‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Будем сочетать здравый смысл и веру

Священник и врач Максим Соколов дает советы, как вести себя во время эпидемии коронавируса.

Священник и врач Максим Соколов дает советы, как вести себя во время эпидемии коронавируса.


Священник Максим Соколов.

Иерей Максим Соколов был призван Господом на священническое служение уже имея за плечами диплом Самарского медицинского университета. А также получив опыт работы клиническим психологом в Самарской психиатрической больнице, где проработал пять лет, и еще столько же - ведущим психофизиологом в Локомотивной медицинской службе Куйбышевской железной дороги. И к кому, как не к нему, клирику Кирилло-Мефодиевского собора города Самары, в первую очередь обратиться с вопросами о том, как вести себя верующим во время эпидемии коронавируса. Ведь и медико-психологический опыт у него большой, и священнический опыт тоже уже вполне достаточный. Мы встретились 20 марта в храме, сразу после того как отец Максим отслужил Литургию Преждеосвященных Даров. И разговор начался с вполне ожидаемого вопроса:

- На этой службе в храме вы заметили какие-то перемены в прихожанах, что-то изменилось?

- С прихожанами-то как раз происходят минимальные изменения. Единственное, мне показалось, что сегодня на службе примерно на треть поменьше стало людей, чем на прошлой неделе. Это может быть связано с тем, что нередко близкие и родные не пускают бабушек или просят их в эпидемию не ходить в храм. А то и сами пожилые люди по любви к своим близким не хотят их огорчать и смущать и не ходят в храм, чтобы те за них не переживали и не опасались, что от них заразятся. Но вообще в церковной среде никаких панических настроений нет.

Иногда мне приходится говорить прихожанам: «Дорогие мои, у нас храм очень большой. Всем места хватает, народа не так много, поэтому не теснитесь, вставайте на дистанции друг от друга». Три метра - безопасное расстояние. Ведь в храме так стоять значительно менее опасно, чем, скажем, на остановках или на светофоре на переходе, где собираются и иногда минуту-полторы стоят порой гораздо ближе друг к другу, чем в храме у нас стоят прихожане.

Советую прихожанам в таких случаях убеждать близких языком любви. Не говорить им: я пойду в храм, что бы вы там себе ни думали. Лучше сказать иначе. «Ты же понимаешь, для меня церковь это жизнь, мне без церкви никак нельзя. А дома буду сидеть - только унывать буду, и как бы хуже не было». С любовью объясняйте. Даже советую сфотографировать молящихся в храме и показать родственникам, что люди у нас стоят на расстоянии друг от друга, чтобы те не смущались и не думали, что посещение храма может быть в чем-то опасно.


Инструкция настоятелям приходов, игуменам и игумениям монастырей Русской
Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции


Документ утвержден решением Священного Синода от 17 марта 2020 года.
Относительно Причащения Святых Христовых Таин
1. Имея в виду, что принесение Безкровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела, с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, - преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
2. Преподавать «запивку» только индивидуально - по отдельности каждому причастнику - в одноразовой посуде.
3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.
5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Осторожность не помешает, если в ней нет ничего такого, что подвергает сомнениям самое главное в нашей вере. Из истории Церкви мы знаем, что в эпидемии и Синод, и Архиереи принимали разумные меры предосторожности. Но самое главное всегда было - это сохранить церковную службу, Причащение, сохранить живую веру и упование на Бога.

Православных людей не надо убеждать, что вера нас укрепляет. Но когда говорю с людьми нецерковными, привожу пример: в Европе и в США издано множество монографий и исследований по психогенетике. В них научно доказывается, что люди крепкие в вере и в уповании на Бога болеют реже. Вера положительно влияет на иммунитет. Это многими психологами и врачами доказано. Это и психологически объяснимо, и благодатная помощь Свыше сказывается. И мне кажется, что если человек твердый в вере, то он не будет шататься из одной крайности в другую.

- Что это за крайности?

- Первая крайность - паника и за ней скрывающееся маловерие: «мы все умрем, всё пропало». Это неправда! Эпидемии бывали и гораздо более страшные, и при гораздо более низком уровне медицины и социальной гигиены. Слава Господу, пережили люди очень тяжелые эпидемии, и это не было концом для всех. Как говорит нам Писание, когда будете слушать о всех этих страшных событиях, о «военных слухах», об эпидемиях - не устрашайтесь, не бойтесь.

Другая крайность: «нам всё нипочем». Как раз сегодня на Литургии читались последние зачала Евангелия от Матфея. Как Апостолы говорили? Господи, да мы с Тобой на смерть, да мы с Тобой куда угодно пойдем… Настроение было очень бравое, им казалось и море по колено. А когда пришли испытания, не то что на смерть, а даже пободрствовать не могли в Гефсимании. Таким вот реакциям я тоже психологически не очень доверяю, мол, все это ерунда, это, мол, просто сезонный грипп. Обращаемся к статистике. Сезонный грипп - смертность 0,2 процента. У эпидемии коронавируса смертность по разным источникам разная, но наиболее взвешенная оценка - до 4 процентов. А это все равно в двадцать раз (!) выше, чем при эпидемии гриппа.

И потому так важно держаться того, что в Православии называют царский путь или срединный путь. Где это возможно - лучше применить осторожность, поменьше выходить из дома, сократить круг общения. А уж там, где это необходимо, будем делать нужное, ни на что не оглядываясь и зная, что Господь с нами. Будем посещать церковные службы, причащаться Святых Христовых Таин.

- Как себя готовить к возможным испытаниям?

- Надо выделить для себя наиболее важное. Если захотим есть, мы, конечно, пойдем в магазин. А в парикмахерскую можно и не пойти, отложить до Пасхи. Лучше всего сейчас послужить ближним. Если вдруг раскупили в магазине всю крупу, а у тебя есть две пачки, приди и поделись с соседом, которому не хватило. А вот прийти к соседу просто так поболтать, наверное, не нужно. Максимально ограничьте необязательные выходы.

Если чувствуете слабость и недомогание, рекомендую ослабить пост. Ослабленный иммунитет делает заражение более вероятным. А иммунитет - это еще и полноценное питание. Фрукты, овощи, конечно, источник витаминов. Но если необходимо, можно и рыбу, и молочные продукты, сейчас не до «буквы» устава. Говорю это в основном для пожилых прихожан. Важно до Пасхи дойти здоровыми. А самое важное нам всем оставаться людьми. Сохранять достоинство. Помогать ближним. Не рвать друг у друга пачку гречки или последний рулон туалетной бумаги.

- Почему все так обострилось как раз вокруг туалетной бумаги? Словно и нет ничего важнее.

- Сам удивляюсь. Причем это не только у нас. У меня друзья по всему миру, и вот и в Польше, и в Израиле с туалетной бумагой сейчас та же самая картина. Это какая-то метафора, отражающая настроения современного секулярного мира. Выходит, множество людей думает больше всего о кишке: что съесть и как оправиться.

- Ваша обыденная жизнь в чем-то изменилась из-за эпидемии?

- Вообще-то я человек активный и общительный. Меня приглашают в гости, встречаюсь со многими людьми. Но вот пришлось ограничить круг общения. Сейчас это не так заметно для меня, ведь идет Великий пост и мы должны избегать посиделок с друзьями и выходов «на люди». Но тем не менее даже в постовом режиме стараюсь ограничить встречи.

Мне скоро будет 45 лет, я пока что вхожу в среднюю группу риска по коронавирусу. Но у всех есть близкие и родные старшего поколения. А среди пожилых людей смертность от этого вируса гораздо выше. И важно их не заразить из-за своей неосторожности. Не случайно Господь все это попустил не в какое-то другое время, а в Великий пост. Чем меньше мы ищем развлечений, чем меньше мы передвигаемся, тем больше появляется возможностей погрузиться в жизнь внутреннюю. Это не значит, что теперь вот все разом в духовную жизнь погрузятся, нет, многие погружаются в интернет и во все эти панические слухи. Но Господь создал нас свободными, и нам ли оспаривать этот Божий дар.


Крестный ход против коронавируса недавно прошел в Екатеринбурге.
- Теперь давайте поговорим о мерах предосторожности, которые рекомендованы нашим Священноначалием. Не все священники и прихожане эти меры приняли «на ура».

- Сейчас важно проявлять разумность. Мы, священники, потребляем Святые Дары из Чаши причащения после всех, последними, и делаем это безо всяких сомнений. Знаем, что Господь убережет пастыря хоть в тифозном бараке, хоть в туберкулезном отделении больницы, где угодно, если нам нужно и там нести людям свет Христов. На все Божья воля. И даже если кому-то из пастырей и будет попущено заболеть, то «на всяком месте владычество Его».

Нужно понимать: меры, которые предложил нам Священный Синод, были написаны не столько для тех, кто давно уже ходит в храм и укоренился в вере, но по большей части для «оглашенных», для тех людей, которые только еще вступили в церковную жизнь и могут усомниться, не имеют столь твердой веры. А ведь Христос никого не отвергал, но каждому давал по мере его веры. А еще эти правила для того, чтобы внешние не обвинили Церковь в попустительстве эпидемии. И это тоже могло бы стать для кого-то соблазнительно.

- Сегодня у вас после причащения прихожане целовали Чашу?

- Сегодня - да, целовали. Во-первых, потому что все эти строгие рекомендации были приняты в первую очередь для Москвы и для Подмосковья. Там эпидемическая обстановка гораздо серьезнее и опаснее, чем сегодня в Самаре. Об этом свидетельствует сопоставление числа заразившихся коронавирусной инфекцией в столичном регионе и у нас. Если в Самарской области, не дай Бог, ситуация ухудшится, то и для нас все эти рекомендации сразу станут обязательными.

С собратьями по алтарю, бывает, спорим, есть несогласные, зачем, мол, лжицу после причащения всякий раз протирать. Кто-то в этом видит чуть ли не неуважение к Святым Дарам. Но я всегда привожу такой аргумент. Даже в обычных условиях, без всякой эпидемии, если вдруг вижу, что на лжице остается слюна или еще какие-то выделения, то говорю алтарникам и они лжицу протирают платом (правда, не смачивают в спиртовом растворе, как это рекомендовано при эпидемии). И считаю, что как раз в этом проявляется благоговение перед Святыней. Господь-то, конечно, все покроет Своей милостью, но мы должны проявлять благоговение.

Не случайно в документе Синода приводятся слова Писания: «Не искушай Господа Бога Твоего напрасно». Чтобы панические настроения не ударили по Церкви, чтобы не обвиняли нас в попустительстве коронавирусу, у страха ведь глаза велики, мы должны показать: нас волнует происходящее, мы не игнорируем данные науки. Мы не фанатики и учитываем рекомендации ВОЗ. Все это принимается во внимание. А уж дальше - мы идем своим путем и уповаем на Бога.

Никакого внутреннего противоречия со священнической совестью рекомендации Священного Синода у меня не вызвали. Другое дело, что надо сообразовывать их выполнение с общей эпидемиологической ситуацией. Сейчас наша обстановка не требует столь жестких мер, как в Москве. Ну а сами по себе эти меры вполне оправданны. Есть ли что-то неблагоговейное в том, чтобы запивку подавать в одноразовых стаканчиках? Нет! Это совершенно нормально. Есть ли что-то неправильное в протирании лжицы? Если это происходит в период эпидемии, ничего зазорного в этом не вижу.

- Каким вам видится дальнейшее развитие ситуации с эпидемией коронавируса? К чему нам себя готовить?

- Как говорится, готовься к худшему и уповай на лучшее. Все может быть. Я уповаю на милость Божию и очень надеюсь, что после Пасхи ситуация поменяется к лучшему, эпидемия пойдет на спад. Все мы молимся об этом.

Но есть и тревожные сигналы. Мне пишут знакомые из Бергамо, этот город на севере Италии одним из первых в Европе столкнулся с эпидемией. И вот по их оценкам там уже десятки католических
священников и сотни жителей умерли от заразы. И я как священник осмысляю для себя эту тревожную информацию. И если беда в подобном же масштабе нагрянет к нам, мы должны принять удар во всеоружии. Не бежать от опасности, а оставаться с людьми в тяжелой эпидемиологической обстановке. Считаю, что те католические священники, которые погибли от вируса, потому что зарази-
лись выполняя свой пастырский долг, а не разбежались, не уехали «на страну далече», они совершали дело Христово. Какими бы ни были наши догматические расхождения с католиками, их жертва вызывает у меня глубокое уважение. Думаю, и большинство наших священников мужественно примут такое испытание. Если, конечно, будет попущено.

- Как же сильно изменилось отношение к смерти сегодня!

- Все-таки у верующих сохранилось христианское отношение к смерти. Еще до всего этого вируса очень умилительно проявило себя отношение к смерти наших прихожан. Одна наша прихожанка отошла ко Господу, раба Божия Антонина. Она много лет помогала в храме, ее все хорошо знали. И вот мы с настоятелем протоиереем Сергием Гусельниковым ее отпевали. И потом многие прихожанки ко мне подходили и говорили: «Я хочу так же быть отпетой…» Это было и удивительно, и умилительно. А ведь это было обычное отпевание. Но людей впечатлило, что отпевали в храме, что отпевали священники, которых они знают, и прихожане при этом были. То, что раньше было нормой для всех, сейчас уже воспринимается как особая милость Божия.

А среди мирских людей когда отпеваешь кого-то и начинаешь говорить им после отпевания, что мы все смертны, то многие прячут глаза. Все это знают, но все равно шокированы. Психологи говорят, что травма от потери близкого не только от утраты, но и от жалости к себе, так как смерть близкого человека послужила напоминанием и о собственной смертности. И вот так было отрадно столкнуться с совсем другим отношением к смерти у наших прихожан… Не то что - хотим подольше пожить любой ценой. А - «хотим быть так же отпеты»! Хотим достойно завершить свой земной путь.

- Можно сказать, что вирус - это рычаг в руках темных инфернальных сил?

- Несомненно. Вирус является самым простейшим паразитом. А мы знаем, что паразитизм - верхняя степень потребления без служения. Два пути есть в нашем мире: служение и потребление. К сожалению, в последнее время нам постоянно внушают, что «правильный» человек тот, кто умеет хорошо потреблять. А Церковь, Евангелие утверждают прямо противоположное. И Сам Христос говорит: Я пришел, не чтобы Мне послужили, но чтобы Я послужил (См. Мф. 20: 28). Христианин выбирает служение, а не потребление.

Этот же закон действует и на телесном уровне. Как появляется онкология? Это когда часть клеток начинает только лишь потреблять и ничем не служить организму. От этого образуется опухоль. В чем вред бактерий? Они берут себе, отнимают жизненные силы, потребляют, но не служат организму (кроме тех бактерий в кишечнике, которые полезную функцию выполняют, ну так они и не вызывают болезни, даже наоборот). И как только появляется вирус (а вирус только лишь потребляет ресурсы организма), это уж точно дьявольское явление по смыслу своему, по задумке. Ведь в основе болезней лежит грех, значит, и болезни - дело дьявольское. Но Господь иногда это попускает. И когда люди начинают уж слишком увлекаться потреблением и переходят в обществе на сторону паразитизма, то вполне справедливо, что мы из-за этого становимся более подверженными паразитарным по своей сути биологическим сущностям - вирусам и бактериям. Да, в этом проявляется некая справедливость.

Вот этой эпидемией, а также принятием Священноначалием документов по мерам против эпидемии Господь дает нам возможность поразмыслить над тем, что у нас в церковной жизни главное. Сейчас под угрозой вируса уже как-то не хочется спорить, например, о переводе Богослужения на более понятный современный язык. Как-то не до этого стало. А ведь еще недавно об этом горячо спорили в священнических группах в интернете. Изменения в жизни Церкви происходили на протяжении веков и сейчас происходят. Это и изменения в языке Богослужения, и в том, что, например, со Студийского устава Церковь перешла на Иерусалимский, и многое другое. Но все эти изменения проходили ненасильственно, не «кампанейски», и все эти изменения были связаны с какой-то важной внутренней потребностью Церкви, в том числе и в отношениях с миром. Не нужно спорить о переменах в Церкви без острой необходимости в таких переменах. А вот сейчас нас поставили в такую ситуацию, когда из-за эпидемии или вообще Литургия станет для прихожан недоступной (как это уже случилось в некоторых Поместных Церквях), либо нами будут предприняты какие-то действия, которые смягчат ситуацию, и тогда все же удастся сохранить главное - участие верующих в церковных Таинствах. Вот это на самом деле важно.

Споры сейчас идут очень горячие в интернете. Но не зря ведь Апостол писал о том, что «нужно разномыслие». В этих спорах выкристаллизовывается то главное, чем никто из нас не готов ни при каких обстоятельствах поступиться. А что - лишь только обрамление сути, но не сама суть; быть может, дорогое для нас обрамление, или важное в историческом аспекте, но все же не основа основ. Да, для кого-то непривычно и даже смутительно протирать лжицу после каждого причастия. Но никто же не скажет, что такая вот гигиеническая мера является препятствием прихожанам для соединения со Христом. И становится понятнее, где есть только лишь одежды, украшения, а где есть Сам Христос. Где есть суть нашей веры и нашего Богослужения, а где есть то, что может со временем меняться. И если эти споры ведутся с любовью, во взаимном уважении и в благоговении перед тайной Евхаристии, то тогда в принципе эти рассуждения и изломы даже полезны для Церкви.


Эпидемии для Церкви не новость…

21 августа 1970 года Епископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев, будущий Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, † 2 ноября 1995 г.) обратился ко всем приходам Куйбышевской епархии в связи с эпидемией холеры:
«В связи с тем, что в ряде южных и поволжских городов обнаружены случаи тяжких кишечно-желудочных заболеваний, и учитывая предписания Патриаршего местоблюстителя от 20 августа с.г., о.о. настоятелям и исполнительным органам на период карантина принять следующие меры:
1. Временно прекратить за Всенощным бдением прикладывание к Евангелию и праздничным иконам, а после Божественной Литургии прикладывание к кресту;
2. Освященную воду после водосвятных молебнов раздавать только в персональную посуду молящихся…
4. В городских храмах, ввиду строгого предписания чрезвычайной комиссии, запрещающего причащать из одной лжицы, священникам следует применять древний способ причащения, а именно: раздроблять св. агнец на мелкие частицы, наполнять их небольшими каплями Св. Крови и опускать каждому причастнику в уста не касаясь их. Причащение тяжелобольных и умирающих допускается в домашних условиях.
5. Совершать крещение младенцев только в кипяченой воде».

- Выдержим мы это тяжелое испытание?

- Не сомневаюсь. Конечно, выдержим. С Божьей помощью пройдем все эти трудности. Другое дело - чтобы было поменьше потерь на этом пути. А для этого надо вести себя достойно, сочетать здравый смысл и веру. Ведь это великое благо Православия.

- Дайте практические советы, своего рода инструкцию по выживанию.

- Помните о том, что идет пост. А в пост всегда случаются искушения. Иногда они происходят с каждым из нас по отдельности (я в начале поста обычно болею). А в этот раз нам всем общее испытание предъявлено. Идите царским путем: не берите на себя чрезмерных подвигов, но и не бегите от подвигов вообще. Берите ношу по силам. В плане защиты от вируса не ударяйтесь в панику.

- Если вы увидите своего прихожанина, который суетится в супермаркете, скупает все подряд, что ему скажете?

- Приди кто мне, брат, я тебя накормлю. Суетиться не надо! Господь не оставит. И еда сейчас уж точно не самая большая проблема. Материально мы живем сейчас хорошо.

…Не избегайте посещать храм, но при этом помните о своих ближних. Если кашляете, если дома кто-то болеет, воздержитесь от посещения церкви, чтобы не заражать других.

Призываю на время эпидемии стараться разумно ограничить все выходы в общество. И заботиться о своем иммунитете. Первая здесь забота - это крепкая вера и упование на Бога. Вторая забота - это здоровый образ жизни и витамины. Третья - если чувствуете недомогание или общаетесь с большим количеством людей, то можно ослабить пост, это Церковь всегда допускала в период эпидемий и для больных. Ну и чаще мойте руки, конечно же.

И если будут священноначалием приняты распоряжения по нашей Самарской епархии о средствах санитарной защиты и эпидемической профилактики, то со смирением и пониманием принимайте их как необходимость. Самое главное нам сохранить молитву, Литургию, сохранить твердое упование на Господа.

Подготовил Антон Жоголев.

1341
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
14
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru