Святочный рассказ.
Святочный рассказ.
Каждый день главный дирижер симфонического оркестра в городе Н. начинал с того, что узнавал сводки о количестве заболевших ковидом накануне. Цифры эти - о заболевших, госпитализированных и умерших - все время медленно, но верно росли. И когда-нибудь, думал он, список этот пополнится еще одним именем. И даже представлял, как об этом напишут в интернете. «Госпитализирован Заслуженный артист Н-ской области, дирижер… лауреат…» и т.д. Он знал, что это его не минует. Но вот когда конкретно постучится к нему беда, он того совершенно не представлял. И это его мучило. Зато каждый свой концерт считал он теперь как последним. И выкладывался целиком. Музыканты роптали.
Первым в их оркестре заболел гобоист. Веселый молодой парень с вихром на лбу, только что распределившийся к ним в оркестр из саратовской консы. Поговаривали, что у него поражение легких шестьдесят процентов, и он теперь находится «на аппарате ИВЛ». Никто тогда еще толком не знал, что такое быть на аппарате ИВЛ, и чем это отличается от того, чтобы быть всего лишь «на кислороде», но звучало тревожно. Второй гобоист старался справляться за себя и за того вихрастого парня. Потом заболела пожилая скрипачка, мастер сцены. Написала ему смс-ку: «Увозят. Ковид. Не поминайте лихом». Вскоре она умерла.
Администратор оркестра заболела одной из первых, и вслед за ней заболел весь отдел маркетинга. Даже билетерши сменились, теперь он их уже не узнавал. Однажды маэстро пришел на репетицию и увидел, что среди оркестрантов уже почти половина стульев свободна. Все ему стало понятно. От него скрывали, что многие в оркестре заболели новой непонятной болезнью. Не хотели его расстраивать. Он никому ничего не сказал и как ни в чем не бывало провел репетицию. Только произведения теперь выбирал такие, чтобы с ними могли справиться и не полным составом. В эти дни он кружил над сценой и залом вместе со всполохами свиридовской «Метели». Его длинные наполовину седые волосы развевались в такт порывистым движениям музыканта, а сам он в старомодном фраке казался какой-то большой черной птицей на белом снегу. Его лицо ужасало оркестрантов. Его боялись и не любили. Считали высокомерным. Сплетничали. Но как дирижера ставили высоко.
- Он, наверное, гений, но совсем не талант, - рассуждали о нем оркестранты. - А гениев трудно понять. То ли дело бывший второй дирижер! У него все шло мягко, спокойно. Без этих безумных всплесков эмоций. Вот что значит талант, а не гений!
- Сегодня Маэстро нам не мешал играть, - это было самое большее, что о нем за глаза могли себе позволить сказать музыканты. Все понимали, заменить его некем. В городе больше не было ни одного приличного дирижера. Второй дирижер симфонического оркестра семь лет назад сошел с ума и после «Пиковой дамы» ночью наложил на себя руки на старом городском кладбище. Его сочли нездоровым, он два раза лежал в психбольнице, и потому отпели. Настоятель собора и благочинный лично знал его и, вздохнув, дал благословение на панихиду. «Допелся», - произнес он. Но прозвучало как «допился». И никто толком не понял, что именно благочинный имел в виду.
Маэстро не любил вспоминать о своем ушедшем коллеге. Они ссорились. Один раз в сердцах, после какой-то случайной ссоры второй дирижер написал на него вздорное письмо в министерство культуры. То, в чем он обвинял своего коллегу, а речь шла о раздаче им контрамарок направо и налево, было настолько пустяшным, что он бы охотно простил весь этот несвязный бред своему непутевому помощнику. Но в конце письма была приписка: «А еще он возомнил себя Чайковским и тоже, как и он, боится, что во время концерта у него в исступлении оторвется и полетит в зал восторженная голова. Потому он придерживает голову левой рукой в определенных, самых динамичных частях концерта». Этого уже он простить не смог. Хотя и слышал раньше про такую странную фобию у гения-композитора, который даже отказывался из-за этого страха от дирижирования. Потом полгода два дирижера не разговаривали. Только если по работе. Маэстро считал, что второй дирижер завидует ему и старается занять его место. Но самое худшее было то, что он теперь и правда стал опасаться, что во время концерта голова его сорвется с плеч и покатится по залу… Как этого боялся несчастный Чайковский… Он даже к врачу ходил, советовался. Тот назвал эту фобию «синдромом Чайковского» и прописал успокоительные таблетки. Попробовал успокоить еще и тем, что известную в городе «модель» то и дело охватывал страх, что она умрет прямо на подиуме… А местный политик-оппозиционер на митингах странно притоптывал ногой. Ему всё казалось, что из штанины вдруг выглянет рыжеватый поигрывающий хвостик… Оба чуть-чуть посмеялись над этими причудами известных людей. И правда стало полегче. Но иногда все равно на концертах Маэстро как бы слегка придерживал голову левой рукой.
Когда со вторым дирижером произошла трагедия, корил себя в том, что не смог его полюбить и простить. Теперь вот молился за него. Хотя и благочинный сказал, что за него молиться опасно. Однажды покойный музыкант пришел к нему во сне. Глаза его бегали и были налиты кровью, он не хотел смотреть перед собой и все время отворачивался. И только шептал: «Не вини себя… Не вини… Это я, только я один виноват». И что-то безсвязное бормотал про диагноз «рак» и про «Пиковую даму». После этого Маэстро стал спокойнее спать и за голову на концертах почти что уже не держался. «Разве что иногда, когда на меня никто не смотрит», - говорил он врачу с непонятной усмешкой. Потому что к нему, дирижеру, каждое мгновенье прикованы сотни взоров…
Был он величав, не по годам строен, а когда отпустил седоватую бородку, и правда стал чем-то неуловимо похож на Чайковского. Жена убежала от него с оперным певцом, тенором, гастролером, двенадцать лет назад. «Ладно бы еще убежала от меня - с кем? С тореадором!.. С космонавтом… На худой конец, с крупным бизнесменом. Это бы я еще как-то мог понять. А она - с тенором… Вот этого я не понимаю!» - говорил он близким своим знакомым. Его утешали. А бывшая жена уже давно не жила с тенором и прозябала где-то в Москве администратором в небольшом театре. Как говорили о ней, спивалась. Знакомили его с молодыми красивыми женщинами. Но ни одна из них так и не прижилась в его большой холостяцкой квартире в доме напротив концертного зала.
Оркестр собирался на репетиции каждый день и готовился к новогодним праздничным концертам. В концертном зале ввели жесткие требования по проведению выступлений, в зрительный зал не пускали «лиц старше 65 лет», хотя это и строго не соблюдалось, рассаживали через одного, и все зрители были в масках. Иногда он смотрел со своего дирижерского места в зал, и у него седоватые чуть волнистые волосы едва не становились дыбом: в зале не было теперь ни одного лица. Только маски. Некоторых из постоянной публики он давно знал в лицо, улыбался им в паузах во время концерта, по выражению их растроганных лиц старался понять, хорошо ли прозвучала мелодия. И даже когда истово махал дирижерской палочкой, иногда оглядывался в зал и смотрел на кого-то из своих знакомых. А тут… тут сплошные маски. За них не зацепишься взглядом. Не спросишь без слов, дошла ли до сердца мелодия. Казалось, что и музыка безсильно скользила по маскам, тщетно ища, за кого бы ей зацепиться. И проскальзывала по залу, так никого и не найдя для себя. Понимал он, что это необходимость, что без масок сейчас никак - но рядом с музыкой это его царапало.
А когда директор, молодая женщина, годившаяся по возрасту ему в дочери, строгим административным тоном предложила и ему хотя бы на репетициях надевать маску, а лучше и на концертах тоже, он даже и не спорил. Но так посмотрел на нее, что она отошла от него в некоем смущении.
- Маэстро, вы так на меня зыркнули сейчас… У вас как будто бы глаз глазливый…
Он опять промолчал. А директор больше не требовала от него выступать в маске.
- Ну вот, все как я вам и говорила, - директриса с легкой усмешкой взглянула на него из-под челки, когда они столкнулись в коридоре. - Нас оштрафовали за несоблюдение санитарных норм… Пишите объяснительную.
И чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю, примирительно добавила:
- Такие же объяснительные уже написали руководители народного хора и отдела маркетинга. И замдиректора тоже. А вы - вы наше национальное достояние, вас особенно надо беречь. Вот из министерства и позвонили…
Сказала это она специально так, чтобы было не очень понятно, кто именно национальное достояние - дирижер или весь оркестр.
Маэстро оторопел от такой неожиданности.
- Я-то тут при чем? - наконец, произнес он. - Ко мне какие могут быть претензии? Я свожу с небес музыку в зрительный зал. При чем здесь объяснительная?
- Ну, во-первых, никаких претензий пока что к вам нет. Сводите себе с небес музыку и дальше. Это просто бюрократическая мера, объяснительная записка. Кстати, и про маску нужно написать… А во-вторых, посмотрите вокруг себя. Как говорится, разуйте глаза. У вас уже пол-оркестра переболели ковидом. Первая скрипка умерла еще в самом начале пандемии. А пианист, гобоист, вторая скрипка, флейтист и арфистка все еще на больничном. Это как?
- Напишу, - буркнул он и хотел было дальше мчаться по коридору.
- И еще одно… - директор помолчала, как бы собираясь с силами, прежде чем произнести. - Вы только поймите правильно. Просто вынуждена сказать… Концертов пока что не будет. Приказ такой сверху спустили. Недели три или даже больше. Финита ля комедия… Можете отдыхать, и если бы не эпидемия, я бы вам посоветовала съездить куда-нибудь в санаторий. Глаза у вас какие-то... усталые. Больные. Плохо спите? Переживаете? Займитесь своим здоровьем. А то неровен час…
- Да при чем тут как я сплю? Вы что, в календарь не смотрите? Через три дня же величайший праздник! Рождество!.. Неужели мы не проведем Рождественский концерт? Ведь столько готовились… абонемент… «Метель» Свиридова. Вальс... да такого просто быть не может! Я требую, я протестую!..
Последние его слова прозвучали так жалко, с фальшивым пафосом, что он и сам же первый их устыдился.
- Хоть в прокуратуру пишите. Но ведь не я же ковид придумала! А все вопросы по проведению концертов решаются совсем в других кабинетах. Я только бумаги подписываю. В том числе - на увольнение. А лучше, пока суд да дело, съездите в санаторий. Отдохнуть вам не помешает.
И пошла дальше по длинному-предлинному коридору, клацая молодыми задиристыми каблучками.
Ей было немного жалко дирижера. Она тоже считала его гением. И потому старалась его поменьше трогать.
Маэстро вдруг вспомнил, как на каком-то капустнике второй дирижер незадолго до своей гибели с непонятной грустью рассказал ему и всем, кто сидел тогда за праздничным столом, не то театральный анекдот, не то какую-то просто музыкальную байку. А вот запомнилась же… И с тех пор не идет из памяти.
- В маленьком немецком городке жил маленький немецкий музыкант, - говорил, словно бы мурлыкал, второй дирижер. И сам он при этом походил на какого-то сказочного капельмейстера из книжки Гофмана про кота Мурра. - А еще в том маленьком городке был камерный симфонический оркестрик. И вот каждый день, когда музыкант шел на службу в свой оркестр, он проходил мимо памятника Бетховену, снимал перед ним шляпу, кланялся ему и говорил: «Доброе утро, маэстро!» А вечером, возвращаясь к себе домой, снимал шляпу, кланялся и говорил памятнику: «Добрый вечер, маэстро!» И так изо дня в день, из года в год, всю жизнь. И вот наконец музыкант состарился и перестал справляться с нагрузками в оркестре. Его проводили на пенсию. Чествовали, угощали шампанским, благодарили за многолетний труд. А сами уже между собой прикидывали, кто теперь займет в оркестре его место первой скрипки. И вот после всех этих торжеств он вечером подошел к памятнику Бетховена. Как обычно, снял шляпу, произнес привычную фразу «Добрый вечер, маэстро!» - и запустил в него скрипкой. Скрипка, негромко всхлипнув, тут же разбилась вдребезги о гранит.
- Да-та-да-да-дам… - произнес он на слух из Девятой симфонии Бетховена, «судьба стучится в дверь». И пошел дальше, рыдая.
Все долго молчали. Пауза, как чайка в шторм, зависла над столом. Пока кто-то натужно рассмеялся. «Они хорошие люди, но плохие музыканты», - вспомнилось тогда главному дирижеру.
- Добрый вечер, Маэстро! - приветствовала его вахтер и по совместительству ночной сторож. Она хорошо знала его причуды и потому не слишком-то и удивилась, когда он пришел в концертный зал на ночь глядя. Должно быть, порепетировать. Вахтер тоже, как и все вокруг, считала его гением и потому несколько суеверно побаивалась.
- Чайку не желаете? Мигом организую…
- Ну какой тут чай, - ответил он, грустно улыбнувшись. - «До первой звезды нельзя… Пост, матушка». - Отделался всем известной фразой из запомнившейся давнишней телерекламы: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!..».
- Дак ведь… звезда-то она уже вон она, высоко в небе светит! Я даже отсюда из окошечка на нее любуюсь. Всего одна-одинешенька! Ну так что насчет чайку?
- Не сейчас. Позже если только. В перерыве. А пока что я буду занят. Если кто спросит, скажите, провожу Рождественский концерт. И всех пускайте.
- Так ведь… - но вахтер не решилась закончить фразу. Она тоже знала, что все концерты отменены.
Дирижер быстро прошел сначала в свой кабинет, пробыл там недолго и направился в зал.
«Вот те крест святой! - говорила потом вахтерша, при этом все равно слегка привирая. - Сама видела, как у него на груди… икона Рождества… И вид такой взволнованный, отрешенный».
А Маэстро встал за пульт, оглядел зал, поздоровался с музыкантами. Кивнул первой скрипке. Обратил внимание, что у нее на голове не гармонирующая с праздником черная повязка. «Ну так еще же пост…» - объяснил он и это. Улыбнулся арфистке и флейтисту. Всем своим видом показывая, что очень и очень рад, что они тоже здесь, пришли на праздничный концерт. Потом воскликнул: «А где гобоист? Почему нет гобоиста?» - «Тут я! - отозвался из-за большого изогнутого инструмента вихрастый парнишка. - Можете на меня рассчитывать в эту Святую ночь. Прямо из больницы… отпросился». И негромко добавил так, что не все и расслышали: «С третьей полки…» - «Ну, тогда начнем?» - робко спросил он, шаря по залу глазами, ища второго дирижера. Тот присел за роялем в старинном парике немецкого капельмейстера и в камзоле с галунами. Где-то вдалеке, на галерке, он увидел свою жену. «Совсем не постарела!» - даже и удивился Маэстро.
- Для разгона давайте начнем с «Метели».
- А потом что? - спросил знакомый административный голос из зала. Неужели и директриса тоже пришла на Рождественский концерт? - Мне это надо знать… для отчета…
- Так вот и запишите в отчет: «Слава в Вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». А сейчас «Метель». Потом вторая симфония Рахманинова... А потом… сами услышите… Пока что это тайна.
Зазвучала прекрасная зимняя музыка. Он медленно входил в ритм рождественской метели. Дирижерской палочки сейчас не было в его руке. Иногда он без нее обходился. Но пальцы, длинные дирижерские пальцы вдруг превращались то в лодочку на волне, то в чайку, то в свирель… А то и в тройку, запряженную сказочными лошадьми… «Какая дивная музыка!» - удивился он. Вроде бы это уже и не Свиридов. Так что же тогда звучит? Неужели это… Тут он стал догадываться, что звучит его еще юношеское сочинение, посвященное Рождеству Христову. Тогда он учился в Питерской консерватории одновременно на дирижера и на композитора. То было далекое советское атеистическое время. Какой же тогда был год? 81-й? Скорее уж 83-й. Он тогда показал свой Гимн Рождеству только лишь своему преподавателю. Тот опытным взглядом окинул партитуру, пальцами как по клавишам пару раз провел по столу, словно бы что-то проверяя в мелодии, потом с изумлением посмотрел на своего ученика и… настоятельно посоветовал спрятать и никому никогда не показывать. «А то ведь здесь и у стен есть уши». Выкинут из консы, как шелудивого пса из будки. И не поморщатся. А лучше совсем уничтожить. Так он и сделал. Потом себя много корил за эту минутную слабость. Считал, что все его неудачи - от этого предательства Музыки. И больше музыки он не писал. С той поры как отрезало! Зато стал сильным дирижером. И вдруг эта музыка. И какая прекрасная! Почему она не погибла тогда, почему она звучит в эту Святую ночь? И неужели же это он написал такой прекрасный Гимн «Слава в Вышних Богу»?! Выходит, и у него был талант… А он спустил его в унитаз, предварительно разорвав на мелкие кусочки… от страха… Но откуда же все они знают эту прекрасную мелодию. И почему жена так плачет?
Он слегка придержал свою голову у затылка левой ладонью. Словно бы подправлял прическу. И сам усмехнулся своей маленькой хитрости. «Синдром Чайковского» даже в такую ночь никуда не делся. Второй дирижер ему понимающе улыбнулся, отрывая иронично-просветленный взгляд от клавиш рояля. И даже сам на себе показал, как это делается. Тоже потрогал свою голову в парике. Мол, ничего страшного, старина, со всеми такое случается. А музыка не прекращалась, лилась откуда-то сверху, переполняя души слушателей уже неземным восторгом. Звезда приблизилась к большому праздничному окну и засветила уже так близко... Вот оно, Рождество!..
Его нашли под утро лежащим прямо на сцене. Он смешно раскинул руки, словно бы хотел напоследок обнять всю сцену. Всех людей, кого знал и любил. Над бровью была кровавая ссадина в виде дуги, видно, когда падал, задел лбом об угол пюпитра.
…Вахтер давно растрогалась от такой изумительной музыки, из глаз ее лились слезы. Догадалась включить на телефоне диктофон и записать прекрасную неземную мелодию для фортепиано, скрипки, гобоя, арфы и флейты. И от любопытства, кто же там так прекрасно играет, ведь никто, кроме дирижера, мимо нее не проходил, решила заглянуть в малый концертный зал. Как бы за тем, чтобы принести дирижеру чай.
- Доброе утро, Маэстро, - ласково проговорила она, - с праздником Рождества Христова!
И тут же всплеснула руками, даже выронила чайничек от удивления, когда увидела его ничком лежащим на своем дирижерском месте. В зале больше никого не было. Казалось, он не дышит. Но на лице его застыла улыбка.
Сразу позвонила в скорую. Его имя в городе всем известно, и потому врачи приехали очень быстро.
Когда он ненадолго пришел в себя, уже на больничной койке за красной ковидной зоной, то первым делом попросил у врача телефон. Это было строжайше запрещено в реанимации, но врач посещал его концерты и не смог отказать в просьбе, быть может, в последней просьбе умирающего музыканта. Он потыкался в пульт плохо слушающимися пальцами и уже вскоре прочел то, что хотел найти. В праздник Рождества Христова в городе Н. не заболел ковидом ни один человек. И только госпитализирован и находится в реанимации Заслуженный артист Н-ской области, дирижер симфонического оркестра…» Далее сообщалось, что вахтер записала на магнитофон его последний ночной концерт и теперь оркестр готовится исполнить ранее никому не известное замечательное Рождественское произведение дирижера и композитора…
Он снова провалился в безпамятство. Врачи борются за его жизнь.
Антон Жоголев.
Рисунок Анны Жоголевой.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru