‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«И в городе сем просияет благочестие…»

К 170-летию Самарской епархии.

К 170-летию Самарской епархии.


Самарский Вознесенский собор. 170 лет назад в этом храме было впервые объявлено об учреждении Самарской епархии.

Старинное предание связывает основание Самары с именем Святителя Алексия, Митрополита Московского, почитаемого Небесным покровителем нашего города. В житии приводится рассказ, как татарский хан, прослышав о духовной силе Митрополита, призвал его в Орду для того, чтобы он исцелил молитвой ослепшую ханшу Тайдулу. Путь в Золотую Орду пролегал вниз по Волге вдоль необжитых степных просторов. Во время плавания у Святителя Алексия была остановка в отшельническом скиту у слияния с Волгой многоводной реки, которую местный отшельник называл Самарой. Именно тут Святитель Алексий пророчески произнес: «на оном месте будет и город того же имени, в котором просияет благочестие, и сей город никакому разорению подвержен быть не имеет». Не многие города сподобились получить такое великое благословение из уст святого! Историки относят это событие к 1357 году.

Пророчество Святителя Алексия исполнилось. На месте отшельнического скита и была срублена казаками в 1586 году «крепостца» Самара, защищающая восточные рубежи государства от набегов кочевников.

С момента основания Самара состояла под ведением Архиепископа Казанского и Свияжского. Иностранцы изумлялись количеству самарских храмов. Первая церковь, освященная в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы, была выстроена вместе с крепостью. Деревянная, с приделом Николая Чудотворца, она на долгие годы стала главной церковью города.

Триста лет, прошедшие с момента основания крепости на Волге, сделали Самару крупнейшим уездным городом Поволжья. Кроме соборного Казанского храма и Алексеевской часовни в нем было еще шесть храмов.

К середине XIX века в семи городах самарского края насчитывалось 20 церквей, всего же православных церквей в крае было 478 (145 каменных и 333 деревянные), монастырей три: один мужской и два женских. Кроме того, были открыты 50 молитвенных домов и часовен. Также действовали 7 единоверческих церквей, 3 единоверческих монастыря в Николаевском уезде и один молитвенный дом в Новоузенском уезде. Самара становилась не только экономическим, но и духовным центром обширного региона. Это подвигло Императора Николая I учредить в 1850 году Самарскую губернию с самостоятельной архиерейской кафедрой.

1 января 1851 года было совершено торжественное открытие Самарской губернии приглашенным губернатором Преосвященным Феодотием, Епископом Симбирским и Сызранским, совершившим Литургию в Казанском соборе. Епископ, вручая губернатору С.Г. Волховскому икону Святителя Алексия, Небесного покровителя города, сказал: «Благословляю тебя, боголюбезный граде, святою иконою Cвятителя Алексия, издалече провидевшего и прорекшего величие твое. Его Cвятительское, а с ним и Божие благословение всегда опочивает над тобою. Аминь!» Икону поместили затем в присутственном зале губернского правления. Перед ней затеплилась неугасимая лампада и ежегодно 12 февраля (ст. ст.), в праздник Святителя Алексия, совершался молебен.


Самарская крепость. Гравюра немецкого путешественника Адама Олеария, XVII век.

А 30 марта 1851 года в Самаре было торжественно открыто Епархиальное управление. На следующий же день, в Вербное воскресенье, было совершено и открытие Самарской и Ставропольской епархии назначенным на Самарскую кафедру Преосвященным Евсевием (Орлинским). В тот же день перед Литургией совершили из Казанского собора Крестный ход в Вознесенскую церковь, признанную Владыкой - по ее обширности и центральному положению в городе - быть кафедральным собором. Здесь перед началом Литургии зачитали указ Святейшего Синода об открытии Самарской епархии, о назначении Епископа и совершили благодарственное моление.

Из дореволюционных самарских архипастырей необходимо выделить Епископа Феофила (Надеждина) (1856-1865 гг.), в годы управления которого в Самаре была открыта Духовная семинария, основаны монастыри: Бугурусланский Покровский, Самарский Николаевский и Свято-Троицкий Мойский при селе Мойка Бузулукского уезда. В Самаре при нем были сооружены церкви: Петропавловская, Воскресенская и Всех святых, а также в 1861 г. было окончено строительство и совершено великое освящение нынешнего кафедрального Покровского собора. В этом году Покровский собор отмечает свое 160-летие.

Епископом Герасимом (Добросердовым) (1866-1877 гг.) был организован епархиальный комитет православного миссионерского общества. Положено начало изданию местных «Епархиальных ведомостей».

Меньше двух лет, с января 1891 г. по октябрь 1892 г., Самарской епархией управлял Епископ Владимир (Богоявленский), убиенный в 1918 году в Киеве от рук большевиков и причисленный к лику святых. Однако и за это короткое время он успел снискать любовь самарской паствы. Владыка Владимир ввел в самарских церквах внебогослужебные беседы священников с паствой, положил начало духовно-нравственным чтениям в зале городской Думы. Он благословил открытие Свято-Алексиевского Братства. Также учредил церковные общества трезвости. Открыл более 150 церковноприходских школ.

Епископ Гурий (Буртасовский) (1892-1904 гг.) главным направлением своей деятельности избрал миссионерство и открытие церковных школ. За одиннадцать лет работы Самарской миссии были обращены в Православную веру шесть тысяч человек. Владыка Гурий придал обучению в Духовной семинарии миссионерскую направленность. Семинаристы стали изучать мордовский и чувашский языки для проповеди в сельских районах губернии. В годы его святительства открылось более семисот церковных школ. При Епископе Гурии, в 1894 году было наконец-то завершено строительство Воскресенского кафедрального собора, продолжавшееся 25 лет. На годы его архиерейства пришлось подвижническое служение ныне прославленного в лике святых праведных священника Александра Юнгерова Чагринского.


Самарский Воскресенский собор. Разрушен в 1930-е годы.

К началу XX века в Самарской губернии действовало более тысячи церквей, 17 мужских и женских монастырей с количеством монашествующих и проходящих послушание более чем три тысячи человек. В церквах губернии служили 56 протоиереев, 1155 священников, 465 диаконов, 800 псаломщиков. При этом лиц православного вероисповедания мужского и женского пола в губернии насчитывалось почти 2,5 миллиона человек.

Преосвященный Михаил (Богданов) (1914-1918 гг.) во время Первой мировой войны образовал Епархиальный комитет по оказанию помощи воинам и их семьям. В самарских монастырях устраивали госпитали для раненых солдат и офицеров, в церквах собирали пожертвования. На годы его правления пришлось явление чудотворного образа Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла близ Ставрополя-на-Волге в октябре 1917 года. Это чудесное явление было призвано укрепить веру людей перед грядущими испытаниями. После октябрьского переворота 1917 года для Церкви наступили тяжелые времена. Во время гражданской войны вместе с отступающими казачьими частями атамана Дутова Епископ Михаил вынужден был покинуть пределы России и умер на чужбине в 1928 году.

Прибывший уже по благословению Святейшего Патриарха Тихона в 1919 г. на Самарскую кафедру Архиепископ Филарет (Никольский) до 1920 г. стоял во главе епархии. Он как мог пытался защитить Церковь от большевистской власти и наступающих обновленцев. Но ему к 1920 г. удалось сохранить за Патриаршей Церковью лишь 5 храмов и женский Иверский монастырь, все остальное было захвачено обновленцами. В 1920 г. Архиепископ Филарет был арестован по доносу обновленцев и сослан под Архангельск, где и скончался в 1921 году. Почти два года Самарская и Ставропольская епархия, сотрясаемая обновленческим расколом и богоборческой властью, была без архипастыря. И лишь в 1922 г. правящим архиереем был назначен Епископ Анатолий (Грисюк), в 1923 г. возведенный Патриархом Тихоном в сан Архиепископа. Но Владыка Анатолий в 1924 г. был фактически отстранен властями и обновленцами от управления епархией, хотя официально числился на Самарской кафедре до 1928 г. С 1924 по 1925 годы временно управлял епархией Епископ Сергий (Зверев).

Время управления Священномученика Архиепископа Александра (Трапицына) - 1928-1933 гг. - было тяжелейшим для Церкви и для епархии, это было время тотального уничтожения Православной Церкви. Еще в период с 1921 по 1924 гг. большевики закрыли в епархии все церковноприходские и духовные школы, конфисковали их библиотеки и имущество. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, «не имеющие ценности как материальной, так и культурной», иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары. Арестовывали и ссылали священников, монахов и простых верующих. Озверевшая большевистская власть обрушивала свой гнев и на церковные здания. Так, одним из первых разобрали «на дрова» самый «молодой» храм города - в честь св. целителя Пантелеимона. Затем взорвали самый древний, XVII в., Спасо-Преображенский храм. В ответ на протесты Владыки Александра по поводу варварского разграбления церковного имущества его самого арестовали и отправили в ссылку. Вскоре были закрыты все три городских собора. Архиепископ Александр был расстрелян в Куйбышеве 14 января 1938 года - эта дата теперь стала днем памяти самарских Новомучеников.

Та же ситуация была в епархии и при Епископе (с 1934 г. - Архиепископе) Петре (Рудневе) (1933-1935 гг.). Сам он был выселен из своей квартиры и, вынужденный жить по домам своих прихожан, пешком добирался до Петропавловского храма, служившего тогда кафедральным, и оттуда до своего убогого жилища, претерпевая по дороге насмешки, оскорбления и избиения. В то время были окончательно разрушены Воскресенский кафедральный собор и многие церкви города. Ссылку отбывал на Соловках. Был расстрелян 3 ноября 1937 года близ Медвежьегорска в Карелии.

27 января 1935 года Самара была переименована в Куйбышев. Это переименование как бы подводило незримую черту под «окончательный» разрыв с историческим прошлым, которое в Самаре было неразрывно связано с Православной верой. Когда в город прибыл в 1935 г. новый Архиепископ Ириней (Шульмин), возглавлявший епархию до 1937 г., Самарская кафедра стала именоваться Куйбышевско-Сызранской. В ней осталось лишь 8 действующих храмов, а к концу управления Владыки Иринея, арестованного в 1937 году вместе со всем причтом Петропавловского храма, у Патриаршей Церкви в Самаре остался лишь один храм - свв. апостолов Петра и Павла: все было или закрыто, или захвачено обновленцами. Вскоре и Петропавловский храм был закрыт и отдан под конюшни, его знаменитый дубовый иконостас разобрали и пустили на отопление коммунальных домов, расположенных поблизости. Архиепископ Ириней был расстрелян в Куйбышеве 8 февраля 1938 г.

С 1937 по 1941 год Самарская кафедра была вдовствующей. Осенью 1941 года в общем вагоне в старой потертой фуфайке, шапке и валенках прибыл в Самару новый святитель - Архиепископ Андрей (Комаров), и хотя управлял он епархией всего три месяца, сделанное им для Церкви имело большое значение для ее будущего. Он за эти немногие месяцы сплотил православных прихожан, сумел удалить из епархии главу местных обновленцев - настоятеля Покровского храма протоиерея Петра Свиридова. Владыка Андрей, чтобы покончить с обновленческими нововведениями, сам исповедовал, причащал на дому больных, служил молебны и проповедовал, жил же в маленькой комнатке при Покровском соборе.


Архиепископ Алексий (Палицын) был Правящим архиереем Самарской епархии в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война превратила Куйбышев в запасную столицу СССР. Сюда эвакуировали партийные и правительственные учреждения, дипломатические миссии иностранных государств, ведущие культурные учреждения, даже был сооружен бункер для Сталина. В Куйбышев из других городов эвакуировали промышленные предприятия и их работников. С первых месяцев войны город становится поставщиком на фронт самолетов, оружия и боеприпасов. Закладываются основы послевоенного промышленно-экономического развития региона.

Всего за годы Великой Отечественной войны Куйбышевская епархия собрала свыше 12 миллионов рублей на нужды фронта. Однако еще более важной, чем материальная, была молитвенная помощь Церкви нашему народу. Утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны, - все это способствовало нашей Победе. За самоотверженную деятельность во время войны управляющий епархией Архиепископ Алексий (Палицын) был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Владыка Алексий управлял епархией с 1942 по 1952 годы. Он похоронен в Покровском кафедральном соборе.

Если до 1943 г. в Куйбышевской области действовали только две церкви - Покровская в Куйбышеве и Вознесенская в Кинель-Черкассах, - то уже в 1947 году их стало 19. В этот период идет массовое движение за открытие церквей, но за 40 последующих лет епархиальным архиереям не удалось открыть уже ни одного храма. С июля 1952 года по май 1956 года Преосвященным Куйбышевским и Сызранским был Епископ Иероним (Захаров). При нем в январе 1956 года произошло ставшее широко известным «Стояние Зои». И можно только догадываться, какому давлению подвергся от атеистических властей Архипастырь, не пожелавший с амвона «опровергать» чудо Святителя Николая. Вскоре он был переведен на другую кафедру.

С 1960 по 1965 гг. во главе епархии стоял борец за Православие, как его называли за успешную борьбу с обновленчеством в северной столице, - Архиепископ Мануил (Лемешевский), с 1962 г. - Митрополит. За годы своего правления Владыка сумел расположить к себе паству. В Куйбышеве он трудился над фундаментальным историческим трудом - биографическим словарем архиереев Русской Православной Церкви. По кончине своей в 1968 г. Митрополит Мануил был погребен в Покровском кафедральном соборе. Его могила почитается верующими.

28 августа 1964 года город Ставрополь-на-Волге (город Святого креста) по решению Президиума Верховного Совета РСФСР был переименован в Тольятти, в честь лидера итальянских коммунистов. Это имя и сейчас находится на карте, а о прежнем названии второго по величине города Самарской области напоминает Ставропольский район, расположенный вокруг г. Тольятти.

С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был Епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник Митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - Архиепископ, с 1990 г. - Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. С 1965 г. по август 1990 г. он возглавлял Куйбышевскую кафедру. В период его управления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 и продолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов. Наступило время перестройки и потепления церковно-государственных отношений, начавшегося после празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. в епархии уже было 32 прихода. Владыка Иоанн, как и Владыка Мануил, был молитвенником и талантливым архипастырем. Он стяжал любовь верующих Самарской, а позднее и Санкт-Петербургской епархий. В феврале 1989 года был создан общественный комитет «Самара» за возвращение Куйбышеву его исторического имени. Благословил эту инициативу и вошел в актив комитета Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн.

С июля 1990 по февраль 1993 года правящим архиереем являлся Архиепископ Евсевий (Саввин), впоследствии возглавивший Псковскую епархию (ныне на покое). В период его правления продолжалось возрождение церковной жизни, начавшееся при его предшественнике. В июне 1991 года вышел в свет первый выпуск Православной газеты «Благовест». 25 января 1991 года городу возвращено историческое имя Самара, а епархии в год празднования ее 140-летия - название Самарско-Сызранская.

Современный этап жизни Самарской епархии


Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий.

Опираясь на фундамент прошлого, подлинного расцвета Православие на Самарской земле достигло при ныне Правящем Архипастыре - Митрополите Самарском и Новокуйбышевском Сергии.

С 23 февраля 1993 г. по настоящее время Самарскую епархию возглавляет Епископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), Архиепископ (с 1998 г.), Митрополит Самарский и Сызранский (с 2012 г.), Митрополит Самарский и Тольяттинский (с 2017 года), с 9 июля 2019 г. - Самарский и Новокуйбышевский, в связи с образованием Тольяттинской епархии. За эти годы, охватившие более четверти века, Православие в регионе во многом вернуло свои позиции, утраченные в атеистическое время. С 1994 г. в Самаре действует Духовная семинария, к старому зданию которой пристроен в 2000 г. новый комплекс зданий с жилыми и учебными помещениями. Духовной жемчужиной Среднего Поволжья стал Свято-Казанский мужской монастырь в селе Винновка. 27 сентября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм Софии Премудрости Божией на набережной Волги областной столицы.

Благодаря заботам Правящего Архиерея в центре исторической Самары возродился Иверский женский монастырь.

15 марта 2012 г. из состава епархии были выделены Отрадненская и Похвистневская епархия, которой поручено управлять новопоставленному Епископу Никифору (Хотееву), одному из ближайших учеников Владыки Сергия. А также Кинельская и Безенчукская епархия, во главе с еще одним его учеником - Епископом Софронием (Баландиным).

4 мая 2017 г. из состава епархии была выделена Сызранская епархия, которой поручено управлять Епископу Сызранскому и Жигулевскому Фоме (Мосолову), прежде бывшему викарием Самарской епархии. Ныне Сызранской кафедрой управляет Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий.

9 июля 2019 г. из состава епархии была выделена Тольяттинская епархия, которой управляет Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор.

Все пять епархий Самарской митрополии находятся в зоне ответственности Правящего митрополита. Решением Священного Синода было принято Положение о митрополиях. На основании этого документа создан Самарский митрополичий округ.

Владыка Сергий сумел наладить диалог со светской исполнительной и законодательной властью всех уровней на благо жителей Самарского края. Неоднократные встречи Правящего архиерея с Губернатором Самарской области Дмитрием Игоревичем Азаровым приносят добрые результаты. Правительство Самарской области оказывало и продолжает оказывать финансовую помощь в реставрации Иверского женского монастыря г. Самары, в возведении Софийского собора г. Самары, образовательного центра «Кириллица» при Кирилло-Мефодиевском соборе г. Самары, храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» г. Новокуйбышевска.

Министерство образования и науки Самарской области и муниципальные органы власти поддерживают Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр», имеющий на территории Самарской области более 70 подразделений и около 20 тысяч воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет.

Митрополит Сергий награжден государственной наградой - орденом Дружбы (2001 г.). Он является Почетным гражданином Самарской области (2011 г.).

Сегодня мы можем свидетельствовать истинность пророческих слов о Самаре великого угодника Божьего Святителя Алексия. Милостию Божией Православие возрождается и укрепляется на Самарской земле.

В статье использованы материалы с официального сайта Самарской епархии.

103
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Комментирование временно отключено.





Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru