‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Большое чудо в том, что я, мои дочь и внук крестились»

Отошла ко Господу известная актриса Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Отошла ко Господу известная актриса Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны».

22 февраля на 75-м году жизни в Москве скончалась Заслуженная артистка РСФСР Екатерина Георгиевна Градова. «Моя мама сегодня скоропостижно ушла из жизни... Сердце разрывается», - написала на своей странице в социальных сетях Мария Миронова, дочь покойной.


Екатерина Градова в роли радистки Кэт. "Семнадцать мгновений весны".

Екатерина Градова была Православным человеком. Об этом сообщила член Союза писателей России Инна Владимировна Воскобойникова. «Прошу ваших святых молитв о новопреставленной рабе Божьей Екатерине. Это Екатерина Градова, актриса, радистка Кэт из "Семнадцати мгновений весны", очень близкий для нашей семьи человек, крестница моей золовки, истинная христианка, любящее самоотверженное сердце», - написала она. Но ведь Инна Воскобойникова (в крещении Ирина) - друг нашей редакции, автор статей. Выходит, через нее и мы, «Благовест», как-то были на связи (сами того не зная) с радисткой Кэт. Замечательный образ которой, уверены, на несколько поколений переживет саму воплотившую этот образ почившую актрису. Потому что в том образе присутствует духовное измерение, есть нравственная сила. Связываемся с Ириной Воскобойниковой и вскоре получаем от нее ответ:

- Сердце разрывается от невыносимой боли… Перешла в Жизнь Вечную Екатерина Георгиевна Градова, наша родная Катюшенька, крестница моей золовки. С ней я дружила более двенадцати лет. Впервые пришла к ней на интервью, да так словно и осталась на ее светлой кухне, из окон которой видны купола кремлевских храмов. Здесь мы молились, пили чай, проливали слезы счастья и горя, говорили о самом сокровенном. Катюша и моих дочек полюбила всем сердцем, называла их Зайчуленьками, могла нас и пожурить, и наставить, когда нужно, развивала в нас вкус, запрещая носить одежду с блестками и жемчужные украшения в первой половине дня, иногда переодевала меня в элегантные платья, юбки и блузы… Несколько лет назад, в мае, ездили в ее владимирскую деревню, было прохладно, и мы тщетно пытались с ней растопить печь, у нас ничего не вышло, я ткнула свой ледяной нос в Катюшино плечо. Мы так долго хохотали, потом позвали местную женщину, она и растеплила печку! Бывали на службах в любимом ее храме святой Екатерины, в гостях у отца Георгия, а также на рынке, где она своему подопечному мальчику Сереже купила кроссовки… Девочки нам приносили с полей необыкновенного размера и синевы колокольчики, напоминающие цветом Катюшины глаза…


Екатерина Градова с дочерью Ирины Воскобойниковой в деревне Горки Владимирской области.

Иногда она с мужем Игорем приезжала к нам в Переделкино, наполняя наш дом прекрасной духовной литературой. Как-то подарила елочку с золотистыми яблоками и лентами своей покойной мамы, монахини Даниилы, старинный рояль, яблоневые саженцы, самое главное - свою щедрую неиссякаемую любовь… Она так сердечно заботилась о людях! Маме моей из Германии привезла лекарство редкое, подарила нашей семье рояль, да много чего! И часы мне, и серёжки, которые еще при Андрее Миронове носила, и одежду прекрасную в щедротах. Она для нас была очень домашней, простой, настоящей, сердечной, открытой, любимой, заботливой, такой и останется навечно!

Она держалась только с Божьей помощью, много было заболеваний. Последний раз мы общались 18 февраля. Молилась постоянно за всех. Я не представляю, как теперь без нее? Хоть и понимаю, домой пошла, ко Господу. Отпевали ее в московском храме Большое Вознесение, всю ночь над телом покойной читали Псалтирь.

Царство Небесное рабе Божией Екатерине… Светлую память о тебе сохраним, родная…

Ниже мы публикуем интервью с артисткой Екатериной Градовой, которое провела несколько лет назад Ирина Воскобойникова. С этой беседы и началась их дружба.

…Мы сидим на кухне в московской квартире Екатерины Градовой, и я пытаюсь уловить ее сходство с милой и женственной разведчицей Кэтрин Кин - Катей Козловой.

Прошло уже несколько десятилетий, как вышла легендарная кинолента «Семнадцать мгновений весны», премьеру которой посмотрели свыше 200 миллионов зрителей, но в облике Екатерины Георгиевны по-прежнему остались и одухотворенность, и серьезность, и миловидность. Светлое лицо без косметики, красивые руки и голос…В нем нет никакой наигранности, потому что она старается жить в простоте и вере. Много лет назад знаменитая актриса воцерковилась, перестала сниматься в кино и выходить на сцену.

- Что побудило вас оставить профессию? Ведь вы были успешны и узнаваемы.

- Надоело произносить слова, за которые я не несу ответственности. Артист состоит из огромного количества разных образов, эпизодов и ситуаций, которые он эмоционально пропускает через себя. Это не может не сказываться на душевном складе. Очень трудно, конечно, совсем отрицать эту профессию, когда есть шедевры кинематографии и театрального искусства. Иннокентий Михайлович Смоктуновский - великий художник. Он умел уходить от эмоциональной виртуальности. Он не играл и «не проживал», он скорее мыслил и живописал. Во всех своих ролях он болел несовершенствами мира. Вера давала ему эти чувства.

А для меня актерская профессия никак не сочеталась с духовной жизнью. После рождения внука Андрея, шестнадцать лет назад, мне захотелось сбросить этот груз, и я сказала себе: всё…

- Как Господь привел вас к вере?

- До тридцати с лишним лет я жила некрещеной. Самое сильное чувство посетило меня в день, когда я родила дочь. Восхищение перед этим чудом, любовь и одновременно страх за нее соединились и стали основой того чувства, которое до сих пор несу в сердце. Маша тоже не сразу была крещена и в три с половиной года пережила тяжелейшее состояние, находясь в реанимации в больнице. В те страшные дни я не знала Того, Кому я могла бы крикнуть: «Помоги!» Я стояла у окна и просто выкрикивала это слово: «Помоги!» - и била кулаками о стену от безпомощности. Не помню, добавляла ли я тогда: «Господи», - ведь я еще не знала о Нем. Все кончилось благополучно. Я тогда не поняла, Кто мне помог в этом горе. Но Господь меня не оставил и дальше.

Вскоре в мою жизнь вошли люди, рассказавшие мне о Творце, о Его Пречистой Матери и об Ангеле-хранителе, который после крещения будет неусыпно рядом со мной и моей дочерью. Я была крещена в храме Воскресения Словущего на Арбате. Моим крестным отцом стал протоиерей Владимир Фролов - Царствие ему Небесное! До самой смерти батюшка был родным для моей семьи и моих друзей человеком. Крестной стала Ирина Воронова, родившаяся в Магнитогорске дочь писателя Николая Воронова. Крестившись, я крестила дочь.

- Когда вы впервые поехали по святым местам?

- Отец Владимир в 1985-м году повез меня в Эстонию, в Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Дело было зимой. В сильнейший мороз мы окунались в святой источник, который появился на том месте, где когда-то было явление Пресвятой Богородицы. Тогда я поняла, что у меня кроме тела есть еще душа, и они в этот момент чуть-чуть рассоединились. У меня все горело, но не было чувства ожога, как от обычной ледяной воды. Я была трусихой, теплихой и зайчихой, но раз батюшка сказал окунуться с головой, я это сделала и поняла: нужна особая молитва, чтобы твое чадо осуществило телесный мини-подвиг для такого избалованного тела. Позже, когда я стала приучать своих детей к купанию в святых источниках, действовала очень настойчиво. Говорила, что мы не уедем из Серафимо-Дивеевского монастыря, пока они не окунутся… Теперь они сами погружаются в купели Казанскую, Иверскую, матушки Александры, для них это ежегодная традиция…

Я побывала и в Оптиной пустыни. Обитель Оптинских старцев стала в моей жизни судьбоносной. Впервые приехала сюда в летний праздник Святителя Николая, 22 мая, и немного отстала от группы. Шла одна по дорожке вдоль цветущих белоснежных яблонь и думала, что иду, как невеста. Почему у меня мелькнула эта мысль, ведь возраст у меня уже был приличный - 42 года? Ровно через месяц я снова приехала в Оптину пустынь с паломнической поездкой и встретила на этой яблоневой аллее, уже отцветшей, своего будущего мужа. А уже через четыре месяца, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, повенчались…

- А какое чудо самое большое в вашей жизни?

- Чудо, что я, моя дочь и внук крестились. Чудо, что я захожу в храм, обремененная грехами, а после исповеди, по милости Божьей, выхожу уже прощенной. А вообще вся моя жизнь - это постоянная цепь чудес. Порой сижу дома, плачу или тужу, а через мгновения посылается утешение или такой объем работы, при котором исчезают многие проблемы. При моих тяжелых болезнях я давно могла бы умереть, но Господь дарует мне силы жить и даже заниматься с московскими школьниками. На наших гостиных, которые были как бы хождением перед Богом внутри сценической, я не скажу театральной, ограды, не было лицедейства - мы шли от смысла. На евангельской основе мы пытались объединить музыку, литературу и живопись. Мы читали русских классических поэтов и писателей. Оказалось, что у каждого из них было свое стояние в Боге, закрытое от нас в советское время. Для самых младших воспитанников гимназии «Пересвет» я написала инсценировку «Русская Пасха в природе, музыке и поэзии».

- Уже так давно вышел в свет фильм «Семнадцать мгновений весны», а вас до сих пор называют радисткой Кэт. Как вы к этому относитесь?

- Слава Богу, что меня радисткой Кэт называют, а не как-то иначе. Я стараюсь не давать интервью. Надо быть очень уверенным в том, с кем беседуешь, чтобы решиться говорить. Поэтому на меня иногда в Москве смотрят как на динозавра, который давно вымер и вдруг вылез - и еще что-то говорит и думает.

- Вы ощущаете похожесть со своей героиней?

- Татьяна Михайловна Лиознова очень талантливый человек и режиссер, искала Кэт - не профессиональную разведчицу, которая в любой ситуации выстоит, а «клюкву», женственную, но готовую стоять до конца… Такое сочетание женственности и мужества, активности и растерянности мне свойственно. А с другой стороны - когда я рожала, мне было так же больно, как моей героине во время родов, но я не произнесла ни одного звука, а рядом молодые девушки кричали. Когда я начала сниматься в «Семнадцати мгновениях весны», у меня еще не было ребенка, а во время сцены отъезда на вокзале, когда Штирлиц сидит в кафе, и Кэт, прощаясь с ним, уезжает с детьми, я была уже беременна.

- Маша с вами советуется, когда начинает репетировать ту или иную роль?

- Очень редко. Моя дочка - очень большая актриса, она художник, который ставит определенные цели и добивается их. Я тоже была актрисой, хотя не такой талантливой, как моя дочь, поэтому мне было легче уйти из этой профессии. Вся проблема в том, что подмостки закручивают и талантливых, и среднеталантливых, и малоталантливых, и безталанных. Это такая магия, химия, как говорят многие западные и голливудские актеры.

- Какие черты характера унаследовала ваша дочь от вас, а какие - от своего папы известного артиста Андрея Миронова?

- В ней слито столько родов и характеров таких талантливых людей! Она много времени отдает своей профессии, как и ее отец - Андрей Миронов. Многое она вобрала и от своего дедушки, моего отца, архитектора. Маша даже родилась в день его рождения.

- Анна Ахматова, уже будучи в возрасте, так выразила свое понимание счастья: «Я научилась просто, мудро жить: смотреть на небо и молиться Богу и долго перед вечером бродить, чтоб утолить ненужную тревогу…»А вы бы как определили состояние счастье?

- Это когда мне удается сесть после двенадцати ночи напротив своих икон и помолиться, почитать... Меня радует запах земли и листьев, запах каждого дня... Дождь, ветер, снег - мокрый, сырой, влажный - все люблю. К сожалению, у меня нет возможности постоянно жить на природе.

- Вам что-то удается вырастить на вашем участке в деревне Горки?

- Земля в моей деревне тяжелая, ею надо постоянно заниматься, а у меня очень много забот, поэтому я сейчас нечасто бываю во Владимирской области. Пол-участка отведены под наши любимые кабачки и тыквы… (На подоконнике в кухне Екатерины Георгиевны лежит гигантская тыква. Мне подумалось, что подобную тыкву добрая фея превратила бы в карету, в которой Золушка поехала на бал.)

- Эта огромная тыква выросла на вашем огороде?

- Да, но она уродилась не такая большая, как в прошлые годы. Тогда во время посадки мы освящали участок и молились, поэтому помидоров и огурцов собирали по сто килограммов, яблок - по двести. Со временем все, как и у всех, куда-то исчезло. Мои деревенские подруги помогли мне развести клубнику. Ее бывает очень много, но, бывает, она урождается водянистая и, как и яблоки, почему-то не пахнет. Поскольку я люблю природу, то все это замечаю. Все запахи и сладости даются нам Богом в утешение. Но иногда мы перестаем нуждаться в этом, заменяем радость общения с природой телевизором…

- Что бы вы пожелали тем, кто прочтет нашу беседу?

- Помнить свои корни, ведь без корней и растение не стоит. Если мы отдадим должное своим корням, о живых и о себе будем молиться, упокоившихся поминать, пойдем по пути своих отцов - то выстоим. А еще - если будем любить землю. К сожалению, в мечте о «безбашенном рае» наш народ предал не только Бога и монархию, но и землю. Поэтому, видимо, русский народ - удивительный, скромный, незлобивый, самый нетребовательный, принимающий любые тяжелые условия жития, соборный, любящий людей других национальностей, сейчас переживает трудные времена. А если кратко, скажу так: любите Бога, Отечество и друг друга.

Наша справка. Екатерина Георгиевна Градова родилась 6 октября 1946 года в Москве в семье архитектора Георгия Александровича Градова и актрисы Театра им. Гоголя Раисы Ивановны Градовой (впоследствии монахини Даниилы). Училась в Московском институте иностранных языков и Школе-студии МХАТ. Была замужем за Андреем Мироновым, их дочь Мария Миронова также стала популярной актрисой. Екатерина Градова начала работать в театре, однако наибольшую известность получила как киноактриса, когда в 1973 году на экраны вышел телефильм «Семнадцать мгновений весны», в котором она сыграла радистку Кэт. Снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.). Работала в Московском академическом театре им. В. Маяковского, в театре Сатиры до рождения внука Андрея.

Екатерина Градова умерла от инсульта. Ее отпели 24 февраля в храме Большое Вознесение. Накануне всю ночь гроб с ее телом находился в храме, где над ним читали Псалтирь. Рабу Божию Екатерину похоронили на «аллее звезд» на Троекуровском кладбище в Москве.

220
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru