‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Круглый стол с острыми углами

На Православной выставке «Благословенная Самара» обсуждались самые актуальные темы.

На Православной выставке «Благословенная Самара» обсуждались самые актуальные темы.

Каждую Православную выставку «Благословенная Самара» отличает какая-то своя изюминка. В этот раз такой изюминкой были круглые столы, посвященные самым актуальным темам.

Уже на второй день работы выставки в ВК «Экспо-Волга», 15 декабря, прошел круглый стол «Святая праведная Анна и реалии современной биоэтики». И это было не случайно: одной из главных святынь, представленных на выставке, наряду с частицей Ризы Божией Матери была икона святой праведной Анны с частицей мощей праведной матери Пресвятой Богородицы. И к кому, как не к ней, святой Анне, долгие годы страдавшей от безчадия, молитвенно вопрошать: что же делать, когда нет желанного дитятка? Для нее ответ был очевиден: вместе с супругом в слезной молитве испрашивать у Господа дарования чада. И молитва их была услышана, и на закате дней Иоаким и Анна стали родителями долгожданного младенца, будущей Богоматери!..

Но сегодня медицина вторглась в недосягаемые прежде пределы, и - были бы деньги! - семья может попытаться обрести детей с помощью современных технологий. Если есть спрос, будет и предложение…

Об этом - и о других тонких гранях биоэтики - говорили, не сглаживая острых углов, авторитетные самарские священники - настоятель храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского протоиерей Иоанн Мохов, его отец - духовник храма в честь святых Апостолов Петра и Павла архимандрит Нектарий (15 февраля исполнится 40 лет его священнического служения!) и ректор Самарской Духовной семинарии протоиерей Максим Кокарев.

Архимандрит Нектарий в свое время с красным дипломом окончил Уфимский медицинский институт как нейрохирург. Но Господь судил ему стать врачом духовным. Отец пятерых сыновей и трех дочерей, он рассказал интереснейшую историю своей семьи и продолжил:

- Очень важно, чтобы женились люди, хорошо знающие друг друга, не просто брали первого попавшегося. Чтобы смотрели не на внешность, а на душу. И чтобы были две родные души, ни в коем случае не «лебедь, рак и щука», а были бы те духовные основы, на которых будет строиться семейная жизнь. Поэтому при выборе жениха или невесты нужно прежде всего смотреть, какой человек веры. А ведь часто думают иначе. Вот сейчас я ехал с таксистом, он и говорит: «Конечно, хорошо бы моему сыну найти себе православную жену. Ну а если и неверующая будет, не беда, лишь бы они любили друг друга».

Да ведь любовь рождается из духовной общности. Если люди любят Бога, так они будут любить и друг друга. Конечно, все мы разные, у всех свои привычки и свои недостатки. Но Православная вера помогает молодым людям спокойнее воспринимать своих избранников такими, как они есть. И прощать, терпеть, помогать. Вера Православная как цемент скрепляет семью. Поэтому чтобы семья была прочная, надо прежде всего - это основа основ - благословение Церкви, и чтобы семья была Православная.

Отец Максим согласился:

- Да, семья начинается с благословения. Но очень важно и то, что идеал Христианской семьи - верность. Одна семья на всю жизнь. И почти все, создавая семью, мечтают прожить вместе всю жизнь - «только смерть разлучит нас». Но даже и исполненные таких благих намерений зачастую считают, что верность надо хранить поженившись, а до свадьбы надо «нагуляться». Но чтобы у семьи был прочный фундамент, нужно твердое ощущение верности. Верности до брака, верности в браке и верности после брака, во вдовстве. По немощи человеческой допустимо второе замужество во вдовстве, но это не есть идеал. Идеал - хранить верность супругу или супруге, даже если он ушел раньше тебя.

Поэтому когда говорят о так называемых «пробных браках» - мол, поживем с годик-другой, если получится, тогда можно и в ЗАГС, а то и под венец, - это уже изначально лукавство. Некоторым молодым людям высокая планка верности до брака кажется жесткой и неоправданной. Как же, пока молодая кровь бурлит, надо нагуляться! Но всё это нагуливание, встречи и разрывы отношений - этот отрицательный опыт создает тот балласт, который впоследствии очень мешает в семейной жизни. Это только кажется, что память о бурной молодости сама собой «устаканится». Человека, который приобрел опыт греха, с гораздо большей вероятностью потянет «налево». Священное Писание ценит брак, и всё упирается не просто в формальные брачные институты, а в глубокую тайну пола. Господь создал людей мужчинами и женщинами.

Ветхий Завет воспринимает отсутствие в семье детей однозначно как проклятие. Нет детей - значит, ты что-то сильно нагрешил. Или грешны твои предки. Иначе смотрит на семью Новый Завет. В Новом Завете ценно подлинное единство мужчины и женщины, единственный союз, который делает двоих одной плотью здесь, чтобы потом они вместе как единый организм предстали перед Богом там.

У меня есть знакомые священники, у которых по десять детей, и есть совершенно бездетные. Но я не могу сказать, что из-за этого один из них лучше другого. Когда умер мой дед-священник, меня с рук на руки взял на воспитание его лучший друг, протоиерей Олег Булыгин, один из старейших, если не самый старый на сегодняшний день клирик Самары, ему восемьдесят пятый год. У них с матушкой нет и никогда не было детей, они воспитывали племянницу. Отец Олег для меня всегда был идеалом священника. То есть количество детей тоже не показатель. Если для ветхозаветного брака цель - плодиться и размножаться и населять землю, то Христос напоминает фарисеям, что еще во Второй книге Бытия сказано: оставит человек отца и матерь, прилепится к жене, и будут двое одна плоть. Вот это настоящая цель христианского брака: стать двоим одной плотью. Не сегодня с одним, завтра с другим, это никак не укладывается в идеал брака. Понятно, что не все дотягивают до такой высоты, но идеал же никто не отменял.

Двое в Боге становятся единым целым. Если в семье есть еще и дети, - прекрасно, если нет - ну не дал Господь детей, такой крест у этих супругов. И этот крест может стать для них спасительным: если они несут крест безчадия безропотно, доверяя Богу, они могут стяжать Царство Небесное. А кто-то другой стяжал его, воспитывая многих детей.

Протоиерей Иоанн Мохов, многодетный отец, не без иронии спросил:

- Так, может быть, и хорошо - жить без детей? Для себя. Для каких-то иных целей. А без детей, может быть, и спасительно жить?

Архимандрит Нектарий ответил:

- Ведь и в Новом Завете никто не отменял заповедь, которую Господь дал в Ветхом Завете - плодиться и размножаться и населять землю. Это была самая первая заповедь, данная людям. И каждому хочется иметь детей. Но есть разные физиологические условия для рождения детей, и не всегда они есть у супругов. А ведь хочется иметь детей. И что делать? И как некогда святые Иоаким и Анна молились о даровании младенца, так и сегодня многие православные едут «за детьми» в паломничества - например, к преподобному Александру Свирскому. К нему едут даже в совершенно безнадежных случаях. Одни супруги много лет прожили в браке, и у жены была двусторонняя внематочная беременность, у нее справа и слева полностью удалили яичники. Какая тут может быть беременность? И они, потеряв уже все надежды, поехали в паломничество к мощам Александра Свирского. А там им сказали: «Молитесь усердно, и Господь сотворит чудо». Они помолились там, причастились. А вернувшись домой, получили дар от Бога - жена забеременела и родила. И потом у них еще пошли дети.

И в наше время чудеса бывают! Еще одному чуду в другой семье я свидетель. Тоже не было детей уже долгие годы. Они смирились: ну что делать, давай возьмем из детского дома ребенка на воспитание. Взяли. Прошел год - и у них пошли свои дети, как грибы после дождя! И еще своих детей шестерых родили.

Говоря о современных технологиях искусственного оплодотворения, ЭКО, отец Нектарий подчеркнул, что сам по себе этот метод не божественный, человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Но что еще страшно - при таком оплодотворении зачастую получается не один, а сразу несколько эмбрионов. И для того чтобы одного ребенка родить, надо 3-4, а то и больше зачатых младенцев убить!

- Я вам не стану называть фамилию, она очень известная в стране, - продолжил отец Нектарий. - У этого православного человека дочь не могла естественно забеременеть. И она пошла на ЭКО. Но с условием: сколько будет зародышей, столько и оставьте, столько буду рожать. И она родила сразу восемь детей! Но ни одного не позволила убить как лишнего. Уж если ты идешь на ЭКО, то бери всё, что в результате его получишь. Ты у Бога просишь ребенка - так и принимай всё, что Господь даст!

А самое главное - всех своих детей,рожденных или взятых в детском доме, воспитать настоящими людьми, достойными членами Церкви и нашего общества.

Отец Максим Кокарев:

- Желание что-то получить любой ценой ведет нас к вопросу: всегда ли цель оправдывает средства. Вот кому-то втемяшилось, что ему надо детей, а естественным образом родить не получается - и человек готов на всё. В принятых в 2000-м году Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, почему Церковь крайне настороженно относится к ЭКО. Если искусственное оплодотворение влечет за собой уничтожение «лишних» (это очень цинично звучит!) оплодотворенных клеток, это недопустимо для христианина. Недопустимо, если при оплодотворении используется то, что столь же лукаво называется чужим донорским материалом: это означает появление между супругами третьего человека.

Христианство никогда не было против технического развития. Просто биоэтика представляет собой попытку совместить то, что мы можем технически, и осмысление того, оправданно ли это морально.

Да, технически это возможно, созданы уже банки донорского материала. Но у нас есть две позиции важнейшие: это святость человеческой жизни, что не позволяет уничтожать «лишние» эмбрионы, и цельность семьи. Там, где двое становятся одной плотью, использование донорского материала ведет к появлению третьего. Сюда же относится так называемое суррогатное материнство. Когда появляется третья тетенька, которая вынашивает ребенка для семьи. И потом его отдает - или его у нее отбирают. Это отдельная история, про нее написано много! Психологи согласны в том, что суррогатное материнство небезопасно для вынашивающей женщины, ее психика меняется. Как бы ни пыталась она абстрагироваться от растущего в ней «не своего» ребенка, на какой-то неделе развития ребенка в утробе у женщины включается материнский инстинкт и… механизм несдавания! Она переживает тяжелейшую травму! - не все восстанавливаются после такого.

Круглый стол «Святитель Николай Чудотворец и Самара» прошел 19 декабря, в праздник Николая Чудотворца. Работу круглого стола возглавили Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий и министр культуры Самарской области Борис Александрович Илларионов.

Открывая встречу, протоиерей Иоанн Мохов сказал:

- Этот круглый стол проводится в дни остро вставшего перед нами вопроса о сохранении исторической памяти о событии 1956 года. Событие, которое подтверждено свидетелями-очевидцами, долго замалчивалось советской властью, но оно остается в памяти народной и для нас имеет очень большое значение. Святитель Николай действительно коснулся этой земли. Через чудо, можно сказать, с негативом, когда молодая девушка, недовольная тем, что не пришел ее кавалер, схватила с полки икону Святителя Николая и пошла с ней танцевать. Но - встала, окаменев…

Многие верующие считают то место, где происходили события Стояния Зои, святым. И этот дом по улице Чкалова, 84, он тоже важен для нас. Самара страдает от точечных застроек, порой необдуманных, порой выбивающихся из генерального плана. Ныне место, где произошло событие 1956 года, выкуплено застройщиком. Очередной проект, очередные высотки… - это, причем, в исторической части города! Для нас печально, что историческая часть города вдруг оказалась жестко разделена как раз улицей Чкалова и то, что относится к центру, это историческая часть, а территория ближе к улице Полевой, оказывается, не имеет исторической ценности. Очень спорный вопрос! Пять лет назад домик, где произошло Стояние Зои, подвергся пожару. Его потушили. И сегодня вопрос: сохраним мы это наследие или не сохраним? Для наших детей, для потомков история стояния девушки Зои будет ли интересна, будет ли заставлять их одумываться от грехов и идти к Богу? Этот вопрос сегодня встал очень остро. И мы обязаны заявить свою гражданскую православную позицию.

Митрополит Сергий сказал:

- К сожалению, в Самаре за мой период - а это четверть века, немало! - появились непродуманные застройки. И это накладывает какую-то печать безответственности. Как будет выглядеть город? Я всегда говорил на всех уровнях: давайте сохраним историческую часть города, ведь это лицо нашего города, наша история. Размывать память - это значит уничтожать сам народ. Чем народ определяется? - языком, верой, культурой, нашей национальной идентичностью, общей историей. Церковь всегда инициировала важнейшие проекты, пробуждала народную память. И сегодня, когда идет подмена ценностей, с особым чувством вспоминаем мы это чудо - Стояние Зои. Да, я знаю о нем с момента назначения на Самарскую кафедру. Тогда жив был еще Митрополит Иоанн (Снычев), который знал об этом событии из первых уст. В 1956 году Куйбышевской епархией управлял Епископ Иероним (Захаров). Когда произошло это чудо, Епископу позвонили из облисполкома и настойчиво попросили, чтобы он объявил по храмам, будто никакого чуда не было. А Архиерей - он человек мудрый был - говорит: «А вы мне покажите, что там, в этом доме. Я посмотрю, что ничего нет, и тогда объявлю». - «Мы вам перезвоним», - так ответили.Проходит два часа, звонят: «Мы не можем вам показать». - «Ну тогда я ничего объявлять не буду». Это вот реальный факт. Мне еще очень многие говорили о том, что люди собирались у этого дома, и никого не пускали внутрь. Почему не пускали, если ничего там не было?

Мне рассказывал секретарь Куйбышевской епархии Андрей Андреевич Савин, около тридцати лет он был секретарем епархии, он участник Великой Отечественной войны. Он ушел из жизни относительно недавно, уже в очень преклонном возрасте. Он был очевидцем того, как выводили из дома уже ожившую Зою - его как светского человека допустили туда. Масса людей стояла вокруг этого дома. И когда эту девушку выводили, она одно слово говорила: «Кайтесь! Кайтесь!..» И увезли ее, и Зоя после этого исчезла.

А ведь некоторые до сих пор говорят, что никакого чуда вообще не было! Хотят, чтобы не было религиозного чувства у народа, опять чтобы в безпамятство впали, а тогда народ превращается в толпу, которой легко управлять - круши, всё дозволено, - легко соблазнить на грех. Даже явные чудеса Божии, как Стояние Зои, их не убеждают. Но это всё наказуемо. Особенно то, что связано со Святителем Николаем.

Мы должны сохранить память о том чуде, которое у нас совершилось, чтобы это было поучительно для последующих поколений.

Министр культуры Самарской области Борис Александрович Илларионов отметил:

- Обращаясь к преданию о Стоянии Зои, нужно сказать, что это одно из самых примечательных событий в истории земли Самарской. И дом на улице Чкалова должен стать одной из точек притяжения тех людей, которые интересуются историей, которые хотят приобщиться к духовным ценностям, которые хотят понять вообще, что такое - чудо. В ноябре по инициативе депутата Государственной Думы России Александра Евсеевича Хинштейна прошло выездное совещание по вопросам, связанным с домом на улице Чкалова, с участием представителей правительства Самарской области. Был на совещании и застройщик, который является собственником и того участка земли, и расположенных на нем строений. И по результатам этого выездного совещания была достигнута договоренность о том, что дом на улице Чкалова будет сохранен. О том, что в этом месте будет создан - я с очень большой осторожностью говорю «музей», потому что музей - это учреждение, которое соответствует очень четким и строгим критериям с точки зрения нашего музейного законодательства. Я с осторожностью говорю слово «музей», но некое музейное пространство там будет точно. Мы говорили и о том, как организовать это пространство как точку притяжения туристических маршрутов. Надеюсь, что с Божией помощью, с помощью всех нас это будет сделано в самое ближайшее время.

А главе администрации Ленинского района города Самары Елене Юрьевне Бондаренко, присутствовавшей на круглом столе, был задан вопрос из зала: когда же, наконец, начнется работа по сохранению Дома Зои? И Елена Юрьевна ответила:

- Дело в том, что в этом доме прописаны двое сирот, которым должно быть предоставлено жилье. И вот когда они получат жилье, мы сможем заняться оформлением необходимых документов и осуществлением проекта по сохранению этой самарской святыни.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Антона Жоголева.

242
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
16
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru