‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Славитель Порт-Артурской иконы

Памяти иконописца Михаила Осипенко.


Михаил Осипенко за день до кончины.

Памяти иконописца Михаила Осипенко.

В ночь на 27 февраля от сердечного приступа скончался известный иконописец Михаил Михайлович Осипенко. 10 апреля ему бы исполнилось 70 лет.

Газета «Благовест» неоднократно писала о семье иконописцев Осипенко. Прошли годы, и ушли в мир иной не только священник Михаил Самуилович Осипенко - отец иконописца, но также старший сын ныне упокоившегося иконописца Михаила - тоже Михаил, затем сестра Наталия и брат Николай. В апреле 2015 года скончался Андрей Савостицкий (инок Алексий), неизменный помощник иконописца Михаила Осипенко в богоугодных делах. Теперь пришла очередь его самого.

В город Покров Владимирской области семья иконописцев приехала в 1975 году. На этот переезд их благословил старец Архимандрит Кирилл (Павлов). Но перед тем как осесть в городе, находящемся под сугубым Покровом Пресвятой Богородицы, пришлось им претерпевать гонения в течение многих лет.

Вскоре после прибытия их в Покров о семье священника-иконописца Михаила Осипенко узнали церковные власти Владимирской епархии. Тогда Правящим архиереем был Владыка Серапион. И в реставрации древнего Успенского собора во Владимире семья Осипенко приняла активное участие. Близилась московская олимпиада 1980 года. И в ожидании потока иностранных туристов партийные власти решили привести в должный вид памятники «Золотого кольца».

После работ в Успенском соборе у семьи иконописцев стали появляться и другие церковные заказы. Они вели реставрационные работы в храме Святителя Николая города Киржач Владимирской области. Настоятелем этого кладбищенского храма был протоиерей Андрей Каменяка, который до перевода в Киржач семнадцать лет служил в Покрове. Там в Никольском храме иконописцы Сергий и Михаил увидели незнакомый им образ «Торжество Пресвятой Богородицы». В правом же приделе находилась икона Святителя Феодосия (Углицкого), архиепископа Черниговского. Мама Михаила и Сергия, Злата Сергеевна, принадлежала по женской линии к древнему священническому роду Углицких. И присутствие в храме иконы покровителя их рода ко многому обязывало.

Как рассказал церковный староста, образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) был доставлен в Киржач с Дальнего Востока в 1905 году. Прибыла икона вместе с ранеными матросами, которых долечивали в госпитале Киржача. Поместили же образ в находящийся в центре города Благовещенский монастырь.

После революции монастырь был закрыт, а дальневосточная икона оказалась в кладбищенском храме. Но в канун войны из-за опасения гонений Порт-Артурская икона была плотно запакована и спрятана в погребе в поселке Новосёлово. Рядом с этим поселком 27 марта 1968 года разбился самолет с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным и летчиком-инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным. К тому времени после окончания хрущевских гонений Порт-Артурскую икону уже перенесли на прежнее место, в храм Святителя Николая.

Узнав историю этой необычной иконы, братья загорелись желанием писать ее списки и тем самым прославлять этот образ Пресвятой Богородицы. Михаил Михайлович написал более пятидесяти списков Порт-Артурской иконы. На это повлияло одно важное событие. 6 мая 2004 года Андрей Савостицкий и Михаил поехали со списком иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» на Патриаршее Богослужение в храм в честь св. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Образ этот годом ранее побывал на мемориальном кладбище Порт-Артура в Китае. Когда Святейшего Патриарха Алексия II известили о прибытии иконы, он вызвал в алтарь иконописца Михаила. На вопрос Святейшего Патриарха, с какой целью Осипенко привез на Патриаршее Богослужение икону, иконописец ответил: «Ваше Святейшество, благословите пронести Порт-Артурскую икону в День Победы по Красной площади». Патриарх задумался и затем сказал: «Божье дело. Благословляю». Тогда Михаил набрался духу и вновь обратился к Предстоятелю Русской Церкви: «Благословите прославлять образ «Торжество Пресвятой Богородицы». Патриарх и на это преподал иконописцу свое благословение. Видно, Святейший Патриарх запомнил его дерзновенную просьбу, потому что в феврале 2008 года он своим Указом прославил иконы «Августовская Победа» и «Торжество Пресвятой Богородицы», внес их в месяцеслов Русской Церкви.

Этот побывавший в Порт-Артуре именитый список с иконы объехал потом Россию, Украину, Грузию, Сербию. А в декабре 2005 года даже отправился в Австралию, где побывал во всех приходах и монастырях зеленого континента. Сопровождал икону старший сын иконописца - тоже Михаил. С той поры у отца и сына Осипенко началось общение с Архиепископом Австралийским и Новозеландским Иларионом. А вскоре Владыка Иларион, уже Митрополит, стал первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.


Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион, Восточно-Американский и Нью-Йоркский, иконописец Михаил Осипенко, автор статьи Александр Сороковиков и младший сын иконописца Даниил (крайний слева).

С 2008 года этот образ находится в Храме Христа Спасителя в Москве. А Михаил стал работать над новыми списками Порт-Артурской иконы. В августе 2010 года вместе с Андреем Савостицким и сыном Михаилом иконописец поехал в китайский город Люй-Шунь на восстановленное мемориальное кладбище воинов Порт-Артура. Именно тогда благословение Божьей Матери было исполнено во всей полноте. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» навсегда остался в Князь-Владимирской часовне мемориального кладбища.

После майдана в Киеве Крым и Донбасс не поддержали государственный переворот, устроенный националистами на Украине. Едва начались события в Крыму, как Михаилу пришла мысль доставить Порт-Артурскую икону в Севастополь. Но на эту поездку не было денег. К тому же накануне сгорел старый отцовский дом. Март уже подходил к концу, но мысль о необходимости поездки в Крым все больше безпокоила Михаила. Однажды утром он зашел в пристроенную к дому мастерскую (она пострадала менее всего) и в задумчивости сел за рабочий стол. Сергей Михайлович уже находился там. Он запаковывал уцелевшие вещи, так как дом готовили к сносу.

- Что делать? Ехать или не ехать в Севастополь? - вопросил Михаил то ли себя, то ли брата. И вдруг от дуновения ветра с чердака прилетела маленькая розовая книжечка и упала перед ним на стол. Это был изданный еще в советское время песенник с названием… «Севастопольский вальс»! Братья недоуменно посмотрели друг на друга. Обоим стало понятно без слов - в Севастополь необходимо ехать. И уже вскоре икона поехала в Крым. Прибыл образ на крымскую землю как раз в день прохождения референдума о возвращении в родную гавань - в Россию.

А через четыре месяца следующий список иконы прибыл в осажденный Донецк. Неделей позже другой такой же список был доставлен в Луганск. Тогда ситуация была воистину шекспировской: быть или не быть. И потому молебны перед этими иконами служили ежедневно. И теперь, по прошествии семи лет, жители Донбасса могут отдать честь и поклонение защищавшим их в самые трудные дни иконам. В Луганске один из списков находится в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». А в Донецке - в строящемся храме в честь Новомучеников Церкви Русской на Щегловке.

В конце 2019 года Михаил Осипенко задумал написать Порт-Артурский образ Божией Матери для Бреста. Вначале все складывалось как нельзя лучше. Появился заказчик родом из Белоруссии. К весне 2020 года икона была готова. Но тут пришел к нам внезапный вирус ковида. Стали закрываться границы и города. Пошатнулся и бизнес у заказчика. Для всех настали непростые времена. Другие заказчики предлагали иконописцу выкупить уже написанную икону для своих храмов. Но Михаил всякий раз отвечал: «Нет. Это для Белоруссии. Матерь Божия придет туда, когда Сама этого захочет». С этой надеждой он и скончался в своей мастерской в городе Покрове. Сороковины по иконописцу рабу Божию Михаилу выпадают на праздник Благовещения.

Александр Сороковиков, г. Покров Владимирской обл.

Наша справка. Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы») - единственное иконописное изображение, на котором Богородица держит плат с Нерукотворным Ликом Спасителя. Празднование в честь Порт-Артурской иконы 29 августа (16 августа) - в день воспоминания перенесения Нерукотворного образа Спасителя.

Порт-Артурская икона Божией Матери.

В 1903 году в Киево-Печерскую Лавру пришел старый матрос Феодор Катанский, участник обороны Севастополя, - и рассказал о том, что ему явилась во сне Пресвятая Богородица. Она стояла на берегу залива и держала в руках плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала обнаженные мечи, а над Ее головой Ангелы в облаках держали царскую корону. Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжелая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство в сражениях и победу русского воинства, если образ утвердится в стенах города.

Когда началась русско-японская война, десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на написание иконы. Известный киевский иконописец Павел Штронда изготовил в Киево-Печерской Лавре образ точно по указанию матроса Феодора. Взять плату за свою работу иконописец отказался. На иконе по краям было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург адмиралу Верховскому. Однако Верховский не торопился исполнить волю Пресвятой Богородицы, не помогли и увещевания Митрополита Петербургского Антония (Вадковского). Наконец, уже по требованию вдовствующей Императрицы Марии Федоровны адмиралу Н.И. Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом на место погибшего адмирала Степана Осиповича Макарова, было поручено доставить икону в крепость Порт-Артура. Однако адмирал вначале отправился не на Дальний Восток, а в Севастополь. И только 20 апреля снова отправился в путь - к сожалению, слишком поздно: в Харбине он узнал, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром было перерезано. Адмирал, получив от Императрицы по телеграфу указание временно поставить образ во владивостокском Успенском соборе, в начале мая прибыл во Владивосток. Но только через 90 дней, 2 августа 1904 года, икона была выставлена для поклонения в кафедральном соборе города.

Между тем положение на фронте стремительно ухудшалось. Дважды пытался доставить в осажденный Порт-Артур хотя бы живописную копию иконы матрос Пленков - оба раза безуспешно.По благословению Иоанна Кронштадтского50-летний отставной ротмистр, участник русско-турецкой войны Николай Николаевич Федоров отправился из Гатчины во Владивосток, чтобы все же провезти икону в обороняющуюся из последних сил крепость. 21 ноября (4 декабря н.ст.), в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, во Владивостоке в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» был совершен молебен. Икона была помещена в специально изготовленный футляр и доставлена на норвежский пароход. Однако долгое время не было никаких известий о том, удалось ли доставить икону в крепость.

11 января 1905 г. Н.Н. Федоров сообщил, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур не была доставлена: сначала этому помешала разразившаяся буря, потом ее сменил мертвый штиль, а 20 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан японцам. «Неудачу своей попытки, - сказал Федоров, - могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению». Федоров отправил икону в действующую армию, где ее поместили в походной церкви главнокомандующего генерала Куропаткина. Дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной.

Отец Иоанн Кронштадтский с горечью писал: «Вождь нашего воинства Алексей Николаевич Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

Более девяноста лет икона считалась утраченной. Но весной 1998 года в паломничестве на Святую Землю игумен (ныне архимандрит) Иннокентий (Третьяков) и иеромонах (ныне Митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский) Сергий (Чашин) обнаружили в Иерусалиме, в антикварном магазине, расположенном на Виа Долороса, Порт-Артурскую икону. Выяснилось, что образ Матери Божией попал в Иерусалим из Гонконга, от русских эмигрантов. Выкупленная с помощью настоятельницы русского Горненского монастыря в Иерусалиме игумении Георгии икона 6 мая 1998 года вернулась в Россию. После реставрации в Троице-Сергиевой Лавре икона ныне находится в Покровском кафедральном соборе Владивостока.

В 1980-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную копию чудотворной Порт-Артурской иконы.

132
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru