Христовой, в служении Ей свойственными каждому члену Ее дарованиями - истинный смысл и всякой жизни, всякой деятельности. Наука, поэтому, - ancilla ecclaesiae (перевод с латыни - служанка Церкви - ред.). Жить вне Церкви только небо коптить - и преступно, и позорно. Сердце и путеводитель и науки и жизни - вера. Все вопросы многовековых научных изысканий сводятся к одному вопросу, во что, или еще точнее, в кого верит человек: во Христа или антихриста. С этой точки зрения он осветил и всю жизнь мира, внецерковную и церковную, и горячо призвал студентов ко всецелому служению св. Церкви Христовой. Речь замечательно ясная, остроумная, пересыпанная стихами из Ал[ексея Константиновича] Толстого, Хомякова и других славянофилов.

Сентябрь, 19. Как милосерд ко мне Господь! Не успел я даже подать прошения о выдаче мне пособия, как мне уже назначили полуказенную стипендию. За что такая милость? Кто помогает мне? Разве люди? Но какое им дело до сироты безродного? Не спрашивай же: за что? А для чего? Всем дарит Господь благости, а потому и взыщет со всех же за каждый луч света, за всякий миг жизни, за все. Не будь же неверен, но верен!

Сегодня подал казенную проповедь на текст: «Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова» (2 Кор. 12: 9). В студенческой моей жизни это - целое событие. Как только я узнал, что мне писать на первую очередь, то сейчас же подумал себе в сердце: это Господь зовет с самого же начала года к чистой, воздержанной жизни. А когда выбрал текст, то подумал: это для смирения гордости, для стяжания нищеты Христовой. И прав был, думая так: как только спускал я узду внутренней жизни, думал о себе, что я что-нибудь [из себя представляю], ничего у меня не выходило. Сердце рвалось у меня на части от своей безпомощности, когда словно цепями железными сковало было ум, а сердце было, как лед, холодно. И я со слезами просил Господа снизойти к моему убожеству и, действительно, получал и облегчение, и помощь. Часто так бывало. Накануне же самой подачи проповеди я был как никогда жалок и несчастен, переживал невыразимые мучения, был недалек от отчаяния за свою бездарность. Но потом, вечером уже, словно родник прорвался в душе, и помолился, полились мысли - живым, бурным потоком. Глубокий, вечный смысл есть в таких страданиях: это как бы лично-искупительная жертва за мои прежние грехи и за грехи, переданные кровью родителей. И слава Богу, что так: чрез страдания наилучше очищается душа.

Мысль, которую я старался раскрыть в проповеди, та, что и вне общения с Богом и на самых горних высотах благодатно-духовной жизни сам по себе человек нищ и убог, ничто, - что велик и славен он только Богом. Заключение проповеди такое: таким образом, брат-христианин, немощности наша - вот наша сила, вот основание, вот вечный фундамент богоугодной жизни и святости, вот разгадка непреодолимой силы и божественного вечного величия праведников. Они движут этой своей немощностью, в ней - самая жизнь, потому что без немощности немыслима в них и самая сила Божия, которая обитает в ней, как жизнь в организме, как душа в теле. Не стыдись же, не стыдись, брат-христианин, своей немощности, но радуйся, что ты немощен, день и ночь славь за это Милосердие Божье: в них, и только в них - твоя сила. Не стыдись быть нищим во Христе, в нищете - твое богатство. Не стыдись переносить безчестие и позор за Христа: в нем - твоя слава. А если чего уж нужно стыдиться, то устыдись самого стыда, боязни своих немощей: «в немощех бо сила Божия совершается».

Сентябрь, 21. От Совета Академии получил разрешение переменить 3 группу - русского и церк.-слав. языков и литературы, 1-го предмета, который за отсутствием в прошлом году профессора я не слушал, на 4-го историю и обличение западных исповеданий. Причиной такого поступка я выставил «переломку взгляда на мое будущее, если будет на то св. воля Божия, пастырское служение Церкви Христовой и большее соответствие наук этой группы запросам моего духа». И возможно глубже и совершеннее постигну исторические судьбы св. Церкви. Всеблаженный Господь самой жизни Своей не пощадил, чтобы «искупить ее, а Себе предаде за ню», Церковь - Тело Его, в Ней - полнота благодатной жизни и Истины. Стыдно мне, сыну ее, - не знать прошлой жизни ее, не болеть ее ранами. Иначе как можно и радоваться ее радостям? А если нет никого и других, то нет и самой жизни, как нет ее в сухой, безплодной ветке живого дерева. А нет жизни - незачем и жить, уже мертв прежде смерти тела. «Святым Духом всяка душа живится». Оживотвори, Господи.

Сентябрь, 26. Боже, очисти сердце мое! Мерзостей полно оно. Как зверь жаден и похотлив я. Отвратителен паук, в исступлении сосущий муху. В тысячу крат гаже сердце похотливца, каким сегодня показал себя я. Был на званом чайном угощении у новопосвященного иером. Сергия. Стол был уставлен разными сладостями. Я едва владел собой при виде их: глаза разгорались, рука как-то сама тянулась то к одной, то к другой коробке, я, казалось, готов был бы сразу пожрать все, если бы не сдерживали чувства приличия. Совсем было потерял всякую власть над собой. Как ничтожен, как жалок я! В таких мелочах так слаб, а жизнь везде полна искушений, соблазнов. Где же возьмешь сил для победы над внешними препятствиями, когда внутри так много врагов, тогда ты сам себе - враг. Распять чрево, убить похоть, малейшие движения ее в самом корне обрезывать! Иначе ты ни к чему решительно негоден, поставь крест над жизнью духа, чистой, безпорочной жизнью во Христе и живи по воле похотей, как жалкий раб их, как насекомое, как гад пресмыкающийся. Итак, либо победа и непрестанное шествие вперед, либо поражение и вечный позор: либо жизнь, либо смерть! Приди же на помощь, Господи, снизойди к убожеству!

Сентябрь, 29. Всем номером (имеется в виду комната, студенческая келья - ред.) ходили в Параклит. Дивная Пустынь! Благодатная жизнь! 24 часов не пробыл я в ней, но в одном лишь посетившем меня молитвенном порыве и в столь кратковременном общении с братией приобрел, может быть, столько, сколько не могут дать целые томы ученых книг. Душа жива не обычной будничной жизнью, мысли и чувства были в напряжении, прояснились духовные очи, и многое темное и непонятное стало для меня ясно, как на ладони. Но все вместе могу обозначить как внутренний призыв духа к осмысленной в общем и во всех случаях и частностях благодатно-духовной, безстрастной жизни. Велика моя внутренняя неустроенность, сильны, лукавы похоти; как муха липну я к [сладости]. Мелкий, призрачный раб [страстей]: скоро ли поймешь, что свобода, а не цепи - истинная родина твоего духа?

Сентябрь, 30. Наконец, получил весточку с родины - от Пети письмо. Восторгом переполнило оно душу мою. Как он даровит! Как развился за лето, как многое узнал, кочуя по Одессе из монастыря в монастырь! Религиозность так осмыслилась и окрепла! Какие сильные задатки могучего характера и широковместительной высокой души чувствуются в его взглядах и отношении к невзгодам и к жизни! Я боялся, что пребывание летом в Одессе может развратить, покалечить душу его, а вышло как раз наоборот! Слава тебе, Господи, слава Тебе!

Сегодня же он, должно быть, мое письмо получил. Я писал ему об устроении духовной жизни на основе нищеты духа; исключительно едином, вседержащем, вечном фундаменте вечной жизни. Убеждал вникать в смысл и всей душой любить богослужения, обративши в богослужение и всю жизнь свою, изучить и умом, а главное, сердцем Св. Писание, в особенности же Псалтирь. Отверзи же, Господи, сердце его разуметь Писания!


Митрополит Антоний (Храповицкий).

Октябрь, 1. В Академической церкви храмовый праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Очень торжественно было богослужение, роскошно украшена церковь, день выдался ясным, и на душе было радостно и спокойно. Вечером в квартире Преосвященного было открытое собрание Братства, на котором два дня тому назад бывший ректор нашей Академии Архиепископ Волынский Антоний[4] делился своими воспоминаниями из жизни Академии за время своего ректорства. Какая это богато-одаренная натура! Какой острый ум! Недаром же он так высоко стоит на лестнице нашей Церкви в общественной и ученой жизни. В воспоминаниях его пред слушателем развернулась широкая, размашистая картина прошлого. Говорит он мастерски, содержательно и увлекательно. Самою личностью своей на меня произвел обаятельное впечатление. Только все же все его таланты и знания - не то, что душа моя ищет в человеке. Может быть, это узость мысли, ригоризм или еще как, но трудно, думается мне, совместить подобную веселость в настроении, столь блестящую раннюю карьеру (в 28 лет Ректор Московской Духовной Академии) и широкую общественную, запачканную мирскими заботами жизнь - с чистотой духовной жизни. Не могу представить себе Антония или какого-нибудь весельчака-антониевца самособранным аскетом или, наоборот, подвижника с душой Антония. Но в этом-то и заключается особенность его духа и его монашества, что внутреннюю самособранность оно хранит под покровом внешней веселости и чистоту внутренней жизни - в соблазне. Божий дар. Каждому свое. Спаси его, Господи! Впрочем, что мне, убогому, судить его, когда и видные люди - студенты и профессора в его присутствии кажутся какими-то маленькими.


Священноисповедник Епископ Афанасий (Сахаров).

Октябрь, 2. Вместе с Владыкой-ректором, о. Инспектором и с группой студентов Академии провожал сегодня Архиепископа Антония. Одни за другим подходили к нему в вагоне и знакомые и незнакомые студенты, и он всех встречал одинаково ласково, с шутками-прибаутками, с первого взгляда проникая в душу каждого, и одним или двумя словами характеризуя человека с ног до головы, привлекал к себе симпатии людей самых противоположных взглядов и настроений. «Он веселый», - сказал он, поздоровавшись со мной. Некоторые, может быть, улыбнулись на это, приняв его слова за добродушную насмешку, но мне думается, что он заглянул в самую глубину моей души: в чертах моего, как говорят теперь, мистически-сосредоточенного лица узнал черты беззаботные, веселые, никогда почти не оставлявшие меня еще 3-4 года тому назад, теперь же сменившиеся осмысленным взглядом в торжество над пошлостью и безразличием к Божьей правде в чистых, святых порывах души. Пусть безграничная веселость заменилась вялостью, но душа осталась все та же. Вчера еще я не мог представить Антония аскетом, а сегодня, всмотревшись в него, пришел к заключению, что и мясистая округленность форм его тела не может быть для Антония препятствием: это случайность его личности, к существу его «антониевского» настроения не имеющая отношения. Необыкновенная ширь его лба - ручательство шири его натуры и убеждений, примиряющих и крайности, и противоположности; писаное добродушие его лица и ключом бьющее остроумие и жизнерадостность - добрый признак и христианской доброкачественности его души.

Октябрь, 12. Опять ликуют небеса о грешнике кающемся… Еще одни сын блудный принят «в объятия Отца». С именем Афанасия после славословия великаго принял иноческий чин прошлогодний председатель Братства Сергий Григорьевич Сахаров[5]. Молитвенный восторг вызвал в душе моей священный обряд. На какие непостижимые высоты духовного совершенства зовется душа грешника. Вот где первозданная красота и цельность человеческой природы и личности: в целомудрии, нестяжательности и послушании. Богу содействующу в них, в этих трех добродетелях, воссоздание человека по образу Триипостасного Бога! В них всеискупляющее божественное лекарство от всех язв единого в своем существе, но так же тройного в душе человека греха - похоти плоти, похоти очес и гордости житейской! В них - совершенство! К нему-то и меня грешного зовет Господь.

Воспламенившись духом у Распятия после пострига, я также дал в сердце своем обет идти всю жизнь свою этим тройственно-единым путем совершенства: послушания, нестяжательности и девства, впрочем, без мысли быть монахом: душа русского мужичка крестьянина все так же мила моему сердцу. Его душа - моя душа, его скорби - скорби моего сердца. Благослови же, Христе Боже, вместе с ним нести крест Твой, как Ты понес крест всего мира среди рыбаков галилейских. «Обаче не якоже аз хощу, но яко же Ты». Ты извел меня из бездны греховной, Ты же Милосердый проведешь и в вечную обитель Отца Твоего Небеснаго. Да будет благословенно имя Твое во веки!

Продолжение следует.


[1] Преподобный Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов, 24 января 1831 г. - 17 февраля 1906 г.). В 1872 г. иеромонаха Варнаву наместник Троице-Сергиевой Лавры утвердил в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. К нему за благословением приходили верующие со всей России. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом Алексием II была совершена канонизация иеромонаха Варнавы.

[2] Чудотворный Крест из Димитрова явлен в 1291 году на реке Яхроме. Крест перенесли в ближайший к месту явления город Димитров (ныне Московская область). Крест этот прославлен множеством чудесных исцелений. В 1933 году Крест забрали у верующих и передали в запасник музея. Ныне Димитровский Крест находится в церкви Святителя Николая в Толмачах, домовом храме Третьяковской Галереи в Москве, и там доступен для поклонения верующим.

[3] Архиепископ Верейский Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий), Священномученик. Родился 13 (25) сентября 1886 года. С августа 1911 года преподавал в Московской Духовной Академии Священное Писание Нового Завета. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме «Очерки из истории догмата о Церкви», которая была удостоена Макарьевской премии за 1912-1913 годы. 28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион. С декабря 1913 года - экстраординарный профессор Священного Писания Нового Завета Московской Духовной Академии. С мая 1913-го - инспектор Академии, в мае - сентябре 1917 года - исполняющий обязанности ректора Академии. Секретарь и консультант Святейшего Патриарха Тихона по богословским вопросам. Убежденный славянофил. Главный богословский труд - книга «Христианства нет без Церкви». Находился в заключении в Соловках. Умер 28 декабря 1929 года в Ленинграде от сыпного тифа, когда был отправлен в Среднюю Азию по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой. Прославлен Русской Православной Церковью в 1999 году.

[4] Митрополит Антоний (в миру Алексеей Павлович Храповицкий 17/29 марта 1863, село Ватагино, Крестецкий уезд, Новгородская губерния - 10 августа 1936, Сремски-Карловци, Югославия) - с 30 мая 1918 года Митрополит Киевский и Галицкий. Один из трех кандидатов на Патриарший престол на Всероссийском соборе в октябре 1917 года (жребием выбран Патриарх Тихон). С 1891 года - ректор Московской Духовной Академии (стал ректором МДА в 27 лет). Первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей.

[5] Священноисповедник Епископ Ковровский Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии и скончался 28 октября 1962 года в г. Петушки Владимирской области. Литургист, составитель «Службы всем святым, в земли Российской просиявшим». Окончил Московскую Духовную Академию в 1912 году. Узник ГУЛАГа. После освобождения из лагерей жил в г. Петушки. Работал над сбором и систематизацией служб русским святым. Составил молебное последование «О хотящих по воздуху шествовати». Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Память святителя 15 (28) октября и в Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

9
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru