‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Краски Великой Победы

К 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне художник Филипп Москвитин представил онлайн-выставку своих работ.

К 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне художник Филипп Москвитин представил онлайн-выставку своих работ.

Давайте поближе познакомимся с замечательным Православным художником Филиппом Москвитиным. Тем более что «послужной список» у художника весьма внушительный. И это случай сам по себе достаточно уникальный. Ведь в России к талантам никогда не относились бережно. И, наверное, уже можно говорить о «феномене Москвитина». Удачник? Не без этого. Приятный в общении человек, светлый, легкий на подъем. Но главное все же не это. Россия богата талантами, и людей с дарованием ей не занимать. Скорее, здесь дело в том, что свой талант Филипп Александрович Москвитин посвятил Богу, Церкви и Отечеству. Главной темой его работ стало Православие в России, в ее прошлом и настоящем. Словно бы передал любимому ученику свой мольберт, свою кисточку и свой взгляд на историю страны известный художник Илья Глазунов. Сам много потрудившийся и вплотную подошедший к церковной тематике, но по причинам вполне понятным и даже извинительным, связанным с безбожной эпохой, в творчестве так и не переступивший (по самому большому счету) церковный порог. Зато его ученик пошел не скажу что дальше, не стану я этого говорить, да это, наверное, и не так совсем, а скажу по-другому - пошел выше.

Но что два эти имени, Глазунова и Москвитина, как-то между собой связаны - творчески, стилистически, биографически, духовно - для меня очевидно. К чему только подходил, что не успел сделать в свое время Глазунов, сегодня совершает Москвитин.

Филипп Александрович Москвитин родился в 1974 году в Иркутске в семье художника. В 1992 г. окончил Московскую художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. В этом же году поступил в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества (имени Глазунова). В 1998 г. его дипломной работой стал «Портрет митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна». На защите диплома один профессор живописи сказал, что это лучший портрет русского архиерея в XX веке. Продолжил обучение в аспирантуре под руководством профессора Ильи Сергеевича Глазунова. В 2001 г. в мастерской исторической живописи состоялась его защита диплома картиной «Перенесение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского».


«Арест Патриарха Тихона», фрагмент картины.

Филипп Москвитин преподавал иконопись в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Выпускники мастерской Филиппа Москвитина стали признанными иконописцами.

Художник открыл более двадцати персональных выставок в центральных залах России. Его выставки прошли в музее Храма Христа Спасителя в Москве, в Московском отделении Союза художников России, в Государственной Думе РФ, в выставочном зале Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.


Художник Филипп Москвитин
на празднике Ордена Святой Анны. Фото А. Жоголева.

В 2018 г. в 100-летие памяти Святых Царственных Страстотерпцев его персональная выставка «Россия небесная» прошла в Мультимедийном историческом парке «Россия - Моя история. Свердловская область».

Филипп Москвитин награжден Орденом Святой Анны III степени (награда Российского Императорского Дома). Также он награжден серебряной медалью Академии Художеств. Он удостоен Медали Ордена Русской Православной Церкви равноапостольного Святителя Николая, архиепископа Японского, Медали Красноярской епархии Русской Православной Церкви Священномученика Амфилохия, Епископа Красноярского III степени.

Картины художника находятся в собраниях Музея изобразительных искусств Екатеринбурга, Музее Храма Христа Спасителя, в Церковно-археологическом музее Троице-Сергиевой Лавры.

Филипп Москвитин выполнил более четырехсот икон для монастырей и храмов: Троицкого Собора Александро-Невской Лавры, Ниловой пустыни, Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Свято-Тихоновского монастыря в Торопце, Саввино-Сторожевского монастыря, Воскресенского собора в Токио.


Филипп Москвитин. Автопортрет.

Приятно видеть, как русский художник в творчестве шагает «сразу через три ступени». И достигает уже таких высот, которые не всем и мэтрам оказываются по зубам. Некоторые его исторические работы, такие как «Арест Патриарха Тихона», дают своего рода моментальный снимок целой церковной эпохи. Причем снимок этот и исторически достоверный, и весьма точный психологически. Сильны и многие его портреты - здесь бы я выделил портрет писателя Василия Белова, а также известный портрет Митрополита Иоанна (Снычева). Интересен портрет фронтовика, участника Сталинградской битвы - известного духовника Архимандрита Кирилла (Павлова) на фоне цветущей яблони (эту картину вы видите на четвертой странице цветной обложки журнала «Лампада»).

И, конечно же, особенно важны для нас его работы, посвященные Дому Романовых, святой Царской Семье. Получила известность картина, где Царь Николай II запечатлен сразу после вынужденного «отречения», в окне поезда, словно уже везущего его навстречу Уральской голгофе… Здесь мастер рискнул вступить в диалог, а в чем-то даже и в состязание, с историческим документом высшей пробы. Казалось бы, известная фотография Царя, сделанная в феврале-марте 1917 года, уже и так сказала нам все, что должна сказать. На ней нет случайных деталей. Все очень строго, с соблюдением классического единства времени, места и действия. И даже императорские «орлы» на вагоне - лишь уточняющая деталь, подчеркивающая трагизм запечатленного момента. И все основное уже дано нам для понимания в самом облике Государя. Трагически-обреченном, несущем в самом себе неизбывную боль, которую уже не высказать никакими словами. В этой трагедии нет надлома. В ней готовность пройти свой путь до конца…


Портрет Императора Николая II.

Вроде бы и нехитрое это дело, взять фотоснимок и достоверно, с точностью «перенести» его на холст, как бы раскрасить черно-белую фотографию. Эта задача по силам мастерам и более скромного уровня, чем у Филиппа Александровича. Но получилось нечто совсем иное. И художник каким-то волшебством кисти вывел картину из замкнутого пространства личной трагедии Царя на широкое полотно Российской истории. На портрете Москвитина Царь переживает не только личную боль, не только личную драму. В его лице отразилась трагедия даже не только царской Династии, а боль о всей России. В портрете даже ярче выражается внутренний мир Царя, чем на той уникальной фотографии. Царь раскрывает нам свою душу в самый мрачный момент своей жизни. Но при этом возвышается над личной болью. И, лишенный всякой надежды, дает эту надежду нам (а этой надежды на фотографии той и нет совсем!). Надежду на то, что его жертва не будет напрасной. Что Россия, пусть и не так скоро, но все-таки возродится. И в конце концов, как писал святой Царь в одном из своих последних писем, не зло победит зло, а только любовь. Это не мы всматриваемся в Царя на полотне художника Москвитина. Это святой Царь Николай всматривается в каждого из нас, как бы измеряя каждого на очень высоких и очень точных весах Истории и на весах Долга. И если уж можно говорить о своего рода состязании исторической фотографии с исторической живописью, то надо отдать должное Филиппу Москвитину: он достойно выдержал на себе Царский взгляд. И сумел передать его дальше каждому, кто только подойдет к царскому портрету.

Мне кажется, что настоящий художник проверяется («взвешивается») в первую очередь на автопортрете. Каким он видит себя сам и каким несет себя публике? А для Православного художника это испытание вдвойне. Сказано: «не суди», а тут на автопортрете вершится суд над… самим собой. Между художником в жизни и его художественным образом должна быть все равно грань, но вот только какой она будет? Строго ли к себе относится автор или любуется собой? Каким себя видит? И каким хочет, чтобы его увидели другие. В этом отношении автопортрет Москвитина уникален и входит в число его самых лучших полотен. Художник изображает себя даже не совсем таким, каким, быть может, и хотел бы быть. И не таким, каким хотел бы представить себя другим людям. Не свой визиточный образ разворачивает перед зрителем. А изображает себя как раз таким, каким хочет быть в очах Божиих! А это без большой духовной работы над собой, без поста и молитвы не под силу даже и очень большому мастеру живописи. Тут еще нужна помощь Свыше. Некое откровение о самом себе…

Филипп Москвитин наделен от Бога незаурядной исторической интуицией. Для него русская история не что-то вчерашнее, отжившее. Нет, он ей сопереживает, он в ней участвует. Вот и военная тема в его творчестве далеко не случайна. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне он представил целую онлайн-выставку (ее презентацию мы приводим ниже). И самым значимым полотном на ней является «Парад Победы 1945 года» (эта картина представлена на второй странице обложки). История как бы оживает для нас. Событие приближается, наполняется теми первоначальными эмоциями и тем высоким смыслом, который доходит до нас большой и светлой победной волной. А рядом - на вид неброский, но глубокий портрет его деда-фронтовика Василия Андреевича Старцева (на третьей странице обложки журнала). Это не парадный портрет, хотя и дед художника изображен с медалями. А скорее портрет-раздумье над судьбой поколения победителей. Война для художника не что-то далекое. Через своего деда-фронтовика он приблизился к подвигу наших отцов и дедов, которые по историческим меркам не так уж и давно одержали самую великую Победу в мировой истории.

Мне посчастливилось познакомиться с Филиппом Александровичем Москвитиным в особый для меня день. 16 февраля 2016 года, в праздник св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, в столичном храме Илии Пророка в Обыденном переулке состоялось ежегодное торжество кавалеров Ордена Святой Анны. Мне была вручена награда - орден Святой Анны III степени (о награде скажу лишь, что Орден Святой Анны III степени был у генералиссимуса Суворова!). И как же было приятно увидеть в целой рати кавалеров этой высокой награды - художника Москвитина!


Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн.

Чего бы хотелось пожелать художнику: за важностью тем и исторических событий не забывать о главном предназначении художника - искать Божественный свет, разлитый всюду в мире. Чтобы значимость замысла, эпохальность темы не заглушали поиска и человеческой теплоты. Чтобы рука его никогда не «набилась» на высоких темах, а была чувствительна и трепетна, как в самом начале. Но при этом кисть обретала бы все большее мастерство. Для этого посоветовал бы художнику всегда держать у ночника, как настольную, книгу Николая Васильевича Гоголя «Портрет» - лучшее духовное пособие для художников и всех творческих людей любой эпохи.

К нам в Самару, как узнал я об этом только вчера, скоро привезут (в рамках сотрудничества с «Эрмитажем»!) пресловутый «Черный квадрат» Малевича. Наверное, возят эту жуткую черную пустоту для того, чтобы как можно больше людей вглядывались в зияющую бездну ада и при этом расчеловечивались и становились сами частью этой зияющей черной бездны снизу. Жду прибытия этой картины с нездоровым любопытством и с содроганием. Бездна уже не ждет нас, как раньше, она сама стремится приблизиться к тем, кто готов ей отдаться. А еще кем-то точно сказано: если вглядываешься в бездну, то бездна вглядится в тебя...

Лучше бы к нам в Самару приехала выставка Филиппа Москвитина! Уверен, это бы вызвало гораздо больший интерес у публики. А главное, принесло бы зрителям несравнимо большую эстетическую и духовную пользу.

Картины Москвитина живут уже даже и помимо автора. Мы в журнале «Лампада», оказывается, уже публиковали исторические работы художника, не заостряя внимания на их авторе. Как это произошло с его замечательной картиной «Минин и Пожарский». А одну его работу - портрет святого старца Феодора Томского и вовсе поместили на обложке журнала без указания на его авторство, как икону. Причем сделали это неумышленно. А просто не знали, кто автор этого глубокого портрета сибирского старца, в ком многие узнавали Императора Александра Первого Благословенного. Лучшие работы художника стали уже частью нашей общей русской судьбы. И без его картин постижение нами родной истории было бы не полным.

Уже два года я прихожанин недавно построенного самарского Борисоглебского храма, который находится у моего дома. На левой стене внутри небольшой церкви есть замечательная фреска: святые Борис и Глеб на челне плывут по Чудскому озеру на подмогу «сроднику нашему» Александру Невскому. И это видение открылось дозорному - крещеному чухонцу Пелгусию. Есть об этом песня у иеродиакона Романа (Тамберга) с потрясающим и всегда несколько меняющимся в последней строке припевом:

Брат Глеб, вели грести, Отчизна погибает.
На помощь нас зовет измученный народ.
Спеши же, князь, спеши! Страна изнемогает,
И конница врага родные нивы бьет…

Над Невою-рекой заклубился туман,
Предрассветная мгла отступает.
Там за устьем Ижоры стоит шведский стан,
Тускло латы стальные мерцают.

И, не чуя беды, крепко рыцари спят,
Но не спит благоверный Пелгусий.
С удивлением очи чухонца следят,
Как светает над страждущей Русью.

Брат Глеб, вели грести, Отчизна погибает.
На помощь нас зовет измученный народ.
Спеши же, князь, спеши! Над Родиной светает,
И славу для Руси грядущий день несет…

Вот этот вот момент узнавания и изображен на фреске. Воин земной русской рати, Пелгусий вдруг узрел потусторонние грозные лики воинов уже небесных, святых Бориса и Глеба. Они спешат на помощь! Тайное вдруг стало явным, и вдруг открылось ему, что во всех наших великих сражениях, во всех наших горестях и трудах - рядом с нами наши святые…

Так вот, я только недавно узнал, что фреска эта в моем приходском храме списана довольно умело и тонко с картины Филиппа Москвитина «Явление святых князей Бориса и Глеба накануне Невской битвы (2001). Мы приводим ее на первой странице обложки. Так что вот можно, оказывается, и не знать ничего о самом этом замечательном художнике с удивительной русской фамилией - Москвитин, но быть при этом знакомым с его творчеством. А это уже само за себя говорит о многом.

Антон Жоголев.

Прикосновение к подвигу

Слово художника Филиппа Москвитина на открытии онлайн­выставки, посвященной 75­летию Великой Победы.

Здравствуйте, дорогие друзья! Рад приветствовать вас. С Днем Победы, с 75-летием, с этим великим юбилеем. Я представляю сегодня выставку, посвященную великим нашим полководцам, от времен Александра Невского до Маршала Жукова.

Самая главная стена посвящена ветеранам, поскольку мой дед воевал, он ветеран войны. Я писал с натуры его портрет. И представлю его на этой выставке. Когда общаешься со своим дедом и слышишь, как он добровольцем в 16 лет пошел на фронт, как он сражался под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, под Харьковом был ранен, и врачи ампутировали ногу, чтобы не пошла дальше гангрена. И, конечно, прикасаешься к подвигу, переносишь эти события на себя с раннего детства, представляешь - как бы ты повел себя в той ситуации. И, конечно, живой рассказ, живое впечатление накладывают свой отпечаток на самом портрете.

Соцреализм - это было значимое направление в искусстве, но нынешняя эпоха заставляет художника по-другому взглянуть, в свете евангельских заповедей, на тот подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Здесь заповедь Господа о том, что «нет больше той любви, аще кто положит душу за други своя». И то, что мой дед ходил на службы Митрополита Иоанна, то, что родители причащали его в детстве - это не могло не отразиться на его жизненном пути. Он прочел все книги Митрополита Иоанна, очень его уважал.

Портрет его друга Всеволода Андреевича Шубина я написал на фоне гор, потому что он известный геолог, первооткрыватель алмазов в Якутии, он стал потом замминстра геологии и заслуженным геологом РСФСР, а у меня Шубин изображен как ветеран войны в военной форме, которая вся покрыта орденами и медалями. И, как он мне сам говорил, самая главная его награда - это все-таки профессиональная геологическая, а это какой-то небольшой значочек. Рассказывал он, как дошел до Берлина, как потом били японцев. Очень интересный случай рассказал: когда они разбили японцев, вечером шли, прогуливались, смотрели закат, они увидели генерала, сидящего на камне. Подошли к этому генералу и отдали честь, потому что его форма почти не отличалась от той формы, которая была в наших войсках тогда. И он приветствовал их: «Господа офицеры». Они все переглянулись, поняв, что это генерал царского времени, который остался на этой территории, за границей.

Эти живые рассказы, - всё это отражается, когда пишешь портрет не по фотографии, а общаешься с человеком. Это поколение, которое уже ушло, и я успел их портреты написать. И блокадница Татьяна Ивановна, и Брюсова Вера Григорьевна… Те люди, которых застала война, которые прошли эти страдания, которые были истинными христианами, совестливыми честными людьми. На их примерах должно воспитываться новое поколение. Мне особенно дорог пейзаж, где цветущая яблоня, День святого Георгия, День Победы! И, конечно, для меня очень важна картина, где Жуков и Рокоссовский вместе на Красной площади. Я предлагаю смотреть эти картины, и еще раз - с Днем Победы!

179
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru