‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Выдающаяся и на удивление простая проза…»

Владимиру Крупину присуждена литературная премия имени писателя Валентина Распутина.

Владимиру Крупину присуждена литературная премия имени писателя Валентина Распутина.

Вспоминаю наше недавнее прошлое. И ничего удивительного не вижу в том факте, что сын лесника из вятской глубинки Володя Крупин, закончив сельскую школу, поработав слесарем, грузчиком, попробовав силы в журналистике, в общем, познав жизнь в самых разных ее проявлениях, поступил в один из престижнейших вузов столицы - Московский педагогический институт. Будучи уроженцем северной глубинки, этот юноша смог стать большим русским писателем, известным нашей стране. Поработал на телевидении, в литературно-художественных изданиях… Раньше мы и понятия-то не имели, что это такое - социальный лифт. Однако возможности профессионального роста были, что называется, если не в шаговой, страна-то огромная, так в реальной доступности!

Владимир Крупин - счастливый писатель. Ему не надо выдумывать тему. Родился в гуще жизни, живет полной духовной жизнью, и время подбрасывает ему такие темы, которые выдумать невозможно даже самому изощренному выдумщику. Не зря говорят, что писателем надобно родиться. И тут место рождения, годы детства - не просто география, а нечто такое, что тесно сближает с литературой. Прежде чем приехать на городские асфальты, где даже цветы вырастить сложно, писателю надо с детства познать родной простор, когда утром выбегаешь во двор, где мычит корова, а рядом журчит река, кудахчут куры и голосят петухи, заливисто лает любимая собака и таинственно смотрит лес, приглашая за ягодами-грибами… Надо ощутить вкус родимой речи, слушая сказки бабушек на печи… Из них, из таких воспоминаний золотого детства, и вырастают самые лучшие непридуманные произведения, пополняющие золотой фонд отечественной словесности.

Такое огромное, поистине космическое понятие, как «деревенская проза», немыслимо без золотого запаса сельского детства. И в этом смысле Владимиру Крупину, наверное, повезло больше многих. Он не мелькает по голубым экранам, фамилия его не мельтешит по всевозможным премиальным шорт-листам. Более того: несуетный северянин Крупин в литературных кругах прославился тем, что порой даже отказывается от премий. По нашим временам такое неслыханно. В то время как коллеги стараются втиснуться во всевозможные премиальные списки, за что осуждать никого не будем, потому что все люди, и у всех семьи, дети, Владимир Крупин от предлагаемых ему премий, бывает, отказывается. И это при всем при том, что Владимир Николаевич, как и подавляющее большинство современных русских писателей, живет более чем скромно, если не сказать тяжело. Ведь сегодня издатели почти не платят гонорар за издание книги. За книгу «Босиком по небу» Крупину, к примеру, дали 20 его же книг, а за книгу «Россию спасет святость» гонораром стали 50 авторских экземпляров этой книги. И тем не менее Владимир Крупин проявлял и проявляет твердость в премиальном искушении, очевидно, не желая разменивать творческое писательское первородство на чечевичную премиальную похлебку. Отказался, к примеру, от премии Льва Толстого, считая, что на премию эту ложится нежелательный отсвет, ведь духовные искания великого графа завели его слишком далеко от стези смирения и стяжания православной благодати.


Писатели Владимир Крупин и Валентин Распутин.

В одном из интервью Владимир Николаевич еще и так пояснил свое скептическое отношение к премиям: «Вообще я хочу, чтобы обо мне говорили, когда умру: «Ушел русский писатель», а то когда на похоронах стоишь и слышишь перечисление регалий (лауреат премии такой-то, лауреат другой), чуть ли не забываешь, о ком идет речь…»

И зато большой радостью стало для многих, что сторонящийся премий Владимир Крупин стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По признанию самого Владимира Николаевича, эта премия для него совершенно особая, она очень важна для него как писателя. Ведь эта награда говорит о том, что его творчество лежит в русле православных канонов, приводит читателей к вере в Бога.

И вот буквально на днях стало известно, что Владимир Николаевич Крупин стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Валентина Распутина. Несмотря на очень достойный список писателей, выдвинутых на эту премию, премия Валентина Распутина была присуждена Владимиру Крупину. Думаю, наш великий писатель Валентин Григорьевич Распутин порадовался на небесах такому лауреату! Но меня поразило еще одно. Как сказала мне по телефону жена Владимира Крупина Надежда Леонидовна, «Володя всю премию передает в Фонд строительства памятника писателю Василию Белову в Вологде».

И невольно вспомнилось мне, как задолго-задолго до ухода Распутина из жизни шли мы как-то с Валентином Григорьевичем по Москве от метро Кропоткинская до его дома. Я напросился быть провожатым, надеясь хоть немного разговорить нашего молчаливого классика, так мне было (и осталось!) важно каждое его мнение. Сначала поговорили о семинаре молодых писателей в Чите, где мы много-много десятилетий назад познакомились. Как выяснилось, после того семинара Валентин Григорьевич приезжал в мою родную Читу еще дважды, один раз на фестиваль «Забайкальская осень». Встретиться мы там уже не могли, так как я к тем временам приездов Распутина в Читу уже отправился в свои странствия по России… Как-то само собой получилось, что заговорили мы о Владимире Крупине. И тут, на мою печаль, к дому Распутина подошли. Я уже был почти уверен, что наш разговор о Крупине повиснет в пространстве, останется неоконченным, как вдруг получаю 26 июня 2003 года из Иркутска от Валентина Григорьевича письмо: «…Вы спрашивали меня о Владимире Крупине. При встрече нам не удалось поговорить. Я дружу с Крупиным около 30 лет и не однажды писал о нем. Почитайте хотя бы «Рассказы последнего времени» о Крупине. Сейчас ему стало полегче, потому что 10 лет он не мог издаваться «книгами», а сейчас книги пошли… [Причина тому] история с публикацией в «Нашем современнике» его повести «Сороковой день». Одно время все только и трубили об этой публикации. В чем тут может быть вина Крупина, я не пойму. Он написал повесть и принес ее в журнал Юрию Селезневу, заму Викулова (главного редактора журнала «Наш современник» на тот момент - прим. Э.А.). Повесть понравилась. Викулов побаивался ее. Обратились за отзывами к членам редколлегии Василию Белову и Валентину Распутину. Они поддержали повесть. Скрепя сердце, редактор согласился на публикацию, а потом, когда разразилась гроза, сваливает, и по-своему справедливо, ответственность за публикацию на Селезнева… А ни о каком участии Крупина в том, публиковать или нет повесть, не могло быть речи. Он, как всякий автор, ждал только ответа. И в сущности Сергей Викулов больше должен обижаться на Белова и на меня за наш вкус, а не на автора, безропотно ждавшего решения…»

…Публикация повести вышла шумной, пришлась на ноябрь 1981 года и вызвала скандал в аппарате ЦК КПСС. Ее восприняли как очернительство советской деревни. Особенно возмутили чиновников-партократов пассажи о телевидении, что были в повести. Крупин уже тогда писал, что телевидение выливает в эфир пошлость, кордебалет, а чаще пустоту никому не нужных сведений. То, что сегодня стало едва ли не главной сутью современного российского ТВ - кордебалет бездарных певичек и певцов, тонны никому не нужных сведений, которые «прокисают», не успев прозвучать в эфире… Первым о таких проблемах национального телевидения заговорил Владимир Крупин, за что и был подвергнут партийному остракизму… Вместо того, чтобы прислушаться к совету писателя, тогдашняя партийная верхушка обрушила на него, а заодно и на журнал, посмевший напечатать правду, тонны своего номенклатурного гнева.

Но не будем отвлекаться от нашей темы, а именно - темы творческого созвучия двух наших ведущих русских прозаиков, Распутина и Крупина. Когда в 1985 году у Крупина вышла книга «Дорога домой» с предисловием Распутина, там были такие строки: «…Проза Владимира Крупина это нечто особое в нашей литературе, нечто выдающееся и на удивление простое…»

Ну а что касается моего «открытия Крупина» - им стал рассказ «Полонез Огинского» в журнале «Сельская молодежь» за 1970 год, потом уже была его первая книга «Зерна»… Когда я стал бывать в Москве, в правлении Союза писателей России, там мне посчастливилось познакомиться с Владимиром Николаевичем лично. Постепенно у меня скопилась довольно внушительная библиотека книг Крупина с его дарственными автографами. Памятна мне и наша встреча с Владимиром Николаевичем на празднике «Сияние России» в Иркутске, когда в составе писательской группы ездили на малую родину Валентина Распутина в поселок Усть-Уда. Он похожий на свою прозу - светлую, добрую, воздушную. В такую литературу хочется войти и ей напитаться. Владимир Николаевич в наше время, как никто, дает истосковавшейся по свету душе читателя этот самый свет, в основе которого вера в Бога и любовь к ближнему.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России,
с. Майское Пестравского района Самарской области.

См. также

61
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru